Зачем нужны контактные педали и велотуфли? Какие виды туфлей бывают? На что обратить внимание при покупке? Как их выбрать
На первый взгляд езда на велосипеде кажется простым делом, но если копнуть глубже, то откроется целый мир специальной одежды и аксессуаров, разработанных специально для велоспорта. Одно из таких решений – контактные педали и велотуфли. Специальная велосипедная обувь может показаться излишней роскошью, но на самом деле это один из лучших способов повысить комфорт и эффективность катания.
Правильно подобранные велосипедные туфли помогут вам более эффективно передавать усилие от ног к педалям, развивать более высокие скорости и меньше уставать. Есть несколько типов велотуфлей и много моментов, которые могут ввести в заблуждение при выборе первой пары.
Мы подготовили руководство, чтобы помочь вам разобраться, какой тип велотуфлей лучше всего подходит под ваш стиль катания и как выбрать лучшую велосипедную обувь из имеющейся на рынке.
Что такое контактная велообувь
В отличие от привычных кроссовок из мягких тканей велотуфли – это жесткие ботинки с жесткой подошвой. На подошве расположены отверстия, куда прикручивается специальная платформа – шип, которым велосипедист цепляется за контактные педали.
Шипы в основании велотуфлей (красные)
Контактные педали также отличаются от привычных платформенных: они меньше по размеру и имеют в своей конструкции паз, за который цепляется шип. За счет использования пружинной рамки велосипедные туфли плотно пристегиваются к педалям и удерживают ногу велосипедиста в фиксированном положении. Благодаря такому решению педаль можно не только давить вниз, но и подтягивать вверх в фазе возвращения.
Какие виды туфлей и педалей бывают
Велотуфли бывают шоссейные, для маунтинбайка и для триатлона. Шоссейные и триатлонные отличаются только рядом деталей, а вот туфли для маунтинбайка – принципиально иное решение со своей системой крепления в подошве, другой формой шипа и платформой контактной педали.
Шоссейные туфли
Шоссейные велотуфли легкие и имеют очень жесткую подошву, которая практически не гнется: в более доступных моделях подошва изготавливается из пластика, в дорогих – из карбона. Жесткая подошва обеспечивает максимальную эффективность во время езды по асфальту. У шоссейных велотуфлей нет протектора, а шип выступает из подошвы, поэтому ходить в такой обуви неудобно.
Триатлонные туфли
Триатлонные туфли внешне похожи на шоссейные, но имеют ряд ключевых отличий:
Застежки – липучки или BOA (система металлических тросиков вместо шнурков, которые затягиваются вращением специального диска), чтобы велосипедные туфли можно было пристегнуть к педалями еще до старта и надевать на ходу.
Петля на пятке для более быстрого надевания.
Дренажные отверстия. Поскольку в триатлоне велоэтап идет после плавания, необходимо чтобы ноги высохли.
Бесшовная мягкая подкладка, чтобы можно было ехать без носков.
Для маунтинбайка
МТБ-туфли мягче шоссейных (и немного тяжелее), у них есть протектор, а шип углублен в подошву, благодаря чему в такой обуви удобно ходить. Также для МТБ-обуви применяется своя система контактных педалей и шипов, поэтому вы не сможете кататься в шоссейных туфлях на маунтинбайке с МТБ-педалями и наоборот.
Как определить и подобрать размер велотуфель
Велотуфли различаются не только по внешнему виду, но и по колодке. У разных производителей будет немного отличаться размерная сетка, ширина в передней части туфли и степень обхвата пятки. Поэтому не покупайте первую же подошедшую пару, а примерьте несколько – вдруг следующие сядут еще лучше.
Велосипедные туфли не разнашиваются, поэтому выбирайте те, которые не будут сковывать стопу: пальцы не должны касаться мыска туфель во время педалирования. При этом пятка и свод стопы должны сидеть плотно и не ходить вверх-вниз при вращении педалей и ходьбе.
На рынке также можно встретить решения с термоформовкой, как в горнолыжных и сноубордических ботинках. Такие туфли предварительно разогреваются в специальной печке, затем вы обуваете их и внутренник подстраивается под особенности вашей стопы.
Подошва, стельки, застежки
Чем жестче подошва, тем лучше передача усилия от ноги к педалям и тем выше эффективность педалирования. С другой стороны, в более жестких велотуфлях будет труднее ходить, поэтому при выборе обуви ориентируйтесь в первую очередь на стиль катания: для МТБ-покатушек с пешими переходами лучше взять обувь помягче, для многочасовой гонки по шоссе – пожестче.
В велотуфлях нет такой поддержки стопы и дополнительной амортизации, как в беговых кроссовках, поэтому, если у вас проблемы с плоскостопием или другие нарушения свода стопы, позаботьтесь об ортопедических стельках.
Системы шнуровки бывают нескольких видов и влияют на скорость надевания, а также равномерность давления в верхней части стопы:
Классические шнурки – самая простая и доступная система.
Липучки – просты в использовании, легко регулируются даже во время педалирования.
