Женский футбол уходит от мужского – и становится сильнее. Он все привлекательнее для инвесторов и нравится подросткам
Евро-2022 – исторический успех.
В Англии прошел самый масштабный турнир за всю историю женского футбола – Евро-2022. В финале англичанки обыграли сборную Германии – 2:1.

• Турнир транслировался на 195 стран. Евро-2017 посмотрело 178 миллионов телезрителей, сейчас аудитория ощутимо больше.
• За неделю до старта турнира УЕФА объявил о 500 тысячах проданных билетов (из доступных 700 тысяч). Евро-2017 в Нидерландах посетило 240 тысяч.
Матч открытия (Англия против Австрии) на «Олд Траффорд» собрал 68 761 зрителя – и это стало новым рекордом женских Евро. Предыдущий установили на Евро-2013 (41 301), но в финале. Матч группового этапа никогда ранее не собирал больше 29 тысяч зрителей.
Наверняка спрос стимулировали невысокие цены: самые дешевые билеты (матчи без сборной Англии) стоили 5 фунтов, самые дорогие (на финал) – 50.
• Финал прошел на 90-тысячном «Уэмбли». Билеты смели за 43 минуты, финал стал самым посещаемым в истории чемпионатов Европы (в том числе мужских).
• Турнир спонсировали 18 компаний: Booking.com, Euronics, Grifols, Heineken, Hisense, Just Eat, Walkers, Visa, Volkswagen, adidas, Hublot, Nike, TikTok, Lego, Pandora, Starling Bank, LinkedIn и Gillette Venus. УЕФА прогнозирует рост доходов от спонсорства и телевидения в четыре раза по сравнению с прошлым Евро.
• УЕФА уловил рост коммерции и увеличил премиальные в два раза – до 16 миллионов евро.
Достичь таких цифр помогли два не самых очевидных фактора: место проведения (Англия – большой и привлекательный рынок) и перенос Евро из-за пандемии – дополнительный год помог набрать спонсоров и рассказать о турнире всему миру. «Мужчины точно расстроились задержке Евро, они были готовы к 2020 году, – говорит Том Уорвик из женской ФА. – Но у женщин другая ситуация, перенос дал нам больше времени для привлечения зрителей и партнеров».
Но главная причина мегапопулярности глубже.
Объясняем, как женский футбол сделал мощный рывок
В июльском выпуске подкаста Cappuccino&Catenaccio, посвященном женскому футболу, гости и ведущие спорили о причинах бурного роста популярности женского футбола. Поверхностный ответ – это укладывается в западную повестку эмансипации женщин. Но наверняка все проще: аудитории всегда интересны новые лица и бренды, почему бы в межсезонье не посмотреть бонусный Евро или чемпионат мира?
Интереснее понять, почему рост произошел именно сейчас.
В марте 2021-го женская Суперлига Англии впервые продала телеправа отдельно от АПЛ – выбрали Sky Sports и BBC, 15 миллионов фунтов в год. Из них 75% получают клубы Суперлиги, оставшиеся 25 – вторая лига. Это рекордное соглашение не только для Англии, но и для всего женского футбола. Доступность трансляций повысилась: 22 матча за сезон показывают в прямом эфире на бесплатных каналах BBC One и BBC Two.
В 2019-м УЕФА провела реформу женской ЛЧ: добавили путь чемпионов, путь лиг и (самое главное) групповой этап. Новый формат стартовал с сезона-2021/22. Обновленная ЛЧ привлекла спонсоров и бродкастеров. Весной 2021-го платформа для потокового видео DAZN купила права на женскую ЛЧ – 4 года, 8 миллионов долларов за сезон. Самое важное: первые два года DAZN бесплатно показывает на ютубе все 64 матча группового этапа (плей-офф доступен за деньги на платформе). В двух следующих сезонах бесплатный контент сократится до 19 матчей.
В женский футбол пришло больше денег, но эффект от них мы увидим только в долгосрочной перспективе. Важнее, что женский футбол стал намного доступнее, и зрители его смотрят.
В первом сезоне с новым контрактом в Англии дважды обновили рекорды посещаемости. «Челси» (чемпион женской Суперлиги) впервые продал все абонементы на сезон. В первый сезон с DAZN матчи женской ЛЧ собрали 64 миллиона просмотров: большая часть – 40,6 млн – на бесплатном ютуб-канале. Финал между «Барсой» и «Лионом» на DAZN посмотрело 3,4 миллиона.
Гиперинтерес к Евро – логичное продолжение.
«Каждые два года был пик зрительского интереса – во время Евро и чемпионата мира, – рассказывает директор по маркетингу УЕФА Ги Лоран Эпштейн. – Но потом внимание падало, потому что национальные лиги почти не показывали.
Теперь есть UWCL – лига очень высокого уровня. Мы стараемся каждый год поднимать планку, потому что это вывеска женского футбола. Растут английский и французский чемпионаты. Все топ-клубы инвестируют в женский футбол.
