13 мин.

Рикардо Куарежма - enfant terrible португальского футбола или когда гений и злодейство совместимы

Сегодня сборная Португалии начнёт свой путь на Чемпионате Европы. Действующий обладатель трофея, Португалия, начнет турнир в «группе смерти» F, где помимо Чемпионов Мира, Франции, за выход в плей-офф будут биться Венгрия и Германия, кстати, на домашних стадионах. Мало кто сходу скажет, кто был теневым лидером «европейских бразильцев» 5 лет назад: он забил хорватам в овертайме за 3 минуты до конца матча в 1/8 финала, реализовал решающий пенальти в ворота Польши в 1/4 и заменил самого Криштиану Роналду в финале. В сентябре Рикардо Куарежме исполнится 38 лет, а этот сезон за «Виторию», скорее всего, станет последним в карьере того, кто должен был стать «новым Фигу», но стал королём футбольной провинции. Давайте сегодня вспомним его путь в футболе с самого начала.

История португальского футбола — это, в первую очередь, история невероятно талантливых атакующих игроков: от великого Эйсебио до блестящего каталонца, ставшего «галактико», Фигу. Португалия всегда славилась игроками высочайшего уровня, которые влюбляли в себя и заставляли следить с замиранием сердца даже самых черствых любителей футбола. Их магия ушла далеко за пределы Пиренейского полуострова и привела к многим и многим сравнениям в будущем.

 В начале нового тысячелетия в Португалии зажглись две новые звездочки, чья яркость могла сравниться лишь с грузом ответственности, свалившимся на их плечи под взором экспертов. Оба, само собой, сразу же удостоились звания «нового Фигу» - с их скоростью и арсеналом хитрых финтов не могло быть иначе.  Два вингера с черными как смоль волосами и смуглой средиземноморской кожей считались лучшими выпускниками академии столичного «Спортинга» за, пожалуй, всю её историю. Звали их — Криштиано Роналду и Рикарду Куарежма.

Рикарду, который был старше Криштиану на полтора года, считался более одарённым в этом дуэте. Родившийся и выросший на улицах столицы Португалии, Куарежма из-за румынских корней своей матери получил звучное прозвище O Cigano (Цыган). Вместе с Роналду они образовали яркий дуэт как на поле, так и вне его, одинаково угрожая как воротам соперника, так и своим судьбам, как это часто бывает у молодых футболистов. И если бы тогда один любитель футбола сказал другому, что дорожки этих звездочек, которые, казалось, неминуемо ведут на футбольный Олимп, разойдутся самым кардинальным образом, в ответ ему бы покрутили у виска.

 Впервые Куарежма «нюхнул порох» взрослой игры под руководством легенды «Спортинга» и тренера резервной команды Витора Дамаша. Прошедший все уровни молодежных команд «Спортинга» и уже влюбивший в себя фанатов своей дерзкой игрой, Куарежма превосходил своих сверстников во всём. Дамаш, бывший вратарь клуба, сыгравший за «Львов» более 300 матчей, не мог не заметить потенциал юноши и незамедлительно перевел вингера из молодежки в свой «Спортинг Б». Но и этот этап своей карьеры Цыган перерос столь же стремительно, как и рассекал бровки поля: за резервистов Рикарду сыграл лишь 15 матчей, прежде чем был включен в заявку основного состава.

 Без раскачки и времени на акклиматизацию Рикарду быстро стал для основного состава своим и на поле, и вне его уже в первом сезоне в Премьер Лиге. Его способности разрезать фланг дриблингом, смещаясь в центр, подать или пробить с невероятной подкруткой, которую прежде видели только в исполнении, пожалуй, Дэвида Бэкхема, делали юношу грозным орудием в руках главного тренера лиссабонцев. Пять голов Куарежмы в дебютном для него сезоне помогли клубу завоевать Требл из кубка, суперкубка и золотых медалей чемпионата Португалии.

