7 мин.

7 худших переходов в истории НХЛ

Блог Pro_Hockey вспоминает семь самых нелепых переходов, на фоне которых меркнут даже подвиги некоторых менеджеров КХЛ.

7 место 

Марсель Дионн (из «Детройта» в «Лос-Анджелес»)

В Город ангелов великий Дионн перешел после великолепного сезона в «Детройте». В откровенно слабом клубе он набрал 121 очко и немедленно потребовал еще большего повышения оклада, несмотря на предыдущие договоренности. «Красные крылья» не могли удовлетворить финансовые аппетиты нападающего и были вынуждены пойти на сделку с «Лос-Анджелесом», уже предложившим требуемые Дионном деньги.

17 июня форвард подписал контракт с «Кингз» в качестве неограниченно свободного агента, а 23 июня состоялся обмен, в результате которого Дэн Мэлоуни и Терри Харпер поехали в «Детройт», а в обратном направлении последовали Дионн и Барт Крэшли. За 12 сезонов в Лос-Анджелесе хоккеист семь раз набирал не менее 100 очков, шесть раз забрасывал не менее 50 шайб, стал лучшим бомбардиром за всю клубную историю, получил Арт Росс Трофи и завершил карьеру в статусе второго бомбардира в истории НХЛ. В 1992 году Дионн стал членом Зала хоккейной славы.

6 место

Теему Селянне (из «Виннипега» в «Анахайм»)

Финский нападающий приехал в Северную Америку лишь в 22 года и подписал контракт с «Калгари Флеймз», но «Виннипег», задрафтовавший игрока четырьмя годами ранее, повторил предложение «огоньков». Реакция на эту сделку была неоднозначной, но критики быстро умолкли, увидев, какого хоккеиста заполучил клуб.

Несмотря на кучу голов, в «Виннипеге» относились к нему неоднозначно. Болельщики обожали Теему, но некоторые партнеры по команде называли его некомандным игроком. Кроме того, новые владельцы «Виннипега» уже знали, что команда в скором времени переедет в другой город, и ее платежку нужно было подчистить. Выбор пал на Селянне, которого обменяли в «Анахайм» на двух суперталантливых проспектов – Чада Килгера, Олега Твердовского и пик в третьем раунде драфта-96.

Сказать, что форвард был расстроен сделкой, значит не сказать ничего. «Когда нападающий узнал о свершившейся сделке, он быстро покинул тренировку, быстро забежал в раздевалку, где сорвал табличку с фамилией со шкафчика, после чего уехал с Winnipeg Arena, отказавшись общаться с журналистами», – описывало поведение игрока агентство AP в феврале 1996-го.

 

К слову, в «Майти Дакс» никогда не жалели, что приобрели «Финскую вспышку». Связка Пол Кария – Теему Селянне стала одной из самых грозных в лиге и набирала в среднем более одного очка за игру. 

5 место

Здено Хара (из «Айлендерс» в «Оттаву»)

Сложно представить, что на заре своей карьеры в НХЛ Здено Хара был объектом для насмешек, его  порой неуклюжее катание вызывало недоумение у болельщиков и экспертов. В свою очередь, Алексей Яшин считался одним из самых опасных хоккеистов в мире, суперзвездой возрожденных «сенаторов», набравший 491 очко за 504 игры в столице Канады.

Но в дело вмешались контрактные споры, из-за которых россиянин пропустил сезон и все-таки был обменян на Хару, Билла Макколта и первый выбор на драфте (Джейсон Спецца). Генменеджер «островитян» Майк Милбери по прозвищу Безумный Майк подписал с Яшиным десятилетний контракт на $87,5 млн, который вскоре был выкуплен. Лишь несколько лет назад «Айлендерс» перестал выплачивать россиянину деньги за то, что он уже давно за них не играет.

В «Оттаве» почти не заметили потери бойца – в том составе было кому забивать, к тому же в защите появилась новая звезда, прогресс Здено Хары был неоспорим. И благодаря ему в 2003-м «Оттава» дошла до финала конференции, а в 2007-м, когда окреп Спецца, канадцы сыграли в финале Кубка Стэнли.

