11 мин.

«Поражает, что команда, набравшая 151 очко за два сезона, до сих пор не в Примере». Большое интервью Гаиски Гаритано

«Эйбар», как и в прошлом сезоне, упустил прямое повышение. Команда смотрелась очень уверенно в феврале и марте, выдала пять побед подряд и лидировала в Сегунде. А потом вдруг случилась безвыигрышная серия из девяти матчей, из-за которой «оружейники» в конце сезона упали в зону плей-офф. Там они сыграют против «Алавеса». Первый матч – уже завтра в 19:30 МСК.

Все это Marca обсудила с главным тренером «Эйбара» Гаиской Гаритано.

– В последнем туре вы обыграли «Уэску» и прервали безвыигрышную серию, которая длилась девять туров. Насколько важна эта долгожданная победа в преддверии плей-офф?

– Было очень важно наконец выиграть. Победа внушает уверенность перед следующей игрой, а нам она была необходима. Мы счастливы, что завершили чемпионат на мажорной ноте, и теперь готовимся к матчу с «Алавесом».

– В Сегунде высокая конкуренция, в матчах часто нет явного фаворита и все решают детали. В плей-офф это еще актуальнее. Выходит, там побеждает не лучший, а тот, кто меньше ошибется, так?

– Да, именно так. Вы совершенно верно сформулировали. В регулярном первенстве-то предельно сложно забивать, а в плей-офф – и подавно. Там еще важнее не допускать ошибок и избегать нюансов, которые могут решить исход противостояния. Редко бывает, чтобы в таких матчах одна команда серьезно превосходила другую.

– Лучший пример – ваше прошлогоднее противостояние с «Жироной». Вы были лучше в обоих матчах, но вылетели.

– А там мы как раз совершили ошибку: остались вдесятером. Целый тайм пришлось провести в меньшинстве. И в этом смысле мы подарили сопернику огромное преимущество. А в ответном матче они забили уже на первой минуте. Именно эти детали и предопределили исход, хоть мы и были лучше в обоих матчах. В этом плей-офф мы не должны наступить на те же грабли.

– Вы строите план на субботний матч с учетом того, что противостояние длится 180 минут?

– Нет. Мы готовимся конкретно к этому матчу, будто это отдельная игра в регулярке. Да, противостояние длится 180 минут, но у нас есть четкий стиль, и мы не собираемся ничего менять. Нам нравится всегда идти вперед. Мы высоко прессингуем, всегда берем на себя инициативу. Трудно взять и все поменять – и игровую модель, и чувства игроков. Идем за победой, как в любом другом матче, но при этом будем надежно обороняться.

– «Леванте», «Лас-Пальмас», «Расинг», «Сарагоса» – вы провели эти и другие матчи в конце сезона на высоком уровне, но долго не могли выиграть. Как вы это объясните?

– На протяжении всего сезона мы были на вершине, некоторое время даже лидировали. В одних матчах побеждали, играя хорошо, в других вырывали победу на последних минутах, а в третьих особо ничего не создавали. Но даже в матчах, где соперник создавал нам неприятности, мы тоже иногда умудрялись выигрывать.

Как ни парадоксально, в ходе этой безвыигрышной серии мы часто были намного лучше соперника. Хорошо играли, создавали много моментов и мало пропускали. За исключением разве что матча с «Альбасете». Проблема в том, что мы не были эффективными в атаке. А еще почти всегда пропускали в матчах, где соперник, судя по xG, не наиграл на гол. У нас бывали удачные серии, где мы играли всухую, хотя испытывали гораздо больше трудностей в обороне, чем в этих матчах.

Да, увы, случилось так, что в матчах, где мы сильнее всего ощущали превосходство и были наиболее всего довольны собственной игрой, мы не смогли победить. В чемпионате всегда бывают такие игры. К сожалению, иногда они выстраиваются в ряд в конце сезона. Разумеется, ненормально не выиграть ни одного из нескольких матчей, где ты превосходишь соперника по большинству аспектов и заслуживаешь победу.

– В чем заключается работа над ошибками, если команда в этих матчах их особо не допускала?

– Мы много работаем над действиями на чужой трети, над завершением. Мы всегда проводим внутреннюю оценку с помощью видеоанализа. Бывает, что в победных матчах кое-что было сделано недостаточно хорошо – мы это исправляем. А бывают матчи, в которых мы недовольны только результатом. В них мы и оборонялись достойно, и создавали моменты. Суть в том, что мы стараемся всегда анализировать собственную игру объективно, без оглядки на результат.

– Но ведь анализ обычно зависит от результата.

