Трибуна
39 мин.

1996 год: первый триумф «ПСЖ» в еврокубках. И последний для Франции

30 апреля 1994 парижане фактически становятся чемпионами Франции. Причастные в клубе к властным решениям однако не посчитали только что завоеванный титул решающим аргументом в оценке сезона. Лейтмотив высказываний прессы о свежеиспеченном чемпионе Франции сводился к следующему: «Жорже создал отличную команду, привил игрокам взаимопонимание и наладил игровые связи. Но его тактические воззрения совершенно не соответствуют игровому потенциалу исполнителей». В итоге, несмотря на то, что в середине сезона португалец продлил было контракт еще на год, до июля 1995, по окончании первенства руководство «ПСЖ» решило досрочно завершить сотрудничество с португальцем.

«ТЕПЕРЬ ВСЕ БУДЕТ ПО ДРУГОМУ!»

Летом 1994 столичный клуб возглавил настоящий парижанин (жил в столице с 18 лет) Луис Фернандес, одна из самых памятных фигур «ПСЖ» 1980х. Его тренерский багаж исчислялся сроком чуть более полтора сезона, но при этом оказался чрезвычайно громким- Луис возглавил вылетевший во второй дивизион скромный Канн и не только вернул команду в высший свет, но и сходу завоевал с ней путевку в еврокубки, став в итоге Лучшим Тренером Первого Дивизиона-1993 по версии France Football.

Фернандес мечтал в своем новом клубе воссоздать ту творческую атмосферу, что была в сборной Франции в середине 1980х, а если быть точнее, в знаменитом Магическом Квадрате: «Необходимо создавать коллектив, в котором каждый обладает своими индивидуальными особенностями, но все говорят на одном языке, коллектив, в котором люди счастливы делать свое дело вместе». Новый наставник говорил, что он разделяет игровые концепции Круиффа: «Он все время что-то изобретает и никогда не боится рисковать. У меня есть свои идеи. Я хочу, чтобы моя команда доставляла удовольствие». И конечно он не забывал о своем опыте в качестве игрока Матра Расинг, проект, в который его владетель вложил огромные деньги, закупил кучу звезд с тренером...Артуром Жорже, но который оказался почти игнорируем парижским зрителем.  Чтобы избежать подобного эффекта, «футболисты должны быть полны энтузиазма и делиться этим энтузиазмом с болельщиками».

Летом 1994 новым тренером «ПСЖ» стал Неистовый Луис

Стиль стилем, но в тем не менее над новым наставником весь сезон как домоклов меч будет висеть необходимость достижения результата, соответствовавшего амбициям новых хозяев клуба. Вообще то главной задачей «ПСЖ» для сезона 1994\95 прокламировался как минимум выход в 1\4 финала лиги чемпионов.Однако в реальности вряд ли кто либо понял адекватность тренера, если бы он не постарался обеспечить команде сохранение чемпионского титула, тем более что главный конкурент парижан, Марсель, был изгнан во второй дивизион. Перед новым сезоном руководство столичного клуба практически не сделало серьезных закупок (была попытка приобрести Стоичкова, но руководство Барселоны в последний момент наложило вето на уже согласованный с игроком переход), но этот состав, по крайней мере на бумаге, никому не уступал по силе среди потенциальных претендентов на чемпионский титул (Нант, Бордо, Осер, Монако).

Старт по разным причинам не удался- после пятого тура команда занимала лишь 15-е место. Но у парижан впереди был дебют в лиге чемпионов и здесь команда выдала рекордный для тех времен результат- 100%-й показатель в групповом турнире (повторив достижение Милана 1992/93), чего ранее не удавалось достичь мощным грандам типа Марсель или Барселона. Открывался турнир встречей с главным соперником по группе- мюнхенской Баварией (Кан, Маттеус, Жоржиньо, Суттер), возглавляемой старым знакомцем, дважды выбивавшем парижан из еврокубков, Джованни Трапаттони. Баварцы начали матч уверенно, смело шли вперед и казалось всем видом демонстрировали, кто из соперников является суперклубом. Но постепенно, к середине первого тайма, парижская полузащита во главе с Вальдо наладила игру и завладела серединой поля, в обороне божественно и безупречно чисто играл Рикардо Гомеш, а в атаке все острее действовали Веа и Жинола.

Это была стильная, уверенная в своих силах команда, которой уже можно было просто эстетически наслаждаться. Нараставшее давление парижан к концу первого тайма привело к закономерному голу. После мастерски поданного Вальдо углового, Рикардо Гомеш пробил головой, а к отскочившему от перекладины мячу первым успел Веа. После перерыва либериец дважды не сумел реализовать прекрасные шансы, но «ПСЖ» Фернандеса уже не было просто командой Веа-Жинолы. На исходе матча, после розыгрыша очередного углового, Браво мастерским ударом с лета закрепил победу. Такого рода дебют несомненно  укрепил уверенность в своих силах талантливой команды: парижане на одном дыхании выиграли все шесть матчей, став самой результативной командой группового турнира. Как следствие, в авторитетном в 1990е рейтинге от IFFHS (Международная футбольная федерация истории и статистики) «ПСЖ» по итогам 1994 назван Лучшим Клубом Мира.

Прекрасная премьера: 14 сентября 1994, первый матч группового турнира лиги чемпионов «ПСЖ»-Бавария (2-0). На 41-й минуте Мистер Джордж вводит в печаль Оливера Кана

Но главное, перемена в стиле, с большей нацеленностью на атаку, с более полным использованием своих сильных сторон. Не имея серьезного пополнения летом 1994, Фернандес постарался найти скрытые резервы в том, чем он располагал. Он стал практиковать смещение акцента атак на правый фланг, где Веа образовал связку с очень активным правым защитником Лясером. Из неэффективного нападающего-скамеечника, находившегося на исходе своей карьеры, тренер сделал приличного уровня опорного хавбека Даниэля Браво, получившего в итоге (в 1996) приглашение из Италии. Фернандес больше доверял футболистам и в отличие от Жорже один неудачный перформанс не являлся гарантией скамейки (расстроганный Веа будет говорить, что «мы теперь, как одна семья»). Именно при нем Франция обрела того Раи, о котором мечтала. Обладатель высокой скоростной техники, тонкого понимания игровой ситуации и комбинационных способностей, он очень неровно провел сезон 1993\94, лишь изредка показывая образцы своего мастерства, мало забивал и даже потерял место в основе сборной Бразилии по ходу последнего чемпионата мира. Летом 1994 циркулировали слухи о том, что нераскрывшийся в Европе футболист переедет в Японию. 29-летнему футболисту по осени пришлось доказывать свое право на место в основе, выходя на замену или меняя кого-либо из травмированных. Раи стал успешно проявлять себя в качестве диспетчера, когда появляясь на поле вместо Вальдо, отходил назад и цепко держал у себя в руках все нити игры. Переломной в его карьере стала игра 14-го тура на выезде против Ниццы (4-0) с двумя голами и организацией голевой атаки.

