10 мин.

В Чечне не ходят в шортах. С этим нужно просто смириться

Который день не утихают разговоры по инциденту в Грозном, когда несколько десятков местных болельщиков ринулись к гостевому сектору, обозлившись на оголенные торсы зенитовского суппорта. Ознакамливаясь с мнением уважаемой аудитории нашего уважаемого сайта и теми комментариями (там превалирует истерия про «дикарей», «лезгинки на улицах» и пр.), которые публика ожесточенно оставляет под соответствующими постами, считаю нужным вкинуть и свои несколько копеек.

В первую очередь скажу, что ни в коем случае не поддерживаю подобную агрессивную реакцию на неуважительный жест со стороны приезжих болельщиков. Перепрыгивать через заграждения и нестись бить морды - не самая дальновидная позиция, уважения от этого точно не прибавится. Последовавшая из-за стихийных разборок приостановка матча понесла за собой дисциплинарные санкции для арены и клуба (150 тысяч рублей штрафа), которые точно не нужны ни «Ахмату», ни болельщикам.

При этом важно отметить, что чеченский клуб реже всех в Премьер-Лиге получает штрафы за действия своих «фанатов». Только после двух домашних игр (из одиннадцати!) грозненцам приходило штрафное взыскание от КДК РФС: со «Спартаком» (50 тысяч рублей за бросание зрителями предметов на поле) и «Тамбовом» (10 тысяч рублей за скандирование оскорбительных выражений). При этом спартаковцы после той же игры на «Ахмат Арене» в свою очередь заплатили штраф в 10 тысяч рублей за скандирование зрителями оскорбительных выражений.То есть в более чем половине игр нареканий к чеченским болельщикам никаких не было - публика на стадионе в Грозном, не смотря на колоритность, достаточно спокойная (в сравнении даже с соседними регионами). 

Отсюда и не очень понятен смысл такого эмоционального всплеска в матче с «Зенитом». Даже при условии, что петербургские фанаты сделали что-то неуместное, вряд ли это можно было решить, сломав кому-то из них нос. Конечно, силовое решение вопроса и вера в его положительный эффект до сих пор самая популярная методика среди большинства российских мужей. Не просто же так афоризмы в духе «добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом» продолжают активно гулять по пацанским пабликам, а лозунг «можем повторить» уже чуть ли не национальная идея. Тем не менее, прерывать ход матча, навлекать на клуб и стадион лишнюю дисциплинарную возню - это точно чуждо чеченским болельщикам ровно так же, как и оголяться перед посторонними людьми. Тем более, что проблем ни с безопасностью, ни с чем либо другим гостевые болельщики, приезжающие в Чечню, ранее никогда не испытывали. 

Раздеваться «по торсу» - важный фанатский атрибут, который практикуют тиффози многих европейских команд. Хотя в Грозном с этим столкнулись впервые - на стадионе таких массовых нюд-флешмобов за гостевыми болельщиками раньше не замечалось. В Чечне в принципе не приветствуется щеголять голышом. Было ли это обычной неосведомленностью или намеренной провокацией гостей уже абсолютно не важно, факт в том, что хозяев это действительно задело. Вмешательство сотрудников безопасности стадиона, а так же некоторых игроков (Олега Иванова, Бернард Бериша, Евгений Городов, Магомеда Оздоева и др.) не позволило случиться эскалации конфликта, вопрос был исчерпан.

Главный тренер «Зенита» Сергей Семак после матча был предельно вежлив: «Нужно уважать и чтить традиции. Что касается наших болельщиков, то это их привычное состояние. Надо искать компромисс. Здесь это [оголение торсов болельщиками] воспринимается так. В других городах – иначе. Думаю, что не все знали. Любой конфликт нужно решать, нужно уважать друг друга. Это событие не нравится ни мне, ни вам, ни болельщикам».

