12 мин.

Как трудолюбие и терпение Николая Неруша изменили российское регби

Возможно, в российском регби пока нет звёзд мирового масштаба, да и в национальной истории этого вида спорта настоящих лидеров не так много. Но точно есть люди, чей вклад в становление и развитие регби в стране можно считать без преувеличения эпохальным. Речь идёт о Николае Неруше, главном тренере «ВВА-Подмосковье», приведшем сборную России к её первому выступлению на Кубке мира в 2011 году.

Интервью Евгения Владимирова. Выпуск 02/2018.

Многие называют подмосковный город Монино культовым центром российского регби. Свой вклад в его прославление внёс, конечно, именно Николай Владимирович Неруш. У человека, родившегося в 1960 году и с детства живущего в этом небольшом городке, любовь к регби, что называется, в крови.

– Прийти в регби мне было несложно, – вспоминает он. – В Монино регби с незапамятных времен. Ходили смотреть на команду в детстве и в юношеские годы. Следили за чемпионатами Советского Союза. Весь посёлок собирался на матчи. Когда появилась возможность записаться в секцию регби, тоже пришёл туда, как и многие другие ребята.

В то время каждая команда мастеров должна была иметь команду мальчишек, которая участвовала в юношеских соревнованиях. А «ВВА им. Ю. А. Гагарина» из Монино тогда была одним из лидеров страны, в ней играли члены сборной Советского Союза! Ребятам из детской команды было на кого равняться. Основана регбийная команда в Монино была в 1967 году при знаменитой Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, поэтому и клуб логично получил название «ВВА им. Ю. А. Гагарина». В 2002 году она была переименована в «ВВА-Подмосковье».

– Формировалась команда за счет игроков всего Советского Союза. Ведь она была базовой регбийной командой страны, – вспоминает Николай Неруш. Команда была военная, игроки служили в 142 спортивной роте ВВС. Понятно, что клуб стал центром не только спортивной, но и просто общественной жизни. В военном городке стадион заполнялся почти всегда. – Конечно, полвека назад не было столько соблазнов, как сейчас. Всё было проще, регби выглядело очень интересной игрой, – рассказывает Неруш. – Мы в то время играли во всё – и в футбол, и в лапту, и в пятнашки. Когда появилась возможность тренироваться и играть в регби по-настоящему и даже попасть на первенство России, выбор был однозначным.

Так регби с самого детства пришло в жизнь Николая Неруша. Для всех монинских мальчишек это была игра для настоящих мужчин. – Лучший вид спорта для развития мужчины как защитника своего Отечества придумать очень сложно. Здесь всё естественно и понятно. Здесь и коллективизм, и развитие физических и психологических качеств. Я в регби играл увлечённо. Тогда жили больше энтузиазмом и не строили больших планов о какой-то профессиональной карьере. Это была любительская игра, просто хотели играть – и играли.

После окончания школы повезло: меня призвали в спортивную роту, и я стал заниматься регби в команде мастеров «ВВА». Так сложилось, что в 20 лет сразу стал работать тренером, – говорит Неруш. Главный тренер команды Евгений Антонов предложил тренировать детскую команду. Было это в 1980 году.

– Кому-то нужно было тренировать команду. Попросили меня, потому что все тренеры были московские, им нужно было ездить. А я был местный, монинский. Ну вот и прикипел на 40 лет, – вспоминает он сейчас. – Работал на энтузиазме, с интересом. Готовил мальчишек к чемпионату России по регби.

За сорокалетнюю тренерскую карьеру было много ярких событий. – Я всё-таки удачливый тренер. Много есть что вспомнить, – делится Николай Владимирович. На последнем Кубке СССР в 1991 году команда «ВВА» под руководством Неруша обыграла алма-атинский клуб СКА. Был «золотой дубль», когда выиграли чемпионат и Кубок России в 1993 году, когда победили красноярскую команду, одну из сильнейших в стране.

– Это было очень сложно, потому что клуб «Красный Яр» сохранил тогда сильную команду, людей, хотя в 90-е годы это было практически невозможно сделать, – уточняет Неруш. Затем были отборочные туры к Кубку мира по регби-7, победа в Испании в 2000 году и в 2004 году на Майорке.

– Ощущение удачи должно длиться не более 15 минут, – любит повторять тренер. – Как только празднование победы затягивается дольше, есть угроза опоздать. В следующий раз победы может уже и не быть. Надо трудиться всю жизнь. Регби в СССР было одним из видов спорта, который поддерживался государством. Когда начался закат Союза, настали непростые времена. Финансовые неурядицы дополнялись организационными сложностями. Что говорить, на соревнования с собой возили кастрюли и электроплитки, чтобы на месте готовить еду. Но верили, что все усилия не пройдут даром.

