6 мин.

Медведеву и Загитову столкнули из-за дикции – одна москвичка, другая нет. Женя и правда говорит по-московски? А речь Алины хуже?

Алина Загитова с Евгенией Медведевой давно далеки от соперничества в спорте, и их сравнивают по новым параметрам – получается скандально.

Суперкоротко – контекст.

1) На днях школа «Самбо-70», которую обе заканчивали, отметила юбилей в Кремле. Эпатажный директор Ренат Лайшев сначала анонсировал Алину и Женю как ведущих в паре. Потом оказалось, что на сцене требуется формат «мужчина-женщина», и Лайшев выбрал Медведеву вот с такой мотивировкой: «У Медведевой дикция лучше, чем у Загитовой. Она девочка московская».

2) Загитова ответила тонко, в инстаграме: показав себя за ноутбуком с подписью «Работаю над московской речью».

Важно уточнить то, что, видимо, подразумевалось, но не проговорено Лайшевым: Алина татарка, а родилась в Ижевске (Удмуртия).

3) Сам Лайшев, когда ему напомнили о смелой реплике, только повторил: «Я не желаю Алине зла. У Медведевой дикция лучше, вот и все».

***

Теперь разбираемся, влияют ли корни на дикцию и чем отличается речь Медведевой от речи Загитовой. Помогает Елена Малышева – доктор филологических наук, заведующий кафедрой журналистики и медиалингвистики Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. Большой фанат фигурного катания.

– Дикция – хорошая или плохая – конечно, не собственно лингвистическое понятие. Ее постановкой занимаются специалисты по технике речи; ну а если есть кардинальные или органические проблемы, то уже дефектологи и логопеды.

То, что имелось в виду в высказывании Лайшева, сформулировано неточно с точки зрения лингвистики – не существует московской или немосковской дикции. Существует старомосковское произношение – это классическое произношение. Уверяю: ни одна фигуристка России им не владеет. Им владеют актеры Малого театра, старая интеллигенция и так далее.

– Аргумент Лайшева за Медведеву – московское происхождение. Допустим, он ошибочно использовал слово «дикция», имея в виду говор. У Медведевой есть признаки московского произношения? И есть ли у Загитовой признаки любого другого – татарского, удмуртского?

– Аканье, которым характеризуют московский акцент – литературная норма. Наш литературный язык – прежде всего с точки зрения произношения – основан именно на московском говоре, а он – акающий. Поэтому акаем мы все. Если объяснять совсем по-простому: аканье – это когда мы в безударном положении не произносим «о», за редкими исключениями – то есть меняем «о» на звук, близкий к «а». Например: я п-а-шла д-а-мой.

Так произносит не только Медведева и не только москвичи. Остаются некоторые регионы, где все-таки выражено оканье, но в целом произносительные нормы между регионами стираются, это общий тренд.

Есть чисто московское аканье – с длинным ударным гласным и почти не произносимым безударным. Например: я п-шлаа д-моой – есть небольшое удлинение ударного гласного и ненормативное укорачивание безударного. В Москве мы часто такое слышим. Но в целом так старательно изображают москвича именно приезжие. Ни у Жени, ни у Алины я этого не слышу.

– То есть на их речь не повлияло происхождение, особых говоров не заметно?

– Не заметно, и это нормально. Идет миграция, люди переезжают в большие города, где не так влияет говор. Хотя наверняка мы с вами услышим уральского человека – вы же помните речь первого президента России? Но повторяю: у Медведевой и Загитовой нет особенностей речи, связанных с регионами проживания, рождения.

Я вспоминаю Медведеву, когда она вела «Ледниковый период. Дети», и сравниваю с Загитовой «Ледникового периода» в прошлом сезоне. Интервьюер – особая роль, и Женя, наверное, более раскованная, смелая, напористая. Может, более находчивая. Но где-то более агрессивная. Мои личные предпочтения совершенно ни при чем, они связаны совсем не с речью.

