Не спешите ругать Медиалигу. Она может вдохновить РПЛ на перемены
И это здорово.
Летом-2022 Медиалига ворвалась в наши смартфоны. Преобладающая реакция – раздражение. В комментариях на Sports.ru медиафутбол сравнивают с «Домом-2» и поп-ММА.
Но есть и альтернативное мнение: от появления Медиалиги может выиграть весь российский футбол.
Зумерам больше не интересен русский профессиональный футбол
В 2020 году ECA (Ассоциация европейских клубов) заказала исследование международной аудитории футбола – провели 14 тысяч 20-минутных интервью с людьми всех возрастных категорий и типов в Великобритании, Испании, Германии, Польше, Нидерландах, Индии и Бразилии. Грустный факт: 40% опрошенных в возрасте от 16 до 24 лет сказали, что ненавидят или вообще не смотрят футбол.
«Нам нужно сделать фанатов центральным элементом, – рассуждал президент «Ювентуса» Андреа Аньелли. – 40 процентов фанатов от 16 до 24 лет, то есть зумеры, к футболу равнодушны. В сегодняшнем виде он их не удовлетворяет».
Снижение интереса неизбежно, в 2022-м намного больше развлечений, чем в 1992-м. Но в Европе заботятся о привлечении детей на трибуны и могут поменять формат соревнований, чтобы детям было интереснее.
А что в России?
Немногие увлеченные футболом зумеры предпочитают иностранные клубы. В 2015-м Sports.ru исследовал аудиторию сайта и приложений. Грустный факт – чем моложе юзер, тем чаще в любимых клубах мелькают не «Спартак» и «Зенит», а «Челси» и «Реал» (и даже «Арсенал»).

ВЦИОМ 2021-го: 56 процентов опрошенных заявили, что не интересуются футболом. Среди них больше всего (61 процент) молодых – от 18 до 24 лет (участвовали в опросе люди от 18 лет).
В 2018-м PwC подготовила для РПЛ глобальный анализ лиги – ни слова об аудитории. Но даже без этих цифр очевидно, что российский футбол проиграл борьбу за молодость.
Почему подросткам нравится медиафутбол?
Медиалига – антипод РПЛ.
«86% нашей онлайн-аудитории – 18-35 лет. На стадион приходят ребята от 12-13 до 25 лет, которые просто любят футбол, команды и, главное – ребят, которые в этих командах играют», – сказал босс Медиалиги Николай Осипов в интервью Вадиму Кораблеву.
Есть ощущение, что в реальности перекос еще сильнее – на матчах очень много детей.
Как медиафутболу удалось то, что никогда не получалось у РПЛ?
Эстетика и визуал. За последние 10 лет футболисты РПЛ стали свободнее и активнее в медиа, но, по-моему, смотреть на них все еще скучно.
А пацаны из медийного футбола яркие, не боятся камер и легко шутят. Никнеймы вместо фамилий, рэп-треки как способ решить конфликт – это выглядит по-детски для среднего читателя Sports.ru, но зумеров вовлекает намного лучше серьезного футбола.
Больше остальных в этом преуспели 2Drots, которые строят идентичность на определенном лайфстайле: джерси футбольных клубов в повседневной жизни, модные кроссовки, красивые девушки. Зумерам приятно ассоциировать себя с ними.

