13 мин.

«Хотел среагировать, но решил: буду выглядеть глупо, если пропущу». 13 лет легендарному пенальти фаната в Раменском

Отделался штрафом – сейчас получил бы бан.

На старте сезона-2009 гендир «Спартака» Валерий Карпин убрал Микаэля Лаудрупа, подхватил команду на 13-м месте и отправился в чемпионскую погоню за «Рубином» Курбана Бердыева.

К 22-му туру красно-белые отставали от лидера на шесть очков и приехали в Раменское, где до этого выиграли только 3 матча из 10.

В первом тайме Дмитрий Лоськов с дуги вкрутил в девятку ворот проводившего первый сезон в основе Сослана Джанаева, а сразу после перерыва Веллитон завалился в штрафной соперника – точка. Алекс уже готовился забить восьмой гол в сезоне, когда случилось следующее.

Видео доступно на ютубе

1,6 миллиона просмотров у ролика из 2009-го – показатель легендарности момента. Многие выходки болельщиков забылись, но этот удар – нет. Яркий штрих к истории российского футбола нулевых. 

Пенальти фаната попал не только в хайлайты, но и в утренние газетные репортажи.

«Начался какой-то Comedy Club. На поле вылетели три молодца, и один из них, крепыш, но, как оказалось, весьма резвый, подбежал к мячу и ударил по нему с левой. Кински ловить не стал – и автор «гола» радостно вскинул вверх руки. Видел ли Алекс такой низкопробный цирк у себя на родине?» – удивлялся «Спорт-Экспресс».

С тех пор прошло уже 13 лет. Sports.ru побеседовал с участниками того матча и свидетелями легендарного пенальти. 

«Честно, я поржал». Спрашиваем у Игонина, Кински, Баженова и Бояринцева, как удар выглядел с поля

Матч «Сатурна» и «Спартака» в прямом эфире показывали сразу два канала: «Наш футбол» и «Спорт». Удивительно, но комментаторы этого эпохального события – Роман Трушечкин и Георгий Черданцев – едва вспомнили о косвенной причастности к перфомансу.

«С удивлением обнаружил, что это я. Вообще не помню, чтобы комментировал этот матч, что странно: такое неординарное событие должно было отложиться в памяти», – ответил Черданцев.

У футболистов этот момент отпечатался лучше.

«Было неожиданно. Некоторых игроков это разозлило: все находились в серьезном эмоциональном и физическом напряжении, – переносится в 2009-й хавбек «Сатурна» Алексей Игонин. – Точно помню, что я улыбался, но этот момент быстро забыл: как машину, которая проехала мимо на пешеходном переходе».

Антонин Кински пропустил с точки трижды за несколько минут: от болельщика и дважды от Алекса, которого арбитр попросил перебить. 

«Я уже думал, в какой угол будет бить Алекс, как увидел бегущего болельщика, – вспоминает голкипер «Сатурна». – Хотел среагировать на его удар, но решил, что буду выглядеть глупо, если не получится отбить, поэтому остался на линии.

У меня еще был забавный эпизод в матче с ЦСКА. Болельщик тоже выскочил на поле, за ним гнались полицейские. У одного слетела фуражка, я ее надел и пошел к нему. Вместе посмеялись.

– Это самый необычный пенальти в вашей карьере?

– Да. В юношестве как-то за матч отбил два пенальти из трех, но трижды еще не пропускал. Хорошо, что засчитали только один, ха-ха.

– Болельщик сбил ваш настрой на удар Алекса?

– Он классно пробил. Если бы я решил среагировать и выбрал правильный угол, я бы отбил. На меня этот эпизод никак не повлиял. Хороший вратарь умеет концентрироваться на игре все 90 минут, что бы ни происходило.

– Часто вам напоминают про гол от болельщика?

– Раньше в Чехии спрашивали об этом почти в каждом интервью. Сыну (младшему Антонину Кински 19, он выступает в чешской ФНЛ – Sports.ru) показали это видео в школе, он подошел ко мне и спросил в шутку: «Как ты можешь мне что-то советовать, если тебе болельщик забивал?»

