О коммерческой деятельности «Ливерпуля»: новая сделка с Adidas, 1,7 миллиарда подписок и почему Азия так важна
Согласно данным Blinkfire Analytics, в прошлом сезоне у «Ливерпуля» было 1,7 миллиарда подписок на всех платформах социальных сетей — это больше, чем у 10 лучших команд НФЛ и НБА, вместе взятых. Только в тот апрельский день, когда команда Арне Слота завоевала титул чемпиона Премьер-лиги, подписалось 60 миллионов.
Тем не менее, это лишь один из способов, благодаря которому деятельность клуба за пределами поля в последние годы выросла как на дрожжах. За последнее десятилетие коммерческие доходы выросли почти втрое. Последний отчет за 2023/24 годы был значительным в том смысле, что впервые коммерческий доход (£308 млн.) составил более половины от общего дохода (£614 млн.). Кроме того, это был первый случай в истории Премьер-лиги, когда они превзошли своих главных конкурентов «Манчестер Юнайтед» (£303 млн.) в коммерческом плане.
«С точки зрения наших доходов произошли существенные изменения, но нам все еще есть куда расти, — говорит коммерческий директор «Ливерпуля» Бен Латти. —- Потенциал огромен. Я считаю, что мы только начинаем понимать, к чему мы можем прийти как коммерческий бизнес. У нас есть нужные люди и правильная структура, чтобы сейчас по-настоящему работать».
Лэтти и его сотрудники, разбросанные по офисам по всему миру, руководствуются не успехами «Юнайтед» и не попытками догнать «Манчестер Сити» (£344 млн.), единственный клуб Премьер-лиги с более высоким коммерческим доходом. Он настаивает, что «даже не смог бы сказать вам, каковы их коммерческие показатели». Вместо этого амбиции «Ливерпуля» сосредоточены на максимизации доходов от трансляций, на которые они могут влиять.
«Я сосредоточен на том, чтобы получать контролируемый доход — как в день матча, так и от рекламы, — говорит Лэтти. — Деньги от СМИ — это здорово, но в какой-то степени они зависят от результатов на поле. Мы должны быть футбольным клубом, который обеспечивает стабильность во всем, что мы делаем».
Лэтти, который подчиняется генеральному директору «Ливерпуля» Билли Хогану, был назначен на должность коммерческого директора в 2024 году, через два года после возвращения на работу в качестве коммерческого директора, а в 2021 году ушел с поста главы отдела глобальных партнерских продаж, чтобы присоединиться к группе в Бристоле, управляющей профессиональными командами по футболу, регби и баскетболом. Клуб наладил партнерские отношения, и его сотрудники постоянно работают в Гонконге, Японии, Сингапуре, Бостоне и Нью-Йорке в Соединенных Штатах, а также в Лондоне и на Мерсисайде у себя дома.

Были заключены многомиллионные сделки с известными американскими брендами, такими как производитель мобильных телефонов Google Pixel, фитнес-компания Peloton, гиганты логистики и судоходства UPS и специалисты по цифровым стратегиям Orion Innovation. Но важность азиатского рынка для «Ливерпуля» остается такой же высокой, как и прежде. По данным клуба, у них около 250 миллионов болельщиков по всему континенту, и это самый крупный регион по объему выручки от розничной торговли.
Девять из 20 розничных магазинов «Ливерпуля» по всему миру находятся в Азии, последний из них открылся на прошлой неделе в Гонконге. У «Ливерпуля» также есть 48 официальных клубов болельщиков, расположенных по всему континенту. Это является частью призыва к спонсорам на футболках Standard Chartered и спонсорам тренировочных комплектов AXA, а также к официальным партнерам, таким как Japan Airlines и токийское издательство Kodansha.
Нынешнее предсезонное турне «Ливерпуля», в рамках которого состоятся товарищеские матчи в Гонконге и Японии, обещает много интересного.
«Когда дело доходит до турне, мы всегда оцениваем рынок и рассматриваем различные варианты как на востоке, так и на западе, — говорит Лэтти. — Прежде чем принимать какие-либо решения, мы поговорили со (спортивным директором) Ричардом Хьюзом, (его помощником) Дэвидом Вудфайном, (директором по медицине и достижениям) Джоном Пауэром и другими, чтобы обсудить все доступные варианты.
«Некоторые из них будут подвергнуты сомнению, исходя из их футбольной пригодности, тренировочных возможностей и так далее. Подготовка к футболу имеет первостепенное значение, но команда футбольных операторов также понимает коммерческую ценность этих турне. Для нас главное — приблизить клуб к болельщикам, которые, возможно, не могут попасть на «Энфилд»».
Что еще почитать: Счетовод: исследование финансов «Ливерпуля», самого прибыльного клуба Англии
Дважды за время правления Брендана Роджерса на посту главного тренера предсезонные туры в Азию также включали матчи в Австралии. Единственный раз, когда «Ливерпуль» приезжал туда с 2015 года, был товарищеский матч в Сиднее в 2017 году. Было ли когда-нибудь в планах посетить Австралию на этот раз?
«Было несколько сообщений, но ничего более продвинутого, — говорит Лэтти. — Мы всегда обращаем на это внимание. Мы никогда не исключаем этого, но специально для этого тура идея заключалась в том, что мы проведем эти две игры, а затем вернемся на «Энфилд»».
«Мы бы хотели провести еще одну игру на «Энфилде» с «Атлетиком» (испанцы проведут две ответные игры в понедельник, 4 августа), но успех команды означал, что нам предстоит сыграть на Комьюнити Шилд (10 августа) перед матчем Премьер-лиги против «Борнмута» в пятницу вечером (15 августа). Это означало, что «окно» сократилось».
В прошлом «Ливерпуль» чередовал свои предсезонные туры между США и Азией. Как насчет 2026 года?
«Мы всегда начинаем рассматривать наши варианты примерно на год вперед, — говорит Лэтти. — Это будет как общение с промоутерами, так и поиск того, как мы могли бы сделать это сами. Если вы делаете это сами, вы принимаете на себя часть этого риска и поддерживаете себя в плане заполнения стадионов. Футбольная сторона подсказывает нам, что лучше для команды, а вы также принимаете во внимание то, что обеспечит вам коммерческую безопасность и позволит максимально эффективно использовать предоставленное нам время».

