КМ-2019, матч № 1: Россия — Иран 3-1. Циферки
Для многих это будет совсем неинтересно: и состав сборной России на этом турнире был странный, и игра местами сильно унылая, и итоговый результат не вдохновляющий. Но я всё-таки собираюсь обработать все матчи — во-первых, просто для полноты (чтобы уж весь сезон сборной разложился по полочкам), во-вторых — даже в самой скучной игре найдётся что-нибудь поучительное, а иной раз и неожиданное. Например, в первой встрече турнира хорошо подавал Илья Власов — чем не сенсация?
(Что же касается нерадостного впечатления болельщиков от турнира в целом — я призываю помнить, кроме всего прочего, что в нашей сборной почти никто из состава раньше не играл вместе. Только связка Гранкин - Круглов приходит на ум. А ведь это важно. У нас просто не собралась команда из отдельных игроков. На это требуется время.)
В общем, к делу.
Общий счёт матча: Россия — Иран 3-1 (25-21, 25-18, 24-26, 25-22).
Общий расклад по партиям:
Недобрали брейковых очков в третьем сете — получите минус сет. При том что с приёма очки набирались стабильно. Ниже посмотрим подробнее.
Какими инструментами сборная России добывала очки:
Все цифры достаточно спокойные. Если смотреть только на эту табличку, и притом наивным взглядом, может показаться, что с каждой партией наши усиливали подачу. Но нет — эйсы здесь не показатель. Из предыдущей таблички видно, что самыми успешными на своей подаче были у нас первые два сета. А подачу мы ещё разберём отдельно.
Персональный расклад набора очков (расхождения с официальными цифрами небольшие):
Очень приятные циферки у Яковлева. Он у нас оказался главный универсал: больше всех поставил блоков и выполнил эйсов. И три партии подряд набирал очки всеми тремя способами (это, кстати, серьёзное достижение — возможно мирового масштаба ("возможно" — потому что сравнить не с чем: кто такое считал?)). У Подлесных и Воронкова по одной такой партии. Зато Власов — единственный, кто в каждом сете разжился блоком.
Теперь диаграммки.
В первой партии, судя по этой картинке, иранцы сами не разобрались со своей игрой: у них всего 6 забитых первых атак из 19 попыток при том, что суперагрессивной подачи с нашей стороны не было (косвенно об этом свидетельствует ноль эйсов). Наши поставили всего три блока за сет, а иранцы проиграли много атак — значит, они много били в аут (кажется, это иранская фишка: в олимпийской квалификации было то же самое).
Во второй партии иранцы продолжают мучаться с организацией съёма, а наши ещё и сокращают количество собственных ошибок. Результат очевиден.
А вот в третьей партии произошёл неожиданный качественный скачок: вдруг проснулась и заработала иранская атака. Кстати, 13 первых атак за партию сборная России, кажется, не пропускала ещё ни от кого. При детальном рассмотрении в динамике (это в диаграммке не отразишь) оказывается, что сборная России сама посодействовала иранскому возрождению: к середине сета наши получили хорошее преимущество и, видимо, посчитав, что дело сделано, упростили подачу. Ошибаться-то перестали, но после счёта 14-11 у иранцев практически не было затруднений в приёме, а у наших — ни одного брейкового мяча: Маруф с удовольствием раздавал передачи, а его нападающие штамповали первые атаки. Вот вам и ключик к сету. Вообще-то 7 брейковых очков к середине партии позволили бы сборной России взять её очень уверенно, если б на подаче продолжали действовать в том же духе. А вот и мораль: сборной России вредно упрощать подачу и надеяться на съём. Причём это правило, скорее всего, будет работать в любом составе.
Может показаться, что четвёртую партию наши взяли за счёт съёма. Но нет: ниже мы увидим, что как раз съём и не клеился. Помогли доигровки, и три эйса оказались не лишними.
Теперь к табличкам. Как всегда, начинаем с подачи.