Полузащитник «Спартака» Денис Бояринцев подтверждает, что футболистов болельщик повеселил, несмотря на напряжение. 

«Я к таким ситуациям отношусь с улыбкой. Выбежал парень, подурачился, забил. Безобидный эпизод. Хуже, когда матч останавливают из-за петард, и команде грозит техническое поражение».

Похожие эмоции были и у нападающего «Спартака» Никиты Баженова. 

«Это очень крутой момент. Честно, я поржал, – улыбается Баженов. – С нашей командой постоянно случались какие-то казусы: то на метро ездили, то болельщик забил. Мы проиграли, поэтому после матча на выбежавшем фанате никто не делал акцент. Если бы выиграли, думаю, Карпин бы как-то пошутил».

«Спартак» после гола потерял концентрацию и тут же пропустил. 

«Рассерженный Нахушев взял реванш, сделав длинную подачу от центральной линии в направлении Топича, располагавшегося у штрафной площади. Босниец дотянулся до мяча макушкой, от нее тот взмыл вверх достаточно высоко, так что нападающий успел развернуться, чтобы нанести с лета сочный удар», – зафиксировал тогда «Спорт-Экспресс».

«Сообщения с арен напоминали фронтовые сводки». Почему фанату удалось просочиться на поле?

Стадион в Раменском собрал 14 тысяч зрителей, почти половину составили фанаты «Спартака». За порядком на арене следили 1700 сотрудников милиции. «Задержали 28 человек, из них 15 находились в состоянии алкогольного опьянения», – отчиталось после матча ГУВД Московской области.

На игре присутствовал и Александр Мейтин – директор по безопасности РПЛ.

– В те времена количество правонарушений на футбольных матчах было несравнимо больше, – рассказывает Александр Мейтин. – Сообщения со спортивных арен напоминали фронтовые сводки. Обеспечение безопасности на матчах напоминало войсковые операции. Особенно отличались игры с участием ЦСКА, «Спартака» и «Зенита». 

На этом фоне забег двух болельщиков гостей в Раменском был рядовым происшествием, запомнившимся голом в ворота «Сатурна».

– Сейчас болельщики выбегают на поле крайне редко. Тогда это было обычным делом?

– К сожалению, выбегания болельщиков происходят каждый сезон: в среднем 9-10 случаев. Например, в сезоне-2009 их было 12, а в прошедшем 9. И такое бывает во всем мире. Их сложно предотвратить. 

Если за счет качественного досмотра нам удалось существенно уменьшить количество используемой на стадионе пиротехники, то определить намерения задумавшего выбежать крайне сложно. К тому же зрители находятся не за колючей проволокой. 

С фанатской трибуны проникнуть на поле сложнее (ограждения, много стюардов) болельщики в основном стартуют с центральных трибун. Секунда – и ты на поле. Тем не менее каждый сезон за счет действий служб безопасности и стюардов удается предотвратить значительное количество попыток выбеганий. Но это мало кто видит.

– Как изменилась безопасность на стадионах после случая в Раменском?

– Существенных изменений не происходило вплоть до принятия пакета нормативных документов, связанных с регулированием поведения болельщиков и обеспечением безопасности. Все, что было связано с безопасностью на матчах, находилось в руках МВД. Вопросы, интересующие клубы, зачастую решались путем личных контактов. Это касалось проноса различных вещей, баннеров, фанатских активностей и звуковых инструментов. В каждом городе были свои правила, определенные местной милицией.

В январе 2014 года накануне зимних Олимпийских игр вступили в силу правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, а в сентябре правила обеспечения безопасности. До этого представители лиги и клубов были статистами. Появились реальные рычаги влияния на нарушителей, а обеспечение безопасности стало осуществляться организаторами соревнований при содействии полиции.

Сейчас футбольные матчи в части безопасности похожи на театр: комфортные арены, отсутствие полиции в чаше стадионов и агрессии зрителей.