Особенно запоминается язык – 2Drots (вряд ли понимая это) косплеят писателя Энтони Берджесса. В 1961-м – за год до написания «Заводного апельсина» – Берджесс побывал в Ленинграде, пообщался со стилягами, после чего смешал русские слова, тюремный жаргон и лондонский кокни – так появился сленг, на котором разговаривает Алекс, обаятельный 15-летний монстр и главный герой «Апельсина».
Этот сленг автор назвал «надцать», то есть речь «надцатилетних». 2Drots придумывают свой «надсат»: «куваться», «своячок», «сквад», «бильярдный».
Безразличен лайфстайл? Тогда вам понравится отношение к фанатам.
Экономика медийного футбола очень простая: за редким исключением команды живут на доходы с ютуба, просмотры конвертируются в рекламодателей. И пацаны очень четко понимают связь между зрителями и возможностью гонять в футбол.
Жека (один из основателей 2Drots) в каждом видео благодарит зрителей и повторяет, что все это благодаря им. Автограф-сессии «Амкала» затягиваются на несколько часов – до последнего болельщика. Коваль (ведущий защитник «Амкала») уходит к врагам из 2Drots и в тот же день дает несколько интервью на дискомфортную для себя тему – дистанция между игроками и зрителями максимально короткая, а молчание не прощают.
Дети и подростки смотрят на кумиров совсем не так, как взрослые. Когда любимый игрок подходит после матча, улыбается, расписывается и спокойно болтает – это запоминается навсегда.
«Герман, Нечай, Кефир и Ставр – для меня такие же кумиры, как Азар или Смолов, только они ближе ко мне, говорят на одном языке, – рассказывал проекту «Академия футбола» 13-летний болельщик «Амкала» Рома, который смотрит видео всех игроков, был на двух матчах, после одного из которых заболел и не пошел в школу. – Могу прийти на их матч, они дадут мне пятерку, распишутся на футболке. С Азаром и Смоловым такое вряд ли получится».
Медиалига идеально упаковывает любовь к футболу – на их примере вырастут новые игроки для сборной
Яркая картинка и человеческое отношение ничего не стоят без главного – запредельной любви к футболу. Медиафутбол часто сравнивают с поп-ММА и не замечают очевидной разницы: там бои – приложение к трэштоку; здесь же все вертится вокруг футбола, а конфликты – производное.
У Медиалиги есть серьезный косяк – они не объяснили зрителям, какой продукт у них главный. Случайный человек из большого футбола врубает пресс-конференцию, видит, как T-Killah толкает ногой Райзена, и выключает навсегда. Или смотрит матч и искренне не врубается, в чем отличие от обычных любительских команд.
Все просто – начать нужно с отчетов о матчах, которые снимают команды. Здесь начинается качественное реалити. Врубаем последнее видео с канала 2Drots, о полуфинале в Нижнем Новгороде.
Автобус подъезжает к стадио и кружит вокруг – ищет въезд внутрь. Вся команда прильнула к окнам: «Мы по кругу ездим, в эти дырочки заглядываем, уже сердце просто выскакивает, чувак».

Первые шаги по полю – самые эмоциональные: кто-то лежит на газоне, голос за кадром говорит о слезах счастья. Обязательная программа – подойти к зрителям.

2Drots явно доминируют, но голов нет. Накал обостряется и начинается драма. Главная звезда «дротов» – 19-летний Даня Крапивников (это он приезжал на тренировку на «Бентли») опаздывает на установку в отеле и остается в запасе.
Потом выскакивает на замену и несколько раз грубо ошибается, едва не получая красную за грубый подкат. «Меняем его *****», – кричит тренер.
Боссы 2Drots – Жека и Некит – в шоке. Камера на бровке работает весь матч – мы видим и слышим абсолютно все.

Ярош готовится выскочить на замену в атаку – и за кадром объясняет, что в детстве обещал отцу сыграть на большом стадионе. Папы не стало, но парень сдержал общение.

