11 мин.

Ретро-разбор. Словения – Россия

От редакции: привет! Вы в блоге Simbirskiy Football Tears. Здесь классно разбирают матчи (даже Россия – Голландия!), пишут про «Спартак» и рассказывают о молодых игроках. Подписывайтесь, ставьте плюсы – и таких постов на Трибуне будет еще больше!

В 1999 я был слишком мелок, чтобы оценить весь масштаб трагедии имени Александра Филимонова, которая развернулась в «Лужниках». Да, сейчас говорят, что сравнивать тот фэйл с Марибором не совсем корректно — мол, тогда вылезли из самой настоящей задницы, почти оформили чудо, обыграли французов и так тупо слетели. Возможно.

Но в 2009 году я смотрел футбол уже совершенно сознательно, и от событий осени того года мне до сих пор больно. Понятное дело, что после чемпионата Европы 2008 года я просто влюбился в сборную России. Я и до этого с нетерпением ждал матчи национальной команды, но вот в отборочном цикле ЧМ-2010 каждая игра была как праздник. Более того, мы даже классом в школе на ночь оставались, чтобы посмотреть игру с Германией в 2008 году (когда Дзагоев еще попал в штангу). С учителями и директором школы. Смотрели на большом экране.

В общем, помню каждый матч из того цикла. Зарубы с немцами, нервный выездной матч с Уэльсом, веселые игры с финской сборной. Ну и прекрасную форму сборной России под цвет «кремлевской стены». Тогда казалось, что для команды Хиддинка нет ничего невозможного. Что она таки попадет на этот долбаный чемпионат мира и даст там жару.

Но вместо этого моя самая любимая команда обосралась.

Прошло 10 лет, боль все еще жива, но самое время отпрепарировать и понять, что такого сделали словенцы и в чем главная причина поражения команды Хиддинка.

Матч в Москве и Печник

Часть отборочного цикла (с февраля 2008 года по лето 2009-го) Гус Хиддинк совмещал работу в сборной России с работой в «Челси», откуда был изгнан Луис Фелипе Сколари. Тогда всем было пофиг, но есть версия, что Хиддинк на время выпал из перманентного отслеживания той же РПЛ. Понятное дело, что существовал и тренерский штаб, но по ходу всего отборочного цикла Хиддинк делал ставку на один и тот же костяк, изредка привлекая в основу тех, кто находился просто в огненной форме (например, Владимира Быстрова, который в 2009 году играл просто шикарно). Этот костяк в самый ответственный момент проявил слабость и сломался.

Хотя, к примеру, Жирков и Павлюченко к тому времени уже плотно присели в запас «Челси» и «Тоттенхэма». Но, в целом, данный вопрос слишком размытый и дискуссионный — если бы сборная России угодила тогда в какую-то затяжную функциональную яму, то можно было бы размышлять о том, что Хиддинк упустил контроль над игрой команды. Но нет, сборную России погубили последние минуты матча в Москве и, собственно, ответная встреча.

В «Лужниках» сборная России выставила против словенского автобуса 4-3-3 с крайне агрессивными флангами — основная угроза на ворота Хандановича шла с левого края, где Билялетдинов, набравший неплохую форму в «Эвертоне» и Жирков устраивали правому флангу обороны сборной Словении старый добрый сунь-высунь.

Словенцы в Москве оборонялись в низком блоке и зачастую слишком узко — этим пользовались атакующие игроки сборной России. Они активно перегружали зоны и менялись позициями — в момент первого забитого гола Билялетдинов вообще оказался практически в центре штрафной.

После пропущенного гола Кек дал команду встречать сборную России выше, словенцы подняли линию прессинга, но уверенный контроль мяча со стороны команды Хиддинка и грамотное использование зон множили игру сборной Словении на ноль. Показателен в этом плане второй гол — выход 4v3, снова крутая игра Павлюченко в подыгрыше (пасом на Аршавина отрезал практически всю остервенело выбросившуюся оборону соперника), ну и работа Зырянова, который утянул за собой защитника и освободил зону для Семака и Билялетдинова. Дальше хавбек «Эвертона» заковырял второй мяч в ворота Хандановича.

