Реклама 18+

Как выбрать первый шоссейник? Чем он отличается от похожих велосипедов? Сколько стоит?

Базовые знания для тех, кто недавно начал поиск.

В мире велосипедов шоссейники ­– «Феррари» в строю классических легковушек. Быстрые, изящные пришельцы из профессионального спорта. Казалось бы, зачем они тем, кто не планирует примерить желтую майку лидера Тур де Франс?

За последнее десятилетие серьезный спорт для атлетов пустил корни в любительское направление. Массовые велосипедные заезды, как Granfondo, пришли в разные города России. Стихийно организуются любительские выезды и бреветы с квалификацией на супергонки, как Париж-Брест-Париж, а триатлон зажег сердце не одного начинающего спортсмена. Возможно, типичные российские дороги и скоростные виражи ­– сочетание вредное, но поводов порулить шоссейником становится все больше.

Шоссейный велосипед (шоссейник, шоссер), следуя названию, создан для езды по шоссе. Его можно узнать по короткой раме, рулю «бараний рог», тонким и узким колесам. Шоссейный велосипед идеален для ровного асфальтового покрытия и может разгоняться до высоких скоростей, но с бездорожьем не дружен. Если вы любите не только встречный ветер и адреналин, но и лесные дорожки или, наоборот, чаще ездите по городу, лучше выбрать другие модели – о них расскажем ниже.

Похожий внешне на шоссейник циклокросс создан для гоночной дисциплины «циклокросс» и езды по местности с естественными препятствиями ­­– кочками, ямами, корнями деревьев. Он более маневренный и точно управляемый, поскольку должен сцепляться с грязью и грунтом, имеет покрышки с агрессивным протектором и иногда – дополнительные тормозные ручки в верхней части руля-барана. Некоторые модели можно узнать по характерному изгибу верхней трубы, чтобы велосипед было удобно переносить на плече через поваленные деревья и рвы. На деле циклокроссовый байк приспосабливают и для шоссейных гонок, меняя покрышки с усиленным протектором на слики. Компромиссный вариант для местности, не избалованной гладкими дорогами.

Грэвел (гравийный) ­­– родственник циклокросса, рожденный для проселочных дорог и периодических вылазок на асфальт. Нечто среднее между шоссером и МТБ по измерениям рулевого стакана, каретки, колесной базы. Приметы: хардтейл, руль-баран, «злые» покрышки и в отличие от других «собратьев» более прямая и удобная посадка. Вилка может быть как прямой, так и амортизационной. Гравийник часто обеспечен большим количеством креплений под различные сумки и баулы для длительных переездов. Классный компаньон для загородных прогулок по ровному грунту (в Финляндии, например, такие дороги проложены в лесах).

Гибридный взял понемногу от «родителей» ­– шоссейного и горного байков. Компромиссный вариант вместо покупки двух велосипедов – естественно, уступающий в скорости гоночному и комфорту бездоророжному. Вместо «барана» у него прямой кантрийный руль, ригидная (жесткая) вилка, более высокая и менее спортивная посадка, часто – крылья и багажник (по описанию его иногда можно спутать с винтажными стальными МТБ, но визуально это совсем другой велосипед). Гибрид подойдет для ежедневной езды и – чуть хуже – для туризма.

 

Вследствие того, что популярным стал триатлон и другие одиночные гонки, в магазинах появились соответствующие велосипеды. Вся конструкция разделочного велосипеда заявляет о максимальной аэродинамике, которой шоссейник уступает: более узкие, вытянутые трубы, руль с аэробаром (лежаком), за которым велосипедист практически лежит, не особо сопротивляясь встречному потоку воздуха, эффектные колеса с высокими ободами и карбоновые диски. Триатлонные и разделочные (для тайм-триала, TT­- гонок с раздельным стартом) велосипеды подойдут именно для соревнований.

