4 мин.

Поплачь о себе, Аргентина

Нынешний розыгрыш Кубка Америки является для меня первым южноамериканским турниром, который я смотрю подробно. Пока самое интересное в нем – насколько не совпадают озвученные ожидания болельщиков с происходящим на подмороженных аргентинских полях. «Долой европейский антифутбол, наконец-то посмотрим на искреннюю и безбашенную жогу бониту», – приблизительно вот такие предложения доводилось вычитывать за несколько дней до старта турнира.

Но южноамериканская реальность представила вполне европейский подход к выстраиванию игры – если у тебя в составе нет высококлассных футболистов, делай упор на организацию и дисциплину. То, что у фаворитов имеются проблемы с реализацией моментов (Бразилия) или тренерской мыслью (Аргентина), это сугубо их проблемы. Мальчиков для битья, «футбольных карликов» пора заносить в Красную книгу, их становится все меньше с каждым международным соревнованием. Боливия, Венесуэла и Коста-Рика оказались командами, способными держать удар.

Первый сюжет, на котором хотелось бы остановиться – упавшая лицом в асфальт на первом же шаге «Альбиселеста». Козлом отпущения за провал Аргентины на чемпионате мира в отечественной прессе был назначен Диего Марадона (поскольку на родине его таковым не сделают никогда). В команду понабрал по объявлениям, потенциал Месси не раскрыл, замены делал не те, вот и получили ощутимый пинок под зад. Но пока никак не удается понять, чем же в лучшую сторону от Марадоны отличается Серхио Батиста.

В его команде, да чего там, в его стране весь свет клином сходится на Лионеле Месси. Проблема известная – лучший игрок мира в составе «Барселоны» смотрится в составе «бело-небесных» бледной тенью самого себя. Но почему-то у опытного тренера отсутствует понимание того, в каких условиях Месси стал лучшим. И вопрос ведь здесь не в классе футболистов, которые его окружают, а в модели игры. В «Барсе» Лионель исполняет роль солиста, он на переднем плане. Но в национальной сборной он должен заниматься всем – и танцами, и бэк-вокалом, и еще занавес поднимать.  

Людям свойственно персонифицировать громкие триумфы и успехи. Пеле, Марадона, Кройфф – никто не обходился без помощи партнеров, хотя из восхищенных пересказов об их игре (особенно от людей, которые их игру никогда и не видели в силу возраста) складывается впечатление, что тот же Диего на поле выходил один против одиннадцати. Чтобы войти в историю в качестве великого футболиста, мало одного только великого потенциала и таланта, нужно еще оказаться в нужном месте и в нужное время.

Каким образом Месси должен был повести за собой команду, если в центре полузащиты собралось трио Маскерано-Камбьяссо-Банега, которые вместе та еще бригада архитекторов? Партнеры по атаке – Тевес, Лавесси и примкнувший к ним Ди Мария – носятся как угорелые и стараются сделать все максимально быстро и своими силами. Каким образом это соответствует стилю игры, к которому привыкла аргентинская «десятка»? Вместо короткого и частого паса, вместо прессинга и контроля мяча – вертикальные забросы, контратаки и мучительный отбор. Пока первая скрипка пиликает Моцарта, оркестр гремит имперский марш.

Неудивительно, что в таких условиях лучше всех выглядел вышедший на замену Серхио Агуэро, которому не привыкать действовать в условиях бестолковых контратак мадридского «Атлетико». И если Батиста рассчитывает и дальше использовать подобную схему игры, то ему лучше оставить Месси в запасе, а в пару к Тевесу ставить Куна, поскольку 10-й с 11-м номером команды не сочетаются никак, хоть на какие позиции ты их двигай. Лионелю нужен не Тевес, а Пасторе. А самое главное, понимание того, что он не воплощение мифа о Марадоне, не трансформер в 3D, а живой человек со своими сильными и слабыми сторонами. Но вместо того, чтобы построить для игрока ходули, которые помогут ему дотянуться до звезд, его признают MVP матча. Словно хлопают по плечу – все в порядке, продолжай в том же духе. Это путь в никуда.

Пока вся ситуация с Аргентиной напоминает анекдот про счастливый лотерейный билетик, который никто не хотел покупать. К важнейшему домашнему турниру Батиста подвел команду, не имея никакого представления о том, в какой футбол он собирается с ней играть. Возведя Марадону в ранг божества, вся страна требует от Месси соответствовать божеству здесь и сейчас. Никто не хочет видеть в Лионеле Месси Лионеля Месси. И когда призраки прошлого сожрут героя настоящего, то останется только национальная горечь, титул лучшего игрока мира в клубном футболе и песня «Don’t cry for me, Argentina». Ведь плакать останется только о самих себе.