21 мин.

Пиво и российский футбол. Сколько денег получат клубы, если осенью власти снимут 16-летний запрет?

Sports.ru сдувает пену со свежих новостей.

Проект реформ российского футбола – самое волнующее событие июля. Мы уже обсудили и объяснили изменения форматов дивизионов, но в презентации от Hypercube была и другая важная часть – про повышение коммерциализации футбола. Первым шагом голландцы видят возможный контракт РПЛ с пивоваренной компанией Heineken на 2 миллиарда рублей. Но здесь не все так просто.

Ведь пиво на российских стадионах под запретом уже 16 лет (с коротким перерывом на ЧМ-2018), и пока этот запрет не будет снят, никакой Heineken никаких денег российскому футболу не даст.

У возвращения продаж и рекламы пива на стадионы всегда было много сторонников, особенно среди руководителей футбольных клубов. Однако вопрос не решался – категорически против выступали Минздрав и МВД. Но теперь, когда между возвращением пива и спасением российского футбола практически поставлен знак равенства, шансы на перемены велики как никогда. 

Денис Пузырев изучил историю вопроса и опросил производителей пива. Нужен ли им вообще футбол и что они ему могут дать? 

Бизнес-план при Ельцине: продажа водки = успех российского спорта

После развала СССР и отмены госмонополии на производство и торговлю спиртным алкогольный бизнес стал одним из наиболее прибыльных и криминальных видов деятельности в стране. Ограничений почти не было – вплоть до 2006 года водку, например, могли свободно продавать в ларьках, а запрета на продажу пива несовершеннолетним де-юре не существовало до 2005 года (удивительно, но это так).

Более того, президент Ельцин «назначил» алкогольные компании главными источниками финансирования спорта. Для этого по инициативе Шамиля Тарпищева – нынешнего главы Федерации тенниса России – создали Национальный фонд спорта (НФС), который получил право импортировать в Россию алкоголь и сигареты без уплаты таможенных пошлин. В итоге импортеры платили не таможне, а напрямую НФС по ставке в два раза ниже государственной пошлины. Полученные деньги должны были идти на финансирование профессионального и массового спорта.

В реальности большая часть потока по линии НФС оседала в карманах коррумпированных чиновников и связанных с ними бандитов. Из крупных спортивных проектов, которые финансировал НФС на водочные деньги, запомнились лишь футбольный Кубок Содружества и теннисный Кубок Кремля (одним из спонсоров турнира выступала бельгийская водка Kremlyovskaya De Luxe, которую выпускал международный преступный синдикат, связанный с российскими ОПГ. Он отмывал на этих поставках деньги, заработанные на трафике героина из Таиланда в США).  

Российскому футболу почти ничего не перепадало. Клубы сами искали пути выживания. Например, «Торпедо» подписало спонсорский контракт с немецкой пивной компанией Holsten. С 1991 по 1995 год ее логотип был на черно-белых футболках, более того – велись переговоры о строительстве пивоваренного завода на территории завода ЗИЛ. 

«Зенит» два года играл с логотипом «Балтики» на футболках после возвращения из Первой лиги – в 1995-м и 1996-м. Но больше всего алкогольных денег в то время было у «Спартака-Алании». После того как НФС лишился льгот, мощь набрали производители нелегальной водки из Северной Осетии. На территории республики действовали несколько сотен цехов по розливу водки. Большинство из них платили взнос в фонд, учрежденный президентом Северной Осетии Асхарбеком Галазовым, страстным любителем футбола. «Спартак-Алания», ставший в 1995 году чемпионом России, финансировался из этого фонда практически полностью.

Пиво на стадионах запретили в 2005-м. Подозревали, что из-за водочного лобби

В 90-е и начале нулевых пиво на стадионах продавалось практически повсеместно, а на многих аренах проводились масштабные пивные фестивали под патронажем местных властей, крупнейший из них – в «Лужниках». По данным правительства Москвы, число посетителей лужниковского пивного фестиваля достигало 100 тысяч человек.

Впервые о запрете продаж пива на футболе заговорили в 2004 году. Сегодня многие медиа связывают решение о запрете с погромом на Манежной площади 2002 года, когда пьяная толпа после поражения России в матче группового этапа ЧМ-2002 от Японии устроила массовые беспорядки в сотне метров от Кремля. Но, по всей видимости, это миф. После событий на Манежке Госдума оперативно приняла закон «О противодействии экстремизму». Критики считали, что власть тогда воспользовалась инцидентом для борьбы с оппозицией. Но о запрете пива на стадионах тогда речь не шла.

