12 мин.

Марк Видука: «Футбол — это сборище бездельников, обманщиков и людей, что лижут твой зад»

Автор — Крейг Хоуп, Daily Mail.

Если вы поедете на север от хорватской столицы Загреба, по крутым и извилистым дорогам, что петляют между огромными лесными массивами, то сразу за великолепной церковью Святого Мирко, спрятанной в холмах, найдёте небольшую кофейню. Отыскать её владельца очень сложно, в первую очередь, потому что он сам этого не хочет. Но те, кто помнят его по временам, когда он блистал в Премьер-лиге, смогут узнать этого мужчину. В этом скромном убежище прячется Марк Видука. Футболист, который забил 269 голов, играя за «Селтик», «Лидс», «Мидлсбро» и «Ньюкасл».

Марк Видука никогда не привлекал к себе внимания. Это его первое интервью с тех пор, как он закончил карьеру в 2009 году. Видука любит футбол, но его выворачивает от политики и фальши, что идут с игрой рука об руку. «Всё это херня», — как он это называет.

Видука считает, что у публики сложилось о нём неправильное мнение. И это правда. Многие ожидают встретить задумчивого, чувствительного и сдержанного человека. На самом же деле это простой и непринуждённый австралийский парень.

«Я такой и есть, — подтверждает 45-летний экс-футболист, держа в руке чашку эспрессо. — Почему люди считают меня кем-то другим? Я до сих пор сталкиваюсь с этим. Очень многие после встречи со мной говорят: «Ты не тот, каким я тебя представлял». И я постоянно задаюсь вопросом, почему так?»

«Я никогда не был одержим славой. Мне она вообще не нравилась. И я до сих пор так думаю. Также я никогда не был зациклен на деньгах. Они просто были побочным продуктом для меня».

«Во многом футбол — это сборище бездельников, людей, что лижут твой зад, и тех, кто постоянно пытается обмануть тебя. Но я всегда старался оставаться верным себе. Может быть поэтому меня воспринимают так негативно, ведь я никогда не укладывался в привычную картину мира? Я родился и вырос в Австралии, но мои родители — хорваты. Во мне есть австралийская терпимость, но есть и хорватские черты, поэтому я буду до конца держаться за то, во что я верю. В первую очередь важно быть честным с самим собой».

«Многие игроки пытаются подлизаться к болельщикам, тренерам и журналистам, чтобы все их любили. Но кто они на самом деле, когда нет всего этого дерьма? Хорошие они люди или просто пинают мяч за деньги?»

Наш разговор плавно перетекает к Джои Бартону, бывшему товарищу Видуки по «Ньюкаслу». К слову, Марк видит в нём много хорошего.

В 2009 году на «Энфилде» произошёл случай, который очень ярко показывает принципы Марка Видуки. Бартон пошёл в подкат против Хави Алонсо, за что получил красную карточку. Позже Джои признал, что сделал это из чувства мести. «Ньюкасл» проиграл со счётом 0:3, и в раздевалке Бартон сцепился с менеджером Аланом Ширером. Джои сказал Алану: «Ты дерьмовый менеджер с дерьмовой тактикой». И только один игрок «Ньюкасла» вмешался.

«Я считал, что Джои был неправ. Он удалился без видимой на то причины, и Алан пытался высказать ему за это. Но это же Джои, он сразу встал в защитную позу и начал наезжать в ответ».

«Я сказал ему: «Джои, завали хлебало и сядь на место!». Он потерял контроль над собой. После моих слов он понял это и сел на скамейку».

Сейчас в жизни Видуки не случается подобных ситуаций. Ему приходится изображать роль миротворца только когда его три сына подростка начинают выяснять отношения.

Почему же он осел именно здесь? Почему не в родном Мельбурне? Или Мидлсбро? Видука улыбается в ответ.

«Я покинул Австралию в 19 лет, чтобы перейти в загребский «Динамо». Я влюбился в местный образ жизни. И мы всегда хотели открыть кафе. Просто ради удовольствия держать место, где всем будут рады. Поэтому я оказался здесь. Слушай, да всю работу здесь делает моя жена, а я просто сижу и пью кофе!»

Знаменитый хорватский теннисист Горан Иванишевич, побеждавший в Уимблдонском турнире, является постоянным посетителем кофейни Видуки Non Plus Ultra.

«Он хороший парень, — говорит Марк. — А знаете, кто ещё у нас тут есть? Менеджер UB40 владеет местной пивоварней. У нас в продаже есть его пиво, оно классное, попробуйте обязательно».

И оно действительно хорошее. Ваше здоровье! Здесь очень хорошо живётся, скажу я вам.

Но эта идиллия была нарушена в марте прошлого года, когда в Загребе произошло землетрясение силой в 5.5 балла. Примечательно, что умер только один человек.

«Было ощущение, что кто-то поднял дом и потряс его, — вспоминает Марк Видука. — Самое страшное, что я когда-либо испытывал. Повезло, что всё случилось в 6:20 утра, в стране был карантин и никого не было на улице. Боюсь представить, насколько всё могло бы быть хуже. Мы выбежали в пижаме, а на улице пошёл снег. Мы несколько часов просидели в машине, опасаясь новых толчков. В такие моменты понимаешь, насколько человек беззащитен перед природой».