Кстати, есть мнение, что сборная России должна была выносить Словению в Москве со счетом 4:0 или даже 5:0. Переоценивают, конечно, но перевес 2:0 по такой игре был более чем логичным.

Гораздо интереснее тот факт, что Словения не создавала вообще ничего вплоть до финального отрезка матча. Однако капать стало раньше — на 61-й минуте Хиддинк снял с игры Семака и выпустил Быстрова. После матча тренер объяснил эту замену желанием по возможности отодвинуть игру от своих ворот и сохранить атакующий потенциал. В итоге сборная России организовала опасный момент на 68-й минуте (удар Павлюченко головой прямо по позиции Хандановича), после чего постепенно сбивала темп игры.

Ниже показательный эпизод — 81-я минута, сборная России все-таки подсаживается, но виден защитный блок 4-4-1 (кто-то вообще оказался вне эпизода). Этот дальний удар ни к чему не привел, вся веселуха начнется дальше.

Хотя у сборной России был прекрасный шанс окончательно убить всю интригу — одна из контратак завершилась ударом Билялетдинова, которому не хватило точности. Может, об этом атакующем потенциале и говорил Хиддинк.

Кек заметил, что у сборной России нетипично большое количество свободных зон и потребовал от игроков чаще использовать диагонали и забросы в эти самые зоны. После одной из таких атак пришел первый удар Печника, а потом и гол форварда «Насьонала». В активной оборонительной фазе у нашей команды просто не хватало людей — атакующие игроки застревали слишком высоко и отрезались из эпизодов. Более того, словенцы могли и сравнять — удар одинокого Шулера вытащил Акинфеев. Это уже напоминало состояние тильта. Примитивный навал ввел обученную команду Хиддинка в ступор.

После финального свистка было примерно такое чувство — во вкусном блюде попалось нечто такое отвратительное на вкус, что испортило вообще все впечатление от ужина.

Трагедия в Мариборе

В Словении сборная России тоже потеряла контроль над игрой и впала в странное кататоническое состояние. Разница лишь в том, что сделала она это гораздо раньше.

Забавно, что на Sports.ru вышло письмо именно Динияра Билялетдинова. Несмотря на дубль в первом матче, Билялетдинов стал заложником маневров Хиддинка во втором тайме — после ухода Семака хавбек «Эвертона» опустился ближе к центру поля, где постоянно зевал и вяло выглядел в отборе (в принципе, никогда сильной оборонительной игрой вальяжный Билялетдинов и не славился).

На матч в Мариборе Хиддинк выкатил примерно те же 4-3-3 – с той разницей, что Билялетдинов действовал фактически в роли чистого АПЗ. Жирков ушел на левый фланг атаки, а на левом фланге обороны внезапно появился Ренат Янбаев. В опорной зоне действовал Денисов, чуть выше расположился Зырянов.

Сначала Билялетдинов и Янбаев спокойно дали Бирсе вывести Новаковича один на один с Акинфеевым. Тогда пронесло, но тревожный звоночек уже прозвучал.

Словенцы предсказуемо отказались от игры в низком блоке и шли в высокий прессинг — такой простой ход завел сборную России на первых минутах в тупик, команде не хватало движения и свободного пространства. К 10-й минуте команда Кека организовала выход Новаковича и атаку, после которой Игнашевич срезал мяч в штангу. Наметилась и неприятная тенденция — словенцы превосходили сборную России по количеству выигранных единоборств. А свободные зоны на нашей половине поля появлялись регулярно. Ниже эпизод, когда Билялетдинов в очередной раз пешком возвращается в оборону, а передачу Бирсы на Новаковича не накрывает Янбаев. Момент закончился ударом в створ.

Аршавин, который вышел на правом фланге атаки, почти весь первый тайм пробегал в режиме голодомора — словенцы быстро прессинговали лидера сборной России, который иногда вынужден был уходить ближе к левому флангу, чтобы хоть как-то обострить игру. Когда Аршавин единственный раз за весь первый тайм вырвался на свободное пространство, сборная России сразу же заработала опасный штрафной, который закончился нокаутом Новаковича — Игнашевич своей пушкой чуть не снес форварду сборной Словении голову.

