5 мин.

Виктор Санчес дель Амо: Тренер, изменивший реальность

Бар в центре Мадрида. Пожилой владелец подсчитывает прибыль и нещадно перепалится с посетителями. На экране — трансляция финала Кубка Короля 2001/2002 Реал — Депортиво, по случаю победы в котором уже зарезервирован банкетный зал. 100 лет Белой Церкви. А на поле в сине-белом — Санчес дель Амо-младший. Выпускник Академии Реала, не подошедший своему клубу, один из сильнейших крайних полузащитников той Примеры и сын хозяина бара.

Он носил белое с рождения. В кантере рос вместе с Гути, пересекался с нынешним энтренадором Висенте Дель Боске и возглавившим Реал Рафаэлем Бенитесом и был частью команды, добывшей седьмой титул Лиги Чемпионов. Вернее, скорее, числился. Пробиться в тот состав было нереально и его попросили на выход.

Пункт назначения — Расинг. Достаточно бесцветная на тот момент команда, в которой скорее, числился, чем играл Сергей Шустиков. Два светлых пятна — русский воин Бесчастных и фланговый оруженосец Дель Амо дотащили до берега спасения. “Он был одним из самых быстрых вингеров той Примеры. Никогда не использовал скорость только ради скорости, а всегда знал, что и зачем делает, создавая интенсивность, ведущую к результату. Я никогда не любил работать со звездами. Просто потому что состоявшихся мастеров всегда сложнее научить чему-то.

История Примеры. Расинг: Опасные повороты

Запрошенные Сантандером 8 миллионов за практически кантерано были, безусловно, велики. Но их можно понять: они продавали свою главную звезду, ведущего игрока сейчас и перспективу дальнейшего роста. В процессе переговоров, сумма была несколько снижена и я ни разу за все время работы с этим футболистом не пожалел о его приглашении. Вклад в чемпионство не выделяю только потому что вся та команда была выстроена От и До. Пабло Мануэль, Фран, Дель Амо, Макай. Без любого из них мы вряд ли добрались бы до вершины” — комментирует главный тренер того Депортиво Хавьер Ирурета, лично настоявший на трансфере.

Корона, Кубок, сборная, авторитет в Европе. Громкий рассвет клуба, сделавший Дель Амо одной из главных звезд своего времени. Значение снизилось лишь с приходом Хоакина Капарроса, когда он перестал играть свои 30+ матчей за чемпионат. При том, что Санчес был одним из самых высокооплачиваемых футболистов команды, держать его на скамейке представлялось непомерной роскошью. Так закрылась его первая глава в Ла-Корунье.

Возвращение связано с исходной ошибкой руководства. Фернандо Васкес в 2013-м едва не удержал Депортиво в Примере, а в 2014-м вернул его с опережением графика. Такая задача изначально не ставилась и сам “Маленький волшебник” говорил о сезоне как о скорее, переходном, призванном нарастить мясо на тот скелет, который у команды безусловно, есть. Тем удивительнее, что накануне нового сезона место на лавке было доверено Виктору Фернандесу. Специалисту очень именитому, состоявшемуся во времена расцвета Сельты, но, как показали дальнейшие события, не нашедшему именно в этом подборе футболистов последователей своей философии.

“Жалкий Депортиво” — далеко не худший из эпитетов, которым награждалась команда. Невнятная оборона, медлительная полузащита и беспросветное нападение уверенно вели дорогой исхода. Новый главный тренер появился, когда сработать на трансферном рынке уже не представлялось возможным, а его практика связана только с ассистенством в Хетафе, Олимпиакосе и Севилье. Опыт самостоятельной работы равен нулю.

Севилья - главный конкурент Эксклюзивное интервью Ивана Ракитича

Ни одного объективного посыла к возрождению. Фабрис иногда творил чудеса в воротах, но наследство в целом радовало только соперников, отбиравших очки по самому факту выхода на поле. Дель Амо на прямой вопрос о промахах предшественника ответил, что не собирается в принципе обсуждать его деятельность. Это попросту неэтично, да и, разбирая глубже, беспредметно.

“Есть ситуация сегодняшнего дня. Она плоха и не соответствует уровню футболистов. Естественно, что здесь нет ни Месси, ни Криштиану — они сюда просто не поедут и дело не только в деньгах. Эти люди привыкли побеждать, второе место для них — поражение. Но и они не по факту рождения стали лучшими футболистами мира. Их достижения — это в первую очередь, каждодневный труд. Когда я сам играл за Депортиво, в Лиге на абсолютно каждую позицию были люди индивидуально более сильные, чаще всего — не один и не два человека, а целая группа. Например, я только смотрел вслед тому, что делал на поле Валерий Карпин. Но мы очень много работали и добивались результата.  Нынешний состав Депортиво очень неплох. Иначе бы их просто не пригласили в Примеру. Мне не нужен Фалькао, или, Бензема, у меня есть Ориоль Риера, не нужен Хамес, отлично справится Лукас Перес и так далее. Все, что нам нужно сейчас — понять, что безвыходных ситуаций не бывает и стать командой, единым целым”.

Реклама 18+

От слов к делу. Не мановением волшебной палочки, не одним магическим пассом, той самой каждодневной работой новый тренер убрал разрывы между линиями, обязав команду ложиться костьми в обороне и предельно эффективно использовать стандарты. Прорвало Риеру и на финише чемпионата он о чем-то весело смеялся со своим соседом по комнате в Ла-Масии. Лео выиграл чемпионат и забил два мяча в крайнем туре. Пике, кажется, ушел договариваться с женой о выступлении на чемпионском празднике, а Лукас Перес и Диого Саломао уравняли ситуацию. Это означало спасение.

Депортиво остается в Примере. В команде остаются все лидеры, кроме, возможно, Фабриса, удержать которого объективно сложно и приходят новые футболисты, прошедшие огонь, воду и медные трубы. Чего стоит, например, чемпион Европы, двукратный обладатель Кубка Лиги Европы Фернандо Наварро. И молодой Санчес дель Амо на скамейке. Виктор — значит, победитель. Титулов пока не выиграл, подчинять обстоятельства себе уже умеет.

Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА

donbalon.ru

Барселона: Неистовый трюк Луиса Энрике

Эрнесто Вальверде: Тренер, вытянувший себя за волосы

Диего Симеоне: Тренер, отвергший власть

Нуну: Тренер, решающий уравнения

Унаи Эмери: Тренер, открывающий горизонты

Эдуардо Бериссо: Тренер вызова

Серхио Гонсалес: Тренер, построивший мост

Фран Эскриба: Тренер на распутье