– В чем принципиальное различие Медведевой и Загитовой именно по речи?

– Что мы понимаем под правильной дикцией? Это отчетливая артикуляция. В этом смысле Лайшев прав: артикуляция Медведевой более отчетливая, чем артикуляция Загитовой. Алина и сама рассказывала, как преподаватели объясняли ей про «ленивые губы»: они сомкнуты, и рот прикрыт. И это, кстати, общая особенность молодежной речи – хоть в Москве, хоть в Петербурге, хоть в Омске: когда в целом говорят с прикрытым ртом, и гласные образуются не так, как положено.

Думаю, специалисты по дикции показывают это Загитовой – и вместе они отрабатывают произношение гласных. У Евгении таких проблем нет, у Алины, по крайней мере, были – она как будто зажимала челюсть, и получался неясный артикуляционный рисунок.

Логопедических проблем у Алины нет – она не шепелявит, не картавит, хорошо произносит свистящие согласные. Тут надо понимать: есть люди, которые мало выступали публично, есть интроверты – немногословные, и Алина из таких. Наверняка влияет неуверенность, опасение сказать что-то не так – и например, из-за этого затягивается подбор слов. Это абсолютно не вина Загитовой, это индивидуальные особенности речи.

– Их реально устранить?

– Судя по тому, что Алина рассказывала про скороговорки и пробку во рту, с ней работают. Могу предположить, что работают примерно так, как убирают недостатки в театральных вузах.

А зачем пробка? Не только для разминки губ, но и чтобы научиться отчетливо артикулировать гласные и согласные. Алину заставляют не зажимать челюсть, а работать всеми органами, которые положено приводить в движение.

Я понимаю, почему она вела «Ледниковый период» и почему, собственно, продолжит. У Алины очень грамотно выстроен медийный образ – это работа не одного месяца и не одной составляющей. Она, скажем так, раздражает меньшую аудиторию, чем Медведева, и большую привлекает.

В Алине подкупает и то, что невозможно сыграть, – искренность. В первом «Ледниковом периоде» было видно, что ей тяжело, и искренность срабатывала – это же телевидение, картинка, поэтому эмоции передаются.

В образе любого спортсмена есть доминантные черты. Какой образ выстраивается, скажем, у Ани Щербаковой? Интеллектуальная, умная, хрупкая, при этом волевая, никогда не подведет. Кроме того она одарена с точки зрения вербализации своих эмоций, чувств, мыслей – мне вспоминаются ток-шоу, на которых Аня появлялась после победного ЧМ. Алина одарена меньше, но это совершенно не значит, что она глупее. Просто Алине надо учиться вербализировать, описывать свои мысли.

Ну а фраза Лайшева про московское происхождение в эпоху толерантности и какой угодно корректности – это очень странная фраза. «Все-таки она московская девочка». В смысле? И что? Московская девочка – это не достоинство, не недостаток, а констатация факта. Это не может быть аргументом, почему одна, а не вторая ведет концерт. Можно было прокомментировать совсем по-другому.

Я очень рада, что у Алины есть чувство юмора, и она правильно реагирует – и это тоже составляющая ее имиджа. Раньше не реагировала вовсе, теперь стала проявлять себя. Не обидеться на такое сильное публичное заявление – это прекрасно. И реакция-то какова: по-юношески, с юмором ответила правильно. Она знает о своих недостатках, и они объяснимы: она занималась другой сферой много лет, а теперь наверстывает и верит, что все достижимо.

Я как филолог говорю: научиться говорить правильно – легче, чем собрать большой шлем в фигурном катании.

***

P.S. Для удобства сравниваем речь Жени и Алины, когда они рядом – не в качестве ведущих, а как гостьи «Вечернего Урганта». Этому видео полгода.

Загитова и Медведева – на юбилее школы: Женя вела концерт в ярком платье, Алина аплодировала с первого ряда, обе получили медали

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Павел Бедняков