10 мин.

Дацюк пробился с низов, стал своим парнем для всех и показал, что такое – играть интеллектом

Минутку, дайте-ка проверю одну вещь... Да, все так: если вы зайдете в мой профиль на Sports.ru, то увидите Павла Дацюка среди моих официальных кумиров; и я иду аж восьмым в клубе его болельщиков! Сожгите плакаты прежних кумиров.

Восьмое место меня не расстраивает сразу по двум причинам.

1. Я не знаю, как ведется этот подсчет; спросил у Антона Руднева – он тоже не знает. Так что, скорее всего, это какая-то механика из середины нулевых и когда админы сайта прочитают этот текст, они быстренько ее прикроют (Пожалуйста! Терпеть не могу быть восьмым).

2. Я занимаю уверенное первое место среди болельщиков Евгения Кузнецова – у меня аж 1765 баллов, а у моего преследователя под ником Reggi всего 154. Может, оставим все как есть?

Должен сказать, что очень хорошо помню момент, когда попал в оба этих клуба. Где-то на входе в экосистему Sports.ru, еще когда комментаторам нравились мои тексты (минус в том, что их было примерно 15 человек), машина спросила меня таким серьезным тоном, что невозможно было не ответить: «Кто твои любимые хоккеисты? За кем ты будешь следить?».

Вопрос «Сколько ты зарабатываешь?» еще не был в моде. 

Сейчас такой вопрос для меня – семечки. Кори Перри! Тревор Зеграс! Тим Штюцле! А тогда, в 2013-м, готового ответа не было, пришлось импровизировать – и я инстинктивно ткнул в Дацюка и Кузнецова; так они и висят кумирами у меня в профиле в 2021-м.

Несмотря на спонтанность того решения, оно было довольно очевидным. В 2013-м Кузнецов был настолько на взлете (если говорить про первую половину года – со второй все сложнее), что его вполне можно было использовать как ракету в какой-нибудь космической программе. И Челябинск носил его на руках.

А кем тогда был Павел Дацюк – не описать никакими словами; его на руках, казалось, носила вся НХЛ. Эта инерция добивала и до России: где-то в конце нулевых, с момента первого финала «Детройта» и «Питтсбурга», Павел стал такой объединяющей всех хоккейных болельщиков фигурой.

Его любили все. 

Кто-то из нас мог не любить Овечкина за прямолинейность, кто-то мог не принимать изменчивую натуру Малкина, но Дацюка мы однозначно принимали: в момент расцвета его обаяние одинаково действовало и на Сергея Наилича Гимаева, и на пользователей Sports.ru, и даже на разработчиков Apple (об этом будет немного ниже).

Любой из нас, набирая команду из звезд НХЛ, первым взял бы Дацюка – кстати, однажды так и произошло в реальности, но об этом тоже ниже (представляете, какой классный будет текст!). 

Весной 2021-го Дацюк с «Автомобилистом» вылетели из Кубка Гагарина: возможно, это был последний матч и последний сезон в его выдающейся карьере; по этому поводу мне предложили рассказать о его главной суперсиле – и мне кажется, что этой суперсилой была его «особенность». Необычность. Какое-то такое обаяние, которым он обезоруживал буквально всех – партнеров, болельщиков, соперников. 

У него, миллионера и в какой-то момент очевидной суперзвезды, получилось для всех быть будто бы своим парнем. 

Мне кажется, что на этот особенный имидж сработали сразу несколько конкретных качеств Павла Дацюка и то, как складывалась его карьера – об этом я и расскажу ниже. Перед стартом подпишитесь на мой телеграм-канал, там я складирую редкие хоккейные гифки и вообще неплохо провожу время.

Пристегивайтесь, чтобы не улететь на обочину как Логан Кутюр, йи-ха!

Дацюк пробивался в большой хоккей по красной дорожке

Он не считался большой надеждой нашего хоккея – как Ковальчук, Овечкин, Малкин и даже Афиногенов (на каком-то этапе), поэтому его взлет многих искренне удивил – и каждый удачный финт, каждый бросок, каждый отбор продолжали удивлять, а неудачных потом будто и не было.

И вот это «не считался большой надеждой» – буквально. Важно понимать: ни в один момент старта карьеры он не считался игроком того уровня, на котором в результате заиграл. Его не было в молодежной сборной. Он, известная история, ушел на драфте 171-м. На него, скорее всего, смотрели как на неплохое усиления для фарма. Вы только представьте.

Рыболов. Кто нашел для «Детройта» Дацюка и Зеттерберга

Если смотреть на статистику, то такие хоккеисты редко становятся большими игроками и тем более суперзвездами – тем ценнее для зрителя была история Дацюка. Кто сможет не полюбить игрока, который стал важной частью легендарной чемпионской команды, стартовав с шестого раунда драфта? 

У Павла, возможно, самая чудесная техника в истории лиги

Гифки пришли бы в наш мир рано или поздно – но кажется, их изобрели специально под Дацюка. По крайней мере, он приближал их полноценное появление в социальных сетях; у меня нет такой статистики, но я просто уверен, что одна из первых хоккейных гифок, которую увидели лично вы – была с его участием. 

Я даже предположу, что скорее всего, вот она:

Нет? Тогда, наверное, вот эта:

Снова мимо? А, ну все, я догадался:

Хотя последняя картинка не совсем про технику – но именно она стала символом Дацюка и его техники на много-много лет вперед. 

