8 мин.

Ваш клуб хочет произвести чистку состава — но может ли кто-нибудь действительно позволить себе «сухостой»?

По мнению Микеля Артеты, «Арсеналу» пора быть безжалостным. «Нет времени, чтобы тратить его впустую, и есть много работы, которую нужно сделать», — говорит он, и когда он говорит: «Мы должны быть безжалостными», ясно, что он имеет в виду изменения в игровом составе, а не призывает совет директоров взяться за топор после крайне разочаровывающего первого полного сезона в качестве главного тренера команды.

Гленн Ходдл говорит то же самое о «Тоттенхэм Хотспур», заявляя, что его любимый клуб нуждается в «настоящей реконструкции, перестройке на каждом участке поля», потому что «не проявляя неуважения, в команде есть игроки, которые являются средненькими по уровню Премьер-лиги». Независимо от того, кто будет назначен тренером после Жозе Моуринью, клубу необходим капитальный ремонт.

То же самое можно сказать и о «Ливерпуле», где надежды прошлого лета на новую эру господства уступили место разговорам о радикальных переменах, и независимо от того, означает ли это продажу игрока с громким именем, чтобы собрать средства и освободить место для молодежи, или просто разгрузить тех, кто выпал на обочину во время неудачной защиты титула Премьер-лиги в прошлом сезоне, есть ощущение, что команда нуждается в чистке.

И это можно продолжать и дальше: в «Челси», где появились сообщения о плане избавления от 13 игроков, в том числе таких забытых игроков, как Давиде Дзаппакоста, Баба Рахман, Тьемуэ Бакайоко, Дэниэл Дринкуотер, Виктор Мозес, Росс Баркли, Кенеди и Миши Батшуайи, а также сомнения в будущем Тэмми Абрахама; в «Эвертоне», где они вскоре столкнутся с извечной загадкой, что делать с Тео Уолкоттом, Дженком Тосуном и Мойзе Кином; в «Астон Вилле» и «Саутгемптоне», где есть настоятельная необходимость продать нескольких нежелательных игроков, и так далее.

Во всем этом есть проблема. Как отметил Мэтт Слейтер на прошлой неделе, в прошлом сезоне доходы 20 клубов Премьер-лиги упали примерно на £600 млн. из-за последствий пандемии COVID-19. Полная степень дефицита в этом сезоне еще не прояснилась, но потеря доходов в день матчей оказала огромное влияние на клубы всех уровней — и хотя это не помешает некоторым продолжать тратить деньги, как пьяные моряки на побывке, финансовый климат угрожает привести к остановке одной конкретной области — трансферного рынка.

Избавление от нежелательных игроков было затруднительным и в лучшие времена. Во время трансферного окна прошлым летом, в разгар пандемии COVID-19, оно считалось кошмаром председателями, руководителями, спортивными директорами, главными тренерами, игроками и, конечно же, агентами. Это лето во многих областях грозит быть таким же сложным.

Конечно, на вершине рынка будут крупные сделки, но идея расчистки колод, увеличения состояния за счет продажи нежелательных игроков и облегчения бремени по зарплате? Было бы преуменьшением предположить, что это будет легче сказать, чем сделать.

За последние годы «Ливерпуль» преуспел в разгрузке переферийных игроков, собрав £50 млн., продав Кристиана Бентеке и Мамаду Сако в «Кристал Пэлас», почти £40 млн., продав Джордона Айба, Доминика Соланке и Брэда Смита в «Борнмут», и £12,5 млн., продав Дэнни Уорда в «Лестер Сити».

Прошлым летом они надеялись собрать £60 млн., продав Деяна Ловрена, Марко Груича, Харри Уилсона и Лориса Кариуса, и, возможно, еще £20 млн., продав либо Джердана Шакири, либо Дивока Ориги. Депрессивный трансферный рынок показал, что единственным игроком, которого они смогли реально продать, был Ловрен, который присоединился к санкт-петербургскому «Зениту» (прим.пер.: и стал чемпионом России в первый же год) в сделке за £10,9 млн. Не имея приемлемых предложений по остальным пяти, они в конечном итоге продали Риана Брюстера «Шеффилд Юнайтед», а Ки-Яна Хувера — «Вулверхэмптон Уондерерс».

Эти две сделки принесли в общей сложности более £35 млн., но продажа этих двух ярких долгосрочных перспективных игроков считалась скорее прагматичным решением, нежели идеальным. Год спустя перспективы удачно продать Шакири (709 минут в Премьер-лиге за последние два сезона), Ориги (888 минут) и Груича (который периодически появлялся на поле в аренде в «Порту») неясны.

Прошлым летом «Арсенал» планировал расчистить миллионы в зарплатной ведомости, избавившись от Месута Озила, Шкодрана Мустафи, Сократиса Папастатопулоса, Маттео Гендузи, Лукаса Торрейры, Генриха Мхитаряна и Сеада Колашинаца, но лето пришло и ушло, а убыли лишь Гендузи, Торрейра и Мхитарян, первые два на правах аренды в «Герту Берлин» и «Атлетико Мадрид» соответственно, а третий — свободным агентом в «Рому».

Когда в январе вновь открылось трансферное окно, «Арсенал» расторг контракты Озила, Мустафи и Сократиса и отправил Колашинаца на правах аренды в «Шальке». Озил ушел бесплатно в «Фенербахче», но, как в прошлом месяце сообщал The Athletic, «Арсенал» по-прежнему до конца июня будут выплачивать 90% его зарплаты в размере £350 тыс. в неделю. Проблема с многолетним ошибочным или беспорядочным подбором игроков заключается в том, что, когда вы пытаетесь исправить предполагаемые ошибки прошлого, вы делаете это с позиции серьезной слабости.