При Фернандесе Франция наконец то обрела настоящего Раи! На снимке-перехлестывавшие эмоции первых секунд по финальному свистку матча «ПСЖ»- «Барселона»

 Нельзя сказать, что Фернандес, в отличие от Жорже, пренебрегал защитой. Просто она не была самоцелью и сама игра стала как то мобильнее, живее, даже при оборонительной работе. Коллективный отбор начинался сразу за центральной линией, не оставляя сопернику практически ни секунды на размышление. Но отобрав мяч, команда не старалась перепасовкой убить время и усыпить соперника. Тренер требовал от своих подопечных постоянной и высокой скорости для поддержания ритма игры, дриблинг и обводка дозволялись только в случае необходимости. В гостях за удачным отбором немедленно следовали быстрые, резкие и чрезвычайно острые контратаки.

 С целью усиления эффективности атаки, Фернандес  также требовал большего взаимодействия между линиями. При Жорже нападающие Веа и Жинола были практически изолированы от средней линии, располагаясь в непосредственной близости от ворот и рассчитывая в основном друг на друга. Луис стал требовать от Вальдо более активного участия в наступлении- как результат, диспетчер при новом тренере сразу же вдвое повысил свою результативность. Кроме того, полузащита в целом при Фернандесе была более нацелена на атаку, чем при Жорже:  Веа и Жинола стали получать ощутимую поддержку со стороны опорников Герена и Браво. Если же не шла игра у ворот соперника, парижане не стеснялись прибегать к ударам издали.

При Фернандесе Вальдо вдвое увеличил свою результативность : эпизод из матча 27-го тура «ПСЖ»- «Лион» (4-1), в котором хавбек сделал дубль.

«ПСЖ» набирал обороты и в чемпионате Франции, выйдя в ноябре 1994 на 2-е место, превратившись в главного преследователя Нанта. На зимний перерыв разница между ними составляла всего 4 очка, что при только что введенной 3-очковой системе не составляло непреодолимого отрыва. Правда, команде не хватало стабильности как в результатах, так и в обещанной стильности. Медовый месяц в отношениях между тренером и прессой прошел и в один из моментов еженедельник France Football разразился критической статьей под заголовком «Фернандес-не сын ли он Артура Жорже?» Луис ответил разгромом Спартака в лиге чемпионов (4-1). Нужно было видеть скакавшего у бровки, почти не садившегося на скамейку запасных тренера, темпераментно жестикулировавшего и подстегивавшего игроков к новым свершениям. Трибуны чувствовали эту энергетику и в ответ распевали бодрящие песни, еще более разжигая сумасшедший кураж «ПСЖ». Российский очевидец матча писал, что было такое ощущение, словно это не парижане выигрывают и нужно было во что бы то ни стало выцарапать победу. В общем, казалось что после зимнего перерыва борьба за чемпионское звание обострится до предела....

КАТАСТРОФА

В первом матче после зимнего перерыва (в рамках 23-го тура) «ПСЖ» на своем поле принимал своего главного конкурента, Нант. На Парк де Пренсе парижане последний раз проигрывали в декабре 1992, проведя после этого безпроигрышную серию из 39 матчей подряд. В этот раз однако они не просто проиграли, а были жестоко публично унижены с неприличным счетом 0-3. И даже тот факт, что парижане уже в середине первого тайма оказались в меньшинстве (за некачественное исполнение подката удален был Браво),  никак не мог служить оправданием произошедшего. В следующем туре парижане проиграли на выезде Монако (1-2), разрыв с Нантом достиг 10 (!) очков и вопрос о чемпионстве по сути был закрыт. А между тем на дворе был всего лишь январь 1995. Катастрофы такого масштаба никто не ожидал и ее прямым последствием стала серия скандалов внутри команды, едва не разваливших ее как раз в канун очередных матчей лиги чемпионов. Ужас вошел в сердца поклонников парижской команды...

Катастрофа в чемпионате Франции: 11 января 1995, «ПСЖ»- «Нант» (0-3). На снимке: Локо на 35-й минуте посылает первый мяч в ворота парижан

Вначале появились сообщения о конфликте между Фернандесом и Жинола, которого тренер сам в начале сезона назначил капитаном команды. Луис публично обвинил игрока в поражении от Нанта. Тот обиделся и в частных беседах намекнул на желание покинуть команду. По мнению прессы, своя правда у тренера была. Результат? Жинола стал забивать и в трех подряд матчах не уходил с поля без забитого гола. Однако после очередного поражения (в этот раз в Меце), сразу после окончания матча в раздевалке вспыхнул скандал, во время которого новый капитан команды Рош и Бернар Лама («авторитеты») высказали свое недовольство работой Луиса Фернандеса, повторив затем свои слова в разговорах с прессой. Лама договорился до того, что заявил: «Мы проиграли чемпионат еще в августе, когда сыграли первую игру под руководством Фернандеса». Я молчу-сложные, сложные характеры. Тем временем, переживавшая тоже нелегкий сезон Барселона Круиффа возродилась и сократила отставание от Реала до 4–х очков. Казалось парижане сами решили разрушить себя. К счастью, все склоки были оставлены позади, отойдя на второй план в предверии долгожданной лигочемпионской дуэли с Барселоной. Очевидно, что бороться со столь серьезным соперником можно, лишь имея высокий игровой и психологический тонус.

«ОДИН ИЗ САМЫХ СВЕТЛЫХ ВЕЧЕРОВ НА ПАРК ДЕ ПРЕНС НА ВСЕ ВРЕМЕНА!»

