10 мин.

6 прекрасных деталей Швейцарии. Глазами Вадима Лукомского

Разбор после победы над Италией.

Сборная Швейцарии в максимально зрелой манере прошла Италию (2:0). Этим триумфом швейцарцы закрепили впечатления, которые оставляли весь турнир. У Мурата Якина одна из самых сыгранных и готовых к любому сценарию команд.

Схема-трансформер с умницей Эбишером

Самый обсуждаемый прием сборной Швейцарии – трансформацией на левом фланге. Левым защитником стартует центральный полузащитник Мишель Эбишер, он выбирает момент для смещения в центральную зону, а фланг заполняют Рикардо Родригес и Рубен Варгас:

Тиаго Мотта называл Эбишера «лучше всего читающим пространство» игроком «Болоньи». В центре он может выбрать как свою, так и чужую опорную для смещения. От выбора направления и стадии атаки зависит, кто и как временно прикрывает фланг. Настолько широкими полномочиями он не наделен даже на клубном уровне в стильной «Болонье». 

Латераль-десятка Эбишер определенно оправдывает доверие. Иногда сам по себе этот прием ставит соперников в тупик. Вот крайне показательная путаница между Федерико Кьезой и Брайаном Кристанте:

Даже если у соперника есть понимание, кто и как реагирует в момент швейцарской трансформации, против нее трудно обороняться. Эти игроки не только меняют зоны, но и очень качественно комбинируют. Эбишер принимает практически безупречные решения. Мы отдельно разбирали его позицию и игру после матча с Венгрией.

Это главная трансформация Швейцарии, но не единственная. Гранит Джака управляет игрой и может оказываться на любой стороне поля. Ремо Фройлер помогает ему при обороне, но в атаке делает постоянные рывки и перегружает зону мяча. Нападающий чередует открывания за спину с опусканиями в опорную – партнеры по атаке (например, Фабиан Ридер) отвечают обратными маневрами.

В движении Швейцарии важны не только смещения, но и реакции на них. Футболисты очень здорово читают эпизоды и адаптируют позиции. 

Лайфхак: сразу три футболиста «Болоньи» в старте (Эбишер, Фройлер и Ндойе). Иногда кажется, что в команде действует правило «игрокам «Болоньи» запрещается занимать номинальную позицию»:

Они особенно хорошо обучены футболу с постоянной сменой позиций и буквально толкают партнеров действовать схожим образом. Выступают зачинателями, а дальше уже нет выбора – нужно адаптироваться и путать соперника.

Важный бонус под такой стиль – сыгранность. Якин вообще не ротирует игроков первой стадии: редкие изменения состава касались только атакующей тройки. Единственное исключение – вынужденное отсутствие Сильвена Видмера против Италии. Почти все футболисты защиты и полузащиты имеют 60+ матчей за сборную и давно играют вместе.

У Швейцарии есть сходства с «Байером»

Речь не только про схему и Гранита Джаку: Швейцария очень похожим образом нагружает зону мяча, когда оказывается на чужой половине поля.

На одной стороне поля может оказываться по семь футболистов:

Основная зона – левый фланг. Но такие эпизоды возникают и справа:

Это создает платформу для коротких комбинаций, ставит неудобные вопросы перед схемой соперника и позволяет быстро возвращать мяч контрпрессингом в случае потери. 

Для органичного взаимодействия в рамках такого футбола важно хорошо играть в пас и читать действия партнеров. Швейцарцы действительно прокачаны в этих направлениях. Пиком искусства стал первый гол в ворота Италии: 31 передача – рекорд Евро. Неординарные смены позиций и тотальная манипуляция схемой оппонента:

Мелкая, но крайне характерная деталь: к финальному этапу этой атаки итальянцы подошли с центральными защитниками на позициях, обратных привычным (Манчини – левее, Бастони – правее), а между ними образовалась огромная зона, куда и ворвется автор гола Ремо Фройлер:

Самое точное описание сути этой атаки – у Италии закружилась голова от швейцарской карусели. 

Позиция нападающего как инструмент влияния

Швейцария не ротирует защиту и полузащиту, а вот атакующая тройка используется для адаптаций под соперника. Во всех матчах стартовал только Дан Ндойе – и то его позиция менялась трижды. Фабиан Ридер и Рубен Варгас сменяют друг друга. А позиции форварда – вообще главный инструмент влияния на команду.

Три основных варианта – Бреэль Эмболо, Квадво Дуа, Джердан Шакири.

Стартовавший в первом туре Дуа дает открывания за спину. Шакири в этой роли – ложная девятка. Он помогает создавать перевес в полузащите, когда там нужно еще большее скопление игроков. Эмболо – вариативность. Он может и отходить в полузащиту, и играть спиной к воротам, и открываться за спину.