Пивные ограничения ввели в апреле 2005 года: запретили показывать рекламу в дневное время и использовать в роликах изображения людей и животных, ужесточили правила розничной продажи и потребления пива – никаких точек на стадионах и вне кафе и ресторанов. Эксперты объясняли ограничения желанием государства замедлить стремительный рост пивной индустрии, которая ежегодно прибавляла по 10% к объемам производства. В последний перед введением ограничений 2004 год производство пива взлетело на 13%.

Пивоваренные компании говорили о лоббизме производителей водки, которые теряли тех, кто переходил с крепкого напитка на легкий. Водочники все отрицали, но при этом требовали, чтобы все производители алкогольных напитков имели равные условия и чтобы у пива не было преференций. Так и случилось, в 2011 году пиво законодательно приравняли к остальному алкоголю. Вопрос о продажах на стадионах был полностью закрыт.

И это мало беспокоило футбольных функционеров – они неплохо жили на часть сверхдоходов российских сырьевых компаний, несравнимые с пивными деньгами.

Все изменили начавшийся в 2014-м экономический кризис и ЧМ-2018.

О возвращении пива на стадионы заговорили еще 10 лет назад. Все были за, включая Путина

О снятии запрета на продажу пива на стадионах и ограничений на рекламу заговорили уже в 2010-м, когда Россия получила ЧМ-2018. За год до этого Федеральная антимонопольная служба оштрафовала РФС за размещение рекламы Heineken в «Лужниках» на финальном матче Лиги чемпионов «Манчестер Юнайтед» – «Челси». Тогда у союза не было выбора – отказ от символики Heineken грозил крупными штрафами от УЕФА, который живет в том числе и на пивные деньги. Глава РФС Виталий Мутко рассудил, что легче заплатить штраф в 60 тысяч рублей ФАС, чем портить отношения с президентом УЕФА Мишелем Платини.

Точно так же поступал, например, лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров, который гарантировал организаторам концертов, что сам оплатит копеечные по сравнению с гонорарами штрафы за мат в песнях. Но то, что может себе позволить эпатажный музыкант, вряд ли подходило для чиновников, близких к руководству страны.

Один из крупнейших спонсоров ФИФА – пиво Budweiser (в некоторых странах, в том числе и в России – Bud), которое производит крупнейшая компания Anheuser-Busch InBev. Российские власти гарантировали, что во время ЧМ-2018 у спонсоров ФИФА не возникнет проблем с местным законодательством. Для них было прописано временное разрешение.

Для компании Heineken – глобального спонсора Евро-2020 – тоже сделали такое исключение. Ей разрешили продавать алкогольное пиво на стадионе в Санкт-Петербурге и фан-зонах по всей стране. Правда, объемы продаж по сравнению с 2018 годом (когда 3 миллиона болельщиков купили 3,2 миллиона бокалов Bud) были существенно меньше. «Из-за ограничений, связанных с пандемией, нам пришлось свернуть ряд маркетинговых активностей – в частности, были закрыты фан-зоны во многих городах», – объясняет представитель Heineken Арина Флюгова.

Это послабление для ФИФА и УЕФА и запустило дискуссию о возвращении пива в РПЛ и другие местные турниры. Первым еще в конце 2011 года высказался на тот момент президент РФС Сергей Фурсенко. По его словам, пиво могло принести каждому российскому клубу доход до 15 млн долларов – половине РПЛ этого бы хватило для закрытия всей расходной части бюджета.

«Реклама пива должна быть на стадионах, потому что пивоваренные компании являются инвесторами в футбол во всем мире. Скорее всего, будем лоббировать в новой Думе закон о возможности продажи пива на стадионе, – обещал Фурсенко в интервью «Вечерней Москве». – Потому что в той же Англии прибыль от продажи пива за матч приравнивается к 1 миллиону фунтов. Получается, наши клубы могут получить от 5 до 15 миллионов долларов добавки в бюджет».