Это уровень свободы, редко достижимый для профи – и по эмоциям, и по доступу для съемок. Головин проделал гигантский путь от Калтана до Монако, но мы уже никогда не увидим его эмоции от дебюта на «Луи 2», от первого гола. А когда Саня сам рассказывал о впечатлениях – получалось зажато и скучно. Путь пацанов из 2Drots намного короче, но они так кайфуют от игры на нижегородской поляне, что запоминаются сильнее.
«Но еще ты понимаешь, сколько пацанов из-за Германа и других ребят увлеклись футболом, начали заниматься, – говорил комментатор Карен Адамян (работает на матчах Медиалиги) в интервью «Академии футбола». – Через 10 лет появится игрок, который в интервью скажет: «Я вдохновлялся «Амкалом», их лысым вратарем Федосом, поэтому тоже решил стать футболистом, и вот я в сборной, привет».
Медиалига подтолкнет РПЛ к переменам. Объясняем через менеджмент инноваций
В 2021-м РПЛ была близка к самым крупным реформам за много-много лет, но концепции Hypercube так и не приняли. Летом 2022-го – идеальный момент для реформ: еврокубков нет, зрителей, видимо, будет мало – терять нечего.
Успехи Медиалиги подталкивают боссов российского футбола к переменам.
Проведем не самую очевидную аналогию – с инновационным менеджментом (наука о превращении научных открытий в продукт).
Представим, что появилась новая технология. В нашем случае – фишки из медийного футбола (плей-офф, переговоры арбитров в эфире, буллиты вместо пенальти и многое другое) + тотальная свобода. Большая часть рынка отреагирует негативно: покритикует, найдет недостатки. Но всегда найдутся те, кого называют ранними последователями. Эти компании не обязательно самые большие и мощные, но они самые умные – следят за новинками и хотят захватить часть рынка. Они первыми берут технологию и превращают ее в продукт. И, если продукт востребован, ранние последователи открывают технологию для остальных игроков.
В эффективности сомнений мало – цифры трансляций Медиалиги уже сейчас не сильно отстают от РПЛ. Финал между Basement и 2Drots пробил миллион просмотров (Матч ТВ отчитался о 5,4 млн зрителей на Суперкубке России).