Итак, 1-го марта 1995 «ПСЖ»  вышел на Камп Ноу с задачей выдержать тест перед лицом 115-тысячной публики. Все конечно знали что Фернандес восхищается «мистером» Круиффом. И теперь «ученик» мечтал догнать мастера в его тактической мудрости, в управлении командой, в удовольствии, доставляемом зрителям. В 2013 Венсан Герен так вспоминал о предматчевых настроениях парижан: «Мы, конечно, опасались этой команды! Даже если Барселона и не доминировала тогда, как сегодня, мы не должны забывать, что она выиграла Кубок чемпионов в 1992 году и сыграла в финале в 1994 году. В ее составе было много игроков сборной. Но мы были уверены в своих силах. У нас был опыт игр в группе лиги чемпионов. В двух четвертьфиналах, в Кубке УЕФА и Кубке кубков, мы дважды выбивали Реал. Все это нам очень помогло ». Столкнувшись со стареющей Dream Team Кумана, Бакеро и Стоичкова, но все еще конкурентоспособной, парижанам удалось вырвать драгоценную ничью на выезде (1-1). «ПСЖ» понадобилось всего лишь 6 минут, чтобы сравнять счет. Гости играли с таким запасом уверенности, что в оставшиеся полчаса продолжали играть скорее из любви к искусству и, по большему счету, из кожи вон не лезли, чтобы вырвать победу, отложив дело до ответного поединка в Париже.

1 марта 1995, Барселона, Камп Ноу. Веа сравнивает счет

Двухнедельный промежуток между играми был заполнен напряженной работой. 19 лет спустя Жозе Кобос, вспоминая о поединках с Барселоной, воздаст должное тренерскому штабу парижан: «Что сделало нас победителями в то время, так это подготовка. С точностью до сантиметра мы знали, что нам нужно делать, это была работа Луиса Фернандеса, Жоэля Батса и Набамтинга Токо. У нас было много сессий, мы знали, что, чтобы победить их, мы должны были быть готовы на все 100%. Мы сделали много видео и моделировали игру в поле». Среди всего прочего, Фернандес создал на поле пары, отрабатывавшие взаимодействие до автоматизма. В частности, Кобос (правый защитник) играл в паре с Браво, распологавшимся впереди: «Мы знали, что нашу зону никто не должен проходить». По указанию тренеров, в зоне, куда шел мяч, обязательно должен находиться хотя бы один игрок. В ответном матче не мог играть дисквалифицированный Рош и вместо него Фернандес перевел в защиту опытного Ле Гуэна. В нападении в свою очередь  к Веа и Жинола добавлен Рай, несомненно долженствующий прибавить огня французской атаке. Сумасшедшая атмосфера на трибунах, перед стартовым свистком по стадиону звучит заводящий музыкальный фрагмент из Стены Пинк Флойда: «...Нам не нужно никакого образования...». Париж более не желал быть учеником!

К чести подопечных Круиффа, их игра в ответной встрече была гораздо более организованной и зрелищной, чем две недели назад. Свою роль сыграл ввод в состав выздоровевшего Хаджи. Румын придал солидность игре Барселоны в середине поля, за счет чего долгое время гости уверенно контролировали ход матча и нередко создавали угрозы тылам «ПСЖ». Парижане не изменили себе и показали, возможно, свою самую авантюрную игру в сезоне, в итоге чего получился один из самых блистательных поединков сезона. Но в этом матче на стороне Барселоны выступала еще и фортуна. Четырежды в первом тайме хозяева обстучали каркас ворот гостей (дважды Жинола, Раи и Веа). Острый прострел Стоичкова еще более наэлектризовал публику Парк де Пренса. Однако после перерыва каталонский капитан Бакеро ввел стадион в состояние онемения, открыв счет головой после розыгрыша штрафного удара (навес  Кумана). Когда же на 67-й минуте парижане в пятый (!) раз попали в каркас (и третий раз в этом матче-Жинола), отчаяние начало меня охватывать. Парижане однако не сломлены. По словам Кобоса, он и его товарищи «никогда не сомневались, даже при счете 1-0 в пользу Барселоны. У нас были опытные игроки с Раи, Веа, Жинола, Вальдо...У нас не было сомнений. Мы только пытались соблюдать указания и знали, что пройдем их». А тем временем Луис Фернандес, возможно, делает решающий тактический ход в этой дуэли, дав Ле Гуэну указание вернуться из обороны в полузащиту, в результате чего парижане стали лучше держать мяч. Неслучайно угловой удар, позволивший Раю сравнять счет, стал результатом рикошета после удара Ле Гуэна, который вернулся в хорошо знакомую ему игровую зону.

«Парк де Пренс», 15 марта 1995, 83-я минута. Венсан Герен наносит решающий удар матча и спустя мгновение мяч окажется в воротах «Барселоны»

Круифф тоже не стоял, просто засунув руки в карманы плаща. Ведя в счете, с квалификацией в полуфинал не за горами, он усилил свою полузащиту, добавив Хосе Мари за счет Бегиристайна. Но Луис настоял на своем, оголив защиту и попросив Поля Ле Гуена остаться в центре. Между тем травма Хаджи подрывает атакующий потенциал гостей и Круифф предпочел осторожность, выпустив защитника Абелардо. Едва вступив в игру, Абелардо лишь наблюдает, как после подачи Ле Гуэна Раи ударом головы буквально катапультировал мяч в ворота Бускетса!  Пошла 73-я минута. Незадолго до этого события Фернандес планировал пойти в ва-банк и ввести нападающего Нума вместо оборонца, перейдя в игру на формальных два защитника. Но теперь Луис решил не рушить найденный баланс. А спустя десять минут Герен застает врасплох голкипера каталонцев: получив мяч от Вальдо, он продвигается вперед и, увидев возникшее пространство между голкипером и правой штангой, метров с 20 попробовал удачу. Удар не был мощным, но вышел ювелирным, в притирку со штангой- голкипер не сумел достать катящийся в угол мяч

15 марта 1995, Парк де Пренс, 83-я минута. Парижане повели в счете. Канонический снимок ликующего Венсана Герена, Лучшего Футболиста Франции-1995.

«Ах, я думаю, что какое-то время я буду ассоциироваться с этим голом», – много лет спустя во время интервью улыбался Венсан Герен. «Это был невероятный момент. Он ошеломил меня, это трудно описать. Когда я снова вижу повтор, я говорю себе, что я сошел с ума {смеется}!»  На кромке поля Луис Фернандес и Жоэль Батс бросаются друг к другу в объятия, словно впервые за много лет вновь встретившиеся братья. Парк де Пренс в экстазе. Ликующие товарищи по команде не щадят страдающего от сильного ушиба Герена (во время одного из стыков Бакеро едва не сломал ему ключицу): « Я заканчивал матч с сильной болью, товарищи по команде не должны были на меня набрасываться в конце матча». В оставшееся время скорее французы могли увеличить разрыв в счете, чем Барселона спасти матч. Уже на 91-й минуте Веа послал мяч в...штангу. Правда, если бы попал, то гол бы отменили из-за офф-сайда. Тем не менее, парижане установили уникальное достижение- шесть (!) попаданий в каркас в матче столь высокого уровня. Наконец, финальный свисток и безмерная радость захлестнула Парк де Пренс! Впрочем, как вспоминает Жозе Кобос: «Мы были счастливы, но тогда я не оценил победу до конца потому, что был на моральном и физическом износе. Я так много отдал».

