9 мин.

Как купить подержанный велосипед с рук и через интернет, на что обратить внимание, какие вопросы задавать продавцу

Хороший подержанный велосипед иногда можно купить в два раза дешевле, чем аналогичный новый в магазине. Но многие боятся покупать с рук, так как не знают, на что обратить внимание при осмотре б/у велосипеда и как оценить техническое состояние отдельных компонентов.

Сегодня в тонкостях выбора и оценки подержанных велосипедов нам поможет разобраться Виктор Ситало, специалист по спортивной биомеханике в студии Birota.

Как упростить поиск и на что обратить внимание в первую очередь

1. Определитесь с типом велосипеда и обозначьте ценовой диапазон

На крупных площадках по продаже б/у вещей и в тематических группах во «Вконтакте» и Telegram-каналах можно найти огромное количество велосипедов разного назначения – городских, шоссейных, горных, складных – и запчастей для них.

Определитесь, для чего вам в первую очередь необходим велосипед, и задайте ценовой диапазон. Большинство каталогов позволяют включить фильтры, что существенно упрощает поиск. В Telegram-каналах в роли фильтров иногда используются теги.

2. Правильно определите ростовку

Распространенная ошибка при покупке как подержанных, так и новых велосипедов, – неправильный выбор ростовки. Ростовка – это параметр, который отражает соотношение длин и углов между трубами рамы. От правильно выбранной ростовки зависит комфорт посадки и удобство во время катания.

Важно учитывать, что разные бренды используют свои размерные сетки, и, если вы привыкли ездить на определенной ростовке у текущего производителя, не факт, что вам подойдет аналогичная ростовка другой фирмы. Более того, у некоторых брендов размерные сетки могут отличаться от модели к модели, например в шоссейных велосипедах.

Перед покупкой как нового, так и б/у велосипеда обязательно найдите актуальную размерную сетку той модели, которую хотите купить, и определите нужную ростовку. Если попали в пограничную зону, берите меньший вариант, так как недостающую высоту рамы можно компенсировать регулировкой седла и выносом руля. Если же взять слишком большой размер, укоротить его уже никак не получится, а установка более короткого выноса приведет к уменьшению стабильности велосипеда и комфорта от управления в целом.

3. Если есть возможность, отвезите велосипед на диагностику в мастерскую

После того, как вы определились с типом, ценой и ростовкой велосипеда, отобрали несколько вариантов и приехали на встречу с продавцом, возникает проблема с оценкой состояния велосипеда.

Хотя по внешнему виду можно много сказать о состоянии байка, технологии шагнули вперед, поэтому сейчас карбоновые элементы встречаются даже в среднебюджетных велосипедах. Повреждения в карбоновой раме могут возникнуть из-за падений или неправильной транспортировки, и бывают ситуации, когда визуально эти повреждения не заметны.

Это касается задних перьев, где располагаются самые тонкие трубки рамы. Также бывает, что из-за лобовых ударов трескается шток вилки или рулевой стакан, что трудно заметить, не разобрав велосипед. Иногда трещина в раме может быть скрыта под лаком.

По этой причине хороший маркер честности и открытости продавца – если он согласен отвезти велосипед на диагностику в мастерскую. Крупные зарекомендовавшие себя мастерские проводят диагностику бесплатно или за небольшую цену. 

Доверьте это дело профессионалам, которые постоянно работают с велосипедами и знают все уязвимые узлы байка. Диагностика убережет вас от покупки велосипеда со скрытыми дефектами, которые затем могут привести к критическим поломкам.

4. Что делать, если нет возможности отвезти велосипед на диагностику

Если продавец по какой-то причине не готов отдать велосипед на диагностику, придется проводить осмотр самостоятельно на месте. В первую очередь проведите осмотр рамы. Ищите сколы и трещины на лаке. Под трещиной на лаке может скрываться трещина или даже дырка в раме.

Затем осмотрите колеса. Продольные и поперечные биения (так называемые «восьмерки») – показатель того, что велосипед попадал в ямы на больших скоростях. Небольшие отклонения в 1–2 мм легко устранить в мастерской на стенде, где спицуют и выравнивают колеса. Большие биения могут свидетельствовать о деформации обода, что чаще всего ведет к его замене.