Самый смешной финт Дацюка: он столкнул лбами двух соперников

Тут вот в чем дело. Для подзаголовке я применил слово «чудесная» и оно, конечно, не совсем подходит. Много кто их игроков показывает на льду, возможно, даже более эффектные и совершенные штуки. Я уверен, что Сергей Федоров и Евгений Малкин в чем-то даже более техничные хоккеисты.

Но хоккейная техника Дацюка – как гитарная Тома Морелло: услышал один раз, запомнил на всю жизнь. 

Она одновременно и какая-то рубленая, грубая – посмотрите какими движениями он укладывает Кутюра – но при этом хитрая. Дацюк будто бы притворяется совершенно ничего не умеющим игроком, а потом уходит от тебя двумя движениями. 

Этот обман запоминается ярче, чем очень эффектные, но при этом очень нормальные движения, например, Патрика Кэйна. У Патрика все очень круто – но как-то слишком правильно. У Дацюка все вообще неправильно: он, кажется, угловато катается, не очень резко двигается. Но эта угловатость всегда играла на его стороне – и разгадать ее не получалось у лучших защитников лиги. 

Зрителям в этом смысле было намного проще.

Эта техника выглядела волшебно – отсюда и прозвище Дацюка, которое так легко ушло в народ.

В начале 2010-х, когда айфоны приступили к захвату планеты и даже научились разговаривать с людьми, Apple вшила в работу голосового помощника Siri прикол про Дацюка. Вы спрашивали у нее «Who is The Magic Man?» – а она показывала результаты поиска по запросу «Павел Дацюк». 

Дацюк – король бэкчека и один из лучших оборонительных центров

В январе 2012-го матч всех звезд НХЛ проводили по формуле «команда Хары против команды Альфредссона». Здено выпало выбирать первым – и первым он взял Дацюка. Очевидно, что многие в тот момент на его месте сделали бы так же: в начале нулевых в НХЛ было не так много более универсальных хоккеистов, чем Павел Дацюк – даже если учитывать мнение только игроков.

Функции и умения на льду всегда добавляли ему обаяния. Если все наши супернападающие (с некоторыми оговорками, понятно) всегда летели в атаку, то Павел Дацюк – еще и отрабатывал назад; причем – и эффективно, и в чем-то даже эффектно. В защите его клюшка становилась таким же непредсказуемым и ловким оружием, как и в атаке. 

Работал, кажется, тот же механизм: внешне неповоротливый, нерезкий Дацюк неожиданно ловко действовал руками – и просто раздевал, уничтожал людей на ровном месте; причем – не последних людей.

«Он как Роджер Федерер», – сказал как-то Джастин Уильямс.

Он не грубил и остроумно общался с журналистами

Если вы попросите у ютуба показать вам драку с участием Павла Дацюка, он покажет вам ровно одну. Сезон-2010/11 «Детройт» начинал у себя дома, матчем с «Анахаймом». К тому моменту Дацюк взял четыре «Леди Бинг Трофи», причем сделал это подряд – с 2006-го по 2009 год. 

Найти причину, чтобы подраться с ним, мог только сумасшедший. 

Это сделал Кори Перри. Почему я не удивлен?

Никогда не видел, чтобы кто-то об этом шутил, но чтобы вы понимали – открыв сезон дракой с Дацюком Перри закончил его с 98 очками. Это был его лучший сезон в карьере, он стал третьим бомбардиром лиги, первым снайпером (Алекс Овечкин тогда, по своим меркам, не играл – у него было всего 32 шайбы) и получил «Харт Трофи».

Дацюк даже тут умудрился остаться хорошим.

После этой драки он пошутил с журналистами на ломаном английском: «Теперь вы всегда будете спрашивать меня после игр, когда же я снова подерусь?».

О – обаяние.

***

Когда Дацюк вернулся в Россию, стало понятно, что миф о нем «особенном» остался в НХЛ. Мы стали видеть его гораздо чаще – и разглядели живого человека, со своими минусами и прибабахами. Но надо понимать, что это просто эффект реальной встречи с кумиром – в жизни они все оказываются немного обычнее, чем кажется, когда смотришь хайлайты.

Дацюк вернулся в Екатеринбург. Это красивее, чем Ягр в Омске

И это не перечеркивает никаких его объективно выдающихся качеств. Дацюк – удивительный хоккеист, один из самых удивительных, которых вообще знает эта игра. Он объединил целые поколения, был и остается верным игре и своим представлениям о нем, как об игре, в которой твоя задача – не задавить, не забить соперника, а перехитрить.

Показать ему, что ты не умеешь ничего, хотя на самом деле – умеешь почти все.

Какое бы решение Павел ни принял, будет он продолжать карьеру или нет, этого урока, мы, конечно, уже не забудем.

Знарок уходит из «Спартака», Дацюк – из хоккея, Панарин и Тарасенко вернулись. Главные новости недели за 10 минут

Дацюк забрал у Федорова рекорд по возрастным голам в плей-офф КХЛ. Возможно, последняя шайба в карьере Волшебника

Духовник Павла Дацюка захватил монастырь. Он уважает Сталина и не верит в коронавирус

Дацюк в 41 – это не пенсия. Давит соперника интеллектом, использует скорость партнеров

Фото: Gettyimages.ru/Jamie Sabau, Gregory Shamus; РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Павел Лисицын