А что, если убрать у шоссейника переключатели скоростей и тормоза? Звучит пугающе, но такими были первые велосипеды, еще до шоссейников ­– легкие, лишенные обвеса и тормозов трековые велосипеды. Они спроектированы для велодрома ­– закрытого помещения с трассой в виде овального замкнутого кольца (трека), с деревянным покрытием, постоянными условиями температуры и влажности. Задача трекового велосипеда ­– быть максимально аэродинамичным и легким, поэтому с него убирают «ненужные» переключатели скорости и тормоза. Производители борются за каждый грамм новыми материалами и технологиями. Например, инженеры команды Cycling Australia для модели ARGON 18 Electron Pro к олимпиаде Токио 2020 придумали сверхлегкий руль, который распечатывается на 3D-принтере из титана. 

В общем, трековый велосипед вам точно нужен, если вы катаетесь на треке.

Отдельные модники гоняют на трековых велосипедах ­– фиксах, по городу. Небезопасно как для фиксера, так и для других людей, но волна популярности все еще растет ­– некоторые производители презентуют бюджетные модели, которые выглядят по-хипстерски. Похожий велосипед – односкоростной городской (синглспид) или с планетарной втулкой (передачи переключаются внутри втулки заднего колеса).

Если близка городская стихия, присмотритесь к тренду на велосипеды-коммутеры. Коммутинг ­– езда на велике по городу с бытовыми целями: миновать пробки с работы-на работу, успеть на встречу в кафе, забрать посылку из пункта самовывоза, впечатлиться цветением тюльпанов в парке на другом конце города. Это не отдельный класс шоссеров, а способ использования байка (хотя отдельные производители выпускают одноименную серию или модели). Это могут быть как шоссейники, так и туринги, синглспиды и даже складные велосипеды.

Теперь проверьте себя в наглядном тесте: правильно ли вы все запомнили?

Как устроен шоссейник? Выбираем по параметрам: рама, колеса, групсет

Самая заметная часть велосипеда ­– рама. Ее делают:

  • Из стали ­– тяжелого, но пружинящего материала. Редкое сырье для гоночной модели, заслуженное ретро.
  • Бюджетные шоссейники часто комплектуют алюминиевой рамой. Она легче стальной, главный плюс – ремонтопригодность.
  • Карбон ­– самый прогрессивный и легкий материал. Велосипеды из карбона – самые дорогие. Его преимущество в адаптивности ­– можно «настроить», чтобы в том месте, где нужна жесткость, он был жестким, а в другом ­– упругим и пружинящим. Важно, чтобы при производстве рамы были соблюдены технологии, поэтому аккуратнее с ноу-нейм производителями из Азии.

У шоссейников среднего и топового уровня скорее всего будет карбоновая рама. Вилка шоссейника чаще всего карбоновая, даже если рама алюминиевая. Карбоновая вилка приятнее в катании и гасит неприятные вибрации для рук от неровностей дороги.

Колеса бывают клинчерные, трубочные и подготовленные под бескамерные покрышки. Разница в первую очередь в том, как будет устроен обод. Давайте разберемся.

1. Трубка – самый старый тип покрышек, который сейчас почти не используется – только на велосипедах, произведенных до 1990-х годов, у которых остались старые обода. Трубка – это герметичная камера с антипрокольным слоем и протектором, которая приклеивается специальным клеем к ободу. Трубки выдерживают очень высокое давление (15 атм), которое обеспечивает отличный накат. Главный недостаток ­– в случае прокола ремонтировать трубку крайне сложно (сделать это на шоссе, вдали от дома, просто невозможно). Поэтому использовать трубки стоит только на старых ободах, оставш

2. Клинчерная покрышка ­– это покрышка, внутри которой прячется тонкая камера. Обод колеса оснащен бортами, за которые покрышка «цепляется». При накачке колес воздух поступает в камеру, она увеличивается и распирает покрышку изнутри (давление в среднем до 9 атм). Клинчера прочные и практичные. Они стоят почти на всех современных велосипедах.