В целом подача была на неплохом уровне всю игру. Видно, что высокий процент брейковых очков в первых двух сетах не является следствием опасной подачи — всё-таки это были именно иранские проблемы. О третьей партии здесь уже сказано, её без динамики не поймёшь.
О подаче в лицах:
Что Яковлев хорош — очевидно. Федя Воронков на этом турнире начал наконец нащупывать в составе сборной свою хорошую силовую подачу. Ошибок у него много, но можно заметить, что федины 10 подач, долетевшие до Ирана, принесли 7 брейковых очков — это свидетельствует о том, что подача действительно опасная. А вот Власов отподавал для себя триумфально. По проценту выигранных очков и по полезности подачи он второй в команде. Так вышло не случайно: в этот день планер Власова действительно летел интересно и создавал на той стороне проблемы. Был даже один переходящий мяч. Циферки Круглова вроде и неплохие, но агрессии было маловато с учётом того, что это всё-таки диагональный. Я вообще хочу сказать (и говорю вот), что недостаток агрессии в подаче диагональных (обоих) оттянул вниз результат нашей команды во всём турнире. У Подлесных вышло как-то странно: вроде и два эйса, а больше почти ничего.
О приёме:
Вот прекрасная иллюстрация игры сборной России: качество доводки почти не бьётся с итоговым результатом. Триумфальная доводка в четвёртом сете — и провальный процент первой атаки, зато лучший процент выигранных очков. Худшая доводка во второй партии — и ничего страшного в итоге.
О подаче в лицах:
В первых двух партиях иранцы тщательно избегали подавать в Голубева: он принял всего две подачи. Судя по окончательным цифрам Валентина, иранцы правильно делали. Но, наверное, увидев, что выиграть сет это не помогает. они плюнули на это дело и стали подавать куда попало.
Об атаке — расклад по партиям:
Высокая эффективность атаки помогла выиграть первые две партии — это неудивительно. Куда интереснее то, что огромные проблемы с атакой в четвёртой партии (в первой атаке — полный швах) не помешали взять её. Оказывается, так тоже можно. Помогли подачи и блоки в доигровках.
Об атаке в лицах:
Подлесных в этом матче оказался в роли Волкова: эйсы, слабоватый приём и высокая эффективность в доигровках (и, собственно, много доигровочных атак). С приёма у Гранкина лучше всего получалось с Федей, и это было заметно. Вообще видно, что Гранкин сознательно равномерно загружал крайних нападающих, а с центрами играл осторожно и дозированно, потому что с ними у него ещё не срослось как должно. Низкие показатели Круглова в первой атаке — это в основном та самая четвёртая партия. В конце сета его пришлось заменить на Земченка.
О передачах в целом:
О передачах Гранкина:
Что-то там всё-таки разладилось в четвёртой партии — непонятно что (забавно, что разладилось в первую очередь у нашей единственной исторически сыгранной пары Гранкин - Круглов). Эффективность атак после хорошей доводки — ужас. Но выиграли же партию-то.
Защита-страховка по партиям:
Вчера я смотрел матчи итальянского суперкубка. Пять защитных действий (показатель сборной России за первую партию игры с Ираном) там может случиться в рамках одного розыгрыша. Ну, это так — к вопросу о том, куда можно расти.
Защита-страховка в лицах:
Странная традиция сборной России: диагональные защищаются лучше доигровщиков. И у Михайлова, и у Полетаева обычно высокие цифры. Понаблюдаем ещё за этим.
О российском блоке:
Самой неоднозначной партией стала четвёртая — именно здесь имеет смысл обращать внимание на всякие неосновные показатели. Вот блок, например, в четвёртом сете поработал эффективно. А если посмотреть в лицах:
— то, пожалуй, главным нашим героем матча можно назначить Ваню Яковлева. Разумеется, не только за три блока в решающей партии, а по совокупности.
А за французов я не то что втайне, а и явно буду болеть: нам таких непредсказуемых соперников как сербы, даром не нать.