– В том-то и дело, что это про внешний анализ, а не про внутренний. Это оценка извне: команда выиграла – все супер, команда проиграла – катастрофа. Мы же профессионалы и достаточно самокритичны, чтобы понять, когда мы победили при не очень хорошей игре, а когда наиграли на победу, но не достигли желаемого результата.

– Когда у команды возникают проблемы в атаке, это обычно связано с нехваткой ресурсов для создания моментов. Но это не про вас. У вас в каждом матче было по три-четыре явных шанса. Достаточно посмотреть на ваши показатели ожидаемых голов.

– Много говорят (и по делу) о том, что мы не забиваем, но мы создавали много моментов, проводили много времени на чужой половине поля, доминировали. Вот о чем мало говорят, так это о том, что мы отыграли много матчей всухую, потому что идеально оборонялись. А это достижение для команды, которая оставляет много пространства позади, рискует, рвется вперед. Мы сделали ставку на прессинг и за счет этого свели к минимуму количество голевых шансов соперников.

Несмотря на это, мы в последних матчах почти всегда пропускали. То в свои ворота забьем, то получим несправедливый пенальти. Это всегда было что-то незаслуженное.

Ахер Акече

– Но ведь еще и сильно сказались травмы.

– Да. Корреа отсутствовал почти весь год, Риос Рейна и Техеро тоже долго были травмированы. Почти весь второй круг пропустил Иманоль. Из-за этого на фланге часто приходилось играть Альваресу. Не хочу, чтобы это прозвучало как оправдание, но для такой команды, как наша, потеря латералей – тяжелый удар.

– «Эйбар» потерял в индивидуальном качестве, но стал более сбалансированным и сделал качественный скачок в тактическом плане по сравнению с прошлым сезоном. Вы с этим согласны?

– Да, я тоже так считаю. Качество упало с уходом Эду Экспосито, зато мы обрели надежность в обороне благодаря подписанию защитников и полузащитников. Как команда мы однозначно стали лучше, но в то же время нам не хватало некоторых элементов в атаке, играющих решающую роль на чужой трети поля.

– В этом смысле особенно ощутимым оказалось долгое отсутствие Акече, да?

– Да, очень. Он заиграл в основе, получил травму, потом восстановился и вернулся – а вскоре снова травмировался. Его отсутствие, как и наличие, сильно заметно, потому что у нас больше нет таких игроков. Я имею в виду не только его мастерство исполнения стандартов, но и владение искусством паузы, а также обеспечение качества, необходимого команде на чужой трети. Он хорошо тренировался последние три недели, на днях выходил в старте, и мы рассчитываем, что он сыграет важную роль в плей-офф.

– В нападении тоже были потери. У Баутисты особо не было конкуренции, потому что из-за травм надолго выпадали Арана и Бланко Лещук.

– Ой, с Густаво [Бланко Лещуком] все вообще было печально. Он травмировался в кубковом матче перед Рождеством, потом два месяца не тренировался, а затем месяц занимался через сильную боль. Он показал характер: месяц играл по 20 минут, практически хромая, с одной здоровой ногой. Сейчас ему лучше, он уже месяц играет без боли. И это футболист, который нам тоже очень нужен в плей-офф.

– Удивила новая позиция Хави Муньоса. Он стал играть выше, чем в прошлом сезоне.

– Он действительно хорошо там играет, сейчас он – один из лучших игроков, но это все равно не его позиция. Поставить его туда вынудили уход Экспосито и травма Акече. Иногда там играл Хави, иногда Стоичков. Но Стоичкову нужно быть как можно ближе к воротам, а лучше всего это ему удается, когда он играет слева. Мы уже в этом убедились.

Хави стал атакующим полузащитником из необходимости, а не потому, что мы считаем, что это его позиция. С ним усилился наш контрпрессинг, и мы стали больше времени проводить на чужой половине поля, потому что часто возвращаем мяч. Тем не менее, игрок на этой позиции еще должен уметь выдать последний пас – а этим навыком владеют как раз Эспосито и Акече.

Матеус Перейра

– Что же касается Матеуса Перейры, то он всегда четко обозначал, что ему комфортнее быть опорником, чем медиапунтой.

– Он может играть на обеих позициях. Мы могли бы поставить его еще выше, но игра на последних метрах – не его конек. Матеус – «восьмерка» с отличными оборонительными способностями. Он помогает нам выводить мяч.

После ухода Эспосито нужно было компенсировать потерю качества в центре поля – и Матеус дал нам все необходимое. Он и правда блестяще проводит сезон. В какой-то момент он тоже побывал «десяткой». Но он и без этого очень помогал нам в созидании, в переводах мяча с одного фланга на другой, в удержании владения. Это великолепный трансфер.

