Публика, которой нет
Угодил я тут комментировать игру нальчикского «Спартака» с «Сатурном». Ну, по сюжету тот еще триллер обещался вперемежку с детективом, да так и вышло, но суть не в этом. Выходной день был, наш корреспондент в Нальчике, славная дама, с удовольствием рассказала о прекрасной погоде. Нальчик, на всякий случай, совершенно спокойно может еврокубковое место занять. Даже просто фаворит в этой гонке, если учитывать календарь и прочие обстоятельства. А народу на трибунах мало. Стадион-то не бог весть, заполнить его совершенно реально… Но – нет. А два тура назад включаю телевизор, начинается «Амкар» – «Локомотив». «Амкар», сами знаете, за выживание сражается. Мы по поводу этого выживания из Перми уже слышали несколько намеков на то, что этот славный футбольный город кто-то возненавидел черной завистью и выживает из премьер-лиги. Ну вот – приезжает вроде бы команда с именем, масса привходящих интриг, хотя бы вокруг имени Рашида Рахимова – он как-никак с обоими клубами связан исторически… И тоже народу на трибунах нет. Да, понятно: в Перми даже две недели назад не могло быть такой погодной благодати, как в эту пятницу в Нальчике. О том, сквозь какие лужи и прочие удовольствия распутицы продирается болельщик на стадион в этом городе, который, мы верим, благодаря активности ряда галеристов вот-вот станет столицей российского дизайна, известно давно и много. Но это ж не вопрос погоды, друзья мои. Там и через лужи, бывало, ходили. А теперь – вот… Как в пословице: помирает Максим – а и Бог с ним. Один клуб на грани вылета из премьер-лиги, и ему нужна поддержка, которая некогда была. Другой клуб на пороге высочайшего достижения в истории, и ему поддержка требуется – но люди где-то в другом месте. Слушайте! А вот вы помните, когда-нибудь наши футбольные власти обсуждали как проблему, огромную проблему нашего футбола отсутствие хоть мало-мальского прироста интересующегося оным населения? Любопытно же – почему так? И ведь это самая что ни на есть проблема развития. Ну ладно, сейчас люди охапками деньги в футбол бросают. Благо у них есть эти охапки. Но ведь это не навсегда. А навсегда бывает только зритель, который приходит на стадион, между приходами покупает всякую мишуру, от программок до футболок, платит телевидению (сиречь – тем же клубам транзитом) за то, чтобы смотреть гостевые матчи своей команды в придачу к целому чемпионату… Опираясь на этот же народ, на его интерес, в клуб приходят спонсоры. Не те, которым велели; опять же – ладно, сейчас им велели, они повинуются, пока денег много. Или пока еще чего-нибудь не придумалось. А деньги – они ведь имеют тенденцию заканчиваться. Вон на баскетбол посмотрите – все развитие этого вида в нашей стране в последние лет десять было от ЦСКА, от того, что такой клуб был, что у него была возможность ставить перед собой новые задачи, а за ним тянулись остальные. Но вот у ЦСКА в следующем году может уйти нынешний хозяин, а придет ли иной – это большой вопрос. Почетно, с одной стороны, а с другой – как раз переходный период наступил, и в этом году результаты могут быть плохими. Планово, но все равно плохими. И вы будете правы, если скажете мне, что баскетбол все равно во всей Европе убыточен. И что проблема существования клуба-бренда в Москве не связана с существованием скромного футбольного клуба в провинции. Пермь вон хоть дизайна столицей станет, а Нальчик – провинция даже в этом отношении. Вы будете правы… Ровно до тех пор, пока я не скажу вам: проблема в безразличии. Одни дают, пока есть, другие радуются, пока дают. И на все на это в какой-то момент надоедает смотреть публике – даже в тех краях, где еще недавно было очень даже интересно. Хотя бы из соображений местного патриотизма. И это почему-то не проблема. Отчего-то мы смело надеемся, что вот сейчас перейдем на «осень–весну», модернизируем стадионы… Да мы-то их модернизируем, кто спорит. Но кто и зачем на них пойдет? Всех нас очень удивит, когда этого не случится. А ведь причин, чтобы оно случилось само собой, просто нет. А тут и деньги кончатся. Вот уж в чем можно быть уверенным точно и навсегда – что это-то случится внезапно и в самый неподходящий момент. Всегда так бывает.
P.S. Этот текст – моя колонка для газеты «Советский Спорт». Читйте по вторникам и пятницам.
Позврослел. Стал более требователен и к себе и к окружающим. Жирком оброс и зауважал себя очень.
И теперь я не буду ходить через кардоны с ментами. Мне нужен доступ туда, куда хочу я, а не менты и их лошади. Мне нужно место для стоянки моего авто и чтобы я мог максимально в короткие сроки уехать (уйти со стадио, а не ждать, как животное в загоне, когда какой-то придурок меня решит выпустить, не считаясь с МОИМ!!!!!! временем)
Мне нужно пиво не стадионе с вкусным закусоном. Чтобы не стоять в очереди за тухлой сасиской, от которой я потом буду жить в гальюне 3 дня и три ночи, а нормальная сасищища или пирожок СВЕЖИЙ!!! и ВКУСНЫЙ!!! И чтобы он стоил не как пицца в «патио», а столько, сколько он и должен стоить. Мне хочется пить горячий чай или напитки на трибуне, а не глотать жадно влагу перед входом на трибуны, только потому, что какому-то мудаку пришло в голову (хотя это точно не голова), что пить на трибунах - нельзя. Вообще ничего.
