7 мин.

Ожидание Олимпиады с НХЛ – как токсичные отношения. Это убивает наш хоккей и наш интерес к хоккею

Как и вы, я не удивился новости о том, что НХЛ не отпустит своих игроков на Олимпиаду. Не могу сказать точно, в какой момент это стало понятно, но задолго до официального объявления.

Неделю назад, когда перенесенных в НХЛ игр стало очень много? Две недели назад, когда положительные тесты игроков НХЛ появлялись то тут, то там? Три недели назад, когда Китай заявил: игроков с положительным тестом на Олимпиаде ждет бесконечный карантин?

Уверен: если вы вправду интересуетесь хоккеем, где-то между этими событиями вам стало очевидно: в феврале-2022 мы не увидим ни связку Кучеров-Панарин, ни четвертую Олимпиаду Овечкина и Малкина (Пекин, кстати, мог бы стать их пятым олимпийским турниром, сыграй они еще в 2018-м, только вдумайтесь).

Остается вопрос, правда, чем игроки будут заниматься в паузу – заполнить перерыв перенесенными матчами у НХЛ, похоже, не получится. Но это уже их дело, разберутся. Давайте пока займемся собой.

Неприятно и даже в каком-то смысле больно, правда? Лучший состав сборной России – это такой редкий зверь, мы так рады ему всякий раз, когда видим, и нам так приятно думать, что вот соберутся наши звезды X, Y и Z (Федоров-Могильный-Буре, Овечкин-Малкин-Ковальчук, Панарин-Кузнецов-Кучеров) на супертурнире и как вжарят этим канадцам-финнам-шведам. Вжарят так, как... еще никогда не бывало.

Мне 35 лет, и я отлично помню все олимпийские хоккейные турниры: в 2002-м я учился в школе и уходил с уроков, чтобы посмотреть полуфинал с американцами, например. В 1998-м легендарной команде Юрзинова не хватило нескольких сантиметров – чехи были упорнее. В 2002-м против США не хватило каких-то миллиметров – мы стали третьими. В 2006-м наши эмоции остались в четвертьфинале с канадцами и на финишные две игры сборной России просто не хватило – мы проиграли сначала финнам, потом, за третье место, тем же чехам.

В 2010-м мы ехали в Ванкувер королями, а уехали с голой, извините, задницей. Как же я тогда расстроился, вы не представляете. И я помню, как приятель меня поддержал: ничего, они выиграли свою домашнюю Олимпиаду, а мы возьмем свою. Этот расклад меня не очень устраивал, но то, что получилось, было кошмаром: мы не добрались даже до полуфинала и проиграли финнам, которым проигрывать просто не должны были (у нас с финнами такое происходит часто). 

Олимпиада с лучшими составами – как и кубки мира – никогда не приносили нам радость. Это сплошное разочарование, иногда совсем горькое, иногда подслащенное обстоятельствами – например, невиданным пента-триком Павла Буре. Наши мечты об НХЛ на Олимпиаде – это ожидание того, что «вдруг в этот раз все получится» – хотя не только не получается, но и с каждым четырехлетним циклом становится все хуже. 

Я уже писал об этом в телеграме, но тут продублирую коротко: давайте прикинем, насколько далеко мы продвинулись вперед с момента, в котором нас оставили шайбы Теему Селянне и Микаэля Гранлунда? Кажется, не очень: президент ФХР по-прежнему Владислав Третьяк. КХЛ до сих пор зажата лимитом, интересами сборной и ресурсами топ-клубов (постепенно твердеет потолок – и это очень здорово); в 2014-м у нас играли Радулов и Ковальчук, и мы были уверены, что они без проблем заиграют в НХЛ – а что сейчас? Сейчас в НХЛ не может закрепиться даже Никита Гусев, скорее всего, лучший наш край. Не знаю, понимаете ли вы это, но разница в уровне КХЛ и НХЛ только растет.

Из нового в нашем хоккее – только Роман Ротенберг. Решайте сами, хорошо это, или нет. 

Мы примерно в том же месте, что и 8 лет назад – и мы по-прежнему ждем игроков НХЛ на Олимпиаде. Может быть, в этот раз? Может быть, у нового поколения все получится? 

Роман Ротенберг уже включил план-2026 (я надеюсь, у него дома находится специальный рубильник) – ждать осталось всего четыре года. 

Но давайте разберемся, чего мы ждем. Олимпиада – сверхбыстрый турнир с тремя играми в плей-офф. 4 игры, если считать стадию 1/8 – но на этой стадии игры редко бывают важными. В 2014-м, на последней Олимпиаде, мы проводили ее дома – важных матчей было два, с американцами и финнами: мы проиграли оба. В 2010-м важный матч был один – вы прекрасно его помните.

