10 мин.

Как Луис Суарес прошел путь от триумфа до слез — в 10 картинках

Во время подготовки к решающему матчу группы H между Ганой и Уругваем телекамеры на стадионе «Аль-Джануб» зафиксировали болельщика из Ганы, который держал плакат с надписью «Месть за 2010 год».

Когда в апреле была проведена жеребьевка группового этапа чемпионата мира, этот матч сразу же выпал на первый план. Сборной Гане был дан шанс изгнать демонов 2010 года, когда они были мучительно выбиты из четвертьфинала сборной Уругвая в серии пенальти.

В последние минуты дополнительного времени тем вечером Асамоа Гьян попал в перекладину с пенальти, назначенного после того, как Луис Суарес рукой выбил из ворот удар головой Доминика Адийи, после чего нападающий был удален. Если бы Адийя или Гьян забили, сборная Ганы наверняка выиграла бы и стала первой африканской командой, вышедшей в полуфинал чемпионата мира.

Президент страны Нана Акуфо-Аддо также говорил о «мести» в Катаре после жеребьевки. Главный тренер Отто Аддо сказал своей команде забыть прошлое, но эти раны далеки от заживления.

Здесь с самого начала чувствовалась напряженность.

Когда Суарес, капитан сборной Уругвая, приветствовал команду соперника, он подошел к Джордану Айю, одному из ведущих игроков сборной Ганы. Айю отказался даже смотреть в глаза, когда Суарес сжимал его руку.

(Фото: Дэвид Рамос — FIFA/FIFA via Getty Images)

Этот матч вообще не был посвящен сложным или умным тактическим подходам. Он был переполнена эмоциями и зависел от того, какой команде удастся сохранить спокойствие. Уругвай накануне пролил первую кровь, выбрав Суареса для работы со СМИ. Это был макиавеллиевский поступок, который усилил напряженность.

Репортер спросил его, ожидал ли он, что игроки сборной Ганы сделают его своей мишенью в качестве расплаты за тот печально известный инцидент 12 лет назад.

«Я не думал об этом. Это неправильно истолковывается, — сказал Суарес. — Я не знаю, кто что говорил. Вполне вероятно, что игрокам, которые говорят о мести, было восемь лет, и они не помнят, что произошло. Они, наверное, видели видеозаписи с моей игрой. Им было по 12 лет, и они слышали, как люди говорили: "Зачем он это сделал? Он — дьявол". Все, что было сказано, не должно быть неверно истолковано».

Далее он добавил: «Вы можете жить прошлым и думать о мести, потому что может наступить время, когда это обернется неприятными последствиями».

Суарес, должно быть, знал, что ганские болельщики будут освистывать его каждый раз, когда он будет касаться мяча. Но такой игрок, как он, очень опытный футболист, привыкший выводить из себя своих соперников и их болельщиков, несомненно, был мотивирован таким повышенным вниманием.

В первом тайме было ясно, что Суарес наслаждался моментом и собственным злодейством. Это стало очевидным, когда Андре Айю, брат Джордана и единственный член сборной на чемпионате мира 2010 года, который также был среди 26 игроков своей сборной в Катаре, подражая Гьяну не забил своим ударом с пенальти. На этот раз удар был отбит.

Первоначально он вообще не был назначен, судья подал сигнал об офсайде; последующая отмена этого решения помощником судьи по видеосвязи привела к тому, что со своими протестами Суарес занял центральное место.

(Фото: Буда Мендеш/Getty Images)

Вскоре после этого, на 26-й минуте, Уругвай повел в счете, и Суарес снова оказался в центре событий. Его удар парировал вратарь Лоуренс Ати-Зиджи, но Джорджиан де Арраскаэта оказался рядом и головой отправил мяч в пустые ворота. Суарес бурно праздновал победу перед большим контингентом ганских болельщиков.

(Фото: Дэвид Рамос — FIFA/FIFA via Getty Images)

Теперь уругвайцы буквально летали. Они наконец-то обрели форму, которой не хватало в двух предыдущих матчах группы, сыграв вничью со счетом 0:0 с Южной Кореей и проиграв Португалии со счетом 0:2. Суарес не вышел в стартовом составе в последнем матче, главный тренер сборной Уругвая Диего Алонсо отдал предпочтение коллеге-ветерану Эдинсону Кавани. Против Ганы, когда все было поставлено на карту, Алонсо выбрал Суареса, и это принесло свои плоды.

К настоящему времени 35-летний бывший нападающий «Ливерпуля», «Барселоны» и мадридского «Атлетико» наслаждался игрой. Когда тайм подходил к концу, он обыграл Иньяки Уильямса у линии штрафной и помчался к воротам. Опасность была предотвращена, но в этот момент Суарес, дьявол, каким его помнят жители Ганы, снова стал их кошмаром.

Однако во втором тайме напряженность вновь возросла.

С учетом того, что Южная Корея и Португалия в другом матче группы играли со счетом 1:1 в одно и то же время, и зная, что один гол в пользу первой выбьет их с турнира, темперамент Уругвая пошел на износ.

Два пенальти были проигнорированы, причем один — на Дарвине Нуньесе — так разозлил Суареса, что он выбил мяч ногой подальше, заработав желтую карточку. Болельщики Ганы и многие нейтральные одобрительно взревели.

(Фото: Альфредо Эстрелла/AFP via Getty Images)

Возможно, почувствовав, что запал Суареса начинает иссякать, на 66-й минуте Алонсо заменил его на Кавани. Суарес ушел с поля под скандирование «Лучо! Лучо! (его прозвище, которое также переводится как "Воин великой славы") Оле, Оле, Оле!» уругвайских болельщиков.