4 место

Бретт Халл (из «Калгари» в «Сент-Луис»)

Сын легенды мирового хоккея, Бобби Халла, не обладал скоростью и броском отца, но на юниорском уровне считался очень талантливым, хотя и ленивым проспектом. Тем не менее, сверхрезультативность юниора не убедила скаутов, в результате чего его «подобрал» «Калгари» лишь в шестом раунде драфта. В 1988 году интерес других клубов к игроку и конфликт с главным тренером Терри Криспом, который не боялся отправлять Бретта в запас, способствовали обмену новичка на ветеранов Роба Рэмеджа и Рика Уэмсли. «Огоньки» выиграли Кубок Стэнли в 1989 году, но последствия трейда они будут ощущать еще с десяток лет после его совершения.

В «Сент-Луисе» Халл быстро освоился и забросил 41 шайбу, причем этот показатель стал худшим  показателем форварда до локаута-1994. Дальше было только лучше: хоккеист становился лучшим снайпером лиги в сезонах 1989-90 (72 гола), 1990-91 (86) и 1991-92 (70). За последующие шесть сезонов будут показательней любого другого критерия оценки форварда — 54, 57, 29 (за 48 матчей в укороченном локаутом сезоне), 43, 42, и 27 забитых им шайб.

3 место

Патрик Руа (из «Монреаля» в «Колорадо»)

Талантливый вратарь до прихода в клуб нового тренера Марио Трамбле был непререкаемым авторитетом на льду и в раздевалке «Канадиенс», однако отношения с молодым специалистом у Руа не сложились. Фактической причиной для обмена стала одна-единственная игра против «Детройта», в которой Патрик пропустил девять шайб. Лишь после девятого гола Трамбле заменил вратаря, но на скамейке они продолжили выяснять отношения. 

Столкнувшись с таким отношением, Руа отправился к президенту клуба и на глазах у всех гаркнул ему, что больше за «Монреаль» никогда не сыграет. Через три дня голкипера обменяли в «Эвеланш» вместе с Майком Кином на Жоселина Тибо, Мартина Ручински и Андрея Коваленко. Так началась история великого «Колорадо», который с Руа в раме дважды выигрывал Кубок Стэнли, пока «Канадиенс» прозябали на дне турнирной таблицы.

2 место 

Марк Мессье (из «Эдмонтона» в «Рейнджерс»)

Мессье – единственный хоккеист в истории, который в качестве капитана команды стал чемпионом с двумя клубами, но этого бы не произошло, если бы не финансовые проблемы «Эдмонтона», из-за которых нападающий был обменян в «Нью-Йорк Рейджерс» на Берни Николса, Стивена Райса и Луи Дебруска. Ни один из них не вышел на серьезный уровень и всплывают в воспоминаниях лишь в тех случаях, когда говорят об обмене Мессье в «Рейнджерс».

В Большом яблоке Мессье набрал феноменальную форму, в первом же сезоне получил второго в карьере «Харта», стал образцом профессионализма, идеалом хоккейного капитана и настоящим лидером. «Этот матч вы возьмем с гарантией», - заявил он в ходе неудачно складывавшегося противостояния с «Девилз» в 1994 году. После этих слов «рейнджеры» вытащили серию и взяли первый за 54 года Кубок Стэнли.

1 место

Уэйн Гретцки (из «Эдмонтона» в «Лос-Анджелес»)

Эта сделка стала началом разрушения великой команды-династии и до сих пор считается национальным позором Канады. В августе 1988-го, несколько дней после женитьбы Уэйна на актрисе Джанет Джонс, 99-й номер вместе с Майком Крушельницки и телохранителем Марти Максорли отправился в Лос-Анджелес в обмен на Джимми Карсона, Мартина Желину, три выбора первого раунда драфта и 15 миллионов долларов.

Тысячи болельщиков «Эдмонтона» не поняли обмена и были взбешены уходом кумира. Не был доволен сделкой и Гретцки. «Я всю жизнь был предан «Ойлерз», рвал задницу, стараясь быть частью великой хоккейной команды современности, а меня вышвыривают в другой клуб, словно банку свиной тушенки», - написал он в своей автобиографии.

С уходом Уэйна «Эдмонтон» начал уверенно загибаться, а в Калифорнии переход The Great One значительно поднял интерес к хоккею, позволил сократить убытки дворца и клуба, вырос оклад и самого Гретцки до 2 млн долларов. Именно в составе «Лос-Анджелеса» Уэйн забил 802-й гол в карьере, опередил Горди Хоу и стал лучшим снайпером в истории НХЛ. Однако «короли» с Гретцки в составе так и не выиграли Кубок, а в 1996-м нападающий и вовсе покинул Западное побережье, перешел в «Сент-Луис», а затем и в «Рейнджерс». На льду MSG «Величайший игрок в истории хоккея» завершил свою карьеру.