Трибуна
11 мин.

«У нас с русскими всегда были дружественные отношения». Я побывал на хоккее с мячом в США

От редакции: вы в блоге «Будни интроверта», где ярко пишут о спортивных путешествиях. Новый пост – о выезде на хоккей с мячом в США. Ставьте плюсы автору, он очень старался! И подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие тексты.

Архангельск, 2003 год. Чемпионат мира по хоккею с мячом. Я сижу на трибуне стадиона «Труд» и смотрю матч между сборными США и Нидерландов. Вообще-то это будний день, и я должен был находиться в школе. Но я заболел и на уроки не ходил. Однако пошёл на хоккей.

Трибуны практически пусты, рядом со мной стоят студенты с оранжевыми шариками в руках. Их отправили на стадион, чтобы хоть кто-то поддерживал играющие команды. Я же сижу и наслаждаюсь любимой игрой. После матча, вместе со всеми мальчишками, кто был в тот момент на стадионе, я побежал к уходящим в подтрибунное помещение игрокам команды США и стал просить у них подарить мне клюшку.

Это было моё первое знакомство с американским хоккеем с мячом. 8-летний мальчик, тогда и подумать не мог, что через 17 лет он окажется в США и поедет в Миннесоту, чтобы посмотреть на бенди за океаном.

***

Штат Миннесота – это единственное место в Соединённых Штатах, где играют в хоккей с мячом. Бенди впервые был представлен в США в 1979 году, когда две шведские команды приехали, чтобы провести товарищескую игру. В декабре 1980 года в Миннесоту прибыл швед Гуннар Фаст с целью научить американцев играть в хоккей с мячом, создать команды и организовать чемпионат. Сейчас в его честь назван трофей, за который борются хоккеисты – «Gunnar Cup».

кубок

Первый чемпионат США по хоккею с мячом прошёл в 1981 году, а чемпионом стала команда «Minneapolis Bandolier». В 1985 году сборная Соединённых Штатов впервые приняла участие в Чемпионате мира по хоккею с мячом. В 1995 году в Штатах прошёл Чемпионат мира среди мужчин, а в 2006 и 2016 годах – среди женщин.

Сегодня, сорок лет спустя, в структуре американского бенди находятся три дивизиона: элитный, первый и, так называемый, развлекательный/ рекреационный. Всего – 15 команд. В элитном дивизионе соревнуются 6 клубов. Чемпионат состоит из регулярного сезона и плей-офф. Сезон обычно начинается в конце ноября/начале декабря и заканчивается в конце февраля/начале марта.

Все игры чемпионата проходят на стадионе «Джон Роуз Овал» в городке Розвилл, который находится в пригороде Миннеаполиса (крупнейший город штата Миннесота). «Овал», как его сокращённо называют, был построен в 1993 году и принимал матчи Чемпионата мира. На сегодняшний день это единственная арена для хоккея с мячом в Северной Америке. Также на этом катке с искусственным льдом проходят соревнования по конькобежному спорту.

***

Когда я зашёл на территорию стадиона, то мне сразу понравилась его уютная атмосфера: небольшие трибуны, посаженные вокруг катка деревья, с горящими на них гирляндами. Создаётся ощущение, что ты находишься в парке где-то вдалеке от городской суеты, а каток – это одно из многочисленных озёр Миннесоты.

Подтрибунное помещение представляет собой большую комнату, в которой находятся скамейки (здесь будут переодеваться команды), а на стенах висят различные фотографии сборной США по хоккею с мячом, плакат с Чемпионата мира 1989 года, а также игровые формы игроков с подписью «Зал славы бенди США». Даже в хоккее с мячом соблюдаются традиции американского спорта.

плакат

Внутрь ледового комплекса заходит мужчина лет 60-ти в спортивном костюме с эмблемой «USA Bandy». Он здоровается с находящимися здесь людьми, некоторым что-то оживлённо рассказывает. Меня же он встречает словами: «Вы – Фёдор, верно?» Этого мужчину зовут Крис Миддлбрук. Он является президентом Ассоциации хоккея с мячом США. До моего приезда в Миннесоту мы списывались с ним по поводу встречи.

Крис – один из тех 19 человек, кто в 1980 году сменил шайбу на мяч и стал учиться играть в бенди под руководством Гуннара Фаста. Он был в составе первой сборной США, принимавшей участие в Чемпионате мира, стал первым американцем уехавшим играть в Швецию (также его звали играть в СССР, но он отказался по семейным обстоятельствам), был тренером различных сборных США (мужской, женской, юношеских).