С тех пор (а прошло почти 10 лет) о возвращении пива высказались почти все главные действующие лица российского футбола: Мутко, Дюков, Федун и другие руководители клубов. Все выступали за, опираясь на два фундаментальных аргумента: продажа алкогольного пива привлечет больше болельщиков на трибуны, а разрешение рекламировать пиво позволит клубам получить существенные доходы и меньше зависеть от дотаций владельцев – государственных или частных.

После ЧМ-2018 появился еще один мощный аргумент – снятие запрета не превратило болельщиков в бесконтрольную толпу. С идеей пересмотра правила продажи пива согласился даже президент Путин.

Отношение футбольных функционеров к вопросу емко выразила Зарема Салихова в интервью Ксении Собчак: «Я за пиво, кстати. Да, я хочу, чтобы нашим клубам дали зарабатывать, потому что особенно ковид очень сильно ударил по бюджету. Почему, когда проходит чемпионат [мира], все пьют пиво и все счастливы? То есть как хотят поднять русский футбол, уровень российских клубов, не увеличивая финансирования? Дайте продавать пиво, разрешите рекламу алкогольного пива. Особенно региональные клубы, у которых нет «Лукойла», «Газпрома» – они на чем должны выживать?»

Законопроект по возврату пива на стадионы был готов два года назад, но завис в правительстве. Возможно, из-за того, что пивовары хотят большего

В июле 2019 года депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Дмитрий Свищев внесли в парламент законопроект с поправками в закон о госрегулировании алкогольного рынка и в закон о физкультуре и спорте. Короткий текст уместился на одной странице и состоял из двух пунктов. 

1. Исключение пива из числа алкогольных напитков, которые запрещено продавать во время официальных футбольных матчей. 

2. Все пивные деньги должны идти на развитие профессионального и детско-юношеского футбола.

Инициатор закона Игорь Лебедев на тот момент входил в исполком РФС. Его коллега по ЛДПР Дмитрий Свищев возглавлял Федерацию керлинга России. Законопроект одобрил профильный комитет Думы и получил положительный отзыв в правительстве, но с мелкими замечаниями: попросили прописать санкции за траты пивных денег не по назначению. В конце декабря 2019 года законопроект приняли в первом чтении. Поправки ко второму чтению должны были быть представлены к 11 января 2020 года, но на этом проект завис.

Что же произошло? 

«У нас все было готово, законопроект получил одобрение правового управления Госдумы, однако мы до сих пор не получили поправки ко второму чтению из правительства, а без них рассматривать проект никто не будет, – объясняет источник Sports.ru в аппарате Госдумы. – В правительстве противниками законопроекта выступали Минздрав, МВД и Генпрокуратура, но у них нет права вето, поэтому сложно понять, на каком этапе процесс застопорился. Такое довольно часто случается, и порой поправки, которые мы получаем из правительства, кардинально меняют текст и смысл изначального законопроекта».

Теперь ничего точно не изменится до осени – новый состав Госдумы изберут только в сентябре. Ему в наследство останется более тысячи законопроектов, не рассмотренных Думой предыдущего созыва.

Одной из возможных причин паузы собеседник Sports.ru в Госдуме называет работу по согласованию формата, в котором пиво вернется на стадионы. «Пивовары, которых поддерживает Минпромторг, хотели бы получить не просто право продавать пиво во время матчей, но и более широкие возможности для рекламы, возможно, еще какие-то преференции».

Sports.ru поговорил с представителями пивоваренных компаний и выяснил, на что именно они рассчитывают.

Пивным компаниям невыгодно возвращение простой продажи на стадионах – слишком мало денег

Для того чтобы понять, чего на самом деле хотят пивоваренные компании и футбольные клубы, рассмотрим три основных варианта сотрудничества – продажа пива на стадионах, реклама во время матчей и спонсорство.

«Если новым законом нам просто разрешат продавать на стадионе алкогольное пиво – и больше ничего, то мы, конечно, такой возможностью воспользуемся, хотя с экономической точки зрения для нас это не слишком существенное послабление ситуации», – объясняет Sports.ru директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев. 

По его словам, снятие запрета на продажу алкогольного пива несколько увеличит посещаемость стадионов, что, конечно, на руку футбольным клубам. Однако и они не смогут существенно увеличить матчдей-доходы. «Если речь пойдет просто о продаже пива, то для нас это не будет отличаться от продаж на различных концертных площадках, – объясняет Дурдыев. – С точки зрения доходов все довольно легко просчитать. Средняя посещаемость стадионов на матчах РПЛ у нас где-то 20 тысяч зрителей. Это значит, что за игру мы продадим плюс-минус 10 тысяч кружек пива. Пятнадцать домашних игр за сезон – 150 тысяч кружек в год. В масштабах бизнеса нашей компании – совсем незначительные цифры».