 Следующие два года Рикарду продолжал расти как футболист и сиять все ярче. Хотя уже тогда, взрывная игра на поле периодически сопровождалась не менее пожароопасными эпизодами поведения в быту. Тогда всё это ещё можно было списать на молодецкую спесь, и руководство клуба заботило больше не это, а тот факт, что двум золотым птенцам, Рикарду и Криштиану, становится невероятно тесно в лиссабонской клетке. Было очевидно, что час расставания всё ближе.

 Летом 2003 года за сумму в 6 миллионов евро Куарежма стал частью одного из самых громких брендов в мире спорта, «Барселоны». В то же самое лето Криштиану улетел ещё дальше от родного гнезда, в дождливый Манчестер. Для обоих вингеров начиналась новая большая глава в карьере, призванная доказать их профпригодность на элитном европейском уровне. К сожалению, в то время как детские проблемы Криштиану стали двигателями его прогресса и дополнительной мотивацией, демоны Рикарду напротив катализировали его саморазрушение.

O Cigano присоединился к Блаугране, когда в клубе дул ветер перемен. Новоиспеченный президент клуба, Жуан Лапорта, грезивший о возрождении каталонского суперклуба после периода затишья, по совету клубной иконы Йохана Кройффа назначил нового главного тренера, Франка Райкарда, и подписал для того несколько новых футболистов.

 Переход Куарежмы оказался в тени громкого подписания Роналдиньо. Пока все газетные заголовки кричали о невероятном 27-миллионом трансфере улыбчивого триумфатора Чемпионата Мира из ПСЖ, Рикарду мог спокойно акклиматизироваться к новым условиям. Однако, все пошло не так, когда по ходу сезона общественность начинала все больше и больше обращать внимание на юного португальца: сначала новый контракт, затем одна из главных ролей в легендарной рекламе Nike “Ole!”, и так далее. Такой ажиотаж вокруг своей персоны — не то, с чем Рикарду был готов справиться в одиночку в новой стране.

 Но, конечно же, искрой у бикфордова шнура стали отношения с тренером. Райкард, как и тренеры в «Спортинге», понимал насколько талантливый игрок достался ему и пытался привить свое виденье игры юному дарованию. Однако, чтобы это произошло, требовались усилия и от Рикарду: он должен был работать над собой и стать более тактически дисциплинированным игроком.

Словно маленький мальчик, Рикарду получал от родителей игрушки, но должен был играть в них по их правилам и сценарию, что невероятно раздражало португальца, и он ломал их. Вместо того чтобы слушать наставления тренера, как и где ему играть, Куарежма выплеснул всю свою ярость на нидерландца в прессе: «В «Спортинге» я был свободен на поле, не привязан к схемам и тактике. Когда меня звали в «Барсу», то обещали здесь то же самое. В итоге мне не дали такой возможности, и теперь я потерял всякое уважение и уверенность в возможностях нашего тренера».

Куарежма в открытую прошелся по тренерским способностям своего коуча, считая, что тот в первую очередь заботится о своей власти в раздевалке, а не о развитии молодых игроков. К слову, этот случай был далеко не последним в карьере Рикарду, когда он начинал войну со своим менеджером, что к концу карьере станет широко известной тенденцией. После прямого отказа играть за Райкарда он был быстро продан обратно в родную Португалию, в сильнейший на тот момент клуб страны, «Порту», за 15 млн евро и Деку в придачу.

На Стадиу ду Драгау Куарежма провел следующие 4 года своей карьеры и там он вновь стал походить на того, кто до совсем недавнего времени считался надеждой нации. За это время он стал лидером команды, которая три года подряд завоевывала золотые медали чемпионата, а сам Рикарду не только забил более 30 голов, но и отточил свой фирменный прием, который вскоре станет такой же визитной карточкой вингера, как и его склочный характер — тривелу. Он быстро набрал свою, пожалуй, лучшую форму за всю карьеру и даже сумел закрепиться в составе национальной команды, с которой готовился к первому в своей карьере международному турниру, Евро-08 (домашний Евро-04 он пропустил из-за травмы, а Мундиаль в Германии по спортивным причинам). Этому прогрессу он во многом обязан Жезуалдо Феррейре. Главный тренер «Драконов» быстро уяснил урок, что на 22-летнего игрока не стоит наседать с теорией, загонять под свои тактические рамки, а просто дать юноше проявлять себя: «Я не хочу, чтобы Рикарду потерял своё «я» и свою индивидуальность. Иначе, из гения он превратится в серую посредственность».