15 марта 1995, незабываемые кадры магии на Парк де Пренсе

ФИНИШ СЕЗОНА В ВИДЕ НАДЕЖДЫ НА БУДУЩЕЕ

Может ли этот вышеупомянутый износ объяснить, что после подвига против Барселоны «ПСЖ» в полуфинале не смог пробить бастионы действующего победителя лиги чемпионов Милана (0: 1, 0: 2)? Думаю, это сыграло свою роль, как и класс Милана, показавшего не слишком зрелищный, но в высшей степени организованный и солидный футбол. Ключевым стал первый матч, на Парк де Пренсе, где команда Фабио Капелло сыграла почти идеально. При внешнем преимуществе хозяев в первом матче, парижским атакам не хватало изобретательности, чтобы пробить итальянскую многоэшелонированную мобильную оборону (голкипер Росси проводил шестой международный матч всухую). Возможно сказалось и то, что Фернандес в Париже не решился выставить вместе Раи и Вальдо. А еще...

Незадолго до матча руководство Милана в лице своего президента Сильвио Берлускони распространяет в прессе сообщения о своем интересе в подписании контракта с Веа и даже успевает вступить в личные переговоры ! Насколько такой интерес мог повлиять на мотивацию игрока? Справедливости ради скажу, что один хороший момент Веа имел (замечу, за оба матча!), но блестяще сыграл тогда голкипер. Да и миланские оборонцы- еще те специалисты по «хищникам». Правдой однако будет и то, что спустя три месяца Джордж переоденется таки в миланскую форму. Так или иначе, но «сбитый с толку» Веа в парижском матче предстанет бледной тенью самого себя, а в Милане и вовсе тенью своей бледной тени... Но я написал «почти идеально». Потому как парижане тем не менее старались как могли и ближе к концу матча согнули миланскую пружину почти до предела. И где то за четверть часа до финального свистка казалось настала заслуженная кульминация столь обильно пропитанных потом французских усилий- Жинола сумел переиграть своих опекунов и нанести прицельный удар в верхний угол ворот. Увы, опять перекладина сыграла за соперника. А уже в добавленное время миланцы нанесли смертельный выпад в виде безупречного удара Бобана. Так миланцы язвительно демонстрируют, что отличает их от парижан. Они умеют использовать свой последний шанс. Это был ключевой эпизод всего противостояния. Только собственная небрежность могла итальянцам на своем поле помешать их выходу в финал.Такой поблажки Фабио Капелло не допустил...

5 апреля 1995, первый полуфинал лиги чемпионов «ПСЖ»-Милан (0-1): парижане так и не смогли пробить массированную оборону миланцев

В чемпионате Франции «ПСЖ» не то что не сумел догнать набравший крейсерский ход Нант, но даже пропустил вперед себя еще и Лион, хотя в личной встрече разгромил ткачей со счетом 4-1. Ставка была сделана на лигу чемпионов и при неудаче в ней- на попадание в другие еврокубки следующего сезона. Для начала Луис Фернандес в мае 1995 выиграл свой первый титул с «ПСЖ»- Кубок Лиги. Это титул, о котором болельщики часто с презрением говорят в настоящем, но впоследствии с удовольствием плюсуют к остальным достижениям того или иного тренера. А спустя 10 дней парижане выиграли и Кубок Франции. Противостоявший им Страсбур пытался изобразить из себя а-ля-Милан, но ему попросту не хватило класса и точный удар Поля Ле Гуена решил исход поединка. Выиграв на финише сезона два трофея, команда Луиса Фернандеса сделала впечатление от сезона более оптимистичным, несмотря на провалы в противостояниях с Нантом и Миланом. Более открытый футбол, который стал прививать Фернандес, известный боец по натуре, был попросту и более рискован. Главная задача сезона, поставленная руководством клуба, была выполнена. Неудача в одном шаге от финала лиги чемпионов были отнесена к проблемам роста. Молодой тренер получил бесценный еврокубковый опыт тактики и стратегии в дуэлях с настоящими Мастерами своего дела. Команда обрела свой привлекательный стиль, способный приносить результат. Его лишь следовало отшлифовать. Поклонники команды с оптимизмом смотрели в будущее...

13 мая 1995, финал Кубка Франции, «ПСЖ»- «Страсбур» (1-0). Только что Поль Ле Гуэн послал победный мяч в ворота эльзасцев

ПЕРЕФОРМАТИРОВАННЫЙ «ПСЖ»

С окончанием сезона 1994\95 в истории команды была перевернута целая страница- клуб покидает сразу ряд ключевых футболистов «ПСЖ» 1990х. В клубной кассе французских команд по-прежнему недостаточно средств для того, чтобы содержать по-настоящему (по-марсельски?) звездный состав – тем более, при активном интересе со стороны иностранных клубов-толстосумов. «Мистер Джордж» на пике славы (по итогам 1995-го года он получит Золотой Мяч) едет в Италию, в Милан. Жинола уезжает в Англию (Ньюкасл). Впрочем, сам форвард скажет прессе, что «это Фернандес заставил меня уйти». Рикардо и Вальдо отъехали в Португалию (Бенфика). Чтобы залатать полученные бреши, руководство «ПСЖ» провело неплохую трансферную кампанию. Из итальянского Кальяри прибыл талантливый, таранного типа, панамский форвард  Делли Вальдес (28 лет), в свое время дважды признанный Лучшим футболистом Уругвая.

