Морозов и популярность «Крылышек»
Чемпионат.ком опубликовал интервью с Алексеем Морозовым, где шёл разговор о его должности в МХЛ, вообще делах в российском хоккейном хозяйстве, да и просто за жизнь.
В том числе затронули тему желаемого возрождения в Москве клуба «Крылья Советов». Как водится в таких случаях говорится о популярности команды в прошлом: «В Сетуни хоккей любили и любят. Сейчас там сделали развязки и удобный подъезд к ледовому дворцу. Думаю, если там появится команда, то народ будет ходить на их игры и в Москве, как раньше, полюбят „Крылья“».
Так вот хотелось бы высказаться по поводу слов «как раньше», потому что если готовить «Крыльям» будущее в КХЛ, то «как раньше» — будет непозволительным позором на уровне самых плохопосещаемых команд Лиги.
К сожалению, миф о невероятной популярности «Крыльев Советов» в совесткие времена до сих пор сильно сидит в головах болельщиков, хоккеистов и чиновников.
Однако, стоит оговориться о причинах возникновения сего мифа: в семидесятых годах двадцатого века отечественный клубный хоккей действительно переживал отличные времена в плане посещаемости — большая часть матчей советского первенства в Высшей лиге проходила при аншлагах, а городов, где отсутствие аншлага — редкость, было хоть отбавляй: Челябинск, Рига, Горький, Новосибирск, Ленинград, Свердловск, Уфа.
Москву сейчас принято критиковать за плохую посещаемость, а тогда она была очень даже: от шести тысяч в среднем на матч и выше. В сезоне 1977/78 «Спартак» собирал по 10,5 тысяч на матч. По восемь-десять тысяч москвичей в среднем приходило на игры московских команд против московских, а нормой при этом были аншлаги — по 12 тысяч.
Да и в провинции зритель ходил охотно на любые московские команды, какое бы место в таблице те на тот момент ни занимали.
При таком прошлом, естественно, с тех времён будут вспоминаться только полные трибуны. Но есть оговорки, которые для «Крыльев» делают прошлое не таким радужным.
Во-первых, даже в такие благополучные времена «Крылья» были самой малопосещаемой командой в Москве. В пятилетку 1975−1980 средняя посещаемость одного матча не превышала пяти тысяч человек;
Во-вторых, тогда матчи «Крыльев» с московскими клубами собирали по 6 тысяч челоек, тогда как матчи с провинциальными клубами лишь две тысячи — разрыв катастрофический, такого не было ни у одного московского клуба. Что говорит о том, что посещаемость «Крыльев» сильно подтягивали болельщики «Динамо», «Спартака» и ЦСКА;
В-третьих, по гостевой посещаемости «Крылья» тоже были худшей командой Москвы;
В-четвёртых, в сезоне 1980/81 «Крылья Советов» получают свой собственный дворец. И вот тут наступил настоящий провал.
Матч открытия дворца в Сетуни отметился аншлагом — 5500. И первый сезон, а точнее вторую половину сезона 1980/81 «Крылья» ещё тянули, собирая в среднем 3836 зрителей, то в последующих сезонах даже один аншлаг за сезон был за счастье. Если считать от сезона 80/81 включительно, то аншлагов в Сетуни было: 2, 1, почти 1, 0, 0, 0, почти 1, 1, 0, 0, 0, 0. Последний нуль — это уже первенство СССР/СНГ 91/92. «Почти 1» — это близко к 5500, но не 5500.
А вообще в норму входит посещаемость в 1−3 тысячи на матч. А постепенно и игр, где присутствовало меньше тысячи зрителей становится немало: например, в сезоне 85/86 таких было 11!
На графике вы можете увидеть среднюю посещаемость матчей «Крыльев» с сезона 81/82, когда клуб окончательно переехал в Сетунь. Выглядит довольно красноречиво.
Так что пора бы отказываться от старых преставления о прошлом с «молочными реками в кисельных берегах» и искать ориентиры для роста в современности.
Ссылки про посещаемость чемпионата СССР 75−85 гг.:
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/prochozyj/568005.h..
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/prochozyj/623768.h..
Заметка написана специально для паблика «Новый Уровень».
Присоединяйтесь к «Новому Уровню»!
на «Трибуне»
а что удивительного - даже если не брать географический признак, у них просто количественно меньше чемпионств - 2 (причём 1-й раз был ещё в 50-е)
кстати, был же ещё Локомотив Московский - думаю, там было всё ещё хуже )
Правда крылышки были для нас, армейцев, врагами.