Расчистка «Арсенала» в январе представляла собой своего рода «безжалостность», которую Артета считал необходимой, чтобы избавить клуб от четырех дорогих и разочарованных игроков, но вместо того, чтобы собрать деньги, это привело к тяжелым финансовым затратам и оказалось гораздо более длительным, чем клуб мог себе представить в это же время прошлого года. Тем временем, отчаявшись собрать средства, они продали Эмилиано Мартинеса «Астон Вилле» — сделка, которую Артета не планировал, но которая, по его словам, стала необходимой, чтобы «подбить бухгалтерию». Опять же, случай, когда вы не можете продать игроков, которых хотите, и вынуждены продать другого игрока, потому что можете это сделать.

Идея массовой зачистки — высвобождение место под заработную плату, укрепление трансфертного рынка — привлекательна, но на этом депрессивном рынке она выглядит чрезвычайно сложной. Так много игроков, которые этим летом превышают свои требования — это те, кто был в том же положении год назад. Во многих случаях, особенно в «Челси», это, как правило, означает отказ от надежды на постоянные трансферы и согласие на сезонные аренды, часто продолжая выплачивать большую часть заработной платы игрока. Даже сейчас у Дзаппакосты, Рахмана, Дринкуотера и Бакайоко есть еще по году в контрактах с клубом.

Баба Рахман, Тьемуэ Бакайоко и Дэниэл Дринкуотер остаются на контрактах в «Челси» (Фото: Даррен Уолш/Chelsea FC via Getty Images)

Единственным очевидным «зачисточным» среди клубов Премьер-лиги этим летом станет «Кристал Пэлас», где этим летом истекают контракты многих игроков — среди них Мамаду Сако, Гари Кэйхилл, Скотт Данн, Патрик ван Анхольт, Эндрос Таунсенд и Кристиан Бентеке. Хотя некоторым игрокам будут предложены новые контракты, «Пэлас» рассматривает это как возможность восстановить и омолодить стареющую команду, скорее всего, под руководством нового главного тренера. Но, конечно, когда контракты истекают, плата за трансфер не возмещается. За некоторыми исключениями, такими как Аарон Уан-Биссака и Александр Серлот, «Пэлас» в течение последних пяти сезонов было трудно собрать какие-либо деньги на продажах игроков. Это, в действительности, одна из причин, по которой клуб полон решимости пойти в другом направлении с более молодой командой и большим количеством игроков с перепродажной стоимостью.

В других клубах так много нежелательных игроков, которые все еще останутся там, когда сезон Премьер-лиги снова начнется в августе, и на данный момент все сводится к игрокам, о которых идет речь, и к их главным тренерам. Если нет денег, чтобы заменить этих игроков, если нет никого, кто мог бы забрать их у вас, они просто остаются на зарплате, ложатся бременем на счет заработной платы? Или есть желание, как у главного тренера, так и у игрока, попытаться найти решение?

Нампалис Менди не произвел особого впечатления в первые четыре года игры за «Лестер Сити» после прибытия из «Ниццы» летом 2016 года. Его контракт должен был истечь прошлым летом, когда он подписал краткосрочное продление, чтобы охватить последние недели продленного сезона COVID-19, но все еще ожидалось, что он перейдет куда-либо на фоне интереса со стороны клубов из Франции и Катара. Вместо этого, впечатлив Брендана Роджерса в предсезонке, он заработал новый двухлетний контракт и внес значительный вклад в этом сезоне, начав в старте 15 матчей Премьер-лиги.

Кроме того, есть Натаниэль Филлипс, защитник «Ливерпуля». Он был на грани перехода в «Суонси Сити» в октябре, но в последний момент валлийский клуб подписал Райана Беннетта из «Вулверхэмптон Уондерерс» и Джоэла Латибодьера из «Манчестер Сити». Несколько недель спустя, когда Вирджил ван Дейк и Жоэль Матип получили травмы, Филлипс дебютировал в Премьер-лиге за «Ливерпуль» и получил награду «Игрок матча». Начиная с такой бесперспективной позиции он в конечном итоге был признан одним из самых последовательных футболистов «Ливерпуля» в этом сезоне.

Несмотря на все отчаяние расчистить состав — и, конечно, это относится к болельщикам в той же степени, что и к главным тренерам — действительно ли это жизнеспособный вариант в то время, когда футбол сталкивается с финансовыми проблемами, вызванными пандемией? Сокращение заработной платы, безусловно, является приоритетом для многих клубов, но разве мы недооцениваем способность игрока оставить позади разочаровывающую кампанию и вернуться на предсезонную подготовку в июле с ясной головой и желанием доказать свою правоту? Неужели мы недооцениваем, насколько менеджмент в футболе, как и в любой другой отрасли, должен быть направлен на то, чтобы добиваться от людей наилучшего?

Джон Стоунз и Александр Зинченко могли легко отказаться от Пепа Гвардиолы прошлым летом — и наоборот. Но они этого не сделали. Оба игрока включились в борьбу за свои места под руководством тренера, который, как известно, очень строг в своих повседневных требованиях на тренировочном поле. Оба вернулись в фавор, и оба внесли неоценимый вклад в сезон, который завершится медалью победителя Кубка Лиги, медалью победителя Премьер-лиги и финалом Лиги чемпионов.

Это, конечно, игроки высокого уровня, но так же, в той или иной степени, многие из тех, кого списывают как «сухостой» в «Арсенале», «Тоттенхэме», «Ливерпуле» и других местах. Одно дело, если вы можете собрать средства, продавая этих нежелательных игроков и снимая их с вашей зарплатной ведомости, но при таком финансовом климате, на сложном трансферном рынке, еще неизвестно, кто их к себе заберет.

(Фото обложки: Джон Уолтон – Pool//Getty Images)

Источник

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал