Почему «сборная» лучше чем «клуб»?
Почему "сборная" лучше чем "клуб"?
Игроки национальной сборной не встретят следующий сезон в майке другого цвета, мило улыбаясь и рассказывая о том, какие шикарные перспективы открываются для них в новой команде.
Полная финансовая зависимость клубов от спонсоров оборачивается краткосрочными контрактами для волейболисток. Никто из руководства клуба не может прогнозировать ситуацую на пару лет вперед: в России клубы зачастую привязаны к крупному заводу или губернатору области. Смена собственника у спонсора или власти в регионе автоматически влечёт для команды катастрофическое урезание бюджета, значит, нет никакой гарантии, что через два года у клуба будут деньги, чтобы оплачивать ранее заключенные контракты.
Если команды не могут предложить игрокам длинных контрактов, значит, девушки будут пересматривать условия каждый год и искать наиболее выгодный вариант (в чём им активно помогают пышно цветущие спортивные агентства). Это, с одной стороны, превращает в адский котёл трансферный рынок (который полностью состоит из «свободных агентов»), с другой, клубы лишаются смысла растить молодых волейболисток. Как только молодая звёздочка проявит себя, её следующим же летом переманят в более богатую команду, а «альма матер» волейболистки останется и без игрока, и без денег.
Моей первой (и, надеюсь, последней) клубной любовью был Краснодар ранней зимой 2011 года. Где сейчас игроки той славной и милой команды? Женю Старцеву сманили «на вырост» в Казань, Елена Ежова оказалась не нужна, когда в Краснодар пришла Векшина; Ана Паула и Рогачева отправились в «Факел» (видимо, не дотягивали до требуемого уровня), Елена Константинова в «Заречье». И за кого мне теперь болеть? За чешку Гавелкову, которую я до сих пор представляю в алых цветах «Ямамай»? За балаковских подруг Щербань и Уралёву? Нет уж, дудки, отныне только сборная.
Богатые клубы - рассадник "особого тренерского подхода".
Оборотной стороной трансферного безумия является особый тренерский подход, который наиболее ярко проявился в столичном «Динамо». В Москве всё в порядке с амбициями и деньгами, но совсем плохо с результатами. Каким же путём бело-голубые идут к успеху? Выгнать доигровщиков (а ещё и тренера!) и купить новых! За три года «Динамо» успели потренировать пять специалистов, и каждый сезон команда начинала с новой парой доигровщиков: Леся Махно и Каро Костагранде в 2010, Ева Янева и Анжелина Грюн в 2011, Марченко и Осмокрович в 2012.
Зачем клубному руководству думать о строительстве команды, развивать игроков, наигрывать схемы? Можно просто купить новых волейболисток, а все неудачи свалить на старого тренера! Подобная схема активно практикуется во всех командах, у которых есть некоторые проблемы с достижением результата: «Экзачибаши», «Рабита», «Азеррейл», Москва и Краснодар. Не все клубы одинаковы, есть белые вороны: «Уралочка», «ВакифБанк», «Ямамай», которые активно ратуют за стабильность и преемственность, но то что в среде клубов мы называем «исключением» и «благодатью» является нормой для сборных.
Положение клуба определяется его бюджетом: клубному тренеру остается плыть в русле течения, стараясь не упасть на дно. От тренеров богатых команд требуют результат прямо здесь и сейчас; середняки и аутсайдеры каждое лето становятся донорами для "богатеев" и наладить планомерную работу так же не могут. У тренера сборной в руках все рычаги для изменения ситуации: Селинджер, Гуидетти, Бонитта – все они одерживали победы, самостоятельно вырастив целое поколение игроков. Путь к успеху со сборной не является быстрым, но он приносит гораздо больше славы, нежели место «распорядителя кошелька» при богатом клубе.
От турниров сборных всегда знаешь, чего ожидать.
На Гран При и коммерческих стартах можно полюбоваться на тренерский поиск и обкатку новичков, настоящие сражения будут осенью на официальных соревнованиях ФИВБ и континентальных турнирах. В чемпионате России может оказаться, что один из лидеров привёз на игру дублёров, другой готовится к Еврокубку, у третьей команды проблемы с финансированием, у четвертой – функциональный спад, потому что «нельзя держать лучшую форму на протяжении пяти месяцев». Еврокубки тоже не являются панацеей: из-за пропасти в уровнях команд жаркой борьбы на площадке едва накапливается на дюжину матчей за полгода, а растянутый групповой раунд провоцирует возить на "потерявшие смысл" матчи резервистов.
Клубный волейбол – это увлечение дяденек с пухлыми бумажниками и прекрасных волейболисток, которым тоже нужно чем-то заниматься зимой и зарабатывать себе на жизнь. Грустно, но такова жизнь и таков профессиональный спорт. Мораль: настоящий волейбол – это волейбол сборных. И сезон сборных стартует совсем скоро.