Реформы российского футбола – дорого и бессмысленно
Первое, что я захотел прочитать, когда увидел проекты реформы российского футбола от Hypercube, так это финансовую документацию и сумму, которую потратила РФС на разработку воздушных замков. Уверяю вас, консалтинговые услуги, а тем более на таком уровне, это очень дорого и это при том, что у наших футбольных управленцев вечно не хватает денег то на детский футбол, то на выплату компенсации тренеру сборной. Вообще сам этот контракт – хороший повод для антикоррупционного расследования.
Кроме того, совершенно очевидно, что проекты реформ, придуманные нидерландскими консультантами сырые и их вынесли на свет божий для того, чтобы РФС смог отчитаться перед Минспорта и правительством. Дело в том, что одно из главных полномочий РФС – курирование сборной и назначение главного тренера. Последние заявления вице-премьера Дмитрия Чернышенко и министра спорта Олега Матыцина свидетельствуют о том, что в работе со сборной вырастит роль Минспорта и упадет роль ведомства Александра Дюкова. Таким образом, чтобы совсем не отняли все, нужно имитировать бурную деятельность. Жаль, что это очень дорого и вредно.
То, что Hypercube предоставили некие общие наработки, похоже, самая фирма и не скрывает. И наработки, надо сказать, провальные. Но признаться в этом чиновникам РФС смерти подобно. Особенно с учетом повышенного внимания к футболу со стороны Кремля и правительства. В конце концов рано или поздно мы узнаем, сколько денег было спущено в унитаз.
Уже, кажется, все отметили, что ведущие европейские чемпионаты играют по обычной системе в два круга и никто не выдумывает «Землю», «Марс» или «Юпитер». Что же касается еврокубков, то это совсем другой турнир, который отличается от национальных чемпионатов примерно всем. Ведь и по старой схеме Лиги Чемпионов и Лиги Европы не игрался ни один национальный чемпионат в Европе.
Вообще интересно посмотреть на техническое задание, которое РФС дало консультантам. Понятно, что прежде всего выигрывают от реформы топ-клубы. И, видимо, такая задача и была поставлена – дать им возможность зарабатывать на топовых матчах, чтобы потом успешно играть в еврокубках. Связи между заработками и достойным выступлением в Европе, конечно, никакой нет, ибо сейчас у того же «Зенита» денег, как у дурака фантиков. При этом команда на групповом этапе системно проигрывает куда менее богатым клубам. И когда говорят об увеличении интенсивности матчей, видимо, забывают, что главное обоснование неудач в еврокубках – необходимость играть два раза в неделю. Я раньше к этому относился с иронией, но сейчас полагаю, что доля истины в этом есть. В России играют по системе «зима-зима» и на тяжелых полях приходится больше не играть, а бороться, что ставит наши клубы в проигрышное положение по сравнению с конкурентами из стран с более теплым климатом.
Главная же проблема нашего футбола не в топ-клубах, а во всех остальных. Гигантская на самом деле разница между первой и второй восьмерками РПЛ. Она во всем – в финансах, инфраструктуре, менеджменте, игроках. В сборной Италии на Евро два футболиста представляли остановившийся в шаге от вылета «Торино». В сборной России из клубов не первой семерки был только Матвей Сафонов и Андрей Семенов. Вот такая пропасть между первой и второй восьмерками в РПЛ снижает интерес к турниру и то, что консультанты назвали интенсивностью матчей.
Дальше все будет становиться только хуже. Уже, по сути, отменены стыковые матчи между РПЛ и ФНЛ, потому что в элиту просто некому входить. По итогам прошлого сезона не пустили в элиту «Оренбург», у которого плохой стадион, зато пустили «Нижний Новгород», у которого долги перед футболистами и бюджет в 300 миллионов рублей вместо миллиарда. Уроков «Тамбова», а до этого «Тосно» и «Амкара» нам было мало.
Напрашивается решение обычного и банального сокращения РПЛ до 12–14 команд, но это убьет российский футбол окончательно, ибо нигде, кроме как в премьер-лиге, футбол не живет в принципе. Какие реформы нужны, чтобы клубы ФНЛ по весне перестали выходить на поле не для того, чтобы выиграть, а чтобы проиграть, ибо у них нет денег и ресурсов на повышение в классе?
А причина этого в том, что в России клубам просто не надо зарабатывать деньги. Не знаю, сказали ли об этом консультантам из Нидерландов или нет, но у нас почти все клубы за редчайшим исключением берут деньги из тумбочки от госкорпораций или региональных бюджетов. При этом они знают, что деньги там все равно будут, хотя у подавляющего большинства из-за кризиса все меньше и меньше. Иногда это все заканчивается, как у «Тамбова» и «Тосно», но что интересно, этих потерь вообще никто не замечает.
Скоро же мы придем к ситуации либо с де-факто закрытой лигой, ибо в нее не будет желающих входить, не смогут купить входной билет, либо к 90-м годам с играми в Находке и Камышине, когда для появления команда в высшей лиге не требовалось примерно ничего, кроме большого желания.
Таким образом, получается, что стратегия развития футбола, которую сегодня обсудит исполком РФС, не отвечает на два главных вопроса – зачем клубам зарабатывать деньги и как сделать так, чтобы в России не было ситуации, когда есть 6–8 топовых команд и все остальные, которые даже по телевизору бесплатно стыдно показывать? Зачем зарабатывать «Нижнему Новгороду», если он знает, что бюджет на ФНЛ как минимум ему все равно дадут, чтобы не простаивал построенный к Чемпионату мира стадион? Вот главная причина существования команды, а не интерес к ней болельщиков.
Кстати, болельщики — это отдельная песня. Перед тем же Чемпионатом мира силовики разгромили фанатские группировки и футбол стали пытаться ориентировать на людей среднего возраста, которые могут ходить на стадион семьями. Но до сих пор всего два-три клуба могут похвастаться тем, что с горем пополам решают эту задачу. Между прочим, такое отношение к болельщикам не дает укоренить в Россию традицию покупки платных футбольных трансляций, что тоже снижает доходы клубов.
Но главное, что решать уже все будет не РФС, а Минспорт и правительство. Оттуда, например, периодически доносятся обрывки мыслей о том, что хорошо бы ужесточить лимит на легионеров. Эту задачу вполне можно считать политической в рамках общей стратегии на импортозамещение.
В целом же нужно понимать сущность футбола, о которой забыли и консультанты, и РФС. Это – очень консервативная игра. И главное то, чтобы она была понятна даже самому недалекому болельщику, который смотрит какой-нибудь матч раз в год. Ровно поэтому вся футбольная Европа играет по традиционной схеме в два круга. И только в России, где болельщики в футболе — это неглавное, могут предложить играть хочешь по швейцарской, хоть по японской модели. Важно только то, чтобы оно понравилось политическим кураторам спорта.