– В этом сезоне вы сделали выбор в пользу комбинационной игры, а не прямолинейного футбола.

– Бывало по-разному, мы чередуем. Но да, правда в том, что без Бланко Лещука мы с каждым разом играли все менее и менее прямолинейно. Такие игроки, как Стоичков, Баутиста, Корпас, Акече или Вадильо, предназначены для другого футбола.

Но когда Густаво вернулся после травмы, мы стали чаще делать ставку на прежние методы. В прошлом сезоне в этом плане был полезен не только Бланко Лещук, но и Льоренте, которого теперь нет. Так или иначе, вертикальный футбол – это одна из возможных альтернатив, и мы будем продолжать ее использовать.

– А еще в этом сезоне вы стали реже забивать из-за пределов штрафной. В том сезоне таких голов был десяток, теперь – всего два.

– Верно подмечено. В прошлом году мы много забивали из-за пределов штрафной благодаря индивидуальному мастерству игроков. А в этом сезоне все наши действия коллективны. У нас не появилось игрока, способного добыть победу в одиночку, так что весь наш футбол – это командная игра, взаимодействие на флангах и высокий прессинг. Во всем свои плюсы: индивидуального таланта поубавилось, но за счет этого возросло взаимопонимание.

– Бытует мнение, что тренеры очень мало радуются победам и крайне болезненно переживают поражения. Когда выигрывают, сразу же думают о следующем матче, а когда проигрывают, начинают искать ошибки. Что вы об этом думаете?

– Нужно учиться получать удовольствие иначе. Мне очень понравились эти два сезона. Думаю, людям тоже импонирует наша команда. В обоих случаях мы финишировали в одном очке от зоны прямого повышения. В голове не укладывается, что команда, набравшая 151 очко за два сезона, до сих пор не вернулась в Примеру.

Но еще остается плей-офф. За 83 года существования клуб один раз поднялся в высший дивизион и дважды участвовал в плей-офф: в прошлом и в текущем сезонах. Нам снова представился шанс выйти в Примеру, и мы должны это ценить, потому что это историческое событие.

– Как проходит ваш типичный рабочий день?

– Приезжаем на базу в 8:45, готовим тренировку, в 10:30 делаем видео, в 11 обычно идем в спортзал, а в 11:30 – тренироваться. Заканчиваем около 13, я иду заниматься спортом и есть. А потом с 15 до 18:30 мы с помощниками отсматриваем и нарезаем видео с игрой соперника.

– Много часов уходит на изучение соперника?

– Много. Вроде уже и так знаем все команды, потому что видели их раньше, но все равно анализируем каждого противника. Смотрю последние четыре-пять матчей, дополняю уже имеющиеся заметки, углубляюсь. [Но это не в тягость:] я очень люблю футбол.

Мы [с помощниками] находимся в привилегированном положении, ведь мы увлечены своей работой. Иногда это тяжелая и неблагодарная профессия, но мы занимаемся любимым делом, так что грех жаловаться. Нет ничего лучше такого расклада. У меня есть друзья, которые не любят свою работу.

– На что обращаете внимание в первую очередь, когда видите [другую] команду?

– На порядок и организацию. Мне нравятся разные стили игры. Главное, чтобы команда была конкурентоспособной. Чтобы у нее был один порядок при владении мячом и другой – при игре без мяча. Чтобы у нее был четкий рисунок при созидании и при прессинге. Четыре-пять команд, которые нравятся мне больше всего, играют по-разному, но они все организованные и конкурентоспособные.

– Когда возвращаетесь домой, все еще хочется смотреть футбол?

– Обычно не смотрю, потому что перенасыщаюсь футболом. Когда весь день анализируешь футбол и приходишь домой в восемь вечера, просмотр футбола – последнее, чем хочется заняться. Если только это не матч Примеры или АПЛ. Стараюсь смотреть что-то другое или читать, и это мне действительно по душе, но часто все заканчивается тем, что опять включаю футбольную трансляцию.

– А вы можете просто смотреть матч, без анализа?

– Нет. По четвергам я обычно хожу обедать с друзьями. Если идет футбол, я его не смотрю, а болтаю с кем-нибудь, потому что мой метод просмотра матчей утомляет. Мои друзья наблюдают за мячом, а я смотрю, что делает каждый игрок, на позицию самого далекого от мяча футболиста. Часто, когда мы где-то сидим, а по телевизору показывают футбол, я сажусь к экрану спиной. Профдеформация: я не умею смотреть футбол чисто ради удовольствия или просто наблюдать за мячом.

Оригинал – Marca, перевод с испанского – Артем Прожога