4 мин.

Почему отставка

Об отставке Кобелева говорить легко и интересно. Это очень профессиональная отставка. Там не было скандалов, там не было даже словесных пикировок; при этом что о самом тренере, что о новой администрации «Динамо» мы, по сути, не знаем ничего такого, что бы позволило уводить разговор из этой самой профессиональной плоскости. Андрей Кобелев – человек очень закрытый, не склонный к откровениям о себе не то чтобы напоказ, а – в принципе. Это первый на моей памяти тренер, к которому вообще нет подхода, чтобы там, ну, я не знаю, как-то неформально присесть, поговорить, чтоб что-то там уяснить такого, что по наблюдению за футбольным матчем не уяснишь. Не помню другого тренера, у которого, например, не было бы близкого журналиста. Товарища такого, с которым можно было бы пооткровеннее как-то. Кстати, это, может быть, тоже как-то по молодости.

И вот поэтому легко говорить. Кобелев человек жесткий, но не конфликтный, а потому не мог дать повода для отставки в виде какой-то неуместной резкости или скандала, пусть и скрытого. Черты личности тоже вряд ли могли тут сработать (в режиме «не сошлись характерами», например), потому что личность Кобелева никому толком неизвестна. Он не приоткрывает себя больше, чем сам считает нужным, а сам он нужным это просто не считает вообще.

У меня вообще глубокое убеждение вот какое.

Отставка Кобелева была предрешена. Просто новая администрация слишком подставила бы себя под удар, сделала бы свою позицию зыбкой, если бы сразу, по окончании сезона (например), расталась бы с Кобелевым. Это позиция по-своему трусоватая, но только на первый взгляд. На самом деле просто расчетливая, осторожная. Вот просто представьте себе: Кобелев уходит в ноябре. И?

И немедленно редкое, но въедливое поголовье болельщиков начинает истерить. В отсутствие хоть каких-то событий (потому что с ноября по середину января никаких новостей из команды нет, она распущена) болельщики достигают состояния божоле – бродят. Дальше они все принимают в штыки. Наверняка, кстати, проводят несколько забавных акций.

Пресса тоже занимается тем, что размышляет: что выйдет с Динамо. Информации нет, но нам, журналистам, от этого только интереснее. Версий появляется масса. Потом начинается покупка игроков, появляется новый тренер – и каждый новый факт, ложась в вымышленные журналистские мозаики, расходятся все дальше.

Игрокам, старым и новым, в пять кругов задают одни и те же вопросы. Они и новый тренер начинают шарахаться от тени.

В марте команда выходит на первый матч. Напряжение топором висит в воздухе. Все разрешится моментально, если выиграть первые три игры 3:0, 4:0 и (ладно уж) 2:1.

Но с новой командой, с новым тренером, с болельщиками-божолельщиками и с газетами на низком старте как-то, согласитесь, лучше такое иметь в качестве доброй надежды, чем в виде непременного условия хоть сколько-то нормальной спортивной жизни.

Я думаю, новая администрация понимала, что с Кобелевым трудно будет работать. Но и не были убеждены, что будет обязательно плохо. Так что без потрясений вступили в новый сезон. Посмотрели, засунули собственные амбиции подальше. Не получается. И – ...

Вот интересный вопрос. В чем срочность-то? Результат у «Динамо» вовсе не плохой. Нормальный для такого старта, для новой команды. Игры особенно нету, – ну, тоже что бы ее не поискать. Неудачный старт – но не в смысле «плохой», а в смысле, что удачным не назовешь...

Я думаю, это не отставка на самом деле. А назначение. Срочность может быть только в Божовиче. Мы знаем о том, что у него уже на мази был украинский контракт. Срочность отставки в том, чтобы Божовича не увели. Потому, что это тренер, который и в принципе подходит, и к экстренной ситуации амбициозного сезона и работы не с самого его начала. Наступил момент, когда решение было принимать просто-напросто пора.

И они решили.

Конечно, интересно, что будет теперь с Кобелевым. Только что он жил себе и жил четвертый уж год в качестве тренера-хедлайнера нового поколения, а теперь вон без работы. Ну, что ж; во-первых, тут одно не противоречит другому. Отставка означает, что методы работы Кобелева, его взгляды на футбол и, возможно, на какие-то аспекты клубного строительства просто не совместимы с соображениями тех, кто за это платит. Они вправе заказывать музыку. Точка.

Однако при этом, как мне думается, эта отставка означает и окончание совершенно определенного этапа в карьере Кобелева. И перед ним стоит очень сложная задача: мужать, меняться, взрослеть. Это отдельная тема. Здесь я рассказал, как мне видятся мотивы отставки Кобелева. А о нем самом я намерен поговорить в пятницу, в «Футбольном Клубе».

Мы начнем на канале «НТВ-Плюс Футбол» в 21.00.