И это действительно так. С учетом суммы поставки (например, рублей 50 за пол-литра) годовая выручка пивоваренной компании составит менее 10 миллионов рублей, даже если за матч болельщики станут выпивать чуть больше 10 тысяч кружек

Клубы заработают больше за счет наценки. Предположим, стоимость кружки пива на стадионе составит 150-200 рублей. Доход клуба от пива за сезон с такой наценкой составит 15-20 миллионах рублей. При этом надо будет урегулировать вопрос с компаниями, которые организовывают питание на стадионе.

Крупнейший игрок на небольшом рынке стадионного кейтеринга – ArenaFoods (входит в группу компаний «Шоколадница») – она работает на стадионах «Спартака», «Динамо», «Локомотива», «Зенита». Клубы, как правило, получают от кейтеринговых компаний фиксированную арендную плату. Реже – процент с продаж. 

Сейчас на футболе продают безалкогольное пиво – с точки зрения законодательства это не спиртной напиток. Например, Bud безалкогольное указано на сайте «Спартака» в качестве партнера.

При этом алкоголь (не только пиво, но и то, что покрепче) доступен в ВИП-ложах. Формально это не нарушение – клубы продают состоятельным болельщикам именно ВИП-место, а алкоголь приносят как подарок – за него не надо платить дополнительно, а значит, запрещенного акта продажи нет.

На соревнованиях по другим видам спорта иногда продавали пиво – например, на играх КХЛ. В клубах отстранялись и объясняли, что этим занимаются администрации арен. А те говорили, что фойе арены – не объект спорта (это же не трибуна), оно приравнено к торговому центру. Объяснение не слишком убедительное, но за подобные схемы так никого и не оштрафовали.

Спонсировать футбольные клубы пивоварам никто не запрещал. Но пока они не видят в этом смысла

Гораздо большие деньги футбольным клубам могло бы принести спонсорство – и это, кстати, не запрещено законом. «У нас был опыт спонсорства футбольных, хоккейных и волейбольных клубов, которые выступают в городах, где находятся наши заводы, – рассказывает Sports.ru представитель «Балтики» (входит в датский концерн Carlsberg) Надежда Овсянникова. – Спонсорами выступали наши региональные бренды: «Ярпиво» спонсировало «Шинник», «Арсенальное» – тульский «Арсенал», «ДВ» – хоккейный «Амур» из Хабаровска, «Балтика» – петербургский СКА. Сейчас все эти контракты завершены, у нас остался только действующий договор с ФХР».

По словам Овсянниковой, по этим соглашениям клубы получали деньги – от «нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей». «Во многом это была благотворительность с нашей стороны», – объясняет представитель «Балтики». Спонсорский контракт не дает права продавать алкогольное пиво во время матчей, но позволяет пивоварам использовать логотип клуба-партнера и фотографии игроков команды на этикетках.

С 2002 по 2016 год спонсором сборной России по футболу было пиво «Старый мельник» турецкой компании Efes. Контракт позволял рекламным роликам бренда попадать в телевизионные трансляции игр сборной. Сумма этого контракта не раскрывалась.

Крупнейший контракт с пивоварами в российском клубном футболе в период временного ослабления регулирования перед ЧМ-2018 заключил московский «Спартак» – в 2014 году он сошелся с брендом «Трехгорное» Московской пивоваренной компании (МПК) из Мытищ. Источники, близкие к «Спартаку», оценивали контакт в 150 миллионов рублей за четыре сезона. МПК получил право не только продавать пиво на «Открытие Банк Арене», но и размещать логотипы на форме, стадионе и программках.

Контракт завершился в 2019 году, после чего «Трехгорное» практически исчезло из продажи. «Основной объем пива под этим брендом сейчас идет на экспорт, в основном в Китай, – объяснил Sports.ru представитель МПК Кирилл Штифонов. – Мы выпустили банку с росписью под гжель, и она отлично зашла в Китае». По его словам, компания спонсирует только беговые марафоны и о возвращении в футбол не задумывается.