Трещотка – система крепления как на роликовых коньках. Трещотка обхватывает щиколотку в верхней точке, две липучки – в нижней.
BOA – самая дорогая (и при этом проблематичная в ремонте) система. За счет тросиков, которые затягиваются вращением специального диска, достигается наилучший обхват стопы по всей длине.
Как подобрать велообувь на зимний сезон
Для тех, кто катается круглый год и хотел бы оставить контактные педали на велосипеде в холодное время года, есть несколько вариантов зимней обуви:
1. Велосипедные туфли с мембраной, утеплителем и высоким голенищем. Внешне они похожи на ботинки для беговых лыж. Зимние велотуфли также бывают шоссейными и МТБ, в качестве мембраны как правило используется Gore-Tex, а шнуровка может быть реализована в виде BOA, липучек и даже молнии.
2. Другой более доступный вариант – продолжать кататься в летних велотуфлях, но надеть поверх них специальные водонепроницаемые бахилы.
На что обратить внимание перед покупкой
Размер велотуфлей может не соответствовать размеру повседневной обуви, поэтому не стоит заказывать первую пару через интернет: только живая примерка в оффлайн-магазине. При последующих заказах уже можно приобретать аналогичные модели онлайн.
При заказе через интернет организуйте массовые закупки с друзьями – так выходит дешевле за счет скидок и снижения стоимости доставки. При заказе из-за рубежа учитывайте таможенные сборы: с 2020 года без пошлины почтовым отправлением можно ввезти товары стоимостью до 200 евро и весом не более 31 кг. При превышении нормы необходимо оплатить 15 % пошлину.
Лучше всего приобретать велосипедные туфли вне сезона – летние зимой, а зимние летом. Как правило магазины начинают избавляться от предыдущих коллекций, чтобы освободить полки для новинок.
Рекомендуется (но не обязательно) покупать туфли и педали одного бренда в комплекте. Это гарантирует, что подошва, шип и платформа будут совместимы.
Срок службы и правила эксплуатации
Как и в случае с любым другим велосипедным снаряжением, если вы хотите, чтобы велотуфли прослужили долго и исправно работали, за ними необходимо ухаживать.
Важно, чтобы велосипедная обувь была чистой. В зависимости от степени загрязнения туфли можно протереть влажными салфетками или мокрой тряпкой. Если вы ехали по грязи и сильно испачкались, вымойте велотуфли с моющим средством.
После мытья тщательно высушите обувь. Однако не ставьте велосипедные туфли под прямыми солнечными лучами или на батарею, так как из-за перегрева они могут деформироваться. Вместо этого дайте им высохнуть естественным путем при комнатной температуре, либо воспользуйтесь специальными сушилками для обуви с щадящим температурным режимом.
При правильном уходе велотуфли прослужат очень долго, свыше 10 лет.
Следите за шипами и меняйте их по мере износа. У шоссейных туфель шипы изнашиваются быстрее, чем у МТБ. Если нога стала болтаться во время педалирования, это первый сигнал, что шипы пора сменить. У регулярно катающихся велосипедистов шипы как правило служат один сезон.
Лучшие модели велотуфлей под разные задачи
Издание Bicycling отмечает следующие велосипедные туфли, представленные на рынке в 2021 году:
Лучшее сочетание стиля, цены и технологий для шоссе – Sidi Alba 2 (15 тыс. руб.)
Шоссейные велотуфли с карбоновой подошвой. Область пятки в этой модели переделали для лучшей фиксации стопы и защиты при падениях.
Самые стильные шоссейные туфли – Giro Empire ACC (10-12 тыс. руб.)
Подошва из карбонового волокна, перфорированный ультралегкий верх. Классическая шнуровка. Стелька позволяет регулировать высоту свода, чтобы подстроиться под анатомические особенности стопы.
Лучшее бюджетное решение для шоссейных велогонок – Specialized Torch 1.0 (9 тыс. руб.)
Туфли начального уровня в линейке Specialized. Тем не менее они оснащены подошвой средней жесткости из композитного материала, системой фиксации BOA и перфорированным верхом из легкой синтетики.
Лучшие МТБ-туфли – Specialized S-Works Recon (38 тыс. руб.)
Топовая модель для фанатов бездорожья. Жесткая карбоновая подошва, двухточечная система фиксации BOA, интегрированный задник для лучшей фиксации пятки.
Лучшее бюджетное решение для соревнований по МТБ – Shimano SH-XC5 (10 тыс. руб.)
Велосипедные туфли специально разработаны для соревнований по кросс-кантри и циклокроссу. Перфорированный верх для лучшей продуваемости. Межподошва усилена стекловолокном для дополнительной жесткости. Система шнуровки BOA.
Больше о тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»
Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье
Фото: pexels.com/Pixabay, Pavel Danilyuk; amazon.com; bike24.com; bikehike.org
Или лишь бы дороже? Какие ...... 20-40 тысяч?
Шимановские в районе 3000-6000 на любой вкус. Велобахилы вообще тысячу- полторы стоят.