6 мин.

«Мы с вами воевали!». Почему «Движение вверх» это пропаганда

Фильм «Движение вверх» это совсем не про спорт, не про баскетбол и не про Владимира Кондрашина и Александра Белова. Мне в принципе достаточно того, что на счет сего кино сказали вдовы тренера и игрока.    

«Мы тоже плачем, – рассказала fedpress.ru вдова Александра Белова Александра Овчинникова. – Мы плачем из-за того, что через нас перешагнули и пошли дальше своим путем, невзирая ни на что. Сашу Белова представляют смертельно больным человеком, который играет на Олимпиаде. Саша в 1972 году был гением баскетбола: молодой, начинающий карьеру, очень перспективный. Саша и так мало прожил, а здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным парнем. Это крайне неприятно.

Возмутителен и эпизод, где баскетболисты в Гарлеме играют с местными хулиганами, поставив на победу икру против долларов. Они проигрывают этой шпане, идут все в бар и там напиваются. Ну как можно так представлять?... Потом он идет на игру и падает на площадке замертво. Его в Америке лечат в какой-то клинике. Вот эти все моменты они ужасно неприятны. Я думаю, что об этом вообще не надо было говорить в фильме. Опять же, там показывают личную жизнь. Я была против того, чтобы выдумывали и рассказывали. Пусть студия «Три Т» снимет фильм о семье Михалкова, где его родные будут пить, будут смертельно больными, будут неадекватно себя вести, спасть с кем им захочется… И скажут, что это художественный вымысел – не более того».

«Они оставили нам сценарий… Я после прочтения этого сценария 2 месяца не спала. У меня волосы поседели, – говорила Евгения Кондрашина «Комсомольской правде». – Я потребовала, чтобы из фильма убрали сцены, где мой муж спекулирует валютой. Их убрали, в сценарий внесли некоторые коррективы. У некоторых героев изменились имена: например, Кондрашина сделали Владимиром Гаранжиным. Но суть осталась прежней».

Это все равно, что «Легенда №17», которая тоже не про спорт. Как в фильме про сборную может не быть главного тренера Аркадия Чернышева? Я говорил про фильм с легендарным Александром Мальцевым, который был другом Валерия Харламова. Он обижался... И за Чернышева, действительно великого тренера, о котором не вспомнили. И за то, что канадские хоккеисты показаны врагами и животными. А ведь участники Суперсерии дружат до сих пор. Харламова звали в НХЛ, он не мог уехать, советская власть не пускала. Овечкин играет в НХЛ и оттуда просвещает нас на тему любви к Родине.  

«Это безобразие я не смотрел и смотреть не собираюсь. Чтобы снимать такие фильмы, нужно знать историю хоккея, знать главного героя, как игрока и как человека.

Если делаете художественный фильм, то назовите его не «Легенда N17», а как-нибудь иначе. Зачем позорить фамилию Харламова? Если бы он увидел этот фильм, то из гроба встал бы», — сказал Мальцев.

Вообще, когда появилась информация о фильме о тех самых трех секундах, я вспомнил историю о том, как почетный гражданин Санкт-Петербурга Владимир Кондрашин хлопотал себе квартиру. Да и не себе даже и даже не хлопотал... Семье было очень сложно жить в обычной двушке, потому что у них сына ДЦП и он прикован к коляске. При жизни Кондрашина квартиру им государство так и не дало. Тогда никто не вспомнил об этих трех секундах, которые потрясли мир. Вы только вдумайтесь!!! Квартиру семье инвалидов, самых близких людей человека, который одержал самую громкую победу в отечественном баскетболе, покупали по итогам всероссийской акции по сбору денег!!! Вот про что надо снимать кино, оно будет исключительно правдивым. И не только о спорте и Кондрашине, но и о заботе государства об инвалидах.  

Отдельно надо отметить, как за прибалтийское происхождение пострадал Модестас Паулаускас. В фильме он представлен готовящим побег на Запад антисоветчиком. Видимо, его перепутали с артистом балета Нуреевым, о котором вспоминают сейчас довольно часто. Реальный Паулаускас два раза в неделю приезжает из Литвы в небольшой российский город Краснознаменск, где занимается с местными мальчишками. Вот что он говорил в 2008 году удивленным журналистам правительственной «Российской газеты»: «Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам». То есть авторы кино посчитали, что все прибалты это антисоветчики, как авторы дешевых американских фильмов считают, что по Красной площади ходят медведи, а русские даже в космос летают в ушанке и с бутылкой водки.  

Реклама 18+

Фильм на самом деле не имеет отношение к спорту и баскетболу. Это, как и «Легенда №17» образец пропаганды. Сейчас в моде советский стиль и советские победы, спросите у торговцев антиквариатом, кои зарабатывают на бюстах Берии и мини-памятниках Дзержинскому свои состояния. Так вот те советские победы агитпроп пытается поставить себе на службу. Депутат от «Единой России» Елена Ямпольская, яркий образец пропаганды, пишет о «Движении вверх»:  

«В фильме много значительных лиц. Много настоящих мужиков — и среди героев, и среди создателей ленты. Настоящий мужик — тот, кто считает прыжок выше головы нормальной работой. Я думала об этом, сидя на ступеньках 57-го павильона ВДНХ, на собрании инициативной группы в поддержку выдвижения Владимира Путина: мест не хватало, ребята-волонтеры волокли гроздья подушек, народ облепил лестницы и проходы, как студенты на громкой премьере. В «вип-партер» с оправданной звездностью проплыл тренер Гаранжин — Владимир Машков. Его присутствие здесь казалось особенно логичным. Мастерство Машкова выходит на такой уровень, когда зрителя обуревают не только эмоции, но и мысли. Смотришь на одного тренера, думаешь о другом».  

Это все мне напоминает деда, которого привезли в Германию лечить глаза, к моему знакомому. Знакомый говорил, что теперь знает наизусть все политические ток-шоу на телевидении, потому что дед не пользуется слуховым аппаратом. При этом он по пять раз в день после просмотра ток-шоу говорил хозяину дома с немецкими корнями: «Мы с вами воевали!».  

И «Движение вверх», и «Легенда №17» это про то, что «мы с вами воевали!». Наверное, имеет смысл тому же Овечкину показать партнерам по «Вашингтону» эти фильмы ровно с этой фразой. Но он, конечно, не покажет. А вот министр культуры Мединский наверняка бы показал.  

Возникает вопрос, почему нас наказали за Сочи? Так вот ровно за это и наказали. Да, за допинг, который фактически признан под давлением доказательств. Но допинг стал следствием того самого «мы с вами воевали». Спорт это все-таки мир, а не война и тем более не пропаганда. Тех, кто думает иначе, он наказывает. И, наверное, в этом есть огромная доля справедливости.  

Но не хочется заканчивать плохим. Давайте перед Новым годом посмотрим те самые три секунды, которые потрясли мир, от которых у меня появляются слезы, с комментариями Нины Ереминой.