Самый удивительный спонсорский контракт с алкогольным брендом заключил «Черноморец» из ПФЛ. Два сезона клуб из Новороссийска выступал в футболках с логотипом «Абрау-Дюрсо» – известного российского производителя игристых вин. При этом реклама брендов алкоголя во время спортивных соревнований запрещена.

«Мы в этой истории были на мягких лапах, – рассказывает Sports.ru владелец «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. – Мы, конечно, позиционировали это партнерство как продвижение Абрау в качестве туристического бренда, но при этом понимали, что если к нам придет ФАС (Федеральная антимонопольная служба, следит за соблюдением закона «О рекламе» – Sports.ru), то их это может не убедить. Но ФАС не пришла».

Титов рассказывает, что «Черноморец» не получал живых денег – компания оплачивала клубу покупку формы, оборудование для стадиона, аренду автобуса для выездов. «Это не очень большие для нас затраты. И мы это делали не для того, чтобы продвигать свой винный бренд, а просто помогали клубу и локальному сообществу, ведь Абрау административно является частью Новороссийска», – говорит Титов.

«Спонсорство действительно не запрещено, но есть ли смысл инвестировать крупные суммы в российский футбол, если реклама пива на футбольных матчах и в телетрансляциях находится под запретом? – рассуждает Ораз Дурдыев из AB InBev Efes. – Наша компания спонсирует чемпионаты мира ФИФА, и мы гордимся тем, что для миллиардов людей в мире пиво Bud ассоциируется с одним из величайших шоу на планете. Уровень РПЛ как шоу, к сожалению, уступает не только чемпионату мира, но и многим ведущим европейским лигам, но мы были бы готовы рассмотреть варианты со спонсорством, если бы была разрешена реклама пивных брендов на стадионах».

Использовать лазейку в законе, рекламируя безалкогольное пиво, пивовары не хотят сами. По их словам, они понимают, что часть нелояльно настроенного к пиву общества раздражает реклама любых пивных брендов, даже безалкогольных – и они не хотят лишний раз подставляться под общественную дискуссию о том, что под видом безалкогольного пива рекламируется алкогольное. К тому же государство отслеживает, чтобы объемы продаж рекламируемого безалкогольного пива были не меньше определенных показателей.

«Слишком много рисков и подводных камней. Подождем, пока законодательно разрешат рекламировать любое пиво на стадионах», – выразил общую позицию индустрии представитель одной из пивоваренных компаний.

К пивному лоббизму подключились нефтегазовые компании. Это уже серьезно

Представители нескольких пивоваренных компаний рассказали Sports.ru, что, по их сведениям, ситуация с легализацией рекламы и продаж пива должна наконец разрешиться осенью. По их словам, к лоббированию подключились и представители спонсирующих российский футбол крупных сырьевых корпораций

«Мы понимаем, что это один из тех источников дохода, до которых мы можем дотянуться. Для людей прийти на стадион и выпить пива — хоть какая-то замануха. Когда выпьешь пару бокалов, то и игра смотрится интереснее, – рассказывал в последнем интервью «Спорт-Экспрессу» совладелец «Спартака» Леонид Федун. – Пиво на стадионе — это традиция. Плюс это и реклама, и сопутствующие продажи, и различные мероприятия. Лишая этого наш футбол, мы все глубже опускаем его в финансовую пропасть».

«Мы надеемся, что соответствующее решение может быть принято уже этой осенью, – заявил Sports.ru председатель Совета Ассоциации производителей пива Андрей Губка. – Практика запретов только продемонстрировала свою несостоятельность. Единственным результатом запрета стало то, что клубы лишились значительной части спонсорских доходов. Хотя во всем мире пивовары являются одними из крупнейших спонсоров клубов, ассоциаций и турниров».

По мнению Губки, снятие запрета поможет клубам не просто заработать дополнительные деньги, но и в принципе расширит инструменты для работы с аудиторией. Зная, что перед игрой на стадионе можно спокойно выпить пива, некоторые болельщики будут приходить раньше, чем сейчас. Это приведет к увеличению продаж других товаров: «Вся индустрия спорта, а также смежные индустрии – например, ивент-агентства – получат мощный стимул для развития», – не сомневается Губка.

Сколько денег могут получить клубы, если разрешат продажу и рекламу пива на стадионах?