Трубки не подходят к клинчерным колесам и наоборот. Есть еще клинчерные трубки ­– они не клеятся к ободу, а цепляются как клинчера, но не имеют отдельной камеры. Они имеют такой же накат, как трубки (выдерживают давление 12 атм), не требуют отдельного комплекта колес.

3. Бескамерная покрышка – выглядит так же, как клинчерная покрышка, но используется без камеры. Наш читатель Виталий Ляпков рассказывает: «Для них нужен специальный комплект колес: обода tubeless ready, ниппели и ободная лента, а также герметик, который наливают прямо в покрышку, чтобы загерметизировать всю систему. Основные плюсы: мелкие проколы заклеиваются сами собой вытекающим и застывающим герметиком, колесо практически невозможно «пробить» о бордюр или кочку, можно катать на более низком давлении. Минусы: сложнее накачать и обслуживать в домашних условиях».

Колесные обода делают из алюминия и карбона, с низким, средним и высоким профилем ­– чем выше профиль обода, тем аэродинамичнее. Самые дорогие колеса – с карбоновыми ободами и высотой профиля 6-8 см. Они эффективны на гонках ­– групповых, с раздельных стартах или триатлоне. На заднее колесо иногда ставят диск ­– он дает преимущество на скоростях выше 40 км/ч. Из-за своей парусности такие колеса запрещают на соревнованиях в местности с сильными ветрами – например, на чемпионате мира IRONMAN в Коне.

Навесное оборудование (или групсет) ­– движущая сила велосипеда: переключатели скоростей, тормозная система, манетки, втулки, педали, кассеты, шатун и трансмиссия. Самые популярные производители ­- японский Shimano и американский SRAM. Они изготавливают оборудование для разного профессионального уровня и бюджета: от новичкового до ультрапродвинутого. Для примера возьмем классификацию Shimano ­– для Европы более распространенную.

Оборудование начального уровня (Shimano Claris, Sora и чуть повыше ­– Tiagra) подойдет для первого шоссейника, хорошо работает только в чистом и смазанном виде. 

Средний уровень ­– любительский спортивный (Shimano 105) устойчив к пыли и грязи, уверенно терпит средние нагрузки. Система облегченная, надежная, компромиссная по стоимости и, наверное, самая популярная среди серьезных спортсменов-любителей.

Навеска продвинутого уровня (Shimano Ultegra) очень надежна, работает практически в любых погодных условиях и сильной загрязненности, отлично выдерживает высокие нагрузки в пылу соревнований.

Профессиональный уровень (Shimano Dura Ace) собирает топ-технологии, например, электронное переключение передач. Высокий класс, высокая стоимость и максимальное удовольствие в гоночном режиме!

Оптимальный вариант тормозов для шоссейника ­– вопрос бесконечно дискуссионный. Дисковые добавляет к стоимости и весу, но очень эффективны во время дождя и непредсказуемой погоды ­– проще говоря, лучше тормозят. Ободные или клещевые легче и незатейливее конструктивно, но считаются устаревшими и спорно надежными. Пока еще встречаются на шоссейниках, хотя практически вышли из оснащения байков других категорий. 

Если вы хотите отличный шоссейник и не намерены сильно экономить, но при этом переплачивать за бренд нет желания, ориентируйтесь на два показателя ­– карбоновая рама и группа механики 105-Ultegra.

Размер имеет значение

Чтобы правильно выбрать размер рамы, нужно отобрать несколько моделей велосипедов, которые вы хотите купить. Затем зайти на сайт к производителям и посмотреть размерную сетку всех брендов. Некоторые бренды обозначают размер буквами – S, M, L. Другие используют цифры, которые равны расстоянию в сантиметрах от оси подседельной трубы до оси рулевой колонки: 48, 50, 52, 54, 56, 58.

На сайтах производителей обычно указан диапазон роста, на который подходит каждая ростовка рамы. Но эти диапазоны могут отличаться: человеку с ростом 180 см у одного бренда подойдет рама размером 54 см, а у другого – 55 или 56. Все дело в геометрии – есть сразу несколько параметров, от которых зависит выбор. Поэтому самое надежное – пользоваться рекомендациями производителей.