Гол словенцев последовал после очередной передачи из глубины, которая отрезала линию полузащиты:

Атака перешла на правый край, Бирса в очередной раз сместился к полуфлангу и без сопротивления (отметим в очередной раз пассивные действия хавбеков сборной России, в частности, Билялетдинова) вырезал навес, который замкнул Дедич:

Вполне возможно, что Хиддинк уже наметил перестановки в центре поля, которые должны были произойти в перерыве — в запасе у сборной России были, например, Семак и Семшов. Но гол Дедича в раздевалку поставил команду Хиддинка в угрожающее положение — очевидно было, что словенцы откатятся назад, а такого же эффективного взлома автобуса, который был в Москве, по такому сценарию игры можно было не ожидать.

Спасать игру вышли Кержаков и Семак (вместо Павлюченко и провалившего первый тайм Янбаева) — Жирков ушел на левый фланг обороны, а Билялетдинов сметился на левый край атаки. Сборная России все так же испытывала серьезные проблемы с доставкой мяча вперед, но прежних разрывов между линиями уже не было — выход Семака в центр поля добавил компактности.

На 66-й минуте Кержаков замыкал прострел с левого фланга и попытался выбить мяч из-под руки Хандановича. Арбитр Терье Хауге расценил это как удар в тело и выписал Кержакову красную карточку (хотя Ханданович отмахнулся в ответ и получил всего ЖК). Тут нет никакого квасного патриотизма — Кержакова удалили незаслуженно.

Но даже вдесятером сборная России удерживала компактность обороны и не разваливалась после словенских контратаках. Но и моментов стало меньше — где-то с 70-й минуты сборная Словении ушла в низкий блок и практически отказалась от высокого прессинга. Погребняк вышел вместо Билялетдинова, который занимал место центрального форварда.

Сразу после выхода Великого По сборная России создала свой первый опасный момент в матче — редкий момент свободы для Аршавина закончился передачей в центр штрафной, где Погребняк в борьбе с Анюковым (!) пробил по воротам. Ханданович спас.

Видимо, после этого Кек дал команду не садиться низко — словенцы встречали сборную России чуть выше, но на 85-й минуте провалились в обороне — Аршавин вывел Жиркова на ворота, игрок «Челси» с острого угла мощно пробил в дальний, но Ханданович вновь оказался на высоте. В этом моменте словенцы оборонялись, по сути, в 3 защитника — четвертый бестолково отборолся с Погребняком и потерял позицию.

В последние минуты матча сборная России свалилась к бесконечным забросам, эффективность которых была крайне низкой. На 93-й минуте нервы сдали у Юрия Жиркова — игрок «Челси» слегка втащил боллбою и получил за это вторую желтую карточку. И даже вдевятером у сборной России получился относительно опасный выход к воротам Хандановича, но Березуцкий вместо прострела зарядил по воробьям.

После финального свистка хотелось удавиться.

Основные тезисы по двухматчевому противостоянию:

— Хиддинк выкатил на выездной матч план игры «первым номером», который в Мариборе посыпался с первых же минут. Недоработки Билялетдинова в первой встрече почему-то не смутили тренера сборной — в итоге выездную игру хавбек «Эвертон» провалил полностью;

— в ответном матче многое решил классный прессинг словенцев. Дедич — главный герой, не только потому что забил победный гол, но и потому что совершил просто невероятный объем работы без мяча;

— атакующая игра сборной России слишком зависела от Андрея Аршавина. Игрок «Арсенала» и в первом матче не так часто выходил на первый план, но в Москве отлично себя проявил Павлюченко + стабильно работал левый фланг, поддерживаемый Жирковым. В ответке все дополнительные атакующие козыри сборной России растворились.

Ну и вообще было ощущение, что сборная России поплыла, в первую очередь, психологически. Сначала — в концовке матча в Москве, затем в первом тайме игры в Мариборе.

Так закончилась эра Хиддинка. Топовая по своему потенциалу команда сгорела на ровном месте. Окончательно она стухла в игре с греками на Евро-2012. Спустя десять лет дикая досада и обида эхом отзываются в душе при слове «Марибор».

Паблик SFT VK

Канал SFT в телеграме