В Чечне очень трепетно относятся к национальному этикету

Вайнахи (чеченцы и ингуши) очень трепетно относятся к понятию «гlиллакх» (можно перевести как этикет, приличие, обходительность) — совокупность правил поведения человека в семье и в обществе, которые соблюдаются вне зависимости от времени. Гlиллакх аккумулирует нравственные ценности и во многом выстраивается вокруг скромности и учтивости. Например: вставать при появлении старшего; посадить гостя на самое удобное и почетное место в своем доме; не начинать есть раньше гостя; не ложиться спать раньше него; предложить стакан воды сначала другому и многое другое. Мимика, жест, тональность голоса, умение сидеть, стоять, есть, слушать, говорить и даже спать - все это так или иначе имеет определенные нюансы при соблюдении гlиллакха.

Важно отметить, что этот неписаный свод правил перекликается с мусульманскими принципами, поэтому при развитии ислама среди чеченцев гlиллакх только укреплялся и приобретал более духовный окрас. В старину говорили, что выходя за пределы гlиллакха становишься слепым, глухим и злым. Такое бережное отношение к этикету, который складывался столетиями, позволило чеченцам и ингушам сохранить национальную самобытность.

Внешний вид тоже имеет к себе ряд определенных требований, которых в Чечне заботливо  придерживаются. У мусульман есть понятие «аурат» — это часть тела, которая должна быть скрыта от чужих глаз. У женщин ауратом является все, кроме лица и кистей рук, у мужчин попроще — от пупка и до колен. При этом, не смотря на отсутствие прямых запретов на ношение шорт и футболок без рукавов, чеченцы так не ходят - неприлично. В первую очередь, нескромно по отношению к старшим и женщинам.

Тема запрета шорт в Чечне уже и вовсе стала притчей во языцех. Кирилл Воробьев (SMM нашего любимого сайта) как-то лично на себе проверил возможную реакцию местных жителей:

«Шел по проспекту Ахмата Кадырова – останавливают полицейские. 

– Ассаламу Алейкум. Вы почему по городу в шортах идете? 

– Здравствуйте. А что, надо переодеть? Я просто не местный, не знал. Давайте переодену. – Ну конечно. На твои ноги женщины, девушки, дети смотрят. Неприлично. Есть во что переодеться? 

– Да, конечно. Только я не знаю, где можно. 

Меня проводили за угол, впустили в какое-то здание, отвели уголок – там я переоделся. Выхожу – полицейские, улыбаясь, встречают: «Вот! Другое дело! Молодец! Красавчик!».

К внешнему виде спортсменов с каждым годом относятся все снисходительнее

Когда заходит речь про запрет шорт и голых торсов, возникают логичные вопросы к представителям единоборств (ММА, бокс, борьба), у которых основной экипировкой являются именно эти элементы. 

Один из лучших бодибилдеров мира Рустам Очерхаджиев (четвертое место на ЧМ-2019 в ОАЭ) столкнулся с подобной дилеммой. В интервью для «Это Кавказ» он рассказывал: «В Чечне массово занимаются бодибилдингом. Все тренажерные залы забиты. Но на соревнования идти никто не рискует, стесняются. Он не популярен из-за формы, которая не приемлема для Чечни. В семье тоже сначала говорили: «Что мы скажем людям? Ты выступаешь в шортах…». Но перед чемпионатом в Эмиратах меня поддержал Рамзан Ахматович Кадыров. Я ему очень благодарен, ведь это означает, что бодибилдинг в Чечне признается как вид спорта».

Эта тема вызывает дискуссии в Чечне уже давно, но нужно признать, что к спортсменам отношение в обществе с каждым годом становится все снисходительнее. Все-таки сложно представить чеченцев без единоборств, а экипировка в этих видах спорта строго регламентирована, поэтому будучи профессиональным бойцом ММА или боксером невозможно выйти на ринг в трико - тебя элементарно туда не пустят. Отсюда и такой своеобразный компромисс, к тому же они завоевывают награды на международных турнирах и прославляют республику. При этом за пределами спортзалов эти же парни подобный внешний вид себе не позволяют.

Футболисты так же сталкиваются с этой внутренней борьбой. Поговаривают, что восходящая звезда «Спартака» Зелимхан Бакаев (ингуш по национальности) удалял инстаграм из-за критичных комментариев в свой адрес - подписчики футболиста не понимали, почему он замазывает свои ноги на фотографиях. В январе 2020 года Зелим снова завел инсту, но ноги, заметьте, принципиально не светит. Хорошее воспитание!

