11 мин.

Тренерство детей в Китае - интервью с тренером из Гонконга

На детском курсе для категории С в Грюнберге (отчет о нем можно прочитать здесь) я встретил одного очень интересного человека. Его зовут Андре Цей, он уже 9 лет живет в Китае и чуть больше года тренирует команду детей до 7 лет, в которой играет его сын. Как он оказался в Германии на курсах, какие отличия китайской системы подготовки тренеров от немецкой и как работают тренеры в Китае - об этом и не только в интервью с Андре (на фото - справа).

 - Андре, насколько я понимаю, ты родом из Германии. Можешь для начала рассказать, как ты оказался в Гонконге?

 - Да, конечно. Я переехал в Гонконг из-за своей профессии - работаю во французской логистической компании Geodis, региональным директором по внедрению тендеров. До Гонконга я работал почти 8 лет в Швейцарии, в Цюрихе. В один момент мой начальник поменял компанию, переехал в Азию и предложил мне работу. Тогда мне было 37, и я подумал, что если я не решусь на переезд сейчас, то скорее всего, не решусь уже никогда. Сначала я прожил в Шанхае около года, и затем компания переместила меня в Гонконг. В общем, в Китае я живу уже 9 лет.

 - Ты говоришь по-китайски?

 - Я работаю только на английском, и мне не нужен мандаринский китайский (прим. - северокитайский язык, распространенный на большей части Северного и Западного Китая). Я немного понимаю язык, но только на очень базовом уровне.

 - Расскажи, как ты пришел к тренерству. Как я понимаю, это твоя вторая работа, помимо основной?

 - Нет, я тренирую на добровольной основе. Моему сыну исполнится 7 в следующем году, он начал играть в футбол и его это дико захватывает. Наверное, он пошел в меня - на протяжении всей своей жизни я любил играть в футбол. Я привел его на тренировку, и после нее представители клуба спросили, хотелось бы мне потренировать команду. Я конечно же согласился, потому что понял, что в то время, когда я готовился к профессиональному футболу, тренерское дело было абсолютно другим, и я бы хотел научиться чему-то новому. В детстве я провел много времени в этой спортивной школе, играл за разные команды сборной Гессена, и когда я увидел, что здесь проводятся курсы на лицензию С, сразу же решил пройти обучение в родных местах.

 - Ты занимался футболом: на какой позиции, как долго и до какого уровня ты доиграл?

 - Всю свою карьеру я играл в нападении, в основном центрального нападающего. К сожалению, мне пришлось рано завершить свою карьеру - я доиграл до 28 лет из-за травмы руки. В юношеском футболе я достиг весьма высокого уровня, играл за молодежные команды франкфуртского Айнтрахта (U16, U17, U18), Оффенбах Кикерс (U15), и как я уже сказал, разные сборные Гессена. Выступления за Айнтрахт были довольно успешными, однажды мы дошли до полуфинала турнира юношеских команд Германии.

 - Извини, что перебиваю: сейчас тебе должно быть около 45 лет, и возможно, ты даже пересекался в Айнтрахте с Юргеном Клоппом?

 - Мне сейчас 47, и по-моему, Юрген старше меня на пару лет. Когда я играл за молодежную команду Айнтрахта, он играл за дубль, если я ничего не путаю (прим. - Клопп играл за вторую команду Айнтрахта в сезоне 1987-88), но да, я помню его. 

 - Очень здорово! Но давай вернемся к твоей карьере. Что ты делал после Айнтрахта?

 - Я вернулся в клуб, с которого начинал - SG Nieder-Roden, в тот момент они играли в региональной лиге (4 дивизион). После пары лет там я переехал в Северную Германию. город Бремерхафен (60 километров на север от Бремена) и играл там в Фербандслиге (6 дивизион), потому что мне приходилось совмещать футбол с учебой в университете. После окончания университета, а я окончил университет по направлению "логистика" и получил степень Diplom (прим. - аналог специалитета в России) мне предложили работу в Швейцарии. Там я не играл в футбол пару лет, но потом стал поигрывать за команду ветеранов, чисто для поддержания формы. А затем случился переезд в Азию и прекратил играть, но до тех пор, пока мой сын не начал интересоваться футболом.

 - Расскажи про группу, которую ты тренируешь.