Мне нужно поссать. При чем в чистом туалете и свободно, а не танцевать джагу-джагу, зажав свой пип в руках, дабы не пролилось и ждать своей очереди.
Я готов платить деньги и идти на стадио, если я получу уважение к СВОИМ деньгам и качественные условия для зрелища. Я не готов платить за то, что меня там собираются унижать. Я себя очень люблю.
По этому, как правило, я включаю НТВ+, наливаю в кружку холодного чешского, и, делая глоток этого прекрасного напитка, наслаждаюсь футболом в максимальном комфорте, который создаю себе сам.
Исключения - это дерби с ЦСКА. И, иногда, еврокубки, если соперник стоит того, чтобы на него смотрели.
И пока на стадио не будет так, как хочется мне, я туда не буду ходить. Я не буду ЗА ЭТО платить. Не готов. Чувство собственного достоинства не позволяет.
На самом деле всё как нельзя прозаично и грустно. Ответ на посещаемость матчей кроется в экономике. Как говорил один герой в известном фильме: «Каждое преступление имеет свой финансовый след». Так и тут, каждый факт имеет свой финансовый след.
Я понимаю, что да, народ совсем оборзел, не ходит смотреть такие увлекательные матчи, предпочитает читать Cosmopolitan, смотреть программу Максимум на НТВ и бухать в тиши своей кухни или спальни. А бедные футбольные клубы животов своих функционеров и футболистов не жалеют, а их таких хороших даже десять тысяч не может поддержать в миллионном городе на беззаботной и суровой Каме. Плохой народ достался футбольным клубам в России, совсем некудышный. Как говорил Плюшкин, вороватый и прожорливый, а у нас самих есть нечего.
Но вот что сделали клубы для того, чтобы любому человеку захотелось прийти на стадион и потратить свои деньги? Абсолютно ничего. А почему? Потому что главный спонсор спортивного клуба не зритель, а чиновники и бизнесмены. Они ведь постоянно посещают матчи в полном объеме. Вот они и целевая аудитория. Как сказал господин Фастовский, единственные обязанности зрителя на хоккейном матче: купить билет, посмотреть матч и уйти домой. Уверен, что у футбольных функционеров такой же взгляд на вещи.
Когда будет отношение к зрителям хотя бы благодушное, тогда и будет приятно ходить на матч поддерживать любимую команду. А так, хоть 5-ое место, хоть 15-ое всё едино.
в этом матче решался вопрос выхода в пердив, либо мы их, либо они нас
Торпедо нужна была максимальная поддержка и команда её получила.
наверное, не все так плохо...
П.С. Особо качетсвенно отпугивает зрителя защитники, бегущие в другую сторону от мяча и нелепо падающие в последствии.
И этим в первую очередь должны заниматься СМИ. Вот на Западе, при том, что в основном футбол на платных каналах, на открытых общедоступных каналах - огромное кол-во обзорных, аналитических ярких футбольных шоу, подогревающих интерес к футболу.
Там так умеют из ничего сделать интригу, что ноги сами несут на стадион.
А что у нас? На все открытые каналы - только одна Футбольная ночь на НТВ. Вот раскрутили же до умопомрочения фигурное катание и фигуристов уже любая бабка у подьезда обсуждает.
В-общем, отсутствие сколько-нибудь вменяемого паблисити нашего футбола - огромная проблема.
Да вот взять наш Нижний, вышла Волга в вышку, ...и полное отсутствие на местных телеканалах новостей об этом по-настоящему эпохальном событии, никому это не интересно. Ну и сколько народу у нас будет ходить на футбол при полном отсутствии интереса со стороны СМИ?
Нальчик имеет такой шанс впервые в истории попасть а еврокубки...логичнее, если бы там аншлаг наблюдался...Удивительно это.
Помоему просто существуют регионы активные в своем болении и не очень. Например нельзя сказать ,что в Испании или Италии футбол не популярен..однако средняя посещаемость там ниже чем во вторых дивизионах Германии и Англии. О чем это говорит? Не знаю.А как Дортмунд болеет: Сан-Сиро и Ноу-Камп просто отдыхают.
Может времена изменились? Когда то на Сантьяго-Бернабеу бывала такая неистовая поддержка трибун, что легенды ходили,а теперь -читальный зал библиотеки. Я давно болею за Валенсию,однако увидев пустые трибуны в недавнем матче ЛЧ против Рейнджерс, я просто переключился на Копенгаген и Лондон.
Смотришь матчи Ла-Лиги и на трибинух унылые лица медлено щелкающие тыквенные семечки или персонажи дома пристарелых .А сравнить это с обстановкой в Турции и Греции..небо и земля.
Наверное и вправду времена изменились: у нас самих тут в союзной первой лиге 22 тысячник не вмещал всех желающих..а теперь ПЛ, но места свободные бывают.
Хотя нет: там где умеют болеть там и сейчас болеют. Вон вчера в Казани 500 спартаковских весь стадион перекричали.