Теперь зрители не забывают о женском футболе, когда международные турниры заканчиваются».
Женский футбол отличается от мужского (но не так, как вы подумали): больше «женских» спонсоров, аудитория – женщины и подростки
Евро-2022 подсветил две интересные особенности женского футбола.
Долгое время женские команды упаковывали в один спонсорский пакет с мужскими: чемпионаты мира, Европы и Лиги чемпионов продавались комплектом у мужчин и женщин. В 2017-м система надоела: не все спонсоры хотели тратиться на женский футбол. К тому же такой подход мешал подсчитать рыночную цену женских турниров. В ноябре 2017-го УЕФА разделила спонсорство.
И тут вскрылась любопытная деталь – у женского футбола другой профиль спонсоров.
Возвращаемся к Евро-2022, где спонсоры впервые (для международных турниров) продавались отдельно. Появились бренды, связанные с женщинами: Starling Bank, который основала Анне Боден (сейчас она гендиректор), Euronics (бытовая и кухонная техника), ювелирный бренд Pandora. К Евро они выпустили коллекцию украшений на футбольную тему.
Преимущество разделения: меньшая конкуренция и низкая цена. Это привлекло компании, которые раньше не заходили в футбол (или ограничивались небольшими коллабами): Grifols (испанский фармацевтический концерн) и Lego. Датский гигант запустил рекламную кампанию Ready for Girls.
«Сочетание женского футбола, чемпионата Европы и Великобритании как рынка вызвало интерес новых брендов, которые раньше не интересовались футболом», – объясняет Эпштейн
«Кто спонсирует мужские турниры? – говорит босс отдела женского спорта M&C Saatchi Sport and Entertainment Дженни Миттон. – Маркетплейсы для продажи подержанных авто, криптовалютные бренды, о которых вы вряд ли слышали. У женщин больше премиальных брендов и тех, кто только пробует себя в футболе. Это показывает куда движется женский спорт и какую аудиторию он привлекает. Она более молодая».
И здесь мы подбираемся ко второму отличию – у женского футбола другие зрители. Об аудитории мужского футбола мы знаем из исследования ECA (Ассоциации европейских клубов): преимущественно мужчины старше 25 лет.
Раньше никто не понимал аудиторию женского футбола, но, продавая билеты на Евро-2022, операторы собрали базовые данные: около 43 % – женщины, а 21 % – подростки до 16 лет.
«Аудитория меняется, – продолжает Миттон. – Есть классические потребители, их больше всего – отцы и дети. Сначала в женском футболе было так же. Но сейчас мы продали одну из последних партий билетов – и 39 % купили зумеры».
Что будет дальше? Женский футбол ждет волна инвестиций
Евро-2022 не изменил женский футбол, но наглядно показал: индустрия набирает световую скорость.
В 2018-м только Англия подавала заявку на проведение чемпионата Европы. Сейчас рекордный спрос – пять стран претендуют на Евро-2025. Чуть раньше выбирали хозяйку ЧМ-2023 – подали девять заявок, выбрали Австралию и Новую Зеландию.
Евро-2022 показал, что на женском футболе можно зарабатывать, еще до старта турнира ФИФА и УЕФА заказала исследование компании YE. В отчете говорится, что Евро принесет 65 миллионов долларов городам, принимавшим матчи – это совокупный доход от всех трат фанатов. Прошлый Евро принес в четыре раза меньше.
Евро-2022 подсветил сильные стороны женского футбола: низкую входную цену для спонсоров и выход на новую аудиторию. Похоже, это постоянные величины.
Накануне Евро-2022 консалтинговые агентства The Sports Consultancy и BDO исследовали женский спорт: он находится на ранней стадии развития, легче внедряет инновации, не скован устаревшими форматами и сложными коммерческими структурами.
У мужского есть недостатки: слишком много соревнований и перегруженный календарь, забюрократизированность, сильные правообладатели, сдерживающие новое. Вывод: сейчас женский спорт привлекательнее и перспективнее для инвестиций, чем мужской.
В отчете ссылаются на исследование британской консалтинговой фирмы YouGov: 44% аудитории спорта по всему миру в возрасте от 18 до 24 лет предпочитает смотреть женский спорт. Среди возрастной группы 55+ таких намного меньше – 16%. Свежий отчет Nielsen зафиксировал рост спонсорских инвестиций в женский спорт на 146%. И все это было до Евро-2022.
«Этот турнир вызовет рост интереса к женскому футболу и женскому спорту, – говорит заместитель директора TSC Кирстен Сиббит-Джонстон. – Существует огромный неиспользованный рынок, особенно среди молодого поколения. И сейчас мы на пороге огромной инвестиционной волны. Те, кто первыми войдут на этот рынок, получат наибольшую прибыль и возможность определять вектор развития».