 - Это большая группа, 50 человек. Мы общаемся только на английском, ведь в Гонконге английский все еще один из двух основных языков. У меня нет никаких проблем в общении с детьми, но даже если кто-то не понимает мой английский, тренеры-коллеги помогают с переводом на китайский. На всю группу у нас 10 тренеров, то есть на одного тренера приходится по 5-6 детей - это достаточно высокая пропорция, поэтому детям уделяется много внимания. Моя команда U7, но это не самый младший возраст, есть еще и U6. В структуре клуба есть команды каждого года -  U6, U7, U8 и так далее.

Реклама 18+

 - Ты можешь выделить основные различия в подготовке тренеров в Германии и Гонконге?

 - Основное отличие - интенсивность программы в Германии. В Гонконге тоже можно выучиться на футбольного тренера и получить первую лицензию Grassroots, но это делается гораздо быстрее - всего за одну неделю. Эту возможность предоставляет футбольная федерация Уэльса. 

Как много тренеров имеют лицензию тренера в твоей группе?

 - Ни одного. В целом, в Гонконге наблюдается та же самая ситуация, что и в Германии - очень много тренеров тренируют команды, не имея оконченного тренерского образования. Возможно, они имеют опыт игры на каком-либо уровне, но у них нет опыта восприятия игры именно со стороны тренера. Даже если ты успешно играл в футбол, это не делает тебя хорошим тренером. Мне кажется, что очень многое изменилось за последние годы, и не только с точки зрения тренировочного процесса, но даже со стороны построения взаимоотношений с детьми: как правильно вести себя с ними, как давать задания и объяснять ошибки, и это очень здорово, что мы обсуждаем эти вещи здесь, на курсе в Грюнберге.

В Китае, как и в Германии, отмирает культура уличного футбола, да и вообще - в Китае у детей есть очень много других, параллельных занятий, помимо футбола. Очень много времени занимает школа - обычно дети учатся до 16:00 и до тренировки у них даже не остается времени сделать домашнюю работу.

 - Обычно тренировки начинаются в 6-7 вечера?

 - Да, всегда примерно в это время. Вообще, в Гонконге очень высок дух соперничества между родителями: они отдают детей в разные секции - будь то спорт, музыка, рисование или еще что-то, ведь они хотят разносторонне развивать своих детей и даже прививают им некий перфекционизм с самого детства.

 - Ты говорил, что ты хочешь сделать следующую лицензию в другой стране. Какие страны ты рассматривал?

 - Я бы хотел попробовать лицензию B в Англии, но было бы удобнее, если бы можно было сделать ее без получения членства в английском клубе.

В принципе, будет здорово получить максимально обширную картину того, как обучают тренеров в разных странах, чтобы узнать как можно больше нового. Да и вообще, нет особо большой разницы, куда лететь из Гонконга - во Франкфурт, Лондон или Манчестер. Мои родители, братья и сестры живут в Гессене, и курсы здесь, конечно, позволяют мне лишний раз увидеться с семьей.

 - Происходит ли у вас общение с тренерами других возрастных групп?

 - Да, конечно. Каждый понедельник у нас собрание тренеров, куда приходит главный тренер и мы обсуждаем, как проводить тренировки. Наш главный тренер - британец, который сделал себе лицензию A в Англии. Вообще, все больше британских тренеров стало работать в Азии, да и английские клубы достаточно активны на этом рынке. Например, Ливерпуль, Арсенал и Челси имеют в Гонконге свои академии, и мы уже играли с ними. Немецкие клубы в этом плане немного отстают, например, у Баварии здесь только свой фаншоп.

 - Расскажи немного подробнее про ФК Гонконг.

 - Главная команда клуба играет в первом дивизионе Гонконга - это второй по значимости турнир (прим. - на момент написания статья команда делит первое место в таблице после 10 туров и имеет игру в запасе). В нем играет 14 команд, победитель выходит в высшую лигу Гонконга, где играет 10 команд. Если говорить про инфраструктуру, то у нашего клуба она достаточно хорошо развита. Мы - один из немногих клубов, у которого есть своя тренировочная база с несколькими полями.

 - Как часто проводятся тренировки у твоей возрастной группы?

 - Мы проводим 2 тренировки в неделю и организуем соревнования на выходных. В команде U7 мы играем товарищеские матчи и участвуем в турнирах, то есть, в целом, дети занимаются футболом 8-10 часов в неделю.

