7 мин.

Джерри Хитченс: неизвестный суперфорвард английского футбола, который провел свою карьеру в Италии

С момента своего основания более ста лет назад итальянская Серия А стала домом для футболистов со всего мира. От Албании до Уэльса сотни игроков с радостью отправились в путешествие на новые поля, чтобы испробовать Bella Vita. Но достигали успеха далеко не все. Что касается Англии, лишь 30 футболистов Её Величества играли в Италии, причем большинство из них не задерживались надолго.

Несмотря на хроническое неприятие англичанами Серии А, был среди них один игрок, который полностью погрузился в итальянский опыт, оставаясь в Италии в течение почти десятилетия. Его звали Джерри Хитченс и он, возможно, наиболее несправедливо забытая суперзвезда английского футбола.

Хитченс родился в 1934 году в шахтерском городке Роунсли в графстве Стаффордшир. Несмотря на футбольный талант, который демонстрировал Джерри с раннего детства, интереса больших клубов он не привлекал. Возможно, чувствуя, что его мечты никогда не сбудутся, уже подростком Хитченс занялся добычей угля в надежде получить достойную заработную плату. Что касается футбольных амбиций, он смирился с игрой за местный Highley Miners Welfare.

Только в сезоне 1952/53, когда «Шахтеры» достигли финала Кубка Графства, Хитченс, наконец, смог заявить о себе широкому футбольному сообществу. Во время финальной игры Хитченс попался на глаза Теду Гамсону, скауту Киддерминстер Харриерс. Не теряя времени, сразу после финального свистка Гамсон подписал контракт с Хитченсом на сезон Южной футбольной лиги 1953/54 годов, обещая время в старте и возможность дальнейшего развития как футболиста.

Однако, как оказалось, обещания скаута не стоили и ломанного гроша, и Хитченс томился в запасах Харриеров. В течение почти двух сезонов бывший шахтер сыграл только 14 матчей за первую команду, забив, однако, достойные шесть голов. Лишь в 1955 году, переехав в валлийский клуб Кардифф Сити, Хитченс смог раскрыть свой талант.

Чтобы забить свой первый гол за "птиц", Джерри потребовалось всего 3 минуты. В следующие два сезона он станет железным игроком стартового состава. За два сезона в клубе нападающий наколотил 57 голов в 108 играх, вызвав интерес у таких грандов того времени, как Вулверхэмптон, Бирмингем и Астон Вилла.

Несмотря на то, что в минувшем сезоне Вилла выиграла Кубок Англии, владелец команды Эрик Хоутон знал, что ему нужен быстрый забивной центральный нападающий. В декабре 1957 года Хоутон получил такого игрока, когда Кардифф принял предложение в размере 22 500 фунтов стерлингов от Астон Виллы за Хитченса. Дебютный гол за Виллу он забил на той же неделе, когда и подписал контракт.

Их по-настоящему смертельный дуэт с нападающим Питером МакПарлендом в Бирмингеме до сих пор вспоминают с любовью. За 4 сезона Джерри наколотил 96 голов, а самым ярким моментом стал пента-трик в победном матче с Чарльтоном, завершившимся с итоговым счетом 11:1 в 1959 году. Неудивительно, что после такого сезона Хитченс привлек внимание высших эшелонов английского футбола, и именно тогда его карьера пошла резко вверх.

В 1961 году Хитченс получил свой первый вызов в сборную Англии и заплатил за оказанное ему доверие голом в ворота сборной Мексики спустя всего 90 секунд после выхода на поле. Две недели спустя нападающий Виллы продолжил свои бомбардирские подвиги во славу Короны, дважды забив в Риме сборной Италии и обеспечив победу англичан со счетом 3:2. Сам того не зная, Хитченс своим выступлением в том матче привлек внимание боссов миланского Интера, который тем же летом купил нападающего за 85 000 фунтов.

Это стало началом его итальянского приключения и концом его карьеры на Альбионе. Объясняя свое решение уехать из Англии в Италию, Хитченс сказал тогда журналистам: «Я хочу посмотреть мир и играть против разных команд. Жизнь футболиста коротка. Мой талант увез меня далеко от угольных шахт. Я хочу посмотреть, как далеко я смогу зайти».