Во время нашего разговора в кафе заходит ветеран хорватской войны за независимость. Видука здоровается с ним. И вспоминает ещё один сложный период своей жизни.

Впервые он оказался в Хорватии в 1995 году, в последние месяцы войны. Президент Хорватии Франьо Туджман убедил молодого австралийца приехать в Загреб. Сейчас Марк может с улыбкой вспоминать один или два эпизода тех лет, но ужас войны до сих пор сохраняется в его памяти. Особенно, когда кто-то из родственников был убит в те годы.

«Мои товарищи по команде садились на измену, когда над головами пролетал истребитель. А мне же было страшно до усрачки, я бы ещё ребёнком. Как-то утром я шёл по городу и зазвучала сирена воздушной тревоги. Через 30 секунд улица опустела. Я помню, даже водитель травмая выбежал и убежал куда-то. Я остался один посреди улицы и не знал, что делать. Я рванул обратно в отель и за считанные минуты добежал до своего номера на 16 этаже!»

В 1998 году Видука покинул Загреб. На то были разные причины, включая политические, учитывая его связь с Туджманом. Марк подписал контракт с «Селтиком», но уже через несколько дней после прибытия в Глазго он сбежал в Мельбурн.

«Многие вешали на меня разные ярлыки, может отсюда и растут ноги отношения ко мне. Но я прошёл через ад в Загребе. Я сказал ребятам в «Селтике»: «Я психологически сломан. Мне нужен перерыв. Я не хочу быть невидимкой, который просто получает деньги в клубе». Я был честен с собой и с ними. Но такие вещи, несомненно, выходят боком».

Марк Видука вернулся в Шотландию через несколько месяцев.

«Я рвал себе жилы, работая в «Селтике». В клубе царил беспорядок, но я стал лучшим бомбардиром и игроком года. Моё сердце осталось с этой командой. И мне плевать, если кто-то говорит иначе».

И вот в 2000 году Марк Видука переходит в «Лидс» за 6 миллионов фунтов. Человек, который всегда старался избегать внимания, оказывается в его центре.

Мы обновили напитки, удобно устроились на террасе, самое время начинать шоу. Спасибо YouTube и ноутбуку, благодаря которым мы вернулись на «Элланд Роуд» в ноябрь 2000 года. «Лидс» против «Ливерпуля». Марк Видука хочет рассказать предысторию этого матча.

«Это была ранняя субботняя игра, поэтому мы ночевали в отеле. Накануне прошла Ночь Гая Фокса. Итак, на часах час ночи, мой телефон начинает звонить. Моя жена. Говорит, что ей страшно, собака лает. Я пытаюсь её успокоить, говорю, что это, наверное, из-за фейерверков. В три часа ночи она опять звонит: «Собака продолжает лаять». Я не на шутку взбесился: «Если завтра случится какая-то херня, я убью тебя!» Если бы кто-то тогда рассказал, чем закончится этот матч, я бы никогда не поверил».

Нажимаем на play. Сами Хююпия открывает счёт, а Кристиан Циге удваивает преимущество «Ливерпуля». Марк Видука не произносит не слова, когда на экране он получает мяч и забивает великолепный гол в ворота Сандера Вестерфельда. Жму на паузу. Ну, как?

«Такое ощущение, будто это не я. Странное чувство, — говорит он и немного задумывается. — Просто ты знаешь, как это сделать, ты работаешь над этим на тренировках, это инстинкт. По правде, нападающий даже не думает в этот момент. Ты всю свою жизнь отрабатываешь подобные вещи. Если на секунду остановиться и начать думать, то никогда не сможешь забить такой гол».

Снова play. Гэри Келли прорывается по правому флангу и навешивает на ближнюю штангу. Видука головой забивает в верхний угол.

«Перемотайте назад», — говорит он. Видео замирает на кадре, с Видукой, зависшем в воздухе. «С этой позиции сложно забить, — Марк ладонью изображает полёт мяча от головы. — Это единственный способ забить гол в этой ситуации. Мяч мог направиться куда угодно. В тот день он полетел по идеальной траектории».

На 61 минуте Владимир Шмицер снова выводит «Ливерпуль» вперёд. 3:2. Но 12 минут спустя «Лидс» снова отвечает. Оливье Дакур выводит Видуку к воротам. Крик комментатора: «Марк Видука... Мяч у Видуки... Всё ещё у него... Великолепно!»

Один из посетителей кафе смотрит на него, но Марк сейчас находится в другом измерении. «Наверное, надо было бить сразу. Я всё усложнил».

Каково это, забить первый хет-трик в Премьер-лиге?

«Я был на седьмом небе от счастья. Но нам нужна только победа. Мы были командой с такой философией. Мы не понимали, как можно отсиживаться на своей половине и радоваться ничьей».

Две минуты спустя Видука снова получает передачу от Дакура. Вестерфельд бросается ему навстречу, но австралиец забрасывает голкиперу мяч за спину. Мгновение и Видука тонет в объятиях футболистов в белой форме.

