8 мин.

Как показывать лыжные гонки с раздельным стартом. Часть 1: режиссура

В чём ошибки режиссёров крупнейших соревнований и как их исправить.

Как устроена трансляция

Трансляция лыжных гонок с раздельным стартом строится вокруг временных отсечек. Картинка демонстрирует лыжный ход спортсмена, на картинку накладывается графика с его результатом на отсечке. Затем выбираются другой спортсмен и другая отсечка, и так до конца гонки.

Не все отсечки попадают в трансляцию, их слишком много. Трансляция сосредоточена только на нескольких опорных отсечках. Для гонки на 15 км – их 4-5, включая финиш, на 10 км – 3-4.

По большей части я согласен с такой моделью показа. Именно она лежит в основе моей работы.

Главная задача режиссёра – правильно выбирать спортсмена и отсечку для показа в каждый момент времени. Как это сделать – ключевой вопрос статьи.

Разные гонки имеют общие проблемы телепоказа, отличаться может только их степень. Поэтому трансляция, с которой начиналась моя работа над темой, будет подходящей иллюстрацией. Это 15 км в Лахти, сезон 2021/2022.

Опорные отсечки гонки в Лахти

Все решения режиссёра по переключению между различными точками трассы для гонки в Лахти приведены на диаграмме.

Диаграмма режиссёрских решений гонки в Лахти

Налицо большая проблема. В первые полчаса режиссёр переключается между стартовой зоной и разминкой, изредка отправляясь на отсечку 1.1 км, которая в гонке на 15 км почти ни о чём не говорит. Полчаса трансляции – пусты. Это не показ гонки, это парад спортсменов, который провоцирует у зрителя либо скуку, либо недовольство режиссёрской работой. Лыжники, стартовавшие первыми, в это время уже приближаются к финишу. Об этом – никакой информации.

Первые шаги по улучшению качества трансляции: минимум старта, разминки и т.п.

Старт и разминка несут либо минимум полезной информации о гонке (старт), либо не несут её вовсе (разминка), но им уделяется гипертрофированное внимание.

Показ старта необходимо минимизировать. После старта первых полутора десятков участников нужно переключиться на трассу, а к старту возвращаться только в редких случаях, используя картинку в картинке (и совсем редко – основной экран).

Разминка, особенно ничем не примечательная, – чужеродный элемент трансляции. Её можно и нужно показывать перед стартом первого участника. Далее – не более нескольких раз. Текущие масштабы многократно превосходят все допустимые пределы. Роль разминки иногда выполняет доска с автографами. То же самое касается и её.

Порой излишнее внимание уделяется креслу лидера. Для этого нужно использовать картинку в картинке и лишь в крайних случаях основную часть экрана.

Новый спасательный круг режиссёра – камера на трассе

Когда режиссёр не может найти подходящий вариант для показа, он использует спасательный круг в виде показа старта, разминки, зрителей, доски с автографами или кресла лидера. И тем самым наполняет трансляцию пустотой. В качестве спасательного круга лучше использовать произвольную камеру на трассе. Наверняка в неё попадёт какой-нибудь лыжник, может быть даже фаворит. При этом не обязательно его идентифицировать: эстетика лыжного хода остаётся важным элементом трансляции и иногда её можно оставлять без информационного сопровождения.

Равномерное распределение фаворитов по стартовому листу

Конфигурация стартового листа такова, что сначала стартуют лыжники второго эшелона, а фавориты - только в 30-40-х номерах и позднее. В результате, как ни показывай первую половину гонки (в нашем примере режиссёр решил никак её не показывать), она вряд ли будет иметь отношение к борьбе за высокие места. Вместе с этим будет скомкана вторая половина, ведь за оставшееся время крайне сложно уделить достаточно внимания всем лидерам.

В гонке в Лахти никого из лидеров не удалось поймать на каждой опорной отсечке (см. таблицу). Картинка не давала никакой информации о результатах вице-чемпиона гонки Йоханнеса Хёсфлота Клэбо с 1.1 км до 11.1 км (правда, порой он попадал на экран, так как ехал вместе с Иво Нисканеном, находящемся на другом круге), а обладатель 9-го места Харальд Остберг Амундсен не был показан ни разу.

Реклама 18+

В этой связи сокращение мужских разделок с 15 км до 10 км негативно влияет на качество трансляции, ведь продолжительность содержательной части трансляции уменьшается, а пустой – сохраняется.

Таблица показа топ-10 для гонки в Лахти

Пояснения к таблице: «+»/«–» – лыжник показан/не показан на отсечке, число после «–» говорит о том, как скоро после прохождения спортсменом отсечки на картинке появилась информация о его результате (например, у 42-го номера Алексея Червоткина в ячейке таблицы -10, это значит, что его результат отобразился на экране при пересечении этой отсечки номером 52 (52-42=10); если числа после «–» нет, то результат не был отображён вовсе).

