4 мин.

Время для драконов. Почему «Чикаго» снова в финале Кубка Стэнли

Игорь Еронко объясняет, что привело «Чикаго» в третий финал Кубка Стэнли за 6 лет.

При рассуждении об итоговых результатах той или иной серии в большинстве случаев все сводится к персоналиям, будь то игроки или тренеры. «Тэйвс с Кэйном были сильнее Гецлафа с Перри», «Кенневилл переиграл Будро», «Линдхольм с Бошеменом сыграли не так надежно, как Кит и Сибрук». Классическая «ошибка выжившего», хотя доля правды в любом из этих и других похожих утверждений определенно есть.

Гораздо реже разговор заходит о тактике, элементах коучинга и технологических аспектах. Последнее, впрочем, – «задавят физической мощью в три счета», «играющая команда», «засушат своим унылым хоккеем кого угодно» – упоминается и довольно часто, но, как правило, поверхностно и лишь в качестве «шелухи». Ничего удивительного, ведь рисунок игры и ее акценты – мимолетное явление по сравнению с результатом и ролью личности в истории.

Но встречаются команды, игра которых настолько ярка, что не оставляет равнодушным и по прошествии многих лет. И наряду с персоналиями обязательно вспоминаются комбинации и характерные особенности самого действа, а не только лишь отдельные голы с конечным результатом.

«Монреаль» Скотти Боумэна второй половины 1970-х, «Айлендерс» Эла Арбура начала 1980-х, россыпь талантов «Эдмонтона» тех же 1980-х, «Детройт» рубежа веков все того же Скотти Боумэна – золотое наследие НХЛ. Династии, бравшие свое в отличном стиле, красиво и зрелищно. И «Чикаго» конца 2000-х – начала 2010-х (тоже, к слову, детище Боумэна и его детища) в этот ряд идеально вписывается. И как династия – а это самая что ни на есть династия, просто с оттенком эпохи потолка зарплат, – и по внешним атрибутам.

В стиле игры и кроется технологическое преимущество «Блэкхокс», за счет которого они в третий раз за 6 лет выходят в финал Кубка Стэнли. Этот факт, да и сам стиль нетипичны для НХЛ, и именно поэтому у «ястребов» почти нет подражателей. Хотя, казалось бы, уж кто-кто, а «Чикаго» должен был ввести моду на атакующий хоккей в пас, но нет – слишком уж это сложно.

Это как с Филом Джексоном: никто кроме него в НБА не играл треугольное нападение (и уже, наверное, не заиграет – правила изменились), а ведь он 11-кратный чемпион в качестве тренера. Так и тут. Причем, знаете, треугольное нападение – это как раз про «Чикаго» Кенневилла. Как бы он ни менял тройки с парами, рисунок всегда остается прежним: игроки, может, не образуют правильные треугольники, но выстраиваются и подстраиваются под контролирующего шайбу так, чтобы в его поле зрения было как можно больше партнеров, и один-два из них – свободны. За счет этого и акцента на игру в пас шайба постоянно и много движется, вынуждая соперника бегать за ней, а это серьезно выматывает.

Да, игра в контроль шайбы предъявляет серьезные требования к вовлеченным в нее хоккеистам, в первую очередь по чтению игры и мастерству, но зато позволяет снизить энергозатраты. И совсем, кстати, не случайны все эти рекорды «ястребов» в длительных овертаймах и затянувшихся сериях. К 81-й минуте матча или к 6-й игре серии они банально свежее практически любой команды при схожих вводных данных.

Возвращаясь к треугольному нападению, раз уж всплыла такая параллель, оно также подразумевает отсутствие комбинаций как таковых (чтение игры и постулаты главенствуют), для него не нужен сильный разыгрывающий, а игра один в один часто является определяющей. С рядом допущений, но все это вполне укладывается в рамки. Нападающие «Чикаго» заряжены на нестандартные действия, тут каждый сам себе разыгрывающий и обыгрывающий, а голов после таких действий забивается уйма – какие уж тут отработанные комбинации.

Джордана или Кобе у Кенневилла нет, зато есть Тэйвс с Кэйном, еще лучше подходящие для более командного вида спорта, а весь состав заточен под его философию игры. Что говорить: здесь почти все нападающие – яркие, умелые в отборе, отборе клюшкой, и защитники им под стать, а домоседы-шотблокеры у «Чикаго» – взять Ялмарссона – зрячие и с первым пасом. Даже вызванный на подмогу из АХЛ Кайл Камиски – и тот атакующий оборонец со всеми необходимыми атрибутами вроде видения площадки, приличного катания и умения отдать острую передачу. Да, есть Шо и Бикелл, но и только, да и сложно совсем без таких ребят в хоккее.

Что касается «Анахайма», то финал Западной конференции живо напомнил аналогичную стадию Кубка Гагарина этого года. ЦСКА тоже уповал на физику, раздавал силовые направо и налево, создавал невероятную плотность, но как только в отсутствие контроля шайбы просела функционалка, а она при таком стиле и в имеющихся условиях неминуемо должна была просесть, верх взяла построенная на схожих с «Чикаго» принципах система СКА. И можно сколько угодно говорить о том, какой умница Кенневилл, сложивший пазл из Саада, Тэйвса и Кэйна, наложив их на звено Гецлафа, с чем так и не справился Будро, но суть-то не в этом.

Играть как «Чикаго» с «Чикаго», не имея подходящих для этого кадров, – смерти подобно. Брюс это понимал, все делал правильно и вполне мог взять серию, пока команда была свежей. Но не успел, потерял нить и, по старой памяти, не перестроился. Что ж, завтра будет новый день. А в нем, возможно, – многое будет по-новому.

Есть такая старая сказка про дракона, которого невозможно было победить. А все потому, что каждый рыцарь, убивавший своего грозного соперника, сам превращался в того, с кем воевал. Может статься, что дракон скоро загнется сам под тяжестью потолка зарплат, но так и останется непобежденным.

Фото: Gettyimages.ru/Harry How