В Париже он призван заменить самого Веа. Самое поразительное, что центрофорвард по кличке «Панагол» по средней результативности во Франции в период выступлений за «ПСЖ» превзошел «Мистера Джорджа». Однако панамец и рядом не стоял с Веа в самых важных для клуба играх- еврокубковых.  В Нанте был приобретен лучший снайпер прошлого сезона 25-летний Патрис Локо, взвращенный в знаменитом местном учебном центре, ориентировавшем своих питомцев на «красивый футбол» по-нантски. Визитной карточкой форварда стал мяч, забитый им в  сезоне 1994\95 на Ля Божуар в ворота...»ПСЖ». Тогда, в ходе стремительной атаки на ворота соперника, Патрис, сыграв в стенку с Рейналем Педросом, ворвался в штрафную парижан и пробил мимо Бернара Ламы. Особый шик был в том, что мяч по ходу комбинации ни разу не опустился на землю. Гол-красавец, за который и в Бразилии не стыдно было бы показаться.

Восполнить Патрис должен был потерю Жинола. В Лионе приобретен 24-летний центральный защитник Бруно Н’Готти, для залатания возникшей бреши из-за ухода Рикардо Гомеша. Чернокожий игрок с впечатляющим телосложением, он получил прозвище «Черный Куман» за свой тяжелый и точный удар по мячу. В середине 1990х он числился одним из лучших защитников Лиги, дебютировал в сборной Франции вместе с Зиданом и Тюрамом и многие предсказывали ему блестящее будущее. Увы, свой потенциал Н’Готти реализовать не сумеет (хотя со временем и окажется в Милане), но летом 1995 об этом еще никто не догадывался. Вернулся после годичного отсутствия универсал Лоран Фурнье.

Юри Джоркаефф – гений, позволивший Луису Фернандесу создать в сезоне-95\96 Команду Своей Мечты

Но главное, в Монако приобретен 27-летний игрок атаки Юри Джоркаефф, новая Мессия французского футбола. Игрок, сравниваемый по своим талантам с самим Мишелем Платини. Футболист отменной физической готовности, буквально бразильской техники, великолепного дриблинга и уникального видения поля, но при всех задатках художника не гнушавшийся участия в «черновой» работе. Игрок, с трудом помещаемый в жесткие тактические схемы, он помимо бомбардирских способностей  был настоящим стратегом, тонко чувствовавшим игру и мгновенно улавливающим расположение и перемещения партнеров и соперников.  А потому практически в любом эпизоде в его распоряжении всегда имелось несколько вариантов, от паса на любую дистанцию, внезапной смены направления атаки, умения при необходимости подержать мяч и до самостоятельного выхода на ударную позицию, несмотря на численное превосходство оборонявшихся.

У меня до сих пор мороз по коже, когда вспоминаю 16-е августа 1995. Тогда, в отборочном матче против Польши, новая сборная Франции Эме Жаке заглянула в пропасть, едва не рухнув в ряды маргиналов. Поляки долгое время вели в счете и трибуны Парк де Пренс уже готовились переживать новую трагедию, вспоминая о роковом ударе Костадинова в печальном памяти матче с болгарами осени 1993 . Казалось история повторяется. Однако когда до финального свистка оставалось чуть более шести минут, Джоркаефф, выпущенный на замену лишь 16 минут назад, вернул к жизни уже агонизировавший стадион, с недавних пор ставший для него родным. Мяч, крученым ударом пущенный им со штрафного, перелетел через стенку и приземлился в дальнем углу ворот. В этот раз польский голкипер, до этого отразивший с десяток опасных ударов, оказался бессилен. Именно появление Юри в Париже позволило нивеллировать кумулятивный эффект кадровых потерь столичного клуба летом 1995. Президент «ПСЖ» в канун старта нового сезона с удовлетворением заметил в прессе, что «сегодня во Франции нет ни одного тренера, который находился бы в таком прекрасном положении, как Луис». По опросу читателей еженедельника France Football «ПСЖ» был признан главным претендентом на чемпионское звание в сезоне 1995\96, набрав 29% голосов. Его ближайшим конкурентом виделось «Монако» (23% голосов).

На старте новый «ПСЖ» обыграл со счетом 2-1 своего главного предполагаемого конкурента, Монако. После 5-го тура парижане ожидаемо возглавили турнирную таблицу. Впрочем, в сентябре 1995 столичный клуб настиг и предсказываемый прессой спад- слишком спешная адаптация в команду такого количества новичков при потере признанных лидеров в каждой линии не могла пройти без последствий. После 13-го тура парижане откатились на 4-е место, отставая от лидера на 6 очков. В лидерах оказались не всеми ожидаемые конкуренты, но стабильные середняки из лотарингского Меца- пророческий знак будущего признанных фаворитов сезона-95\96.

2 ноября 1995, ответный матч 1\8 Кубка Кубков «Селтик» – «ПСЖ» (0-3). Локо в этом матче сделал дубль

Парижане приходили в себя примерно месяц и разгром лидера на его поле (3-0) стал верным знаком выздоровления клуба. Команда эффектно обеспечила себе путевку в весеннюю часть Кубка кубков, унизив в Глазго шотландский Селтик с тем же счетом 3-0. Команда быстро набрала просто крейсерскую скорость и первый круг выиграла с отрывом в семь очков от Осера, ближайшего преследователя парижан. На десерт «ПСЖ» в декабре 1995 надругался над действующим чемпионом Нантом, растерзав его со счетом 5-0 (!).

В последние два сезона победители первого круга становились в итоге чемпионом. Игровое превосходство парижан над остальными соперниками было в тот момент таковым, что относительно интриги в борьбе за чемпионскую корону французская пресса задавалась лишь одним вопросом: «Есть ли вообще конкуренты у лидера?». Бесспорно, в конце 1995 «ПСЖ» пожалуй демонстрировал лучшие с эстетической точки зрения образцы французского футбола 1990х. Кто-то может свысока глядеть на эти достижения столичной команды 28-летней давности, имея ввиду фантастические показатели в атаке и обороне «ПСЖ» 2010х. Нисколько не умаляя эти достижения, нужно однако помнить, что средний уровень Лиги 2010х был намного ниже среднего уровня Лиги середины 1990х, хотя исход лучших кадров в топ-лиги Европы начался еще до эффекта Босмана.

«Великий, привлекательный и эффектный»- так озаглавила французская газета Экип отчет о матче 21-го тура «ПСЖ»-Нант (5-0). В те дни вопрос о чемпионстве сезона 1995\96 казалось был снят...