Выбор нападающего помогает Швейцарии сформулировать конкретную головоломку под соперника. Пока штаб Якина был крайне точен в этих решениях.

Игра без мяча – менее захватывающая, но очень качественная

Фишки Швейцарии с мячом выделяются – они необычные по любым меркам, поэтому получают больше внимания. Игра Якина в обороне более банальна, но прекрасно организована.

Италия пыталась разыгрывать мяч коротко, но не добиралась до чужой половины поля из-за прессинга соперника:

Только при 2:0 швейцарцы сами отошли на свою половину и контролировали соперника в структуре 5-4-1:

Против Германии в позиционной обороне использовалась другая вариация 5-2-3:

Команда учитывает ключевые зоны соперника и адаптирует под них схему. Для Германии с особым упором закрывали продвижение через центр, а Италии не давали создавать перевес на флангах.

Швейцария без мяча – гибкая и хорошо обученная разным режимам команда.

Джака – мозг

В этой системе комфортно себя чувствуют все, но нельзя не фиксировать особую роль Гранита Джаки. Из-за сходств с «Байером» ему особенно удобно. 

В интервью The Guardian в 2017-м Гранит признавался: «Описываю себя как ложную десятку. Десятку, которая играет глубже». Пожалуй, в полной мере этот образ реализовался именно сейчас. В сборной Джака носит на спине именно десятый номер, обладает свободой и максимальным влиянием, буквально дирижируя командой – прямо как эталонные десятки в 90-х и начале 00-х.

На Евро-2024 Джака пасует с точностью 89,1% (выше только у Мануэля Аканджи) при этом лидирует в команде по всем метрикам продвижения и основным созидательным показателям (передачи под удар, предударные действия). 

Его влияние еще шире. Гранит сейчас учится на тренера. Он признался, что этот опыт помог ему иначе посмотреть на тактическую сторону игры. Это чувствуется: он генерирует невероятный поток подсказок партнерам – и по открываниям, и по выбору адресата для паса.

Еще одна недоценная деталь – тайминг действий Джаки. Каждый его пас не только приносит прямую пользу через доставку мяча из точки А в точку Б, но и косвенную через улучшение положения партнеров.

Вот пример: Джака сначала выжидает, чтобы зона, в которой Родригес получит его пас стала более свободной. Вытягивает на себя давление:

Только потом следует передача. Из такого положения удобнее продолжать атаку:

Такие ходы Джаки – фундамент, на котором держатся описанные выше комбинации. 

Часто при описании пасующих футболистов разбрасываются словом «метроном». Кажется, чтобы получить такой статус, достаточно просто сделать много передач. Но не менее важно, насколько удобными и своевременными оказываются эти пасы. Джака – истинный метроном.

Без мяча Гранит отлично работает, лучше контролирует собственную агрессию и, конечно, координирует действия через подсказки. В его лице Швейцария получает играющего тренера, который изнутри знает принципы «Байера», выступающего для швейцарцев одним из ориентиров. 

Архитектор команды не Якин, а Контини

Мы уделили много внимания тактическим деталям, поэтому важно упомянуть человека, который за них отвечает в первую очередь – это ассистент Якина Джорджо Контини. Он пришел в команду в начале, когда всерьез поднимался вопрос об увольнении Якина.

Тогда Мурат играл по схеме 4-3-3 и на последних минутах спасался от поражения в матче против против Беларуси (3:3). Джака почти открыто ругался с тренером. На инновационный футбол и мощные перфомансы не было даже намеков. 

Вместо увольнения Якин получил подмогу, а Контини точно не просто помощник. Последние 12 лет он работал главным тренером в швейцарской лиге. В то же время хорошо знает Якина – был в его штабе в «Люцерне» в 2011-м. Получился гармоничный тандем, в котором Якин – публичное лицо команды и ответственный за финальные решения, а Контини – ответственный за тактическую сторону и тренировки.

Революционные изменения с приходом Контини точно не совпадение. О распределении функций рассказывают не только инсайдеры: есть много косвенных намеков в речах игроков. Вот, например, очень показательные акценты от Джаки: «Шесть месяцев назад я даже заподозрить не мог, чтобы мы будем так играть. Интенсивность и качество тренировок сильно улучшилось. Уровень команды тоже вырос».

***

Эта сборная Швейцарии – произведение искусства. Они играют как современный топ-клуб, продуктивно воруют идеи у «Болоньи» и «Байера», добавляя к ним собственные изобретения, которые топ-клубам лишь предстоит скопировать. 

Италия не осилила сложный футбол. Да, из-за Спаллетти

Лукаку на этом Евро – уже мем. А вы бы пустили такого Ромелу на турнир?

Фото: Gettyimages.ru/Alex Grimm, Stu Forster