4 мин.

«Морис Ришар» 10 из 10

Недавно вы могли лицезреть материал 20 лучших фильмов о спорте по версии пользователей «Кинопоиска» – вполне достойная подборка, но, конечно, как и любой другой рейтинг, она оставила без внимания много достойных фильмов. Без особого труда ее можно расширить, что я и сделаю. Ниже альтернативный список, «Еще 20 отличных фильмов о спорте» – смотрите, смело не пожалеете:

«Человек, который изменил все»

«Крученый мяч»

«Каждое воскресенье»

«Хардбол»

«Экспресс: История легенды спорта Эрни Дэвиса»

«Северная стена»

«Тайны Аляски»

«Сезон ураганов»

«Боец»

«Их собственная лига»

«Рестлер»

«Дневник баскетболиста»

«Юнайтед. Мюнхенская трагедия»

«Али»

«42»

«Бешенный бык»

«Хоккеисты»

«Команда из штата Индиана»

«Морис Ришар»

Конечно, и сюда вошли не все достойные фильмы. Впрочем, все это лирическое отступление, я давно хотел рассказать о последней, из упомянутых мною картин, а тут подвернулся подходящий повод. Кстати разу уж заговорили о рейтингах «Кинопоиска», то у «Морис Ришар» он – 8.115, что выше, чем у включенных в топ «Триумф» (8.100) и «Игра по чужим правилам» (8.106), кто-то недоработал, но не суть, вернемся к нашим баранам.

«Морис Ришар»

Канада, 2005 год

Режиссёр – Шарль Бинаме

Сценарий – Кен Скотт

Бюджет – 8 млн. CAD

В главных ролях:Рой Дюпюи, Стивен МакХэтти, Жюли ЛеБретон, Филип Крэйг.

Рейтинг IMDb – 7.7

Фильм уже не первой свежести, тем не менее, посмотреть его мне все никак не удавалось. Во многом виной тому было отсутствие русской озвучки. Фильм снят на французском, даже в Канаде его показывали с английскими субтитрами, до нашей страны он и вовсе не добрался. Иностранным языком я не владею и от того просмотр в оригинале изначально был не для меня. Есть русские субтитры, но субтитры я не люблю в принципе, они отвлекают и не дают до конца погрузиться в происходящее. К моему счастью мир не без добрых людей и сравнительно недавно на одном из трекеров мне попался на глаза вариант с авторским переводом.

Краткий вердикт – «Морис Ришар» - лучший фильм про хоккей (при всем уважении к очень достойному творению советских времен «Хоккеисты» и неплохой работе «Жребий»). «Мираж на льду» не смотря на ряд достоинств местами скучноват, из славных детских историй про «Могучих утят» я вырос, «Удар по воротам» и «Вышибала» не более, чем трешнячки.

Чем же он так хорош? Зачастую слабым местом фильмов о спорте являются непосредственно сцены самих соревнований/матчей, которые выглядят приторно или вовсе неправдоподобно. Поэтому неудивительно, что во многих картинах им отводиться сравнительно небольшая часть экранного времени, в некоторых их нет вовсе, в других используют хронику. У «Морис Ришар» такой проблемы нет, напротив, сцены хоккейных матчей занимают внушительную часть хронометража и являются одним из главных достоинств этого фильма. Они просто отличные, упор сделан на реализм, сам бы Станиславский воскликнул:«Верю!»

Что и не мудрено, авторы фильма старались, насколько возможно, воссоздать игровые моменты и делалось это при непосредственном участии самого Мориса Ришара. Стоит отметить и то, что в картине было задействовано немало самых что не на есть настоящих хоккеистов: Винсент Лекавалье, Майк Риччи, Шон Эйври, Филипп Сове, Паскаль Дюпуи, Ян Лаперьер.

Огромная работа была проделана над визуализацией: винтажные свитера, деревянные клюшки, кожаные коньки, потертые краги, старые арены с освящением в виде нависающих ламп… – все это выглядит отменно и способствует погружению в олдскульный хоккей той эпохи.

Как несложно догадаться это байопик об одном из лучших форвардов в истории хоккея – Морисе «Ракете» Ришаре. События картины разворачиваются в период с 1937 по 1954 годы, так стоп…, пересказывать биографию, она же сюжет, считаю делом лишним и неправильным, лучше посмотреть самим, поверти оно того стоит. Отмечу лишь, то, что Ришар примечателен не только тем, что был великим игроком, но и тем, что боролся против системы. 

Легенда №9

Сложно уйти от сравнения с «Легендой №17». Сразу оговорись, считаю, что при всех своих серьезных недостатках это хороший художественный фильм для массовой аудитории, который справился со своей главной задачей, а именно привлёк внимания к нашей любимой игре. Другое дело, в отличие от ленты про Ришара, «Легенда» скорее эксплуатирует имя Валерия Харламова, нежели рассказывает о нем, а ведь было о чем рассказать… Уж, слишком много вопросов вызывает творение Лебедева у любителей хоккея, начиная от хронологии событий, презрительному отношении к Боброву, игнорированию существования Чернышева, передергивания фактов и заканчивая злобным выражением лиц канадский профессионалов. Канадцы к материалу отнеслись куда бережнее.

Награды

«Морис Ришар» получил 13 номинаций премии «Джини» (канадский аналог «Оскара») и в итоге взял 9 статуэток (Лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучшая мужская роль второго плана, лучший режиссёр, лучшая операторская работа, лучшие костюмы, лучший звук и лучший монтаж).