(Фото: Рихард Зеллерс /Getty Images)

Отправленный на скамейку запасных, Суарес мог только наблюдать за разворачивающейся драмой.

Последовал еще один неназначенный пенальти, после того как Кавани, казалось, был сбит Даниэлем Амарти. А затем для Уругвая случилась катастрофа: появились новости о том, что нападающий «Вулверхэмптон Уондерерс» Хван Хи Чхан забил в добавленное время за Южную Корею, которая теперь вела со счетом 2:1 в матче против Португалии.

Уругвай выбывал — сравнявшись с корейцами по очкам, разнице мячей и личным встречам, но уступал со счетом 4:2 по забитым мячам — и когда счет высветился на цифровых экранах стадиона, воздух наполнился радостными криками болельщиков Ганы, которые были полны решимости насладиться дискомфортом своих соперников. Камеры запечатлели ошеломленную реакцию Суареса — и ганцы снова праздновали.

(Фото: Дэвид Рамос — FIFA/FIFA via Getty Images)

Уругвай был близок к тому, чтобы забить в компенсированное время, когда Кавани пробил по воротам и отправил мяч под ближнюю штангу, но человек, который наверняка нанес бы завершающий удар, Суарес, мог только наблюдать со скамейки запасных.

На последних секундах Суарес взял на себя роль тренера, призывая своих товарищей по команде сделать последнее усилие, в сценах, напоминающих Криштиану Роналду, взявшего на себя контроль над сборной Португалии в финале Евро-2016 после того, как был вынужден покинуть поле из-за травмы. Однако, в отличие от случая с Роналду в тот вечер, все это было безрезультатно.

Судья Даниэль Зиберт дал свисток, чтобы закончить матч и, вполне возможно, звездную международную карьеру Суареса.

Потрясенный результатом Алонсо застыл на бровке. Уругвайские игроки преследовали Зиберта и других судей матча. Они дергали немецкого рефери за руку и кричали ему в ухо. Защитника Хосе Марию Хименеса пришлось физически сдерживать, чтобы Зиберт смог убежать по туннелю.

Суарес, со своей стороны, мог только рыдать на скамейке запасных.

(Фото: Майя Хитидж — FIFA/FIFA via Getty Images)

Уругвай выбыл из чемпионата мира 2022 года, и они не собирались уходить спокойно.

Позже на кадрах было видно, как Кавани, уходя с поля, сбил монитор ВАР на землю.

В кои-то веки главным проказникам футбола была испорчена вечеринка, хотя Суарес, со своей стороны, похоже, не был замешан ни в каких неприятностях. Он был просто слишком расстроен.

(Фото: Майя Хитидж — FIFA/FIFA via Getty Images)

Во время послематчевой пресс-конференции Алонсо по-английски попросили объяснить, что произошло после финального свистка и почему его игроки были так злы. Он держал наушник, который менеджеры используют для прослушивания переводчика ФИФА, затем сделал жест, как будто тот не работает. Вопрос был повторен с тем же результатом.

«Мы выбыли из-за пенальти Португалии (в компенсированное время, который превратил преимущество над Уругваем в один мяч в двухголевое) и из-за разницы мячей, — сказал он позже. — Мы выбыли из-за того пенальти, который был назначен в дополнительное время, что, согласно ФИФА, не было пенальти».

В микст-зоне большинство игроков сборной Уругвая быстро прошли мимо репортеров. Федерико Вальверде остановился, но неохотно.

«Нам грустно. Там много печали», — сказал полузащитник. На вопрос, были ли у него проблемы с Зибертом, Вальверде резко ответил: «Нет. С судьей проблем нет».

У Суареса было другое мнение.

«Я видел пенальти на Кавани, когда они прервали его забег, — сказал Суарес. — Эди выставил свое тело перед ним. И тот, что был на Дарвине, тоже был супер явным. Это не оправдание, но на этом чемпионате мира они свистят какие-то невероятные пенальти — принимаются невероятные решения».

Вылететь с чемпионата мира после группового этапа — это огромный провал для Уругвая. Алонсо, возможно, поставил под угрозу и свое будущее, и будущее одного из великих поколений национальной сборной.

Гане тоже нечего было праздновать, так как они тоже едут домой. Это войдет в историю как один из самых низких моментов в их недавней футбольной истории, даже если наблюдение за поражением Уругвая и их вспышкой гнева побудило часть их болельщиков праздновать.

Амарти сказал, что ему «наплевать на 2010 год», потому что «мы — новое поколение», но он не смог удержаться от лукавого замечания по поводу последствий.

«Мы видели его (результат матча Южная Корея-Португалия) на экране, — сказал Амарти в интервью. — Если мы не сможем пройти (дальше), то и они не смогут. (Это было важно) для меня».

Когда разочарование сборной Ганы утихнет, они найдут достаточно доказательств в своих выступлениях в Катаре, чтобы вселить в себя надежду на будущее. Аддо уйдет с поста главного тренера, чтобы вернуться к своей роли в штабе немецкого клуба «Боруссия Дортмунд», а его замена унаследует молодую, многообещающую команду, которая может быть построена вокруг энергичного таланта Мохаммеда Кудуса.

Будущее Суареса предсказать легче.

В следующем месяце ему исполняется 36 лет, и его карьера завершается в Уругвае в «Насьонале», клубе его детства из столицы Монтевидео.

Если это действительно окажется его последним выступлением на чемпионате мира, он может быть уверен, что его место в учебниках истории турнира обеспечено.

Здесь он отлично сыграл роль злодея против Ганы, но все равно все закончилось плачевно.

Миссия Ганы по отмщению провалилась, но они были единственными, кто все-таки улыбались.

Фото обложки: Майя Хитидж — FIFA/FIFA via Getty Images

Автор: Джей Харрис (источник)

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.