Подчёркиваю, проблемы показа второй половины гонки обусловлены в первую очередь конфигурацией стартового листа, а не работой режиссёра. Решение проблемы – равномерное распределение фаворитов по стартовому листу. А чтобы не нарваться на другие проблемы, не телевизионного, а спортивного толка, нужен специальный погодный протокол. При стабильных погодных условиях фавориты будут распределены равномерно. Если же ожидаются существенные изменения в скольжении, фавориты должны стартовать в одной части стартового листа.

Расширение базовой модели показа дополнительными отсечками

Трансляция строится на показе нескольких опорных отсечек. На гонке в Лахти режиссёр лишь однажды переключился на другую часть трассы, запечатлев поломку палки Александром Большуновым.

Даже при соблюдении всех приведённых рекомендаций стартовая часть трансляции превращается в однообразное переключение между зоной старта и первой опорной отсечкой. Поэтому нужно иногда добавлять сюда кадры с других частей трассы.

В заключительной части трансляции возможности базовой модели также ограничены, поэтому в конце гонки нужно ловить ключевых спортсменов во всех доступных для камер местах трассы.

Средняя часть трансляции наиболее насыщена событиями, но и здесь будет полезно изредка показывать лидеров на дополнительных отсечках. При изменении конфигурации стартового листа у режиссёра будет для этого больше возможностей.

Различная конфигурация камер на отсечках

Показ спортсмена привязан к моменту пересечения отсечки. Причём он обычно заканчивается через несколько секунд после этого момента. С одной стороны, показ, который захватывает момент пересечения отсечки, является наиболее предпочтительным вариантом. С другой стороны, обязательная привязка к такому моменту делает трансляцию менее гибкой, провоцирует конфликты и в конечном счёте может привести к тому, что прохождение отсечки фаворитом гонки будет полностью пропущено. Чтобы снизить этот риск, необходим компромисс, а именно возможность в отдельных случаях начинать показ лыжника через 20-40 секунд после прохождения им отсечки, то есть захватывать камерой около минуты гонки после прохождения отсечки. Вряд ли стоит создавать такую конфигурацию для всех опорных отсечек, но для одной из них она будет полезна. Её плюсом является не только гибкость, но и более разнообразная картинка.

Автоматизация режиссёрских решений

Гонка с раздельным стартом и без того необычна по своей сложности для режиссёра и его команды, а новые рекомендации добавляют новые требования и новые сложности. Однако есть одно «но». Задача того, что нужно показывать в данный момент, вполне доступна для автоматизации, а режиссёра можно полностью или в значительной степени освободить от её решения и сконцентрировать его внимание на том, как показывать то, что выбрано для показа.

Разработкой такой программы автоматизации режиссёрских решений и занимался автор данной статьи. На вход она принимает список фаворитов, которым нужно уделять внимание в начале их дистанции. По ходу дистанции, в зависимости от результатов на отсечках, она пересчитывает приоритеты для показа. Программа своевременно реагирует на изменения и неожиданные события, что не всегда удаётся живому человеку.

Работа пока не доведена до конца и будет продолжаться по ходу предстоящего сезона, но уже удалось добиться хороших результатов. Вы сможете их в полной мере оценить в следующем материале, который будет посвящён графике и завершит разбор телепоказа лыжных разделок. А пока – диаграмма режиссёрских решений и таблица показа топ-10 для гонки в Лахти, но уже в исполнении программы. Стартовый лист был предварительно модифицирован, чтобы получить равномерное распределение фаворитов.

Диаграмма режиссёрских решений программы
Таблица показа топ-10 в исполнении программы

На диаграмме зона старта, в которой обычно утопают лыжные трансляции, выделена красным для единообразия, а не в качестве маркера проблемы. Зелёные отметки в зоне старта говорят об использовании картинки в картинке.

Улучшение эстетики картинки

Даже плохо показанной с точки зрения режиссёрских решений и обладающей скудной графикой гонкой можно насладиться эстетически. Но это не совсем тот случай.

Характерная проблема – рывки между кадрами, когда резко меняется план с общего на крупный и с крупного на общий, причём обе камеры (или одна камера?) находятся примерно в одной точке. В отдельных случаях режиссёр настолько часто меняет камеры, будто стреляет из пулемёта. На это просто больно смотреть. Это тот случай, когда большее количество технических ресурсов (камер) только вредит показу из-за их неграмотного использования. Кадры должны перетекать из одного в другой, планы должны меняться своевременно.

Реклама 18+

В операторской работе встречаются надоедливые шаблоны. К примеру, камера подчёркнуто проводится от ног до туловища для каждого проезжающего мимо лыжника. Такие приёмы хороши лишь в ограниченном количестве, злоупотреблять ими нельзя.

Основой показа должен быть план, при котором лыжник входит в картинку в полный рост с небольшим запасом. Это должно встречаться чаще. Особенно хороши боковые камеры, они здорово раскрывают красоту лыжного хода. Хорошим примером является съёмка с дрона в Фалуне. Слишком крупные и слишком общие планы, соответственно, нужно использовать реже. Иногда здесь доходит до того, что камера отображает только туловище, а голова, руки и ноги выпадают из кадра. Такого нужно избегать.

Продолжение следует…