Выше мы уже начали подсчет: при средней посещаемости матча в 20 тысяч зрителей и стоимости кружки пива в 200 рублей 16 клубов РПЛ за сезон получат доход (за вычетом суммы поставки) в районе 360 миллионов рублей на всех. Клубы с большей посещаемостью заработают больше, с меньшей посещаемостью – меньше, но в среднем выйдет по 22,5 миллиона рублей на клуб. При этом надо будет урегулировать распределение прибыли с кейтеринговыми компаниями, работающими на стадионе.

Федун оценивает доход в три раза выше – то ли пиво хочет продавать дороже, то ли рассчитывает на то, что пиво будут пить больше, чем во время ЧМ-2018. 

«Примерные доходы от прямой продажи можно подсчитать, опираясь на данные тех лет, когда ограничения не применялись, и статистику посещения матчей в последних сезонах. На наш взгляд, для клубов РПЛ суммарно речь может идти об 1 миллиарде рублей», – написал Федун в колонке, опубликованной в июле в газете «Ведомости».

К этой сумме можно прибавить деньги от потенциального контракта РПЛ с Heineken, который упоминали разработчики реформ из Hypercube. 2 миллиарда рублей, разделенные на 16 команд, дадут по 125 миллионов рублей каждой. Правда, пока неясно, на какой срок заключат контракт (если заключат вообще). Но даже если выплаты растянут на пять лет, каждой команде достанется по 25 миллионов рублей в год. 

Heineken подтверждает, что поддерживает возвращение продаж и рекламы пива на стадионах, но предлагает дождаться изменения законодательства, чтобы говорить о вопросе предметно. При этом важно, что большой контракт с РФС или напрямую с РПЛ не станет помехой для клубов, если они захотят получить персонального пивного спонсора.

«Интерес у компании есть давно. В компании считают, что потенциал продажи пива на стадионах в России огромный. При этом Heineken не намерены монополизировать рынок и хотят быть в числе других – в частности, российских – брендов, которые будут представлены болельщикам», – приводит РБК заявление источника, знакомого с ситуацией.

Персональных спонсоров смогут получить все большие клубы РПЛ, а также клубы поменьше, если в их городе расположен пивоваренный завод и есть локальные бренды.

«Прецедент, когда у лиги есть глобальный спонсор, но клубы имеют право заключать персональные контракты с другими компаниями из этой сферы, уже существует, – обращает внимание генеральный директор креативного агентства Special One Станислав Яковлев. – В таком формате построена работа с букмекерскими компаниями. Наличие общего спонсора всей лиги важно для небольших клубов, которым будет сложно самостоятельно найти партнеров в пивоваренной отрасли». 

По мнению Яковлева, крупные клубы могут рассчитывать на десятки миллионов рублей в случае заключения собственного контракта с пивным брендом. О конкретной стоимости говорить сложно – на нее влияет множество факторов. 

Некоторые бренды опасаются, что, подписав контракт с условным «Спартаком», потеряют болельщиков «Зенита» и ЦСКА. Яковлев называет эти страхи надуманными.

«Если бы все было устроено именно так, то в Петербурге в принципе не существовало бы автозаправок «Лукойла». Потому что никто бы не захотел заправляться на АЗС принципиального соперника их клуба. Однако в Петербурге полно заправок «Лукойла», их бизнес здесь неплохо себя чувствует. С пивом будет точно так же».

***

Подведем итог: розничные продажи пива на стадионе, доля большого контракта РПЛ и возможный прямой договор с пивоваром могут принести в клубный бюджет до 100 миллионов рублей в год. Не слишком много для богатых клубов с бюджетом от 3 миллиардов рублей. Но существенное подспорье для тех, чей бюджет не дотягивает до миллиарда. А таких в РПЛ почти половина.  

Пивные дожди – хит болельщиков Дании. Традиции под названием Kastet уже больше 50 лет 🍺

И еще об истории пива и спорта: как Чехия и Дания превратили пиво из локального напитка в мировой бизнес

Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина, Дмитрий Донской, Андрей Волошин, Юрий Стрелец, Алексей Даничев, Дмитрий Коробейников, Александр Натрускин, Владимир Песня; Gettyimages.ru/Meg Oliphant, Stuart Franklin/Bongarts; globallookpress.com/Frank Hoermann/SVEN SIMON, Peter Schatz/imago sportfotodienst, Heineken/Keystone Press Agency; getbrand.ru; vk.com/fcsm_official