«Этот гол пугающе похож на первый гол. В футболе всё зависит от первого касания. Когда я был ребёнком и учился в австралийской спортивной школе, то развернул свою кровать к стене. Я отрабатывал над ней первое касание под разными углами. Я мог делать это часами, и мой сосед не спал ночи напролёт! Посмотрите, первым касанием я вытаскиваю мяч, а дальше... Снова инстинкт».

Мы видим, что гол забит из офсайда. «Да, сегодня мне не дали бы отпраздновать и отменили гол, правда?»

«Лидс» выиграл тот матч со счётом 4:3. Видука задержался перед телекамерами и передал привет своей матери, которая смотрела игру в свой день рождения в Мельбурне. Но вот австралиец делает признание.

«Я не сыграл в тот день хорошо. Несколько плохих приёмов мяча, плохая силовая игра, всё это остаётся в памяти. Я нанёс четыре удара и четыре раза забил. Как часто такое случается?»

Марк Видука провёл в «Лидсе» четыре сезона, и в каждом из них становился лучшим бомбардиром. Но пребывание в этом клубе омрачил конец истории — «Лидс» погряз в долгах, распродавал лучших игроков и вылетел из Премьер-лиги.

«Мы ничего не знали о финансовых проблемах, а потом внезапно клуб продаёт футболистов вроде Вуди [Джонатан Вудгейт]. Это была катастрофа. В моей последней игре за клуб меня удалили с поля. Это был просто гвоздь в крышку гроба».

«Винтики команды не работали так, как было нужно. После увольнения Дэвида О'Лири [в 2002 году] мы потеряли свою ауру. Дисциплина никогда не была прежней. Дело не только в Питере Риде [с которым поссорился Видука], во всём клубе творился бардак. Если у вас есть команда, которая стоит миллионы, то найдите для неё хорошего тренера. Такого, который знает, что делать. Посмотрите на Марсело Бьелсу. Он доказал, что тренер решает очень много».

После «Лидса» Марк перешёл в «Мидлсбро», где провёл три года. С этим клубом австралиец добрался до финала Кубка УЕФА. Затем последовали два года в «Ньюкасле», которые были омрачены травмами. Тренером «сорок» был Алан Ширер, и с ним они вылетели из Премьер-лиги.

«Мне нравился Ширер. Он хороший и честный парень», — говорит Видука.

В 33 года Марк решил завершить карьеру.

«Рой Ходжсон звал меня в «Фулхэм». Мы встретились в Лондоне, он сказал, что я буду его «девяткой» и помогу привести новых игроков, — вспоминает Видука. — Но я сказал ему: «Рой, я бы очень хотел стать для тебя тем самым парнем. Но не могу». Я понимал, что время ушло. Я подумал тогда: «Если я продолжу играть, то буду выглядеть, как долбанный идиот». Я должен быть честен перед собой и перед Роем. Я не хотел, чтобы люди вспоминали меня как чувака, который готов на всё ради денег».

Скучает ли Марк по футболу?

«Нет. Всему своё время. Это один из периодов моей жизни. И это меня полностью устраивает. Я наслаждаюсь спокойствием. Мне нравится находиться в безвестности».

Кажется, Марк Видука нашёл для себя идеальное место.

Мы допили кофе и местное крафтовое пиво. Самое время прокатиться в сторону Загреба на внедорожнике Марка.

«Вот дом Луки Модрича. Он купил его у Звонимира Бобана», — показывает Макр.

Сразу спрашиваю о слухах, что Модрич двоюродный брат Видуки.

«Нет, хотя все так говорят. Он породнился с одним из моих кузенов через брак. Но мы с Лукой друзья. Он хороший парень», — отвечает австралиец.

Ещё вопрос. Правда ли, что его сестра играла в «Соседях» (автралийская мыльная опера — прим. переводчика)?

«А это правда. Но всего в нескольких эпизодах», — улыбается Видука.

Это потрясающе. Мы в Англии без ума от «Соседей».

«Могу вас понять. Я в детстве тоже обожал этот сериал», — говорит Марк.

И ещё вопрос. А чем ты занимаешься в свободное время?

«Кроме кофе? Играю на гитаре, — отвечает он. — Мой сын Оливер барабанит в группе. Когда один его кореш не может сыграть, я помогаю им. Мы репетируем у нас в подвале. Соседи, конечно, не в восторге! Мы с пацанами любим Arctic Monkeys. Мужик, их тексты гениальны!»

Мы останавливаемся и Марк ищет что-то в телефоне. «У меня есть видео, где мы с сыном играем вместе. Подожди, только я сам посмотрю, насколько это видео хорошее, а потом уже покажу тебе».

Вот они играют песню Fake Tales of San Francisco, гитара безупречна. Потом Видука показывает видео с выступления другого своего сына. Это их первый концерт. Марк находится в зале, камера трясётся в такт музыке, это кавер на Franz Ferdinand.

И ты понимаешь, что бывшая футбольная звезда больше всего счастлива именно в этом амплуа. Гордый отец, затерянный среди толпы слушателей.

Телеграм-канал автора перевода.