DREAM TEAM ЛУИСА ФЕРНАНДЕСА

Характеризуя «ПСЖ» конца 1995, прежде всего следует отметить, что эта команда обладала самой лучшей атакой в Лиге. Но это был не силовой стиль образца Марселя 1992\93. Фернандес сумел привить команде игровой стиль, соответствующий эстетическим вкусам одного из главных культурных центров Европы. Высокотехничные парижане в своей атаке делали ставку на комбинационную, тонкую игру. Поздней осенью вернулся в строй после травмы Дели Вальдес. Пришел в себя талантливый Патрис Локо. В начале сезона, после первого тура, игрок вдруг исчез, а потом оказалось, что он был арестован возле одного из баров, где устроил дебош, разбив ряд витрин и покорежив несколько автомобилей. По-видимому, Патрис сорвался в результате гибели в автокатастрофе своего малолетнего сына. К счастью, Локо сумел возродиться после затяжного стресса и в Глазго стал автором дубля. С самого начала сезона  вдруг хорошо заиграл Рай, на какое то время даже возглавивший список лучших снайперов первенства. Пресса стала писать о второй молодости бразильца. Джоркаефф так говорил о засверкавшей новыми красками игре Рая: «Когда я получаю мяч, то, подняв голову, в девяти случаях из десяти первым делом замечаю Рая, находящегося в наилучшей позиции для продолжения атаки». «ПСЖ» играл в атаке настолько мощно и разнообразно, что сопернику не помогали нередкие промахи парижской защиты. Мяч не задерживался подолгу у кого-либо из игроков и в результате быстрых комбинаций, вычерчивая на поле треугольники, квадраты и прочие «геометрические фигуры», в три-четыре хода команда достигала штрафной соперника, где уже особую роль играл изобретатель Джоркаефф со своими нестандартными действиями, способными завести защищающихся в тупик. Ударное трио Дели Вальдес- Локо-Раи с Джоркаеффом в роли главного диспетчера в конце концов разрывало практически любую оборону. Французская пресса называла атакующую четверку парижан не иначе как Magic Care или Футбольными Мушкетерами.

С некоторыми оговорками построение 3-4-3 можно считать классическим для сезона-95\96. Только на этой схеме следует поменять местами Локо и Джоркаеффа, а также Ле Гуена и Роша. Браво играл на позиции опорного хавбека, Герен- центральный хавбек. При наличии на поле всей атакующей четверки (с добавлением Дели Вальдеса), Локо выдвигался в центрофорварды, а Джоркаефф(справа) и Дели Вальдес (слева) располагались по краям. В некоторых вариантах, как в ответном полуфинале Кубка Кубков, при отсутствовавшем Раи, Фернандес играл с тремя форвардами, но при этом Джоркаефф располагался в качестве «Ложной Девятки», позади пары Нума-Локо.

Придавало оптимизма и то, что «ПСЖ» обладал резервами для усиления своей игры. По осени защита парижан была пожалуй их слабейшим звеном. Одной из главных причин этого были травмы двух основных центральных защитников, Роша и Н’Готти, а кроме того снизилась эффективность игры голкипера Лама (в отчетах о матчах с участием Бернара появился термин «дежурная ошибка Лама»). Отчасти проблема была решена переводом в линию обороны опорного хавбека Ле Гуэна, а также переходом на игру в три защитника. Травмированные в течение зимнего перерыва должны поправиться и их ожидаемое возвращение в канун решающих стадий кубка кубков несомненно должны были усилить потенциал команды.

Наконец, наличие длинной скамейки запасных предоставляло Фернандесу возможности тактического разнообразия в виде варьивирования состава и построения в зависимости от соперника. Тактическое мастерство молодого тренера было замечено в Европе и в январе 1996 появились сообщения, что президент Барселоны Хосеп Нуньес готов к расставанию с Круиффом и называет Фернандеса в качестве возможного преемника голландца. Сложно назвать тактическое построение, которому бы Луис отдавал предпочтение. Но свои лучшие матчи сезона команда провела с модным тогда построением 3-4-3. Впрочем, в финальном матче Кубка Кубков эта схема временами трансформировалась фактически в 3-2-5. В таком довольно рискованном построении особую роль играли опытные ветераны команды, «рабочие лошадки» середины поля (такие как Герен, Ле Гуен, Браво и Фурнье), способные выполнить большой объем работы как при защите своих ворот, так и при переходе в наступление, а также связать линии атаки и обороны-они вносили баланс в игру. Иногда команда Фернандеса чисто внешне могла использовать оборонительную схему 5-3-2, с тремя центральными защитниками ( Рош-Н’Готти-Ле Гуен), но при этом пара крайних защитников (Коллетер и Фурнье) скорее играла роль «челноков», сновавших по всему краю, от ворот до ворот.

СТАНОВЯЩИЙСЯ ТРАДИЦИЕЙ ЗИМНИЙ СРЫВ

Однако после рождественских каникул команда повторила в еще более жесткой форме зимний срыв прошлого сезона. В первых шести зимних матчах первенства парижане из 18 возможных очков набрали лишь пять (!), а также выбыли из Кубка Франции. В этих матчах лидер ни разу за игру не забивал более двух мячей и в то же время пропускал в каждом матче. На жестких, промерзлых, а то и залитых водой полях парижанам сложно было демонстрировать свои технические и скоростные качества, а в бойцовских качествах даже аутсайдеры лидеру мало в чем уступали. Возвращавшиеся в строй травмированные защитники еще не обрели прежних кондиций, рестеряли эффективность звезды атаки (Дели Вальдес вообще стал неузнаваем), выбывали из строя спасительные «рабочие лошадки» (травма Герена), не добавляли настроения посыпавшиеся удаления (Фурнье и Лясер), появились проблемы с морально-волевыми качествами (дома с Монпелье за 16 минут до финального свистка парижане вели 2-0 и тем не менее умудрились проиграть). В итоге, столь успокаивавший разрыв с ближайшими преследователями испарился. К середине марта 1996 парижане начали приходить в себя и вновь увеличивать этот разрыв, но теперь добавилось напряжение борьбы на два фронта в виде возобновившихся игр на Кубок кубков  при отсутствии права даже на единичный срыв в первенстве. Этой ситуации можно было бы избежать, если бы не зимний провал.