Реклама 18+

Четыре года – и в итоге две игры? Два хоккейных матча за четыре года? Серьезно? Мы четыре года ждем, чтобы увидеть 120 минут хоккея? 

Вам не кажется, что, во-первых, это какая-то нерациональная трата времени? Не думаете ли вы, что, во-вторых, четыре года накачивая ожиданиями эти два игровых часа, на выходе мы неизбежно получим какой-то кошмар? Так ведь и происходило в том же Сочи – просто хоккей так набили смыслами, что получился какой-то энергетический вампир. Мы все были немного не в себе, мы ждали от игроков чего-то гораздо большего, чем они в принципе могут дать – и поэтому все получили люлей.

Олимпиада даже с наилучшайшими составами – это просто хоккей. Это просто 2-3-4 хороших хоккейных матча – там в принципе не может произойти ничего такого, чего стоит ждать четыре года. Это даже не концерт Arctic Monkeys. В хоккее чудеса происходят регулярно, но их не бывает по заказу. Вспомните, какими, по сути, были последние Олимпиады и Кубки мира – ну это же тягомотина. Идеальные канадцы просто по праву берут свое золото – и все. И все, больше ничего на этих турнирах не было. Какие-то всплески, да, были, но глобально – это скукотища. 

Я думаю, мы зря так повернуты на этих 2-3 матчах. Этого слишком мало, чтобы почувствовать хоккей – и неважно, кто там в них участвует, лучшие игроки или нет. Хоккея должно быть много – только тогда он радует по-настоящему. Выходя в плей-офф Кубка Гагарина или Кубка Стэнли, любая команда за один первый раунд проводит больше важных матчей, чем сборная России на Олимпиаде. В XXI веке сборная России всего один раз играла в матче, похожем по красоте на тот седьмой, что был у «Авангарда» и «Ак Барса» в прошлом плей-офф, – это четвертьфинал Турина-2006 против Канады.

За то время, пока мы ждем Олимпиаду с лучшими, в одной КХЛ, при всех ее проблемах, бедах и ротенбергах, выдали кучу потрясающих серий – «Магнитка» и «Лев» в финале-2014 сыграли ярче, чем сборная на всех Олимпиадах. За это время Овечкин взял Кубок Стэнли, Кузя выдал плей-офф-2018, Панарин стал суперзвездой, Тарасенко взял Кубок Стэнли, Капризов стал суперзвездой, Сергачев взял два Кубка Стэнли, а кем стали Никита Кучеров и Андрей Василевский, невозможно описать в одном предложении. Люди, которые вместо того, чтобы наслаждаться, извините за пафос, хоккеем каждый день, ждут Олимпиаду с лучшими составами, все это просто пропустили. 

Люди, которые вместо того, чтобы наслаждаться хоккеем каждый день, ждут Олимпиады с лучшими, не получат от хоккея никакого удовольствия, даже когда лучшие составы все-таки соберутся. Потому что это по-прежнему будет всего лишь хоккей – понять, чем суперхоккей отличается от обычного можно, только если интересуешься им ежедневно. Если вы смотрите хоккей раз в четыре года – то вы не поймете, в чем гений Артемия Панарина. В чем талант Никиты Кучерова. Они выйдут и разочаруют вас, потому что вы будете ждать от них чего-то другого, но никак не хоккея – кажется, именно это и происходило с нами на последних Олимпиадах. От Малкина и Овечкина ждали чего-то другого – потому что не смотрели на них ежедневно, а просто ждали.

Олимпиада с лучшими очень нужна, но это все же бонус – как выставка достижений, как рекламный баннер. Ждать ее так, как это ждем мы в России – это значит вредить самим себе. Тратить жизнь на пустое. Тратить ее на самообман. Она никогда таких ожиданий не оправдает. Если бы игроки НХЛ поехали в Пекин-2022, там был бы просто хоккей – почти такой же, какой в результате и будет.

Хоккея не надо ждать, это даже не концерт Red Hot Chili Peppers. Его должно быть очень много, и радовать он должен нас каждый день. 

Вместо плана-2026 Роману Ротенбергу надо срочно взяться за план-2021/22 и подумать, как помочь КХЛ прямо сейчас – как вытащить ее из управленческого кризиса, как выровнять возможности клубов, как сделать круг претендентов шире, как сделать, чтобы хоккей жил по всей стране. Чтобы страна смотрела хоккей и радовалась ему каждый день. 

Тогда нам будет просто пофиг, поедет НХЛ в Милан или нет.

Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett, Martin Rose, Patrick Smith; East News/AP Photo/Martin Meissner; РИА Новости/Алексей Куденко