Связи между спонсорами клуба и Азией очевидны, но у них не было контрактных обязательств играть этим летом ни в Гонконге, ни в Японии.
«Существует очень много переменных, — объясняет Лэтти. — Доступность стадиона, наличие соперников, обеспечение надлежащих условий для тренировок. Нет никаких гарантий. Но мы знаем, когда партнер ориентирован на определенный рынок, и если звезды сходятся, то мы стараемся, чтобы это сработало».
Текущие контракты со Standard Chartered и спонсором Expedia рассчитаны до 2027 года, и в ближайшее время начнутся обсуждения о возможном продлении.
«Мы начнем этот процесс как с переговоров с действующим руководством, так и, естественно, вы ожидаете, что мы также поговорим с рынком, — говорит Лэтти. — На данный момент я не верю, что есть более крупный футбольный клуб, чем «Ливерпуль»».
Что еще почитать: Как «Ливерпуль» может позволить себе купить Александра Исака, даже потратив более £500 млн. за два месяца
В этом туре «Ливерпуль» играет по странному сценарию в прошлогодней форме Nike, поскольку их новый контракт с Adidas вступает в силу только 1 августа. Это связано с тем, что начало пятилетнего контракта Nike было отложено из-за того, что сезон 2019/20 был продлен до июля из-за трехмесячного перерыва, вызванного пандемией Ковид-19.
Сегодня (в среду) «Ливерпуль» в последний раз за долгое время наденет форму Nike в матче против «Йокогама Ф. Маринос» на стадионе «Ниссан» перед вылетом домой. В пятницу состоится масштабная презентация Adidas, а флагманский клубный магазин на «Энфилде» вновь откроется после серьезной летней реконструкции.

«Такова просто реальность ситуации, — говорит Лэтти. — Если вспомнить, когда мы начинали сотрудничество с Nike, то мы припозднились из-за Ковид. Одно я могу сказать: Nike была невероятной компанией. Они сказали, что будут хорошими партнерами до самого конца, и были верны своему слову. Что касается оборудования и экипировки, необходимых для этого тура, они предоставили все, что мы просили».
«Обычно в мае вы выпускаете новую форму и, возможно, надеваете ее на заключительную игру сезона, в зависимости от значимости матча. Мы не смогли этого сделать, но 1 августа будет для нас знаменательным».
Лэтти настаивает, что никогда не было никакой надежды на то, что будет достигнуто соглашение, по которому Adidas вступит в спонсорство на несколько месяцев раньше срока: «Мы всегда собирались соблюдать условия контракта с Nike. Когда мы только начали переговоры с Adidas, всегда было ясно, когда мы сможем начать сотрудничество, и все точно знали, на чем они стоят. Такого больше не повторится и никак на нас не повлияет».
Это означает, что «Ливерпулю» предстоит выпустить три новых комплекта в течение короткого периода времени — процесс, который будет в ближайшие дни ускорен.
Сделка с Adidas, безусловно, будет для них более выгодной, чем с Nike. Цифры остаются конфиденциальными, и они будут частично связаны с продажами и работой команды, но ежегодный доход будет намного больше, чем £60 млн. в год, которые ранее обсуждались.
Было запущено новое клубное мобильное приложение, и, согласно условиям контракта, «Ливерпуль» по-прежнему будет иметь право бронировать и продавать товары под собственным брендом через розничные сети клуба.
«В сделках с комплектами формы очень много переменных, — добавляет Лэтти. — Действительно, трудно сравнивать сделку по приобретению комплектов формы у «Ливерпуля» и у конкурента. То, как мы ведем наш бизнес по сбыту, полностью отличается от того, как работает большинство других клубов, поскольку мы все делаем сами. Некоторые клубы с удовольствием передают это на аутсорсинг».
«Для нас действительно важно обладать гибкостью и обеспечивать, чтобы продукт попадал в руки наших поклонников по всему миру через правильную дистрибьюторскую сеть».
«У нас были рекордные продажи комплектов из года в год (с Nike). Это была конкурентная ситуация, и различные факторы привели к тому, что Adidas стала той компанией, с которой мы продвигались вперед. Они были великолепны в том, что, пока это не влияет на их бизнес, мы можем делать все, что хотим. Это успешная часть нашего бизнеса в области мерчандайзинга, в то время как мы стремимся к дальнейшему росту».
«Как недавно сказал Билли Хоган, мы являемся одним из крупнейших клубов в мире и хотим вести себя соответственно. Это справедливо как на поле, так и за его пределами».
Автор: Джеймс Пирс (источник)
Фото обложки: «Ливерпуль»/Liverpool FC via Getty Images
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!
Неужели кто то думает, что эти три формы еще ПРЕДСТОИТ выпустить, что они еще не готовы? :)))