В четвертьфинале Кубка кубков «ПСЖ» встречался с итальянской Пармой, командой волшебника Дзолы, героя последнего (1994) Мундиаля Стоичкова, молодого хищника Пиппо Индзаги, трудолюбивого Дино Баджо и начинающего раскрываться  будущего гения разрушения Фабио Каннаваро. Парма так ни разу и не стала первой на Апеннинах, но была в 1990е заметной силой в Европе, выиграв два еврокубка и получив элитный статус одной из т.н. «семи сестер» Серии А, потенциально способных на чемпионские медали. Конечно же, в марте схватка с такого рода соперником не могла не стать приоритетной для «ПСЖ». Первый матч состоялся в Парме. На ход матча заметно повлияло состояние здоровья Дзолы и Джоркаеффа. Оба они вышли на поле не совсем здоровыми, оба, почувствовав рецидив травмы, попросили замену еще до перерыва (оба не смогут в итоге принять участие и в ответном матче). В результате игра заметно потускнела, но зато напряжение только возросло. Наконец, этот балканский дьявол Стоичков ударом в землю обманывает и пробивает Лама. Однако «ПСЖ» не развалился. Напротив, он развивает все больше и больше наступательных действий. И спустя 14 минут Локо едва не сравнивает счет-хозяев спасла лишь штанга. А в концовке Парма могла удвоить счет, но оказавшийся один перед Бернаром Лама, Индзаги дуэль опытному голкиперу проиграл. Знатный подвиг ветерана!

Раи был велик и ужасен :-)

Ответный матч состоялся спустя две недели на переполненном Парк де Пренсе 21-го марта 1996 и в силу высоклассности исполнительского мастерства, драматизма и насыщенности получил от прессы лестное наименование «досрочного финала». Рациональная Парма попыталась было отсидеться в обороне, но уже на 10-й минуте этот план нужно было корректировать.

Каннаваро сбивает вышедшего в основе резервиста Паскаля Нума (вместо разучившегося забивать Дели Вальдеса) и Раи с пенальти точным ударом впритирку со штангой ликвидирует пармезанское преимущество. Итальянцы не задержались с ответом, доказав, что способны быстро перестраиваться. Гости перевели игру на половину «ПСЖ» и создали ряд опасных моментов. Счет однако Парма сравняла в ситуации, казалось, не предвещавшей ничего страшного. На 26-й минуте неплохой дальний удар Мелли вроде бы должен был стать добычей голкипера, однако, к огорчению трибун, мяч прошел под животом Лама, героя первого матча. Ужасный прокол! Фатальный удар? Парижанам теперь для конечного успеха нужно дважды пробивать цепкую и мобильную защиту пармезанцев. И хозяева взялись за претворение своих планов в жизнь с удвоенной энергией. Заводилой этого торнадо стал блистательный Раи, лучший среди парижан в этот вечер. В концовке первого тайма очередной рейд бразильца посеял такую панику среди итальянских оборонцев, что Аполлони выбивает мяч у него из под ног в сторону своих ворот прямо на ход засевшего в засаде Локо. В итоге, команды пошли на перерыв при счете 2-1 в пользу хозяев.

На 61-й минуте Парк де Пренс буквально оказался на грани инфаркта, когда Рош в чреватом пенальти подкате не позволил Стоичкову выйти на свидание с Лама. В середине второго тайма, когда атаки хозяев все чаще стали терять остроту далеко от ворот, правый полузащитник Лоран Фурнье взял игру на себя, избежав тем итальянской офсайдной ловушки и капитан гостей Аполлони остановил его уже в своей штрафной лишь ценой назначения пенальти. Парк де Пренс затаил дыхание. У Луиса Фернандеса вообще не было сил наблюдать за процессом- его исход он понял лишь по реакции трибун. Во второй раз Рай не стал повторяться в манере исполнения пенальти, дождался когда голкипер Буччи сделает движение в одну сторону, легонько катнул мяч в другую. Так парижане впервые в 1996 за один матч забили более двух мячей.  В оставшиеся 25 минут инициативой владели гости, хотя в отсутствие Дзолы им не хватало нестандартных ходов. Парижане же, гроссмейстерски выстроив оборону, сохранили нужный счет. Рефери добавил к основному времени 4 минуты компенсированного времени, показавшиеся болельщикам целой вечностью. Но вот свисток и Париж погрузился в эйфорию!

Но и цена, заплаченная за этот триумф, оказалась высокой. Морально и физически выхолощенная команда спустя три дня отправилась в Осер на встречу со своим главным преследователем и была там сокрушена со счетом 0-3. А к имеющему проблемы со здоровьем Джоркаеффу добавляется и Раи. В следующем, 33-м, туре, парижан постигает настоящая трагедия: на Парк де Пренсе они уступают со счетом 2-3 амбициозному Мецу (дубль Робера Пиреса, новой восходящей звезды французского футбола). В этом же туре Осер на выезде громит 4-0 Лилль и в итоге выходит на первое место. Еще три месяца назад разрыв между бургундской командой и «ПСЖ» исчислялся в 10 очков. Невероятно!

ПРОЩАНИЕ С НЕИСТОВЫМ ЛУИСОМ

С ужасом парижские поклонники ожидали  результатов выезда их команды в Ла Корунью, на первый матч полуфинала кубка кубков против испанского Депортиво. Это наиболее сложный соперник из трех потенциальных конкурентов.  В предыдущих трех полуфиналах «ПСЖ» неизменно уступал в первом матче и в итоге проигрывал схватку в целом. Сейчас же столичная команда впала в явный штопор, с обороной, пропустившей шесть мячей в последних двух матчах. Главные креативщики команды, Джоркаефф и Раи, травмированы. Чемпион мира бразилец Бебето готовился порезвиться в тылах парижан. Когда на телеэкранах трансляции из Ла Коруньи французские поклонники футбола узрели стартовый состав своих любимцев, их едва не хватил удар. Этот сумасшедший Луис, верный своим идеям, опять идет на риск, выставив на выезде сразу трех форвардов. И по количеству острых моментов парижане в итоге превзошли хозяев. В середине поля 30-летний ветеран команды Венсан Герен, позабыв о своем едва залеченном плече и возрасте, вместе с товарищами отчаянно сражался с испанскими хавбеками, великолепно читал игру, практически не ошибался позиционно, не позволив хозяевам диктовать свои условия.

Позади, трио (да-да, Луис выставил только трех!!!) защитников Ле Гуэн-Рош-Н’Готти опережало испанский дуэт Манхарин-Бебето в девяти случаях из десяти. Когда же Бебето сумел таки встретиться лицом к лицу с Лама, великолепный Бернар выходит победителем из дуэли. На 81-й минуте оба тренера одновременно делают замены, выпуская на поле Бегиристайна (играл против «ПСЖ» и в прошлом году) и Джоркаеффа, и оба новичка сразу оказываются в центре внимания. Бегиристайн мог забить первым, но, добивая с трех метров мяч, неуверенно отбитый Лама после испанского штрафного, угодил в перекладину. Джоркаефф же находился в куда более сложной ситуации, но вышел из нее с честью: получив мяч в 23 метрах от ворот хозяев, он ушел сразу от троих защитников и нанес точный крученый удар в дальний угол, после которого мяч влетел в сетку впритирку со штангой. До финального свистка оставалась менее минуты! Юри бежит к неистовствующему французскому сектору на трибунах, падает перед ним на колени, распростерши руки…Мы у телевизоров почти рыдаем...Незабываемые мгновения счастья!!!

