Сборная Испании: Часы, отставшие от времени
Они не играют тики-таку. Строго говоря, такого термина вообще нет в футболе. Это – ассоциативный образ, сравнение с отлаженным часовым механизмом. Часы здесь – синхронные командные действия, ориентированные на поиск кратчайших путей к воротам и, как следствие, к достижению результата.
Суть: выход в атаку минимальным числом касаний, совершаемых максимальным числом футболистов. Усовершенствованный вариант тотального футбола Голландии 70-х, Венгрии 50-х, или, ещё раньше, «Ривер Плейта» 40-х. Индивидуальность не подавляется схемами, напротив, творческое мышление каждого становится единым звучанием и непреодолимым препятствием для соперника.
Так играли Арагонес и Дель Боске до 2012 года. Основа всего – два опорных (Хаби Алонсо и Сенна/Бускетс), дававшие необходимый баланс. Выше располагались Хави, Иньеста и Сильва, Сеск, либо, кто-то из нападающих (чаще Вилья).
Это давало «живой трансформер» (ситуативно и безболезненно 4 – 4 – 2, либо, 4 – 5 – 1), с одной стороны, следовавший закону «Пока мяч у нас, соперник не забьёт», с другой, за счёт динамичных передач в 1 – 2 касания оставлявший вопросом времени гол в ворота соперника. Работоспособность латералей (в классическом варианте Рамос и Капдевилла) вымещала стартовавших с краёв в центр и Торрес оказывался в районе 11-метровой отметки, Вилья – у линии штрафной, Сильва/Сеск становились ещё одним разыгрывающим.
В случае же потери вступал встречный отбор. Для длинной передачи нужны хоть какие-то время и пространство, а организованное скопление на чужой трети не давало и лишней секунды. По той же причине было невозможно обыгрываться короткими передачами не в борьбу – накрывали сразу, в худшем случае оставляя команде пару секунд на откат и разбор всех зон/футболистов.
Стиль очень энергозатратный, требующий максимальных усилий от уникальных игроков на пике своих физических возможностей. Объективная сложность – найти в себе 100% после девяти месяцев клубного сезона с 50+ матчами. Но, когда это получалось, вырастали Вена, Йоханнесбург и Киев.
Из всего, сыгранного в финальных турнирах после, нечто похожее было лишь 15 июня 2018 года в матче Испания – Португалия. От полной аналогии уберегает нелепая игра в обороне, но в атаке действительно, было, полное скоростное звучание, за счёт чего вскрывалась последняя четверть поля и реализовывались моменты.
Остальное – эрзац. Все провалы, начиная с 2014 года, так, или, иначе, связаны с Бускетсом. Игроком, скорее, парным и, уж точно, не Бетменом с молотом Тора, умеющим накрыть всю центральную зону в придачу к обоим флангам, через которые при расстановке полузащиты 1 – 4 критически легко разогнать собственную атаку.
Четыре атакующих хава с застолблённым в чужой штрафной «9» скорее, мешают, чем помогают друг другу, загоняясь в вариант «пас ближнему». Так в предпоследней, ключевой фазе атаки теряются скорость и вариативность, базис любой футбольной идеи, имеющей в виду результат – мяч в чужих воротах.
Редактор «AS» Альфредо Реланьо предлагает пережит происходящее как стихийное бедствие – придёт время и сам по себе факт контроля снова станет гарантией результата.
Возможно, так и будет. С поправкой на то, что любой матч начинается со счёта 0:0.. Контроль мяча и сброшенный за счёт того темп матча могут быть отличным вспомогательным инструментом доведения до нужного результата в последние минут 5 – 10, когда команда идёт на устраивающий её результат.
С Португалией и Ираном так пробовали играть полчаса. Первый блин вышел комом, второй подгорел – незасчитанный гол и несколько моментов соперника по существу провели единственную победу на турнире по очень тонкой грани.
Факты, обращающие теорию в пожелание. Конечно, ничего невероятного, тем более, что дата предусмотрительно не предсказана, но в режиме «Здесь и сейчас» футбол сборной Испании – архаичный мутант, противостоять которому научились даже второразрядники., выбирающие баланс и цельность.
Технически Роха теряет на передачах не в ход, а в место: для обработки мяча требуется принять его спиной к воротам, или, вполоборота. Развернуться и только потом двинуть дальше – секунды достаточно для того, чтобы накрыть прессингом, а это, в самом лучшем случае, лишнее время на атаку. Так же н исключена потеря, что, с учётом полного подъёма команды в центр поля и выше, чревато неприятностями во встречке.
Что изменит Луис Энрике
Испанская пресса в боеготовности – сборную принял человек, не раз посылавший её по самым дальним адресам и меняться не собирающийся. Собственно, тренер и не должен претендовать на Нобелевскую премию мира. Мичел никогда не ругался со СМИ, а его игроцкое имя звучит не менее громко, чем у Лучо. Проблема лишь в результатах на скамейке. Флорес – специалист вообще иной формации, быстро ставящий игру оборонительного баланса, что означает уж совсем радикальный разворот от человека, работающего на одном месте не дольше двух лет.
Луис Энрике – лучшее решение. Как минимум, в заданных. Он играет в тот же базовый футбол со своими вариациями и свободен от обязательств перед другими клубами.
Есть два настораживающих момента: глава Федерации Луис Рубьялес уже показал себя непотребно крутым парнем, что уже даёт почву для конфликта: Лучо был очень духовитым игроком, не изменился и став тренером. У него есть своё мнение, а то, как скоро улетают люди, несогласные с мнением Рубьялеса, уже видели.
Кроме того, его «Барселона» 2014/15 и 2016/17 – две разные команды. В первой пульсировало творческое начало, они выжимали из себя максимумы и выигрывала все турниры, но постепенно стиль, приносивший результат, сваливался в ту же тему ватокатства.
Зная о том, что в больших проектах власть принадлежит Директиве и, сложив результаты воедино, нетрудно предположить, что к третьему сезону тренер подошёл просто измотанным внутренней борьбой, устал доказывать очевидное – его стиль имеет право быть так как он выигрывает.
У сборной же нет проблем с проходом отборочной фазы. Можно даже не менять выбор исполнителей – индивидуального мастерства для побед над Израилем и Лихтенштейном хватит с запасом.
Настоящая проверка будет на Евро. И вот там возможны два варианта: у тренера есть карт-бланш и он идёт за результатом, перестраивая игру так, как он считает нужным (он знает, как использовать футболистов, менять их функции, добавлять плотности и вертикальности), либо главный редактор «AS» отражает точку зрения Федерации и административно-футбольная Испания живёт в красивой позе гения, опередившего время – когда-то будет и их, значит, надо упрямо следовать идее 1 000 передач за матч.
В этом случае Лучо ждёт судьба Лопетеги. Ведь по самому большому счёту, проблема его увольнения – не то, что он подписал контракт с Мадридом (это этика, она оспорима), а в том, что он знал, как играть в современный футбол, Йерро об этом только что-то слышал.
Журнал «Сервантес» № 7 (19)
От Арагонеса до Лучо одно, проверенное поколение с вариациями. Теперь ожидаемо будет меняться кадровая составляющая сборной. Подобное может вызвать изменение стиля игры, ориентированного на исполнителей. И тут на первый план опять будет выходить умение тренера, его опыт. Он есть у нового наставника Красной Фурии. Вопрос в другом, как он использует этот опыт?
На счет базы правильно подмечено, фундамент есть. Федерация, по моим данным, заинтересованна лишь в одном - в программе минимум, то есть выход на предстоящий Евро с первого места из группы. Мечтательно, но вполне вероятно.