КМ-2019, матч № 3: Россия — Австралия 2-3. Циферки
Общий счёт матча: Россия — Австралия 2-3 (16-25, 25-22, 28-26, 21-25, 12-15).
Общий расклад по партиям:
Вот я и говорю: не своя игра. Ну где это видано, чтобы сборная России собирала так мало очков на своей подаче. В первом туре против Ирана было 39%, во втором против Канады — 38%, а тут такой провал: 26% — это уровень худших матчей сборной в Лиге наций (против Ирана и Бразилии было 25% и 26% соответственно, но там мы играли вторым составом против сильных соперников в боевом составе на их площадке, а здесь — против Австралии). На фоне такой реализации подачи две выигранных партии — везение: во втором и третьем сетах наши прыгнули выше головы в приёме, но рассчитывать на такое в случае сборной России нельзя. Скачущие от партии к партии цифры приёма — тому подтверждение.
Общий расклад очков:
Особенно характерен последний столбец: там, где австралийцы мало ошибались, мы не могли с ними конкурировать.
Персональный расклад очков:
Диаграммки партий:
В целом по этим диаграммкам видно прежде всего, что наши позволяли австралийцам забивать много первых атак. А это, очевидно, следствие хорошего приёма Австралии, то есть незатрудняющей подачи с нашей стороны. Любопытно ещё, что в каждой из пяти партий австралийцы выиграли доигровку (счёт по длинным розыгрышам: 1-6, 5-6, 5-6, 5-7, 4-5). Пятая партия, как обычно, стала особенной: её многом решили три австралийских подачи навылет, из которых первые две были исполнены в самом начале, в том отрезке, после которого мы получили счёт 1-5, а третья — на матчболе.
Дела на российской подаче:
В этом сезоне подача сборной России часто вызывала нарекания из-за большого числа ошибок, но вот нам пример того, что не в ошибках дело. Вторая партия, выделяющаяся по числу ошибок, стала единственной, которую наши взяли уверенно (в третьем сете всё-таки была игра на балансе), а чистейшая подача в первом и четвёртом сетах не дала ничего. Очевидно, российская подача в этом матче в целом была весьма безобидной.
О подаче персонально:
Австралийцам надо поаплодировать: они прекрасно справились с подачей Вани Яковлева. В двух предыдущих матчах его подача давала ≥50% выигранных розыгрышей (а точнее, суммарно +24–22), а здесь — сами видите. Высокая эффективность подачи Ковалева — возможно, случайный выброс (качество подачи у него на уровне остальных). Как бы то ни было, видно, что наших соперников не смутили ни силовая, ни планеры.
Расклад приёма:
Столбцы с процентом позитивного и отличного приёма взяты из протокола игры, пришедшего из недр сборной (я взял этот протокольчик в телеграм-канале zakusay on-line, за которым вообще стоит следить, он интересен по многим параметрам). "Хороший приём" — это уже моя субъективная оценка. Я бы, кстати, вообще отказался от оценивания доводки (всё-таки здесь нужен профглаз, да и не по телекартинке желательно это делать), но по многим матчам у меня нет официальной информации, поэтому приходится самому. Зато выигранные розыгрыши и первые атаки — здесь мне можно доверять, потому что сами понимаете почему. Отметим, что как обычно, хорошая доводка не даёт нам высокого процента реализации первой атаки. В целом циферки, можно сказать, удовлетворительные (реализация первой атаки оказалась даже чуть выше, чем в выигранных матчах против Ирана и Канады) — собака порылась, конечно, на нашей подаче, а не в приёме.
Индивидуальные показатели приёма:
Драма Андреева: три ошибки приёма у него случились в пятой партии (одна — на матчболе). До тай-брейка он доводил более чем приемлемо. А Карпухов, кстати, совершил 4 ошибки в первой партии, и из восьми розыгрышей с приёма Антона в первом сете наши выиграли всего два. Отметим выдающуюся реализацию первой атаки после приёма Воронкова.
Расклад российской атаки:
В целом эффективность атаки была низкой (в первых двух играх показатель эффективности был 0.36–0.37, и в выигранных партиях за одним странным исключением не опускался ниже 0.34). А в пятой партии бывает что угодно, и достаточно высокая эффективность атаки тоже не гарантирует победы.
Персональные цифры атаки:
Центры атаковали очень хорошо (заметьте: это при Ковалёве, а не при Кобзаре), а края — в целом нехорошо (удачно вышли Семышев — жаль, что он травмировался по ходу 4-й партии, и Подлесных — но Ярославу мало досталось поатаковать, он играл только 5-й сет). Федя Воронков вроде и набрал больше всех очков в атаке, но уж очень много он проиграл первых атак. Поэтому я записал его в худшие атакующие (выделение серым — вот как раз это самое).
Русский пас:
Гранкин вышел в конце 4-й партии и пасовал очень здорово. На фоне Гранкина эффективность передач Ковалева может показаться низкой. Но объективно цифры Ковалева неплохие: эффективность передач Ковалева после приёма на уровне Гранкина первых двух матчей (где-то даже повыше). А почему всё-таки пришлось выпускать Гранкина — становится очевидным, если разложить передачи Ковалева по партиям (передачи Гранкина по партиям нет смысла раскладывать: там был самый-самый кончик 4-го сета и 5-й целиком):
Защита-страховка по партиям:
Это очень низкие показатели. Против Канады в тех же 5 партиях была 21 выигранная атака после защиты или страховки. Австралийцы так уверенно заколачивали свои первые атаки, что в защите нам не дали поднять практически ничего. А всё это идёт, опять же, от слабоватой подачи. Для порядка — индивидуальные циферки:
Расклад блоков:
А вот по блокам цифры на удивление почти совпадающие с противоканадскими. Но очень яркий персональный расклад:
Ваня не превзошёл Куркаева: у того в этом сезоне было 7 блоков в трёх партиях матча против Франции в финале шести VNL. Но всё равно, 7 блоков — это сила. Жаль, что эта сила оказалась не побеждающей.
И всё-таки напоследок — хороший эпизод. Я уж много раз делился своим наблюдением о Феде Воронкове: ему трудно выходить на точечную замену ради единичных действий. Он может хорошо играть и совершать подвиги, если чувствует себя основным. В отчетном матче Воронков был основным — собственно, он с площадки и не уходил — и на тай-брейке исполнил вот чего:
Дело здесь не столько в самой подаче со скоростью 123 км/ч, а в том, в какой момент она была исполнена: счёт 8-10 на тай-брейке — в высшей степени ценный момент для эйса. В Лиге наций Федя не совершал подобного, теперь стали появляться проблески. Но пока что это именно лишь проблески — на следующей подаче, например, Федя ошибся. «На постоянной основе» у нас пока не выходит. Впрочем, Федя и на площадку в составе Зенита-Казани на постоянной основе пока не выходит.
И за Федю тоже беспокойно. Как бы и не просидел он в запасных.