На забег фаната подбило пророчество друга, отделался штрафом (мог получить 15 суток), отец назвал придурком

– В 2009-м мы с другом поехали на матч с «Сатурном» с мыслями прорваться на газон, – рассказывает автор исторического спринта Андрей Дубровин. – Зачем? Всегда хотелось выбежать на поле, а стадион в Раменском к этому максимально располагал: трибуны находятся рядом с полем.

В Раменском встретили знакомого Николая, который за неделю до этого выбегал на поле в Ростове. До матча мы обошли весь стадион в поисках лучшего место для забега: можно было стартовать только с центральных трибун, потому что за воротами висела сетка.

Мы сели за скамейками запасных. К тому времени желание [выбежать] у меня  уже пропало. Не то что стало ссыкотно, просто понимал: повяжет милиция, а со мной на машине приехали еще люди. Не очень хотелось и в отдел попадать, и людей подводить. Прикидывал, что может быть штраф или арест на 15 суток, но решил устранять проблемы по мере их поступления.

В какой-то момент Николай сказал: «Представляешь, сейчас назначат пенальти, ты выбежишь – и забьешь?» Через несколько секунд так и случилось. Я понял, что это судьба, посыл вселенной. Мозг сразу среагировал: надо выбежать и забить.

Мы сидели на третьем ряду. Возле нас не было ни милиции, ни стюардов. Рядом только стоял мальчик, подающий мячи. Но ему до нас не было никакого дела. Я за несколько секунд перепрыгнул два ряда, перемахнул через невысокое ограждение и помчал к штрафной. Цель была одна – забить гол.

Я левша, как раз все удачно сложилось, что мяч поставили под ударную ногу. На видео кажется, что я попал в уголок, но на самом деле мяч пролетел посередине между штангой и [вратарем «Сатурна» Антонином] Кински. Забив, побежал к спартаковской трибуне и помахал ей, кто бы что там себе ни надумал.

Потом направился к кромке поля, перелез через ограждение и сдался милиционерам. Они загнули руки за спину, причем не сильно, и, не надевая наручники, повели в отделение на стадионе. Пришел директор стадиона. Сказал, что больше я туда не попаду.

Нас повезли в районное отделение [милиции], где спросили, за что нас повязали. Ответили, что писали не в том месте. Когда разобрались, намекнули, что у нас могут быть серьезные проблемы из-за того, что на матче присутствовали мэр и начальник милиции, но до рукоприкладства не дошло. Переписали наши данные и отпустили. Хотя в то время не всегда можно было так легко отделаться.

После воя журналистов, возмущающихся произошедшим, дело передали в суд. Мне выписали штраф – 1 000 рублей. Прислали по месту прописки. Оплатила мама, я ей потом вернул. Многие мне потом говорили, что отдали бы за такое гораздо большую сумму.

Мама отреагировала как-то в духе: «Заняться больше нечем?» Отец смотрел футбол на работе с мужиками и офигел, когда меня показали крупным планом. Набрал, сказал: «Ну ты и придурок!» И бросил трубку. Потом вспоминал об этом только в шутку. После матча вообще было много звонков, но в отделении особо не поговоришь.

В то время мне было не до смеха. Думал, за мной приедут и отвезут в кутузку. Слава богу, такого не случилось. Хотя 15 суток – это же не 15 лет. Это сейчас могут за меньшее и на 15 лет закрыть, ха-ха.

Самая яркая реакция на мой забег? Когда зашел в метро и увидел на обложке газеты собственную фотографию. Купил ее в вендинговом аппарате, редакция искала автора гола, меня то есть, для вручения денежного приза. Звонить им не стал. Думаю, это просто был способ на меня выйти.

Еще подруга моего знакомого, которая жила в Раменском, жаловалась, что из-за нас на стадионе поставили перегородки – теперь нельзя купить дешевый билет и пересесть на место получше.