Иногда при сильных повреждениях и последующем некачественном ремонте спицы колес могут быть неравномерно натянуты. Визуально колесо крутится ровно, но при этом некоторые спицы перетянуты, из-за чего при последующем ударе они могут лопнуть, и колесо «сложится», что особенно опасно при езде на больших скоростях. К сожалению, самостоятельно оценить натяжение спиц тяжело, полная диагностика возможна только в мастерской.

Оцените состояние трансмиссии – переключателей скоростей на руле, кассеты (системы со звездами), цепи. Во время осмотра может показаться, что все чистое и в идеальном состоянии, но на самом деле не все покупатели знают о тонкостях, касающихся расходных частей, в первую очередь цепи. 

По мере износа цепи она начинает изнашивать другие компоненты: стачиваются зубья на звездах, цепь плохо цепляется за них, начинаются проскоки. На высоких скоростях или при езде в горку это может привести к потери баланса и падению. Если продавец проехал на велосипеде несколько тысяч километров и не менял цепь больше двух лет, то высока вероятность, что и прочие элементы трансмиссии изношены.

Чтобы оценить, насколько изношена цепь, можно воспользоваться измерителем – небольшим инструментом, который показывает натяжение цепи.

Не стесняйтесь спрашивать документы на велосипед

Велосипед – сложный механизм, поэтому при покупке в магазине на него выдается паспорт. Ответственные велосипедисты хранят документы на байк, ведь их наличие доказывает, что велосипед покупался официально и не был ворован.

Если велосипед уже перепродавали или документы не сохранились, то узнать историю байка можно по серийному номеру. Он указывается на кареточном стакане – центральной части велосипеда, где крепятся педали. На официальном сайте производителя можно пробить серийный номер и уточнить, все ли в порядке с велосипедом.

Не покупайте старые велосипеды, даже если внешне они в хорошем состоянии

Если велосипед был произведен 1–2 года назад – это отличный вариант. Если прошло больше 10 лет, можно столкнуться со многими проблемами: усталость металла в алюминиевых и стальных велосипедах, скрытые трещины в карбоне, трещины в местах пайки и сварки, которые сложно диагностировать.

С велосипедами старше 5–6 лет можно столкнуться с проблемой устаревания технологий. Меняются стандарты в конструкции велосипедов, компоненты трансмиссии, используемые резьбовые стандарты. Даже если велосипед в идеальном состоянии, существует вероятность, что вы просто не найдете запасных частей (подшипники, рулевые колонки, кареточные узлы), так как производители сняли их с производства.

Как понять, что установленная цена адекватна

Самый простой вариант – отталкиваться от стоимости аналогичного нового велосипеда в валюте. Также важно учитывать, есть ли такой велосипед в наличии на локальном рынке и насколько реально его привезти в страну.

Если посмотреть цену за рубежом, добавить стоимость доставки и размер таможенной пошлины (сейчас размер беспошлинного ввоза в Россию составляет 1000 евро), то иногда выгоднее купить велосипед внутри страны, даже если цена на 15–20 % выше, чем за границей.

Что делать при дистанционной покупке велосипеда

При покупке велосипеда через интернет в пределах России и стран СНГ обязательно выбирайте безопасную перевозку от транспортной компании, чтобы груз не повредили во время доставки.

Постарайтесь найти знакомого или кого-нибудь из местного велокомьюнити, чтобы он приехал и осмотрел велосипед вживую перед покупкой. Если такой возможности нет, запросите у продавца актуальные фотографии помимо тех, что есть в объявлении. Попросите сделать фото серийного номера, крупные фотографии отдельных элементов. 

При покупке за рубежом обращайте внимание на продавцов с высоким рейтингом и свежими положительными отзывами. Обязательно требуйте доставку товара с возможностью отслеживания (трек-номер).

Внимательно читайте описание товара. Некоторые продавцы используют формулировку «в продаже все, что на фото» или «продаю как есть». Это опасная ситуация, так как продавец таким образом снимает с себя обязательства по предоставлению достоверной информации о состоянии компонентов или рамы, которые плохо различимы на фотографиях. 

Если после покупки вы обнаружите царапины или сколы с другой стороны, которая не попала на фото, продавец может уйти от ответа, так как скажет, что продавал то, что было на фотографиях в объявлении, а там все было в порядке.

Фото: rosebikes.de, airbike.uk, unsplash.com/Munbaik Cycling Clothing, Daniel Llorente, David Herron, Taylor Smith