4-е апреля 1996, момент, который до сих пор вводит в транс!!! Ликующий Юри Джоркаефф, только что отправивший победный мяч в сетку ворот Депортиво, бросается к французскому сектору на трибунах стадиона Риасор в Ла Корунье

Ответный поединок не был великим, но какое это имеет значения? Искусно сплетенная Фернандесом паутина справляется почти со всеми угрозами. Все же Манхарин уже на 9-й минуте будет иметь отличный шанс, но наконец то «ее величество» перекладина соизволит сыграть и за парижан. На 59-й минуте Джоркаефф находит ювелирным пасом Локо, который ухватился за предоставленный шанс как тигр за добычу. И он его не упустил. В оставшиеся полчаса забить дважды такого качества обороне «ПСЖ» было невозможно и французский клуб впервые в своей истории выходит в финал еврокубка. Франция ликует!!!

Оставшиеся 19 дней до финала однако стали просто кошмарными. Впервые в истории еврокубков французский клуб был фаворитом в предстоящем финальном матче, где ему будет противостоять команда-сюрприз этого сезона- венский Рапид. И когда до счастливой и желанной концовки было рукой подать, мы с содроганием в сердце, не веря глазам своим, читаем новости из Франции. В 35-м туре Осер теряет два очка на Корсике (1-1). Парижане играли три дня спустя и должны были вернуть себе лидерство в первенстве, но на своем поле не смогли прорвать худшую оборону сезона в лице последней команды в турнирной таблице, Мартига (0-0).

Спустя четыре дня, опять матч на Парк де Пренсе, парижанам вновь противостоит аутсайдер (Лилль), занимавший 18-е место и имевший на пару с Геньоном и Мартигом худшую атаку в Лиге. Получилось еще хуже- проигрыш 0-1 и при разрыве в 4 очка, Осер за два тура до финиша стал практически недосягаем. Расстроенный Луис Фернандес объявляет о своей отставке по окончании сезона, сказав, что «я не могу больше выдерживать того адского напряжения, что подвергаюсь», но, впрочем, не предъявив никаких упреков ни одному из своих подопечных. Внутри команды происходило что-то нехорошее. Пресса будет писать, что футболисты, руководители, журналисты, болельщики уже давно разделились на два лагеря: соответственно, сторонников и противников тренера. Злые языки будут утверждать, что провальное выступление парижан в первенстве явилось ни чем иным как сознательным сплавом неугодного тренера. Нет, нет, нет, просто не хочу в это верить!!! Парни, пожертвуйте хотя бы на один матч своим уязвленным эго- ведь для многих из вас после Луиса Фернандеса уже не будет шанса прикоснуться к небожителям! Сами футболисты объясняли неудачи иначе, ссылаясь на утомление, невезение, чрезмерную ответственность и тому подобное. Правда остается за закрытыми дверями раздевалки- в грязном белье не принято копошиться...

Снимок как Символ катастрофы: 23 апреля 1996, 35-й тур, «ПСЖ»- «Мартиг» (0-0)

Чтобы как то встряхнуть команду, президент клуба Мишель Денизо решает пригласить в команду известного теннисиста и болельщика клуба Яника Ноа. Убежденный доводами президента (Денизо объясняет Ноа, что у команды проблемы с единством, что в ней образовались кланы и Фернандесу с трудом удается донести до игроков свои указания), Ноа соглашается и решает присоединиться к парижской команде во время ее тренировочной сессии в Стране Басков. На самом деле не зная что ему нужно сделать, чтобы мотивировать парижан, Яник Ноа решает организовать поездку в местечко Hendaye с игроками (в ресторан). Просто игроки, без персонала и менеджмента. В этот вечер игроки расслабляются, смеются и снимают давление. Ноа завершает вечеринку разучиванием с парижанами камерунской песни. Кажется, это объединяет их и становится песней-талисманом «ПСЖ» последующих дней.

И вот 8-го мая 1996 «ПСЖ» в Брюсселе, на стадионе Короля Бодуэна, выходит на свой самый важный матч сезона. Игра? Она одновременно была и простой, и сложной. Простой потому, что «ПСЖ» в значительной степени доминировал над своим соперником и помимо победного гола имел еще как минимум пять явных возможностей увеличить счет. Сложной потому, что упустив множество шансов гарантировать победу, «ПСЖ» в самом конце основного времени едва не был принужден играть в дополнительное время. Сам матч начался не очень хорошо для парижан, так как уже на 12-й минуте они потеряли Раи, чья лодыжка подверглась немилосердному контакту со стороны защитника Шеттеля. Фернандес не собирался менять атакующую (3-4-3) конструкцию своей команды и выпускает на поле Дели Вальдеса. На 29-й минуте после очередного австрийского фола назначен штрафной в 35 метрах от ворот. Джоркаефф откатил мяч защитнику Н’Готти, который нанес мощнейший удар-мяч, слегка задев Шеттеля, едва не разорвал сетку в левом от голкипера углу.

8 мая 1996, финал Кубка Кубков, только что Бруно Н’Готти отправил победный мяч в ворота «Рапида»

Когда австрийцам уже терять было нечего, на 90-й минуте Трифон Иванов едва не сравнял счет, однако Лама перевел в отчаянном прыжке после удара головой болгарина мяч на угловой. А поклонники «ПСЖ» поверят, что Бернар по-прежнему является одним из лучших голкиперов Европы.Так парижане выиграли свой еврокубок. На следующий день на Елисейских Полях их принял президент страны Жак Ширак, после чего в сопровождении эскорта проехали до Парк де Пренса, где были бурно встречены местными болельщиками. Свет этой прекрасной победы с годами становился только ярче- в последовавшие 28 лет не то что «ПСЖ», но и вообще ни одна из французских команд так и не смогла более выиграть какой-либо из еврокубков...И это была последняя игра под началом Луиса Фернандеса – он сумел таки оставить в качестве тренера свой незабываемый след в истории столичного клуба...