Яркая игра Куарежмы не могла оставить представителей крупнейших клубов Европы равнодушными, и тем, кто вновь рискнул укротить Мустанга (еще одно прозвище Рикарду), стал Жозе Моуриньо, человек только что вписавший своё имя в анналы истории с «Челси» и сам готовившийся к новому вызову в карьере с миланским «Интернационале». Моратти, президент итальянского суперклуба, выложил за португальца порядка 18 млн евро и Рикарду вновь оказался в свете софитов и в заголовках трансферных сводок.

К сожалению, его время в «Интере» стало почти симметричным с годом в «Каталонии», даже по системе гол+пас были те же скудные 1+2. Всё началось с красивейшей тривелы в ворота «Катании» и двух голевых уже к ноябрю, а продолжилось систематическими прениями с Жозе касаемо тактики и спортивного режима. Эти идеологические разногласия быстро опустили игрока в глухой резерв. Второго декабря 2008 года Криштиану Роналду впервые в карьере получил «Золотой Мяч», примерно в эти же даты Рикарду Куарежма получил «Золотую урну», антиприз худшему новичку Серии А. Иронично, не так ли? 

В феврале 2009 года Куарежма отправился в аренду в бывший клуб Жозе, «Челси». Причиной такого выбора стала возможность для игрока воссоединиться с бывшим главным тренером сборной, Луисом Фелипе Сколари, но тут свой характер показал Роман Абрамович и уволил бразильца после домашний ничьи с «Халл Сити», спустя всего неделю после прибытия в Лондон Куарежмы. Под руководством Гуса Хиддинка Рикарду сыграл еще в трех матчах АПЛ (суммарно 68 минут), сыграл тайм в победном для аристократов Кубке Англии и вернулся в Милан.

Все лето 2009-го «Интер» пытался избавиться от проблематичного маэстро. В итоге у разбитого корыта остались обе стороны: клуб не продал ненужный актив, а Куарежма вынужден был работать с отвратительным ему строгим тренером. Ложкой меда в бочке дегтя того сезона стал Требл «Интера». Поскольку Куарежма принял участие в 11 матчах чемпионата и двух турах Лиги Чемпионов, по правилам тех лет он также смог считаться полноценным триумфатором обоих турниров.

Рикардо Куарежма даже не переодевался на финал, но в праздновании поучаствовал.

Следующим летом он наконец покинул «Интер» и перебрался в турецкий «Бешикташ», который заплатил за игрока порядка 7 млн евро. Карьеру Рикарду можно сравнить с американскими горками, ведь вновь после двух печальных лет в Ломбардии игрока ждал взлёт. В своём первом же сезоне на новом месте португалец отметился 11 голами, один другого краше, и помог команде завоевать Кубок Турции, в финале которого открыл счет и удостоился звания игрока матча.

 Следующий сезон начался в том же духе. Куарежма, используя всю свою скорость и хитрость, проносился мимо ошеломленных игроков и болельщиков соперника. Зажатый и предсказуемый эгоист, каким он был в Милане и Лондоне, остался далеко в прошлом, мир вновь восхищался ярким виртуозом, который, казалось, помолодел на берегах Босфора. Однако, это продлилось недолго. Ещё в первом сезоне Рикарду поругался со своим одноклубником Нихатом Кахвечи, любимцем местной публики, но дальше больше. В марте 2012-го года «Бешикташ» играл в гостях с мадридским «Атлетико» в рамках 1/16 финала Лиги Европы. К перерыву счёт на табло был 3:0 в пользу «красно-белых» и тренер «Бешикташа» Карлуш Карвальял решил снять с игры Куарежму и выпустить вместо него защитника Кёйбаши. Рикарду не смог сдержать в себе ярость и разразился в адрес коуча гневной тирадой, где слово «бесполезный» было самым безобидным, а затем швырнул в того бутылкой с водой. Таким образом, в третий раз за восемь лет, Куарежма попал в немилость к главному тренеру команды. Однако, впервые за его карьеру, руководство «Орлов» встало на сторону своей главной звезды и уволило Карвальяла. Как оказалось, зря.