Квитанция об оплате штрафа до сих пор хранится где-то дома. Кроссовки и свитер, в которых выбегал, отвез на дачу, чтобы выполнять мелкую работу. Больше ничего и не сохранилось. Год назад надел свитер, когда давал интервью для ютуб-канала про фанатов. Если попросят отдать для музея «Спартака» – легко.

После того случая друзья стали называть «Раменский пенальтист». Так и закрепилось. Когда появился инстаграм, над ником не пришлось долго думать.

19 сентября [когда это произошло] – для меня обычный день. Иногда списываемся с Николаем, вспоминаем былое. А иногда вспоминаешь об этом дне, только натыкаясь на видео в соцсетях. Или кто-то из друзей кинет ссылку: «Дрюша, опять ты!»

Для меня более значимая дата 14 сентября, когда родился сын. Недавно ему исполнилось 8. Тоже болеет за «Спартак», ходит со мной на футбол и хоккей. Видео моего забега он еще не видел. Когда станет осознанно интересоваться футболом – покажу.

Если через 10-15 лет он повторит мой перформанс, ругать не буду. Но мне хотелось бы, чтобы он все-таки сделал упор на образование и прожил лучшую жизнь, чем я. У меня, конечно, она была не такая плохая, но я многое упустил, поэтому хочу вложиться в ребенка. Главное, чтобы стал хорошим человеком. Для этого вкладываем много сил в его воспитание.

Лет десять назад у меня была мечта [выбежать на поле и] забить со штрафного Акинфееву в дерби. Сейчас хочу, чтобы «Спартаком» управляли фанаты, чтобы все действия, совершаемые руководством, были адекватными.

В Европе прорваться на поле легче, но наказание гораздо строже (Кушанашвили оштрафовали на 5 тысяч евро!). Правда, и в России будут проблемы

Комментатор «Матч ТВ» Георгий Черданцев побывал на десятках арен мира. По его мнению, выбежать там на поле гораздо проще, чем в России. 

«В Европе вообще нет никакого контроля, – вспоминает Черданцев. – Я много раз был на «Энфилде», топовом стадионе. Если захочется выбежать – можно сделать это в любой момент. Отар Кушанашвили выбегал на спор во время матча Россия – Португалия. Его оштрафовали на 5 000 евро и на какое-то время забанили для посещения европейских матчей.

При желании можно пролезть через любую охрану, но прикол в том, что наказание сейчас гораздо более суровое, а по телеку все равно не покажут. Сколько-то лет назад ФИФА рекомендовала не транслировать любые эксцессы на трибунах или футбольном поле, чтобы не потворствовать бегунам. У выбегающих людей цель прославиться, а если тебя не показывают по телеку – то и смысла выбегать нет».

Как изменилась система наказания за подобные выходки в России, Sports.ru объясняет старший юрист SILA International Lawyers Илья Чичеров:

«Действия зрителей в 2009 году следовало квалифицировать как мелкое хулиганство. Максимальная санкция за такое правонарушение – штраф до 1 000 рублей или 15 суток административного ареста.

На сегодняшний день, такое деяние подпадает под действие статьи «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований». По данной статье предусмотрена ответственность в виде административного штрафа до десяти тысяч рублей или обязательных работ на срок до 160 часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований на срок до трех лет либо без такового.

Кроме того, за появление на футбольном поле посторонних лиц ответственность несет футбольный клуб в соответствии с дисциплинарным регламентом РФС. За такое нарушение старой версией регламента была предусмотрена санкция в 5 000 рублей, а актуальным регламентом предусмотрена санкция в виде штрафа в размере 20 000, в случае массового появления – 50 000».

И да, по «Матч ТВ» этот забег не покажут.

Лучший балкон в мире – туда Вальверде выбил мяч, спасая «Реал» против «Райо». Хозяин продает трофей за 280 евро

25 лет назад английские фанаты объединились, чтобы спасти «Брайтон». Одним из владельцев стал Fatboy Slim (трек из FIFA 99 – его!)

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов, Петр Иванов