Женский футбол будет все дальше уходить от мужского и наращивать коммерческую мощь. И если деньги грамотно потратят – на развитие, академии и маркетинг, – то подтянется и качество игры.
Суперзвезда женской сборной из 90-х: брала чемпионат Франции, забивала на ЧМ пушкой страшной, играла за сборную мира
Первые женщины-судьи в мужском футболе: одна выигрывала конкурсы красоты, карьеру другой сломал фашизм
Фото: REUTERS/Dylan Martinez; Gettyimages.ru/Naomi Baker, Harriet Lander
Наверное, тут редакторы из той самой категории "мужчины 65+".
Часто команда бежит в контр атаку и кривой пас или прием мяча корявый и мяч перехватывают и получается ситуация как в дворовом футболе когда за одним игроком с мячей бежит пол команды соперника.
Игра вратарём как отдельный вид искусства, мешок с картошкой в воротах больше мячей бы отбил.
Не знаю, кем надо быть если смотрел ЛЧ, Евро или ЧМ, да просто АПЛ, да блин, даже РПЛ
Это позор, я лучше бы отстоял на воротах.
То есть лучший женский футбол сейчас очень даже ничего (и вратари подтянулись, научились пользоваться ногами), но играть против мужиков, конечно, толка нет чисто по физическим различиям.
Пруф в студию.
Ради интереса спросил англичан, которые снимали у меня жилье во время ЧМ-2018, как они относятся к своей сборной и женскому футболу. Перевод:
"У меня нулевой интерес к этому. Стандарт явно низок по сравнению с мужчинами. Некоторые навыки хороши, но из-за сниженной силы и темпа это выглядит так, как будто 15-летние мальчишки играют на поле, которое для них слишком велико.
Впервые в жизни я хочу, чтобы Германия победила Англию. Если Англия выиграет, здешние СМИ будут постоянно говорить об этом, а я не хочу это слушать. Это больше истерика медиа, чем реальный интерес жителей страны".
Думаю, комментарии излишни:)
Смотрел матч-открытие этого Евро, хотелось найти кнопку х1,5. Досмотреть сил не хватило.
1. В межсезонье смотреть нечего.
2. Другая аудитория с другими интересами. Как не все читают одни и те же шедевры мировой литературы, а иногда предпочитают что-то попроще, так и не все люди смотрят изо дня в день игры между топ6 АПЛ.
Здесь сидят в большинстве мужики, которым это не интересно
Но для ознакомления статья подойдет
Видимо сами только что узнали о существовании этого турнира
И ещё однозначно женская версия футбола, очень сильно продвинулась за последнее время и по мастерству и по коммерции и по ПР эффекту. Есть и лидеры и даже легенды, типа Марты, Биргит Принц, Алекс Морган или той же Рапино. Вполне нормальный вид спорта.
Я конечно рад за женский футбол, но кто мне объяснит, какой смысл смотреть суррогат, когда есть вполне себе смотрибельный оригинал? Простой вопрос, на который я не нахожу для себя ответа.
Первый женский чемпионат мира 1991 год . Вот отсюда и огромная разница
Кто-то даже это будет смотреть, но никогда им не достигнуть интереса мужских соревнований. Это наглядно видно на WNBA, которые существует уже давно, - там есть свой зритель, но денег там копейки по сравнению с нормальным баскетболом (и это никакой не сексизм)...
Почему никто об этом не говорит?
Есть виды, в которых женщины не очень сильно отстают от мужчин и разница только лишь в природных отставаниях. При этом развитие видов достигло очень серьезных высот. Т.е., к примеру, даже действующий спортсмен высокого уровня из другого вида спорта не сможет, скажем, пробиться в финал женских стометровок в легкой атлетике или плавании, прыгнуть с шестом на 5 метров или на 2.09 без него, или, если брать игровые виды, обыграть, скажем, норвежек/россиянок в гандбол или китаянок/бразильянок в волейбол. Эти виды спорта и имеют суровую аудиторию и спонсоров. Женские виды тут абсолютно самостоятельны и смотрибельны в плане спортивного результата.
А есть женский футбол. Который тащат за уши как могут, и всем уже оскомину набило упоминание юношеской команды, разгромившей лучшую сборную мира, но от этого никуда не деться. Даже если не брать какую-нибудь медиалигу с ветеранами топ-уровня, то большинство мужских команд всего мира "дяди с пузиками за 40 собираются по субботам попинать мячик перед пивком" обыграют эти женские англии и германии вообще не напрягаясь, если хотя бы 3-4 человека из 11 смогут бегать больше 20 минут. Здесь даже с мужским футболом не надо сравнивать, а с упомянутыми выше женскими видами - футболистки просто на любительском уровне по сравнению с ними. И за все эти уже десятилетия попыток развития разве что гонору добавилось, но никак не мастерства. При этом вполне возможно, что бизнес сделает на этом немалые деньги, но парадоксальным образом вид так и останется в противозачаточном состоянии.
Не прочитал бы на спорце и не узнал бы