Инциденты с Нихатом и Карвальялом стали последней каплей для всего остального коллектива. Отношения главной звезды с остальной частью раздевалки и всем тренерским штабом начали портиться на глазах, токсичная натура Куарежмы вышла из-под контроля. Руководство «Бешикташа» опомнилось и поставило игроку ультиматум: либо тот остается, но с понижением оклада, либо будет отстранен. Рикарду, конечно же, отказался и объявил клубу войну. За следующие полгода в клубе, он не сыграл за команду ни минуты, но зато помочился в раздевалке, преследовал какого-то парня, который, со слов Рикарду, ограбил его мать, а затем напал на полицейского. Зимой контракт игрока с «Бешикташем» был, наконец, с позором разорван.

После крайне посредственных 5 месяцев на Ближнем Востоке, в «Аль-Ахли», за которыми последовали 7 месяцев без клуба, Куарежма вернулся в ставший для него родным «Порту» и на глазах у переполненного «Драгау» торжественно получил футболку с номером «7» на спине. Красиво, что клуб, который однажды уже спас его карьеру, предоставил 30-летнему ветерану ещё один шанс на возрождение.

Следующие полтора сезона ветеран сочетал в своей игре опыт прожитых лет, былую яркость и виртуозность и послевкусие «а что если бы». Не прошло и года, как в 2014 году Рикарду вновь впал в ярость берсерка, от которой его с трудом удерживали одноклубники и судьи, но тут его сложно в чем-то винить: во время матча Фернандо Марсал оскорбил игрока на национальной почве, из-за цыганских корней. После инцидента Куарежма дал интервью, в котором сказал: «Мне смешно слышать, что в 21 веке нет расизма. По мнению жителей Португалии, во всех бедах всегда виноваты цыгане, чернокожие или иммигранты. С этим трудно жить».

 В 2015 году Рикарду вернулся в «Бешикташ» и, кажется, наконец, повзрослел. Размышляя о своих поражениях в прошлом, он признался в интервью изданию «O Jogo»: «В «Барсе» мне не хватило терпения. Я не мог вынести нахождение на скамейке запасных, но мой поступок был крайне идиотским. Я мог бы добиться большего в своей карьере, наверняка. Но в жизни всегда есть ситуации, когда ты либо используешь предоставленную возможность, либо упускаешь её, либо пытаешься использовать, но не справляешься с управлением, и все выходит не так, как ожидал».

Повзрослевший и морально окрепший Куарежма добился вызова в национальную сборную на Евро-16, который стал для него лучшим турниром в карьере. Гол в овертайме в ворота Хорватии и победный пенальти против Польши помогли Португалии выйти в финал турнира и завоевать в нем золотые медали. Если первый заход в «Бешикташ» стал для него падением в точку невозврата, то второй стал его вершиной. К концу карьеры Рикарду стал настолько незаменимым игроком для сборной, что был вызван и на мундиаль в России в 2018-м году.

Несмотря на все испытания судьбы и невзгоды, Рикарду Куражему стоит запомнить за его грациозный пыл, а не за упёртость и неспособность работать с тренерами. Смыслом существования Куарежмы всегда была, есть и будет его безупречная способность украшать футбольный поединок своим артистизмом, которым в состоянии обладать лишь творец мирового уровня.

 Автор: Чарли Кармайкл, журнал «These Football Times».

Перевод: Дмитрий Золотенков

Редакция: Даниил Шульман-Симаков.

Canale Sforzesco в Telegram

Группа об Internazionale в сети ВКонтакте