Со своим уставом в чужой монастырь? Лезгинка на улице и стрельба в воздух?

В дискуссиях про запрет на шорты в Чечне или Ингушетии противники (а как их еще назвать?) кавказских традиций любят противопоставлять этому уличную лезгинку или стрельбу на свадьбах в некавказских городах. Мол, с чужим уставом в свой монастырь и прочая риторика.

Во-первых, все-таки внешний вид имеет отношение к этикету. Во-вторых, никогда не слышал про «устав жизни в Москве». Даже если он есть, то никто никогда про него не рассказывает. Тоннели в ушах молодого человека - это устав? Пьяный человек в общественном транспорте - это по уставу Москвы? Не уступать место женщине в метро - это устав? Не имею ничего против людей с тоннелями в ушах или подвыпивших пассажиров, это личное дело каждого. Просто встретить подобное в той же Ингушетии достаточно тяжело. Чтоб быть равным среди равных, должен быть какой-то ориентир. Если на Кавказе культуру внешнего вида и этикет берегут поколениями, то в Москве - нет, линия поведения давно размыта, здесь каждый ведет себя ровно так, как считает нужным.

В этом принципиальная разница со спекуляциями по поводу лезгинки на улицах, которая была действительно актуальна для Москвы середины 00-х. Со стрельбой посложнее - она идет в разрез с КоАП, нынче уже и в Чечне этот древний обычай сходит на нет. Но негласный запрет на лезгинку в общественных местах, действующий в Ростове-на-Дону и Краснодарском крае, больше походит на дискриминацию. Сомневаюсь, что за тарантеллу или буги-вуги будет грозить административный штраф.

Нельзя проявлять неуважение к традициям других людей

К традициям тех или иных народностей можно относиться по-разному, но уж точно нельзя проявлять к ним неуважение, особенно если для кого-то это до сих пор свято. Тем самым мы только покажем свою невоспитанность и необразованность.

Руслан Аушев (герой СССР, бывший президент Ингушетии, вы наверняка помните его по фильму Юрия Дудя) про это говорил: «Надо как-то гармонировать. Есть разница между Рязанской областью и Ингушетией…  Сегодня я (ингуш), допустим, спикер парламента. И мой отец – рядовой депутат. Что я буду сидеть в президиуме, как мой отец? Я буду стоять перед ним. Я никогда перед своим отцом не сидел. Я с ним никогда не кушал вместе. И вот представьте такую ситуацию… Вот у ингушей с тестем все еще встречаться нельзя. И что вы хотите, чтобы они все вместе сидели там? Ну, разведите это все дело по обычаям, по традициям. А там внутри все уже давно устаканено. Просто преломить сегодняшнюю ситуацию к тому, что было веками придумано. И больше ничего делать не надо. А у нас только начинаешь что-то делать - сепаратизм. Все хотят, чтобы все «горько» кричали. Да, не кричат у нас горько. У нас жених в одном месте, невеста в другом месте!».

Мне, как чеченцу, тоже порой кажутся странными некоторые моменты - удивляет, когда кто-то может выпивать вместе с родителями за одним столом или отдает своих стариков в дома престарелых. Но это не делает меня как-то лучше или хуже других, это просто культурный код, не более того.

Итак, вайнахские правила поведения вполне себе вписываются в то, что называется общечеловеческими ценностями. Ничего удивительного в этом нет, так как мы такие же люди, как и все остальные. Просто к некоторым правилам поведения мы подходим более строго. Когда-то и у русского человека считалось позорным выходить за пределы своего двора без пояса. 

_____________________________________

Улицы шепчут, что в этом блоге есть еще интересные материалы:

ФНЛ в соцсетях. Самые популярные футболисты и команды

За кого болеют звезды UFC

Как я гонял в деревню Садио Мане

Фото: «Мог Дома Сидеть» (тг-канал); colta.ru/Дарья Нестеровская; varlamov.ru; кадры трансляции; кадры из «Вдудя»; kulchenko.livejournal; художник Рустам Яхиханов