11 мин.

Основные принципы обучения в рамках тактической периодизации тренировочного процесса

Это вторая часть перевода большого текста о тактической периодизации тренировочного процесса. Чтение данного блока рекомендую начать с предыдущего, чтобы лучше понимать о чем здесь идет речь. А мы продолжаем.

Обучение при тактической периодизации основано на нескольких методологических принципах, которые необходимо правильно применять, чтобы тренер мог довести до рабочего состояния игровую модель. Среди них: принцип специфичности, комплексного развития, горизонтального изменения тренировочного процесса (специфичности) и принцип соответствия.

Методологические принципы и принцип специфичности, влияющий на все остальные

Принцип специфичности

Самый важный методологических принцип. Он является связующим звеном между игровой моделью и тренировочным процессом. Специфичность обязывает проводить тренировочный процесс таким образом, чтобы все, что вы делаете, напрямую касалось игровой модели. Тренеру необходимо разрабатывать упражнения, которые отражают целостность игры. Любое упражнение должно содержать: фазу игры (обычно одну, но в идеале все четыре), пространство выполняемых действий, игровую интенсивность и процесс принятия решений.

Естественно, что правила игры (фолы, офсайды и т.д.) должны соблюдаться.

Когда мы говорим об интенсивности в случае тактической периодизации, мы выходим за рамки типичного представления об интенсивности, которая обычно рассматривается с точки зрения физической подготовки. Здесь важна интенсивность с полным соблюдением модели игры и сложности игровых моментов. Это необходимо, чтобы в дальнейшем футболист мог сохранять концентрацию на выполняемых действиях при высокой физической нагрузке.

Моуриньо называет это интенсивной концентрацией. Существует значительная разница между бегом с высокой интенсивностью и футбольной активностью, которая включает ускорения, замедления, прыжки, смену направления и т.д. Футболист должен постоянно принимать решения, связанные с соблюдением принципов игры. Каждое следующее занятие следует немного увеличивать интенсивность, что наряду с увеличением физических требований будет увеличивать и требования к скорости принятия решений и уровню концентрации.

Тренер может добиться этого, располагая игроков в позициях, которые им необходимо занимать во время матча, и показывая, как они должны действовать в соответствии с игровой моделью. Если ваша команда играет преимущественно в вертикальный футбол, нет смысла в тренировке постепенного преодоления защитных линий соперника. Тренируйте те же тенденции, которые хотите увидеть в игре.

Заметим, что если вы выполняете каждое упражнение с мячом, это не значит, что вы следуете принципу тактической периодизации. Уникальность тренировочного процесса должна заключаться в соответствии модели игры. Методология, при которой мяч используется для мотивации игроков выполнять фитнес-упражнения или технические упражнения, не связанные с игровой моделью, называется Комплексной тренировкой. Важно различать эти методологии.

Принцип комплексного развития

Этот принцип важен для создания иерархии игровых принципов для вашей модели футбола. Он необходим для планирования тренировочного процесса на протяжении всего сезона. Прогресс в сложности может происходить в краткосрочной перспективе, например, от игры к игре (каждый морфоцикл), или в долгосрочной (мезо и макроциклы). Когда начинается сезон, мы стремимся разложить принципы нашей игровой модели и собрать их таким образом, чтобы приоритет был отдан сначала самым простым, и только потом более сложным принципам.

Постепенно игроки будут лучше понимать друг друга на поле и с меньшими затруднениями станут усваивать сложные элементы. Главное помнить о сложности/комплексности самой игры. Изучая новые принципы мы должны постепенно закреплять уже изученные более простые принципы, используя систематическое повторение.

Принцип горизонтального изменения тренировочного процесса

Этот принцип обучения в рамках морфоциклов, который обеспечивает правильное распределение физической и тактической нагрузки. При этом разум и тело не могут быть отделены друг от друга.

Согласно методике существует три типа мышечной активности: силовая активность, длительная активность (связана с выносливостью) и скоростная активность. В каждом упражнении доминирует один из видов активности. Например, если упражнение связано с прыжками, изменениями скорости, направления движения и ударами, то оно направлено на силовую активность.

Силовая активность обычно требует меньшего числа совместно задействованных игроков, меньшего пространства для перемещений и меньшего времени. В свою очередь активность направленная на увеличение выносливости требует больше пространства, времени и футболистов: обычно 9v9, 10v10 или 10v11 и т.д. При скоростной активности уделяется внимание скорости мышления, реакции и спринтам.

Принцип горизонтального изменения гарантирует, что тренировка игровых действий сочетается с соответствующей силовой активностью. Т.е. вы одновременно тренируете тактику (голову) и физику (мышцы). При этом необходимо правильно распределять нагрузку на тренировках, чтобы футболисты были максимально производительны в день игры.

Принцип соответствия

Тренировки должны составлять таким образом, чтобы перед футболистами как можно чаще возникали ситуации, моделируемые с точки зрения запланированных принципов игры. Естественно, что это требует регулярного повторения, но часто этот принцип понимается неправильно. Тренеры изолируют определенное поведение и искусственно создают в упражнениях нереалистичные ситуации. Ситуации должны быть естественные, чтобы вы могли использовать модель для решения игровых проблем.

Для этого можно пользоваться методом управляемого обнаружения ошибок – это когда футболисты сами допускают ошибки, а затем стараются их исправить. Это иная работа, если рассматривать с точки зрения эмоций. Футболисты вынуждены думать самостоятельно, а не выполнять четкие приказы. Например, если вам необходимо тренировать переход в оборону, вы создаете ситуации, в которых команда регулярно теряет мяч, а затем, используя принципы игровой модели, решает возникшую проблему.