– Откровенно говоря, разочарований было больше, чем побед, – признаётся Неруш. – Но это рабочий процесс. Одна победа складывается из тысячи разочарований, – добавляет он. – Сейчас, с возрастом, становится это понятно. Порой бывает так, что вроде сделал много, а ребята не подхватили. Значит, не достучался до всех. Но всё же в спорте больше радости и удовлетворения. В итоге, одна победа затмевает всё.

Монинская команда по регби при Неруше заняла прочные лидерские позиции в России. На горизонте появился чемпионат мира по регби.

– К первенству был пройден очень длинный и тяжёлый путь, – вспоминает Неруш. – Каждый тренер строит команду по своим критериям. Как вы относитесь к жизни, так и оцениваете и других людей, игроков. Когда появилась возможность взять сборную команду страны, решение принимали вместе с командой.

Впрочем, у терпения есть границы. Можно пойти на компромисс, когда случаются заблуждения, глупости. Но если человеку безразлично дело, компромиссов быть не может, отмечает Неруш. Любое действие в спорте – как на войне. Если видите человека, который не прикроет, – идти с ним на фронт, считай, самоубийство. С такими людьми приходилось расставаться. Но только в том случае, когда других доводов уже не было. Бывало, когда с человеком много раз пытался разговаривать, общаться, убеждать. Но потом стало ясно: если человек не понял с первого раза, то второй раз объяснять нет смысла. С этим человеком надо прощаться, подытоживает Николай Неруш.

В национальную сборную Николай Неруш пришёл в 2008 году. Возглавлявшего до этого в течение года команду главного тренера Клода Сореля Союз регбистов России отстранил от работы. Французскому тренеру была доверена подготовка россиян к победе на Кубке европейских наций. Также ставилась задача создать сильную сборную к следующему отборочному туру на Кубок мира. Миссия оказалась невыполнима. Россия международный турнир проиграла. Тогда и было принято решение доверить воспитание национальной сборной наставнику чемпиона страны из подмосковного Монино.

Отбор к чемпионату мира проходит два года, в два круга. Играют шесть команд, на Кубок выходят две. После побед над сборными Португалии, Испании, Германии и Румынии нашей сборной в последнем матче необходимо было сыграть с румынами как минимум вничью. Судьбоносный матч с Румынией проходил 27 февраля в 2010 году. Игра была напряжённая. Румыны сформировали сильную линию нападения из игроков ведущих клубов элитной французской лиги. Россияне противопоставили быструю игру и азарт. В первом тайме они давили румынскую команду. А вот во втором тайме у россиян «что-то пошло не так», и румыны догнали их. Однако удалось выстоять. Матч завершился со счётом 21:21. Мы впервые отобрались на Кубок мира.

Настраиваясь на Кубок мира, Николай Неруш не любил говорить, какую планку он ставит для команды. Но надеялся, что россияне будут играть на равных с командой США. «Хочется достойной игры и настроя в каждом матче», – повторял он И признавал, что для этого нужно много работать. У сборной были проблемы: недостаточно игроков высокого класса, нет широкого выбора, да и с игроками первой линии было далеко не всё в порядке. Верил ли сам Николай Неруш в хороший результат на Кубке мира? Наверное. Но то, что такая игра, видимо, будет один раз в жизни, причём для многих игроков, понимали все.

Так что стремление выглядеть достойно было и у тренера, и у команды. «Игроки психологически к Кубку были готовы», – говорил накануне игр главный тренер сборной. Коллеги оценивали то выступление по-разному. До сих пор говорят: что-то было сделано не так.

– Помнится результат, а остальное забывается, – говорит Неруш. – Может быть, и неправильно сравнивать с полётом человека в космос, но мы были первые. При всех раскладах – все, и мы сами в первую очередь, это будем помнить. Спустя почти десять лет он тем не менее сам признаёт, что сделать можно было больше. На Кубке мира – 2011 российская сборная уступила во всех четырёх сыгранных матчах. Зато набрала одно бонусное очко за занос четырёх попыток в матче против Австралии. Впрочем, выход российской регбийной команды на Кубок мира привлёк внимание и помог популяризации регби в России. Клубы стали появляться в тех городах, где раньше регби не было, стали создаваться любительские команды. Эти последствия также можно смело занести в актив Николая Неруша.

О том Кубке мира 2011 года, и особенно – о последующем уходе из сборной России, Неруша спрашивали не раз. И он много раз отвечал, что принял это решение задолго до ухода. Что случилось на самом деле?

