10 мин.

Хектор Де Бургойн, участник чемпионата мира 1966 года с тремя паспортами

Один из редких моментов счастья для поклонников сборной Франции на чемпионате мира 1966 (так Франция повела в счете в ключевом матче против Уругвая) и создал его главный герой нашего материала, Эктор Де Бургонь

Эктор де Бургонь- особый случай во французском футболе во многих отношениях. Во-первых, он принадлежит к знатному роду, с бесчисленным списком послов, министров, депутатов, от барона Жан-Франсуа Де Бургонь (1748-1811), посла в Швеции, Дании и Испании, до Пьера-Адольфа Де Бургоня (1797-1879), префекта и депутата город Ньевр.

Как отец нашего футболиста, Филипп-Адольф Де Бургонь (1866-1946) оказался во главе плантаций йерба мате на границе между Аргентиной, Парагваем и Бразилией в 1930-е года? Мы не знаем точно. Что мы знаем, однако, так это то, что Адольфо Де Бургойн опубликовал в 1894 году рассказ о путешествии под названием «Поездка в Парагвай и Миссии». В 1887 году его послали исследовать остатки иезуитских миссий в Парагвае, уничтоженных в XVIII веке португальцами, и он привез в Буэнос-Айрес множество археологических находок.

РОДИЛСЯ В ПОСАДАСЕ, НЕДАЛЕКО ОТ РАЗВАЛИН МИССИЙ ИЕЗУИТОВ

Тем, кто ничего не знает об истории этих миссий, рекомендую посмотреть хороший фильм Ролана Жоффе «Миссия», снятый в интересуемом нас регионе (на кадрах мы видим знаменитые водопады Игуасу), звездами которого являются Роберт де Ниро и Джереми Айронс. Иезуитам было поручено обратить индейцев гуарани в христианство, и они преуспели в этом без насилия. Когда Португалия добилась от папы и Испании уступки этих земель, гуарани помогали иезуитам сопротивляться испано-португальским войскам, пока они не были безжалостно истреблены вместе с ними. Остатки этих миссий всё ещё хорошо видны и сегодня: Сан Игнасио Мини лучше всего сохранился и расположены остатки этой миссии лишь в нескольких километрах от города Посадас, где в 1934 родился Хектор Адольфо Де Бургойн.

Мы можем предполагать, что его отец вернулся, чтобы раскопать руины, и в конце концов поселился в этой провинции, которая по понятным причинам называется Мисьонес, а затем с некоторым опозданием построил дом в приграничном городе Посадас, расположенном на южном берегу реки Парана, напротив Парагвая. Ему было 68 лет, когда у него родился сын, а самому юному Хектору Адольфо было всего 12 лет, когда умер его отец.

Футбол пришел поздно в провинцию Мисьонес, населенную в основном гуарани, расположенную вдали от индустриальных регионов, где было много английских иммигрантов, основывавших первые футбольные клубы (отсюда английское название знаменитого столичного клуба Ривер Плейт). Французских иммигрантов было меньше, чем английских или итальянских, хотя их потомки (часто смешанных браков) по-прежнему составляют сегодня 15% населения Аргентины, а в отдаленной провинции Мисьонес, где в 1932 был основан футбольный клуб ( «Guaraní Antonio Franco»), их и вовсе было несколько.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГУАРАНИ АНТОНИО ФРАНКО НА ЧЕМПИОНАТАХ МИРА

Молодой Хектор Адольфо (матерью которого была уругвайка) в возрасте 14 лет записался в ряды местного клуба и даже сегодня клуб Гуарани Антонио Франко гордится Хектором Де Бургойном, единственным представителем клуба, ныне играющим в лиге четвертого уровня аргентинского футбола, который не только носил майку сборной Аргентины, но даже играл на чемпионате мира, пусть даже в футболке другой страны!

Атлетичный правый вингер с мощным ударом с обеих ног и прекрасной техникой, позволявшей ему забивать с угловых, Хектор Де Бургойн был быстро замечен и приглашен клубом CA Tigre из Виктории, пригорода Буэнос-Айреса. Он сыграет за этот клуб 102 лиговых матча (39 голов) и будет блистать во время одного из самых успешных зарубежных туров СA Tigre под названием «Gira» (проходил с января по март 1956 через семь стран Южной и Центральной Америки, включая Эквадор и Колумбию), когда в 25 матчах было одержано 16 побед и забит 81 мяч. Вплоть до того, что на игрока обратил внимание тренер сборной Аргентины.

ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ АРГЕНТИНСКОЙ ЛЕГЕНДЫ ГИЛЬЕРМО СТАБИЛЕ

Это был не кто иной, как Гильермо Стабиле, лучший снайпер первого Мундиаля 1930, одно время выступавший во Франции за парижский Ред Стар и говоривший по-французски...лучше Де Бургойна! Сначала он дважды проверет его осенью 1956 в двух товарищеских матчах против Уругвая (2-1 и 2-2), прежде чем пригласить в ряды сборной Аргентины для участия в Сopa America 1957, где он дебютировал в матче против Эквадора (3-0) 17-го марта 1957 в Лиме, заменив по ходу игры тогдашнюю звезду аргентинского футбола Ореста Корбатта.

Де Бургонь в СA Tigre

Но он никогда не мог в этой сборной стать игроком основы. Достаточно сказать, что Аргентина имела в своих рядах Омара Сивори, Антонио Анджелилло и Умберто Маскио (все трое потом получат итальянское гражданство и будут интегрированы в сборную Италии!), выдающихся игроков, вместе с которыми Де Бургонь выиграет Кубок Америки 1957.

Этот перформанс привлёк внимание Ривер Плейта, который переманил Де Бургоня в 1957. Он выиграл чемпионский титул Аргентины. Вместе с легендарным Анхелом Лабруна (сыграет на Мундиале-58 в возрасте 40 лет), автором более 300 голов за Ривер, Норберто Менендесом и Элисео Прадо, Де Бургонь выиграл титул чемпионов Аргентины, сыграв 26 игр (11 голов); но Ривер вернул его Тигре на сезон 1958/59, не имея возможности (или не желая) полностью оплатить трансфер и именно туда приехали вербовщики из Ниццы, чтобы заручиться его согласием на новый трансфер.

В ПОИСКАХ ИГРОКОВ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Почему? Слава Де Бургоня не была такой, чтобы за ним охотились вербовщики; но с 1955 французские клубы более не могли приобретать иностраных игроков, мера, введённая директором сборной Франции Полем Николя после фиаско на чемпионате мира 1954. Цель этой меры состояла в том, чтобы способствовать появлению молодых французских игроков на самом высоком уровне, особенно на позиции нападающих, куда клубы, как правило, стремились найти иностраных звезд, чтобы привлечь публику.

Таким образом, вербовщики стремились обойти этот запрет, нацелившись на игроков французского происхождения, которые могут вернуть французский паспорт; это практиковалось в 1930е, когда явились такие игроки, как Дюар, Казенав, Лори или Итурбиде, и это лишь самые известные из них. Де Бургонь был французом по отцу и поэтому предпринять шаги по его натурализации были проще, чем, например, для Комбена или Рамбера, которые имели французских предков более отдаленного происхождения.

Эктор Де Бургонь в Бордо

В футболках Ниццы (1959-63) и Бордо (1963-69) Де Бургонь восхищал своим чувством гола (146 голов в 292 матчах) и замечательной техникой, но без латинского выпендрежа. Но он имел вспыльчивый характер и это едва не сыграло с ним злую шутку: в марте 1961, во время матча на Кубок Франции в Седане, он настолько разозлился на зафиксированный офф-сайд, что ударил ногой бокового рефери, за что был дисквалифицирован на девять месяцев! Он уже подумывал о возвращении в Аргентину, но санкция была смягчена и в сентябре он уже вновь мог играть.

ФИФА ОТКАЗЫВАЕТ В ПРАВЕ ИГРАТЬ ЗА СБОРНУЮ ФРАНЦИИ

Другая причина, по которой его случай примечателен, заключается в том, что после Мигеля Анхела Лори (10 игр за сборную Аргентины и одна игра за сборную Франции), он был последним трехцветным, сыгравшим в своей карьере за две национальные сборные. В 1964 ФИФА запретила выступать за две национальные сборные из-за нарушений, совершаемых итальянцами и испанцами ( Ди Стефано, Кубала, Пушкаш...). Но его привлечение в сборную Франции оказалось дело непростым: Жорж Веррис, селекционер сборной Франции, хотел выставить его в поле уже в декабре 1960, но ФИФА отказало на том основании, что на тот момент де Бургонь не проживал во Франции три года; затем, по апелляции в 1961, ФИФА изменила свое решение и разрешила Де Бургоню выступать за сборную Франции спустя три года после последнего выступления за другую национальную сборную (это было в мае 1957, в матче Аргентины против опять же Уругвая, 0-0)...что теоретически должно было позволить Де Бургоню сыграть за сборную Франции ещё в декабре 1960!