Раньше можно было возразить: реформы могут не сработать и «зачем нам брать пример с Дании». Теперь пространства для маневра нет.
РПЛ еще повезло: в настоящем бизнесе такой конкурент стремился бы занять весь рынок и уничтожить соперников (помните, про АБА, которая была главной баскетбольной лигой США пока не проиграла конкуренцию НБА?). Медиалига уворачивается от конкуренции с РПЛ и настроена делиться – аудиторией, подходом, игроками.
В профессиональном футболе уже сейчас реагируют позитивно. «Рубин» создал медиакоманду, Джикия и Соболев набирают состав, а РФС пустил «Амкал» и 2Drots в Кубок России.
Впервые за много лет появилась мотивация смотреть ранние стадии Кубка.
На медийный футбол легко злиться. Но сейчас нашему футболу нужно любое внимание
Медиалига возвращает в футбол зумеров, показывает клубам как упаковывать эмоции и подталкивает РПЛ к экспериментам.
Так почему она по-прежнему раздражает?
Медийный футбол – шумный и непривычный. Он вызывает понятные эмоции у тех, кто постарше. У любой субкультуры есть охранительная функция и разделение на «свой-чужой», а медийные футболисты выглядят как чужаки, которые пришли за хайпом и деньгами.
Может, это и так, но хороший ли сейчас момент для снобизма?
В российском футболе все меньше негосударственных доходов, продуктивных академий и классных легионеров. Цифры увлеченности футболом еще год назад вызывали тоску, а без еврокубков и звезд будет только хуже.
Медиалига тоже далека от идеала. Предстоит решить много проблем: где находить новых ярких персонажей, как быть, когда эмоциональные истории закончатся, а футбол останется таким же, и как не пустить внутрь случайных людей.
Но главное – Медиалига напомнила, что футбол может быть модным и увлекательным.
Он придумал Медиалигу и рассказал нам все: о деньгах, приезде игрока на «Бентли», трэштоке и дружбе с РПЛ
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; 2drots; Winline Media Football League
--
И что в это необычного? Даже в юном возрасте болельщик может отличить настоящий футбол от его подобия.
(и даже «Арсенал»)
--
Ну спасибо.. Как будто Арсенал чем-то хуже российских клубов и его выбирают вопреки.
а бои Гительмана с ВЖлинком популяризуют ММА!
А если будет так, что реально будет меньше людей смотреть.. да и плевать. Ну придётся им ужаться, забыть про безумные трансферы и зарплаты. Футбол хуже чтоли станет? Нет.
P.S. Медиалигу не смотрел и никогда не буду. Совершенно не интересно. Как и европейские чемпионаты, которые уже лет 5 как забросил смотреть.
никак этот продукт не популяризует футбол, потому что он не про футбол
те, кто пришел на медиалигу, не станет интересоваться большим футболом - он не такой яркий, цветастый, скандальный. скучно, в общем, слезать с медиаиглы
и даже если дети пойдут в футбольную школу, увидев, что надо не в модных кроссовках с телками тусить и не оскорблять друг друга перед камерой, а пахать, тренироваться и конкурировать за место в составе - кто из них скажет "о, это как раз то, зачем я сюда пришел"?
думаю, процент будет стремиться к нулю
Это типичная статья и подход любого "бизнес-ангела", заказывать материал не по теме, а про свой невероятный талант.
Работал в SMM-агенстве, мы такие десятками криэйтили.
Круто, что ребята сделали такой продукт, который можно хорошо и задорого продать, но это тупо шоу, в США тоже делают шоу из своего продукта, но это шоу подкреплено высочайшим уровнем в мире, по крайней мере в таких лигах как (НБА, НХЛ, МЛБ, НФЛ) и поэтому РФС и РПЛ нужно обращать внимание на примеры из этих лиг, то есть продвигать матч дэй, уровень трансляций, освещения, делать нормальные студии и разговорные и аналитические шоу о своем продукте, просто это все должно идти не от медиалиги, которая по сути ничего нового не родила, и не относится к спорту, а то, что она может быть популярнее РПЛ, да может, потому что уровень интереса людей, к популярным персонам, типа блоггеров, естественно выше, чем к профессионалам, и я даже не только про спорт, все эти тиктокеры, инста блоггеры и прочие уже постоянно записывают какие-то песни, клипы и прочее, только потому что знают, что они соберут просмотры из-за того, что дети будут слушать условного Милохина с автотюненым голосом, а если в текст вставят матерок, то вообще для детей разорвет от восторга, а не кого-то с хорошо поставленным живым голосом, нормальным текстом и образованием
Разницы вообще не вижу. Большая часть таких болельщиков начинали как глорихантеры в чистом виде. И со временем переделывались в уже убежденных болел конкретного клуба.
любая выборка может быть не релевантной. опроси тысячу человек в ТЦ и на выходе со стадиона - результаты будут предсказуемо разные
туда же рейтинги и статистика просмотров - многие смотрят футбол на пиратских стримингах (Сопкаст чемпионат России - не просто так появившийся мем), а любые площадки уровня ютуба априори рассчитаны на юную аудиторию
да и зачем мне смотреть материалы по матчу на ютубе, если я его онлайн смотрел, или на стадионе, а моменты можно в тех же соцсетях увидеть со своими плеерами, просмотры которых в статистику не идут
Смешное про конкуренцию Медиалиги с РПЛ. Сравнивается результат разовый с долгосрочным (пусть и не самым хорошим). Без вливаний Медиалига жить не будет (а хайп это такое дело - сегодня он есть, а завтра тем же зумерам надоели одни и те же маты, драки и ужимки и хайпа уже нет), вот и пытаются «великодушно» предложить сотрудничество. «Медиалига настроена делиться игроками»😂
В общем, автор выдавил из мозга какую-то смесь личных впечатлений, исследований разной степени релевантности (исследование Sports.ru 2015 года? Seriously?) и попытался подвести решение под ответ. Хорошая попытка, но нет
Не спешите ругать "Есть тема". Он может вдохновить политический "базар" на перемены.
Не спешите ругать Мавроди. Он может вдохновить россиян на перемены.
Не спешите ругать Каина. Он может вдохновить Бога на перемены.
Я таких ещё штук 100 могу наклепать :D