Профессиональные велосипедисты часто выбирают ростовку на 1 размер меньше, чем нужно, и ставят длиннее вынос, чтобы рама была более компактной и управляемой.

Обратите внимание: бывают женские модели шоссейников (если так решит производитель) – они еще меньше по размеру, имеют другую геометрию. Есть различия даже в комплектации готового велосипеда – вынос руля, высота седла и длина шатунов будут короче.

Если вы настроены проводить в седле много времени (участвовать в гонках, катать бреветы между городами), резонно сделать байкфит – настроить посадку для комфорта и аэродинамичности, подогнать велосипед под особенности фигуры (вес, гибкость) и цели (например, нужно заново подогнать шоссейный велосипед, если ставите на него лежак для триатлона).

Сервис доступен в продвинутых мастерских (в Москве можно найти несколько студий в Крылатском). Только не забудьте запастись 15-20 тысячами, комфорт стоит немало.

Если есть возможность, возьмите выбранную модель велосипеда в аренду ­– можно ограничиться парой дней или взять на целую неделю. Во время поездки фиксируйте, что где болит, сильно давит ли седло (увы, седло шоссера не похоже на кресло), затекает ли спина, плечи, руки.

Космические скорости, а цены?

Когда открываешь мир шоссейного велоспорта, разнообразие моделей обескураживает! Не меньше, чем ценники. Собственно, понять, почему один стоит сотню тысяч, а второй ­– миллион, с первого взгляда сложно ­– они все классные. Если вы выбираете первую модель, то задача ­– познакомиться с дорожным велосипедом, понять, какие моменты нравятся и что критично ­– может быть, вес, легкость переключения передач, маневренность или даже цвет? Дебютный шоссейник может быть вполне бюджетным, если знать, на чем можно экономить, а какая экономия может превратиться в дорогой ремонт.

Стартовая стоимость качественного шоссейника начального уровня: от 50 тысяч рублей.

Большую часть стоимости велосипеда делает навесное оборудование. Рассмотрите бюджетные групсеты, такие как Sora или Tiagra. Повышения уровня механики резко увеличивает стоимость, но не так резко влияет на прогресс в катании ­– появляются новые нюансы переключения скоростей, не очевидные новичку.

Точки борьбы за вес и увеличения стоимости: рама, «палки» ­– подседел, руль, вынос и пара колес ­– вилсет. Чем легче, тем дороже.

Если вы не гоняетесь за выигрышными секундами на гонках, то можно рассмотреть велосипед из алюминия, а не карбона. Современные модели весят ненамного больше и демократичнее по стоимости. Если раму из карбона еще можно полечить в мастерской, то вышедшие из строя карбоновые колеса и «палки» не реанимируются, что влечет дополнительные траты. 

Бюджетные серии есть у таких брендов, как Merida, Format, Forward, Cube, Focus, Giant, Orbea и других производителей.

Продуманная экономия: заказать байк из-за рубежа. Это частая практика: по почте приходят несколько коробок, которые путем манипуляций превращаются в готовый велосипед. Но есть риски: может не подойти ростовка, самостоятельно собрать и правильно настроить велосипед тоже нелегко (лучше отдать в сервис). Точно можно покупать отдельные компоненты для велосипеда – они в разнообразии представлены в европейских магазинах для циклических видов спорта, например, Wiggle, Chain Reaction Cycles и Bike24.

Покупать ли б/у велосипед? На покупке такого шоссейника можно сэкономить, но вы точно не узнаете степень «убитости» и сколько придется вложиться в ремонт. Б/у велосипеды из Европы притягательны ценами, но часто сайты, на которых их продают ­– просто склад краденых байков. Ищите надежный магазин.

Есть смысл покупать шоссейник начального уровня, а не копить на дорогой и новый, чтобы уже сейчас отрабатывать технику эффективной езды. Заодно притереться и присмотреться ­– а готовы ли вы к длинному роману с шоссе?