Де Бургонь в футболке сборной Франции

Наконец, он в футболке трехцветных дважды выходит на поле в 1962, против Польши (1-3), а затем - Италии (1-2). Хотя Де Бургонь забьет гол полякам, он исчезнет из сборной Франции. Надо сказать, что он более не был тем пробивным правым вингером, которым был под цветами Гуарани, Тигре или Ривера; ни классическим центрофорвардом, ни барражировавшим по всему полю нападающим, ни плеймейкером. Теперь он был универсальным, гибридным игроком, превосходно игравшим позади ведущего нападающего и отходившим глубоко назад, чтобы получить мяч, а ля Ди Стефано, который не вписывался в схемы Верриса или Анри Герена.

ПРИГЛАШЕННЫЙ НА ЧЕМПИОНАТ МИРА 1966, ОН ВНОВЬ НАХОДИТ УРУГВАЙ

Тем не менее, Де Бургонь спустя четыре года вновь появляется в сборной Франции, благодаря хорошему перформансу в Бордо, занимавшему вторые места в чемпионатах Франции в 1965 и 1966. Атакующая тройка Бордо состояла из импульсивного Куку (17 голов в сезоне 1965/66), Робуши (18 голов) и замечательного Де Бургоня (21 гол), адаптированную под «бетон» испанского тренера Артигаса, оказавшись интересной тренеру сборной Анри Герену, взявшему всю тройку на чемпионат мира 1966 в Англию.

Однако из этой тройки никто в Англии на поле не вышел, за исключением Де Бургоня, которого Герен выпустил на поле против...Уругвая, опять! Он уже трижды играл против него в футболке Альбиселесте и спустя девять лет ему вновь предстояло встетиться с ним, на этот раз на чемпионате мира, в четвертый раз! Его персональная статистика в матчах с Уругваем до этого дня содержала победу и две ничьи, но не имела голов. В Англии вышло поражение (1-2), едва смягченное его голом, проведенным с пенальти, заработанным Эрбе, сбитым уругвайским защитником Манисера при попытке прорваться в штрафную слева. Де Бургонь пробил точно и Мазуркевич, уругвайский вратарь (польского происхождения), хотя и угадал направление удара, прыгнув в правый угол, гол не смог предотвратить.

Де Бургонь с пенальти выводит Францию вперед в матче с Уругваем

По словам Анри Герена, Де Бургонь в этом матче мог забить три гола! И правда, Мазуркевич по ходу матча слелал семь отличных сейвов; но что было очевидно, так это то, что Де Бургонь, отряженный помогать центрофорварду и напоминавший по своей роли плеймейкера, не сочетался с нантским центрофорвардом Гонде, ярким солистом в атаке, и что конструкция нападения была шаткой, в которой каждый исполнял свой номер соло, а в целом зрителям в исполнении команды Герена опять явился задрапированный «бетон» (яркому атакующему игроку Симону тренер получил роль центрохава-волнореза в центре поля). Вина исключительно лежит на Герене, или, точнее, тройке тренеров (тоже неубедительных), которую он сформировал вместе с Люсьеном Жассероном и Робером Домергом.

ЛИШЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ГРАЖДАНСТВА

В 32 года, Де Бургонь больше не не представляет собой будущее и поэтому его карьера в сборной Франции ограничивается этими тремя матчами, украшенными двумя голами, в дополнение к пяти матчам за сборную Аргентины. Другой франко-аргентинец позже выделится ещё больше, это Давид Трезеге, который выиграет чемпионаты Европы и Мира в футболке трехцветных, но... он никогда не одевал майку сборной Аргентины.

Клубную карьеру Де Бургонь завершает выступлениями во втором дивизионе, в сезоне 1969/70, за амбициозный, хотя и эфемерный, проект по возрождению парижского футбола в виде только что созданного Racing Football Club de Paris-Neuilly. После попытки поработать тренером ( (USO Mondeville, 1971-73), он возвращается в Бордо, где управляет баром. Умирает в 1993 в возрасте 58 лет, не без большого разочарования. В октябре 1971французская администрация заметила, что Де Бургонь никогда не исполнял свой воинский долг и лишила его, представлявшего Францию на чемпионате мира, паспорта! К счастью для него, у Эктора оставался уругвайский паспорт (и всё-таки, опять Уругвай!), полученный им из-за гражданства его матери...

P.S. В заголовке имя футболиста я произнес так, как слышал произношение от знакомого мексиканца. Далее произношение его фамилии даю в соответствии с советской футбольной традицией 1960х.