Крис оказывается очень открытым и лёгким в общении человеком. Простые подколы и шутки с его стороны (в духе «Да у тебя коронавирус, парень», когда я начинаю кашлять) делают наше общение менее формальным. Он не только отвечает на мои вопросы о бенди в США, но также рассказывает о подмеченных деталях, наблюдениях над бытом России и Советского Союза (где он бывал неоднократно). Своим 40-летним опытом, впечатлениями и множеством историй о хоккее с мячом в США Крис делится в книге «Хроники бенди. Моя страсть к забытому спорту», которая была издана в прошлом году.

с Крисом

Также Миддлбрук является тренером команды «Minneapolis Bandolier», которой этим вечером предстоит игра. Заходя в раздевалку, он приветствует своих подопечных и кидает одному из них коробку со снюсом: «Подарок из Норвегии». Он недавно вернулся из Осло, где проходил Чемпионат мира по хоккею с мячом среди женщин.

Игроки обеих команд переодеваются в одной раздевалке. Крис представляет меня и говорит, что русский блогер хочет пообщаться с вами. Хоккеисты оказываются такими же открытыми и доступными к общению, как и Крис. Все игроки являются любителями. Они не получают зарплату (шутят, что наибольшее вознаграждение в истории бенди США – подаренная кому-либо клюшка), у каждого есть постоянная работа, после игр хоккеисты спешат домой к своим семьям.

Взнос на участие в чемпионате оплачивается самими игроками. Каждый игрок взносит примерно 340 долларов за сезон. У некоторых клубов есть спонсоры, но обычно – это компании/организации, которыми владеют сами хоккеисты или их родственники.

Среди игроков есть люди, которые пробовали свои силы в Швеции: кто-то выступал в низших лигах, кто-то ездил в бенди-лагеря. Кстати, были американские хоккеисты и в России. В 2012 году Иан Миддлбрук, сын Криса, 3 месяца жил в Архангельске и тренировался с «Водником».

Всех игроков, которые играют в хоккей с мячом в США, объединяет одно: сначала они играли в хоккей с шайбой. Мне интересно, что их привлекло в бенди, что они решили сменить вид спорта. Подобный вопрос я задавал каждому, с кем общался. Все как один вторили: это джентльменский спорт. Здесь больше уважения между игроками друг к другу и меньше грубости: как физической, так и словесной. Также они понимали, что в хоккее с шайбой им не светит успешная карьера, а в бенди можно стать чемпионами США, попасть в сборную и путешествовать по миру.

В этом сезоне в американском хоккее с мячом появился уникальный пример. За клуб «Flying Sparrows» играет канадец Райан Джонс. В отличие от других игроков, его карьера в хоккее с шайбой была гораздо успешнее – Райан играл в НХЛ. Он выступал за «Нэшвилл» и «Эдмонтон» (в «Ойлерс» Райан был в одно время с Наилем Якуповым), а также поиграл в Германии.

райан джонс

По завершении карьеры Джонс переехал в Миннесоту. Отсюда родом его жена. Её родственники играют в хоккей с мячом, и именно благодаря ним, Райан узнал о существовании данного вида спорта и стал выступать за одну из команд. Кстати, одной из причин, почему ему понравился бенди, Джонс, также как и остальные, называет отсутствие лишней «грязи».

***

Находясь в Миннесоте, я посмотрел 4 матча элитного дивизиона США: третью решающую полуфинальную игру (серия проходила до двух побед) и матчи финальной серии между «Minneapolis Bandolier» и «Flying Sparrows».

Первая особенность хоккея с мячом в США, которая бросилась в глаза: матч состоит из двух таймов по 27 с половиной минут, с перерывом 5 минут между ними. Это связано с тем, что аренда льда довольна дорогая. Поле арендуют только на час (за это платят около 400 долларов), и игровое время распределяют так, чтобы уложится в отведённый промежуток времени ­– 5-10 минут на разминку, а затем матч.

Обычно в заявке на игру у каждой команды по 12-14 игроков. Получается 11 игроков в поле и 1-3 хоккеиста на замене. «У всех игроков есть другие аспекты жизни, – говорит Крис. – Работа, семья. У ребят не всегда получается приезжать на игры». Эта фраза прозвучала во время третьей игры финальной серии. На этом матче у «Bandolier» не было ни одного запасного игрока. У их оппонента тоже были проблемы: на игру не смог приехать вратарь. Поэтому в воротах играла вратарь женской сборной США.