А какие-то приложения к велосипеду?

Велосипедисты ­– народ скрупулезный, готовый любыми способами минимизировать вес байка. На классические шоссейники обычно не ставят крылья (в качестве исключения полюбуйтесь на этот минималистичный брызговик), убирают даже катафоты (цена в 50 грамм!). Из расходников может понадобится обмотка ­– полиуретановая лента, которая оборачивается вокруг руля. Она немного гасит тряску, на ней руки меньше потеют и не скользят.

Перед подбором определитесь с целями: ездить только по городу или велотрассе, участвовать в гонках или триатлоне, будет ли бездорожье и какое. Сделайте тестовую поездку или возьмите велосипед на пару дней в аренду – не тот, что собираетесь покупать, а любой шоссейник подходящей ростовки – это поможет понять, что вам нужно от вашего велосипеда.

Вам придется провести немало времени в седле, и важно, чтобы велосипед был настолько комфортным, чтобы этого не замечать. Даже дорогой велосипед не исправит ситуацию, если не подходит по размеру. Правильно выбранный и настроенный велосипед влияет на ощущения от педалирования и эффективность движения­ – с таким вы едете дальше, наращиваете скорость, круче реализуетесь на соревнованиях. 

Велосипед для здоровья: как правильно тренироваться, питаться и гонять

Больше о тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»

Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье

Фото: unsplash.com/Rob Wingate, Munbaik Cycling Clothing, Taylor Smith, Daniel Llorente, Angel Santos, Arif Maulana, Em M., Mustaches Cactus, Tony Pham, Asoggetti, Victor Xok, Jordan Brierley, Simon Connellan; pexels.com/Gregory Costa