Он был не единственным игроком, который сделал такой необычный шаг. Джимми Гривз был в Милане, Джо Бейкер и Денис Лоу - в Торино, но больше всех запомнился именно Хитченс.

Продолжая традицию, начатую в Кардиффе, он забил два гола уже в дебютной игре за Интер. Тиффози и местные СМИ быстро полюбили Джерри и дали прозвища «Il Cannone» («Пушка») и «Il Principe del Gioco del Calcio» («Принц футбола»). Несмотря на прекрасную форму на поле, вдали от него Хитченс, как и многие его английские коллеги, долго не мог найти себя в новой среде обитания. Практика собирать игроков на базе за несколько дней до каждого матча, принятая в Интере, оказалась особой трудностью для англичанина. В начале своего пути Джерри почти не разговаривал по-итальянски, потому такая политика фактически делала Хитченса изгоем накануне игр. К счастью, он нашел родственную душу в другом англичанине, Джимми Гривзе, игравшем тогда за "вражеский" Милан. Очевидцы рассказывали, как после тренировок и матчей Гривз с Хитченсом вместе обедали или выпивали в кафешках на миланском центральном вокзале.

Однако вскоре Хитченс начал приспосабливаться к итальянскому образу жизни и, по словам биографа Саймона Гудиера, стал суперзвездой. Размышляя о его влиянии в Италии, Гудиер отметил: «Он и его жена были Дэвидом и Викторией Бэкхем своего времени. Он был первым англичанином, сделавшим себе имя в Италии, и пресса следовала за ним везде, куда бы он ни пошел. Светлые волосы и светлая кожа Джерри выделяли его, так что он стал очень популярной фигурой. Тиффози определенного возраста очень хорошо его помнят. Для них его имя находится в топе списка британских игроков, игравших за рубежом, даже выше, чем Лоу. Пожалуй, только Джон Чарльз стоит над Хитченсом».

К несчастью для Хитченса, внимание в Италии ничего не стоило в Англии. Перед чемпионатом мира 1962 года в Чили Джерри изначально отсутствовал в заявке «Трех львов». И это несмотря на то, что он был лучшим бомбардиром Интера. Лишь благодаря ряду травм и дисквалификаций других форвардов Хитченс был вызван на товарищеский матч против Швейцарии в мае 1962 года. Гола в ворота швейцарцев было достаточно, чтобы все-таки попасть в финальную заявку на турнир.

На мундиале Хитченс дважды вышел на поле в составе сборной Англии, которая вылетела в 1/4 финала после поражения от Бразилии в матче, где он забил единственный гол Англии. Тот турнир ясно дал понять, что Хитченс уже больше итальянец, нежели англичанин, и не подходит той команде. По словам Гудиера, «когда Англия отправилась в Чили на чемпионат мира, он взял с собой 19 дизайнерских итальянских костюмов». Когда в следующем году новый тренер сборной Альф Рэмси дал понять, что игроки, играющие за границей, не будут рассматриваться в качестве претендентов в сборную, международная карьера Хитченса закончилась.

К тому времени Джерри уже переехал в Торино, где провёл два с половиной года, забив 28 голов в 69 играх. После Турина был Бергамо, где он отыграл два года в Аталанте. В конце концов, английский нападающий закончил свое приключение в Кальчо короткой остановкой на Сардинии, прежде чем в 1969 году вернулся к родным берегам, чтобы по сезону отыграть за Вустер Сити и позднее Мертир Тидвил.

Восемь сезонов Хитченса в Италии - самый длинный срок из тех, что английский футболист проводил, играя в другом европейском чемпионате. Во время своего итальянского приключения ему удалось забить 59 голов в лиге за чуть более 200 игр - но Хитченс был для итальянцев не просто нападающим. Он был Il Cannone, шахтером, завоевавшим особое место в сердцах футбольных фанатов. И хотя время, проведенное Хитченсом в Италии, казалось бы, должно было гарантировать ему столь же статус легенды не только в Италии, но и в английском футболе, но на деле решение Джерри «посмотреть, как далеко зайдет его карьера», в конечном итоге сделало его практически забытым на родине. 

Хитченс третий слева.

Автор текста - Конор Хеффернан, журнал These Football Times. Перевод и редакция - Дмитрий Золотенков, Даниил Шульман-Симаков, Canale Sforzesco.

Canale Sforzesco в Telegram

Больше текстов автора в ВК тут