 - Какие у тебя планы на будущее? Хочешь ли ты стать тренером профессионально или будешь заниматься этим, пока твой сын будет играть в футбол?

 - Я бы хотел провести одну возрастную группу с самого начала до уровня U-15, U-16. Пока что это так и выходит - я взял самых маленьких в прошлом году, и хотел бы тренировать их до того момента, когда можно было бы четко увидеть результат своей работы в динамике. Мне кажется, это очень круто.

 - Возвращаясь к специфике китайского футбола, можешь ли ты привести еще несколько примеров отличий (в том числе и культурных), между немецким и китайским футболом? 

 - Мне кажется, что китайцы с огромным энтузиазмом относятся к футболу, так же, как и мы здесь в Германии. Они также очень амбициозны и стараются улучшить игру, даже на детском уровне. У меня сложилось впечатление, что они хотят преуспеть в этом виде спорта и соперничать на равных с европейскими и латиноамериканскими командами. Каждый китайский ребенок, занимающийся футболом, мечтает попасть в европейский клуб и стать профессиональным футболистом, и это возможно. Самый простой пример - Ву Лей из Эспаньола. К тому же, есть большое количество японских и корейских игроков, играющих в топ-чемпионатах.

Реклама 18+

Вообще, такой большой город, как Гонконг, имеет огромный потенциал, ведь в нем живет 9 миллионов человек - а это три населения Хорватии, которая выиграла серебро на прошлом чемпионате мира. По моему мнению, главная проблема - отсутствие квалифицированных тренеров и выработанной системы подготовки молодых талантов. В отличие от Германии, в Китае нет выработанной системы детских соревнований, начиная с самых маленьких возрастов, и если бы это было, то соревновательный дух бы значительно ускорил развитие молодых игроков. Поэтому мне очень нравится философия нашего клуба - мы пытаемся организовать массу товарищеских турниров, чтобы дети понимали, каково это - играть против соперника. Есть огромная разница между игрой против другого клуба, и тренировочным спаррингом с сокомандниками в манишках другого цвета.

 - Это очень интересно, ведь, например, в России зачастую приводится аргумент, что детей с самого раннего возраста затачивают на победу в соревнованиях, в то время как в Германии основной акцент делается на формирование техники и базовых навыков примерно до 11-12 лет, и участие в соревнованиях не так важно.

 - Да, интересно. Вообще, мне кажется, что как тренер, ты должен достичь успехов в обоих компонентах - развивать игрока индивидуально и зарождать дух победителя в ребенке с раннего возраста, и как мне кажется, дети развиваются быстрее во время игры.

 - Тоже верно. Просто в России многие тренеры часто просят других детей играть на самого сильного игрока в команде во время турниров, чтобы побеждать в них. Тогда получается, что большинство детей не учится во время игры, а самый сильный ребенок доходит до определенного уровня, но потом ему становится неинтересно.

 - Конечно, нужно пытаться соблюдать баланс, ведь будучи тренером, ты бы не хотел большого разрыва между игроками в своей команде. Это не всегда может получаться, но в этом и состоит твоя работа как тренера. В этом плане наличие системы, как в Германии - появление пунктов поддержки игроков, где происходят просмотры талантов из разных клубов, и в случае чего, осуществляется переход на уровень выше, значительно помогает развитию ребенка. В Китае сейчас нет единой структурированной системы среди всех команд, и я пытался разобраться, как это работает в зависимости от региона, но, честно говоря, у меня это не особо вышло. Пока что мы всего лишь получаем сообщения от тренеров команд с приглашениями поучаствовать в том или ином турнире.

Реклама 18+

 - Последний вопрос, немного не относящийся к детскому тренерству, но интересующий лично меня - может быть, ты знаешь, как китайские клубы используют данные в своей работе?

 - Честно говоря, я мало что знаю про футбольные данные в принципе, разве что когда-то смотрел статистику матчей в журнале Kicker, но как мне кажется, китайцы не используют данные вообще. Иначе зачем бы они покупали возрастных игроков из Европы на больших зарплатах, возможно, кроме привлечения внимания и маркетинга. Мне кажется, что китайские клубы могут быть достаточно открытыми к использованию данных, чтобы как минимум избежать ошибочных инвестиций, но я уверен, что сейчас этого там не происходит.