+82
Популярные комментарии
Alex Mag
+29
Статья низко квалифицированного писаки. Отсутствие у автора знаний основ и здравого смысла и вдобавок не знание английского языка. Увы. Вот только откровенная чушь:
1. Клинчер не от слова покрышка, а от слова скреплять, сцепляться. Слово объясняет принцип фиксации покрышки на ободе колеса. В отличии от однотрубок где покрышка представляет замкнутое трубчатое кольцо на внешний диаметр которого нанесен резиновый компаунд формирующий рабочую поверхность с водоотводными канавками, а внутренний диаметр содержит шов формирующий трубчатое кольцо, именно этой частью однотрубка клеится мастикой к ободу. В статье о выборе первого шоссейника про однотрубки должна быть одна фраза – однотрубки в настоящее время страшная обуза (без каких либо реальных преимуществ) и ни кому (имеющего здравый смысл) не нужна. Даже весовые показатели с новыми резиновыми компаундами делают клинчера ничуть не хуже. Причем заявление автора о том, что однотрубки не ремонтируются - глупость незнайки. Конечно, они ремонтируются, хотя и с большим напрягом. Я в советские времена был вынужден этим заниматься (купить новую было не легко – дефицит) так, что говорю не только теоретически, но и практически. В совдеповские времена самые тонкие клинчера были 32мм, когда я в конце 80х привез из Великобритании клинчера 23мм, большинство думали, что это однотрубки.
Ответ на комментарий Alex Mag
Статья низкоквалифицированного писаки. Отсутствие у автора знаний основ и здравого смысла .Увы.
Alex Mag
+24
2. Характерный признак человека, не разбирающегося в теме велосипеда – тупые размышления о весе типа, производители борются за каждый грамм. В настоящее время уровень производства позволяет изготовить наилегчайший аппарат, вот только незадача спортивный шоссейник по требованиям UCI не может весить меньше 6.8кг. Есть более легкие модели, но увы, если на них попытаться участвовать в соревнованиях в рамках UCI то вас просто не допустят. В грамотной статье следовало бы обсудить, на сколько важно соблюдать требования UCI (они не секрет и доступны на официальном сайте UCI) и/или их стоит лучше нарушать и если нарушать, то в каких пределах. Я, например, участвовать в соревнования не собираюсь, просто хочу ездить быстрее, поэтому с гордостью нарушаю эти требования. Меня радует, что я такой не один и приятно встречать в рекламе из англоязычных вело журналов фразы о том, что велосипед не соответствует требованиям UCI.
3. Полная каша касательно материалов граничащая с полнейшей чушью типа “ Из стали ¬– из тяжелого, но пружинящего материала, а также хромоля (хром-молибдена). ” У человека не имеющих знаний в материаловедении прочитавшего это предложение про “хромоля” может сложиться представление, что стали и хром-моли это разные материалы. На самом деле стали это общее название сплавов на основе железа. Хром-моли - сталь с лигированием хромом и молибденом (например 4130). Сейчас можно купить старые буржуйские стальные рамы и велы на их основе, а посему стоило остановится на что обратить внимание т.е из каких труб изделие и стоит ли запрашиваемых денег. Производители рам как правило сами трубы не катают на то есть проверенные производители и поэтому на раме практически всегда стоит наклейка с наименованием производителя труб и сортамент. И очень важно будет это какая ни будь дешёвка из трубы из углеродистой стали со швом марки например 1010, а может чуть получше без шва но все та же углеродистая с никелем типа 1020 или 1030. Следующий уровень везения уже упомянутый хром-моли 4130 или те же но фирменной спецификации Columbus, Vitus, Tange, Ishiwata. И конечно же топовых кровей на трубах Reynnolds 531 и Reynnolds 753 .
Ответ на комментарий Alex Mag
Статья низкоквалифицированного писаки. Отсутствие у автора знаний основ и здравого смысла .Увы.
Alex Mag
+15
Ориентироваться на профессиональный спорт при выборе инвентаря – неразумно. В этой сфере все заточено только на деньги и интересы спонсоров/владельцев команд. Оборудование, компоненты рассчитаны на получения результата, а не на нормальную продолжительную работу. Достаточно посмотреть трансляции велогонок сомневаться в высокой квалификации механиков готовящих оборудование сомневаться не приходится и при этом зачастую велосипед не выдерживает до окончания этапа. На пример вспоминается Пари-Рубе (Paris–Roubaix) 2013 первым тогда приехал Канчеллара (Fabian Cancellara) так вот они еще один победитель из трех поднявшихся на пьедестал поменяли велосипеды из-за поломки и это не проколы. Регулярно смотрю трансляции и регулярно наблюдаю, как ломается вся эта не дешёвая техника и забавные регулировки на ходу из салона машины сопровождения. Может это и забавно для зрителей, но когда сомнительная идея электронного переключения не позволяет, не просто выбрать нужную раскладку, а вовсе переключить передачу и заканчивать этап (не помню точно, но это не районные соревнования, а уровень гонки элитных команд) пришлось заканчивать на одной передаче, благо все произошло на последних километрах. Понятны и сожеление комментаторов Евроспорта (Шона Келли (Sean Kelly) и Карлтона Кирби (Carlton Kirby) представители высочайшего уровня комментаторского искусства) когда в кадре участник долбил ногой по заднему переключателю, чтоб заставить его (переключатель) перебросить цепь на нужную звезду. Символично для качества топовых профи изделий, кадр заключительного этапа Tour de France уже на Елисейских полях, велосипед со сломанным подсидельным штырем. Всегда стоит помнить озвученную Шоном Келли “шутку” которая ходит в профессиональных кругах, по русски, я бы сказал как-то так – “на вопрос какой велосипед лучше, ответ – за езду на котором платят больше денег”. Комментарии Шона Келлу всегда интересны и даже акцент, с которым он это делает и не только по тому, что этот человек признан вторым после Едди Меркса (Eddy Merckx) лучшим велосипедистом всех времен.
Ответ на комментарий Alex Mag
Статья низкоквалифицированного писаки. Отсутствие у автора знаний основ и здравого смысла .Увы.
Написать комментарий 54 комментария

Новости

Реклама 18+