Морфоциклы

Теперь обратимся к применению тактической периодизации в недельном морфоцикле, используя принцип горизонтального изменения тренировочного процесса. В примере тренировочная неделя начинается после воскресной игры и заканчивается также воскресной игрой.

Понедельник

Пассивное восстановление. В большинстве теорий периодизации на следующий день после игры, команда проводит легкую тренировку для удаления излишка молочной кислоты, накопившейся в мышцах. Это подготовка к тренировке во вторник.

При тактической периодизации ум и тело не отделены друг от друга, но умственная усталость является первостепенной. Легкая тренировка позволит футболистам разгрузить голову и подготовиться к новой тренировочной неделе.

Вторник

Активное восстановление, не требующее умственного или физического напряжения. В то время как некоторые тренеры предпочитают провести разбор предыдущей игры, другие обращают внимание на общие принципы игровой модели. Хотя оба варианта приемлемы, следует избегать разбора, поскольку игроки еще не готовы к изучению новой информации. Несмотря на восстановление, игроки не должны «успокаиваться», иначе это будет противоречить принципу специфичности. Игроки должны интенсивно выполнять упражнения, но сложность и продолжительность упражнений необходимо сократить. Футболисты, которые не принимали участия в прошедшей игре, должны работать активнее.

Среда

День работы над принципами и подпринципами игровой модели, где сила является доминирующим типом активности. Это также первый этап интеллектуальной работы, в котором внимание уделяется всем четырем пространственным измерениям (индивидуальному, групповому, секторному и межсекторному).

Силовая активность является доминирующей, по этой причине размеры пространство поля должно быть сокращено, а упражнения непродолжительными. Имитируются ускорения, замедления, изменения направления движения, прыжки и удары. Время между повторениями необходимо увеличить, поскольку в каждом повторе игроки должны выкладываться на полную мощность. В этот день обычно работают над деталями игровой модели, и не сосредотачиваются на будущем сопернике, но это на усмотрение тренера.

Четверг

День работы над принципами и подпринципами модели, с упором на выносливость. Сложность тренировок в этот день самая высокая. Тренировки проходят на большой площади поля, с большим количеством взаимодействующих игроков (11v11, 11v10, 10v10). Акцент на коллективные и межсекторные взаимодействия. Интервалы между упражнениями большие, потому что задействовано много игроков, а ситуации аналогичны ситуациям из игры. Обычно в этот день тренеры представляют план на следующий матч. Остается 72 часа, поэтому с умственной и физической точек зрения футболисты должны быть готовы к новой информации.

Пятница

День работы над подпринципами и микропринципами, с упором на скоростную работу. Важно отметить, что речь идет не только о физической скорости, но и о скорости принятия решений. Упражнения выполняются на малом пространстве, чтобы было легче моделировать ситуации с быстрым сменой возможных решений.

Суббота

Предварительная активация – это последняя подготовка к предстоящей игре. Цель занятия – предоставить футболистом заключительные подробности о сопернике, убедившись, что они готовы физически и эмоционально. Тренер может предложить работу над некоторыми игровыми ситуациями, стандартами, или даже выполнить пару упражнений в формате 11v11, но длительность подходов должна быть короткой с полным восстановлением между ними. При работе 11v11 необходимо уменьшить размеры поля до 2/3 или вполовину, чтобы отработать скорость принятия решений, и избежать риска усталости и травматизма. Тренеры могут предложить сыграть в разные варианты рондо, или дать другие игровые упражнения, которыми футболисты обычно увлечены. Продолжительность тренировки малая – около часа.

Стандартный недельный морфоцикл

Предсезонка с тактической периодизацией

В отличие от других методик обучения, при тактической периодизации не существует различия между предсезонной работой и работой в рамках регулярного чемпионата. Обычно в предсезонке команды уделяют больше внимание физической готовности, а тактику и другие аспекты игры развивают в разные части сезона. При тактической периодизации тактика является главной движущей силой в тренировочном процессе. Поэтому перед сезоном следует сразу включаться в изучение модели и принципов игры, чтобы шестеренки работали, начиная с первого матча в сезоне.

Согласно Моуриньо, первая неделя состоит из некоторых адаптивных упражнений, чтобы познакомить футболистов с требованиями. После этого в каждом морфоцикле делается ставка на тактическое измерение игры. При тактической периодизации так же нет пиковых показателей, поскольку каждая игра считается одинаково важной, и цель тренерского штаба – чтобы игроки находились в оптимальном состоянии в каждой игре.

Усталость

В тактической периодизации фитнес идет рука об руку с обучением тактики, поэтому, если игрок утомлен объемом тренировок или матчей, это не обязательно значит, что он устал физически. Часто это усталость нервной системы связанная с тем, что футболисту приходится постоянно принимать решение на тренировках и в матчах. Моуриньо называет это тактической усталостью.

Если вы взяли игрока, который показал хорошие результаты в стандартных тестах, и поместите его в новую команду без надлежащего обучения, то он будет часто испытывать тактическую усталость.

В заключение

Тактическая периодизация – это не просто методика обучения. Это способ мышления и понимания игры в футбол, её логической структуры. Может показаться что есть слишком много устоявшихся норм, которые должны соответствовать методологии, но существует большое пространство для «тренерского искусства». Это поможет тренеру выработать свой уникальный стиль.

Витор Фрейд утверждает, что формальная сторона тактической периодизации может многих увлечь в сторону этой методики, но вопрос заключается в том, как именно она будет применяться.

Ссылка на оригинал статьи тут

Партнер: Футбольный Скаут

Аут как инструмент конструирования атак