С одной стороны, какие-то амбиции тренера были реализованы. Была сформирована команда, которая выигрывала чемпионат страны и могла бороться за выход на мировое первенство. Но с дру - гой – до конца раскрыться Нерушу как будто не удалось. В период подготовки команды к выходу на Кубок мира он работал вместе с тренером Владимиром Марченко и начальником команды Зориком Масандиловым. Когда задача выхода на Кубок мира была решена, стали появляться другие участники процесса. К тренерскому составу присоединился тренер нападающих Стив Даймонд и прочие иностранные специалисты. Это коллегиальное управление не устраивало Николая Неруша. «К 2011 году сложилась такая ситуация, что я фактически перестал управлять созданной мною командой», – сетовал он тогда. В итоге, когда команда приехала в Новую Зеландию, управлять составом, по мнению главного тренера сборной, было невозможно. Коллегиальный совет не просто расшатывал единую линию, но и генерировал ошибки.

На чемпионат мира он шёл со своим коллективом, своей монинской командой. На Кубок пришли специалисты – в основном англоговорящие.

– Было много не сказать что конфликтов, но недопонимания в отношении игры, состава, – делится Неруш. После Кубка мира руководство приняло решение пригласить на должность главного тренера сборной ещё одного иностранца – Кингсли Джонса. Как рассказывал Неруш, ему предлагали остаться в сборной, но он не согласился. Не видел в этом смысла. А потому ушёл, как говорят, с лёгким сердцем.

– В спорте, как на подводной лодке, командир может выслушать всех, но решение примет сам. Ответственность несёт главный. Назовите хоть какого-то большого тренера, который демократическим путем добился больших результатов. На сегодняшний день я таких не знаю. Выстраивать отношения с окружением можно по-разному, но людей должен вести за собой один человек. Возможно, признаёт он, можно было поступить по-другому, как-то общаться и вывести сборную на новый Кубок мира. Такой шанс был реален. Но его упустили.

После чемпионата мира в российском регби вроде бы начался новый этап. Расширилось первенство России: в высшей лиге стало играть 10 команд. Все клубы, в том числе и по регби-7, вступили в жёсткую борьбу. В стране появились новые звёзды – в этом Николай Неруш также видел одно из положительных последствий Кубка.

– Одна из первоочередных задач российского регби - это развитие собственной инфраструктуры резерва. Необходимо добиваться, чтобы становилось как можно больше игроков, а затем идти от массовости к качеству. Для этого есть все предпосылки. Получилось, что после достижения некой вершины в команде «ВВА – Подмосковье» возникла ситуация непривычного балансирования.

Скатываться вниз такой клуб позволить себе не мог, а для движения вверх нужны были новые силы. Да и ряд ведущих игроков, почувствовав личный потенциал, ушли из команды в зарубежные клубы. Уехали Владислав Коршунов, Виктор Гресев, Василий Артемьев, Вадим Кобылаш. Каждый из них был игроком основного состава и прошёл серьёзную школу в «ВВА».

«Расставаться с ними было непросто», – признавал Неруш. Но он же сам поддерживал игроков в том, что нужно использовать шанс попробовать свои силы на новом уровне. И желал им успехов. Возможности для развития команды были ограничены. Тренер понимал, что срединное положение очень опасно, и предпринимал усилия, чтобы бороться только за первые места. А для этого надо было решить задачи по комплектованию состава и укреплению материальной базы. Сделать удалось не всё и не сразу. А вскоре в копилке команды появились бронзовые награды.

Возвращение чемпионского титула «ВВА-Подмосковье» стало главной тренерской целью Николая Неруша.

– Я буду над этим работать, насколько мне хватит сил, – говорил он. За свою карьеру Николай Неруш воспитал для российского регби не только игроков, но и тренеров. Себя он вправе считать успешным человеком, «удачливым» – как он это называет.

– Сейчас главная задача, сохранить традиции регби, которые есть в Монино, – считает Николай Неруш. – Есть плеяда болельщиков, которые ходят на игры, есть детские команды.

В завершение разговора не могли обойти тему вояжа сборной в Японию.

– Попадание российской сборной на очередной чемпионат мира – результат огромной работы Федерации регби. Теперь задача состоит в том, чтобы Россия участвовала в каждом цикле Кубка мира. Сейчас у команды созданы условия хорошие, работает коллектив профессиональных людей, формируется профессиональная команда, которая должна быть конкурентоспособной. Это должно стимулировать появление новых классных игроков – развитие резерва остаётся одной из главных задач: в стране должно быть просто больше хороших игроков.

Опору в своей многолетней спортивной карьере Николай Неруш видит в семье. Среди главных событий жизни вспоминает рождение ребёнка. После бурных лет неплохо побыть домоседами, улыбается он. С супругой вместе проводят время на даче, отдельно любит ходить на рыбалку и за грибами. А ещё радуется, когда в гости приходят друзья: со многими отношения сохранились чуть ли не с детских лет. Правда, этих стало гораздо меньше. Люди уходят, говорит Неруш. Но традиции сохраняются. Регби сильно сплачивает…