Меня приятно поразил уровень хоккея с мячом. Игры проходили на высоких скоростях, у игроков хорошая техника владения мячом, они смело обводят оппонентов. Команды в основном играют низом: продвигают мяч за счёт паса и дриблинга. Практически нет навесов, выносов мяча от вратаря, верховой борьбы. Из недостатков отмечу малое количество ударов и их невысокое качество.

Финальная серия получилась зрелищной. Во всех трёх матчах был схожий сценарий: «Bandolier» вели в счёте, но «Sparrows» его сравнивали. И если в первой игре «Sparrows» вырвали волевую победу, то во второй была ничья, а затем послематчевая серия пенальти, в которой они проиграли. Решающая игра получилась драматичной. За 11 минут до конца матча «Bandolier» выигрывали 7-3, но «Sparrows» стали забивать один гол за другим и, казалось, что они опять сравняют счёт. На трибунах даже кто-то крикнул: «Вы верите в чудеса?» (это отсылка к «Чуду на льду». Когда в 1980 году сборная США выиграла у советской команды, американский комментатор того матча произнёс в эфире эту фразу)

Однако «Bandolier» забили восьмой гол и победили: 8-6. После матча и игроки, и болельщики отмечали, что «Flying Sparrows» были лучше. «Да, это так. Но какая сейчас разница, чемпионами-то стали мы», – замечает Крис. И это правда. «Minneapolis Bandolier» – самая титулованная команда Соединённых Штатов. Они выиграли свой тринадцатый титул.

***

После финального матча команды едут в бар, находящийся неподалёку. Я отправляюсь с ними. Передо мной сидят простые ребята, которые обсуждают прошедшую игру, передают из рук в руки вазу, наполненную пивом, делятся со мной впечатлениями о поездках в Россию.

Кстати, это тот редкий случай, когда мне не надо объяснять иностранцам, где находится Архангельск – большинство итак знают. Те, кто постарше вспоминают: «Я бывал в Архангельске. Помню Чемпионат мира 1999 года – такие морозы стояли тогда».

О России все отзываются очень хорошо. Говорят, что всегда рады туда ездить: местные жители дружелюбны, с ними хотят сфотографироваться, просят автографы и клюшки. «Мы прямо как суперзвёзды», – подмечает один из игроков. Это разительно отличается от Штатов и Скандинавии, где, как говорят хоккеисты, они особо никому не интересны.

Хорошие отношения и между российскими и американскими игроками. Крис в книге вспоминает свою первую встречу со сборной СССР на Чемпионате мира в 1985 году: «Я любопытно рассматривал советских игроков. Один из них с таким же любопытством смотрел на американцев. Наши взгляды встретились. Он улыбнулся и дружественно кивнул мне». С тех пор Крис множество раз играл с командами СССР/России, а с некоторыми хоккеистами он даже подружился.

У молодого поколения тоже больше положительных эмоций от встречи с российскими игроками. «Они уважают соперников. Да, мы не лучшая сборная мира, и когда мы играем против Швеции или России, то у нас нет шансов. Но если шведы всегда готовы выигрывать 30-0, то русские не станут унижать противника, если видят, что они гораздо сильней».

Также американцы отмечают, что в отличие от скандинавов, россияне легче идут на контакт. «Со скандинавами трудно подружиться, они не хотят общаться. А ведь мои предки из Швеции! У меня скандинавская фамилия», – говорит Эндрю Кнутсон, игрок сборной США, а также автор, возможно, самого красивого гола в истории национальной команды.

По его словам, русские открыты, любят провести время вместе с иностранцами, в том числе выпить. На одном из Чемпионатов мира Эндрю подружился с Евгением Иванушкиным. Когда Иванушкин посещал США, то Эндрю позвал его в Миннесоту поиграть в хоккей с мячом. Евгений, конечно, согласился. Они до сих пор поддерживают общение. В этом году перед Чемпионатом мира в Иркутске сборная США собирается потренироваться несколько дней с московским «Динамо», которое тренирует Иванушкин.

«Хоккей с мячом – это сообщество. И в рамках этого сообщества между американцами и россиянами всегда были дружественные отношения. Ты напиши об этом», – говорит на прощание Эндрю.

***

«Я хочу в Советский Союз». Воспоминания американского игрока в хоккей с мячом. Часть 1

«Тебе пора покинуть страну». Воспоминания американского игрока в хоккей с мячом. Часть 2

«Одна ночь со мной, и он не будет геем». Воспоминания американского игрока в хоккей с мячом. Часть 3

Фото автора.