6 мин.

Первый еврокубковый матч на «Открытии» стал последним

Репортаж Евгения Маркова с матча «Спартака».

Угрюмые болельщики шли по утоптанному песку, сторонились огромных луж и перешагивали через пустую бутылку водки. Как оказалось в дальнейшем, именно так выглядела дорога «Спартака» в Лигу Европы.

Спартак

Всю свою недолгую жизнь стадион «Открытие Арена» жил без еврокубкового футбола. «Спартак» на нем умудрился влететь в первом же дерби с ЦСКА, Австрия похоронила сборную Капелло, а клубный европейский футбол все никак не приходил.

Перед ответным матчем с кипрским «АЕКом» негативных предпосылок почти не было: спартаковцы уверенно переиграли тульский «Арсенал», забили за один матч четыре гола, а Джано Ананидзе начал свое превращение в Алекса. В футболках этого бразильца по-прежнему ходят многие посетители спартаковского стадиона, пренебрегая при этом «семеркой» своего нового бомбардира Джано.

В фирменном магазине «Спартака», как и раньше, висят футболки Глушакова, Промеса и Зе Луиша, и продавец, отвечающий за нанесение фамилий, говорит, что фамилию Джано печатать чаще не стали: «Промес, Промес и еще раз Промес — тут все по-старому».

Спартак

В том же магазине 5-летний болельщик «Спартака» закатил жуткую истерику, потому что родители заставили его снять красно-белую футболку, чтобы пробить ее на кассе. В следующий раз я увидел этого паренька уже на улице — возле припаркованного автобуса московской команды. Там толпа приобретала футбольный загар, а болельщик с 12-м номером и надписью «Удача» громко рассуждал: «Почему же счет 4:0 теперь никого не радует?». «Крупно победить — это нам не результат, — с улыбкой ворчал он. — А вот 1:1 на Кипре, где мы загораем и купаемся, это почему-то нормально». Что бы он ни говорил, удача «Спартаку» была действительно нужна, ведь каждый август наших болельщиков поджидают футбольные «аустерлицы».

Благодаря ним многие узнают о новых географических объектах и даже начинают неплохо разбираться в швейцарских и кипрских клубах. Несмотря на такую грустную историю, команды под кодовым названием «Санкт-Галлен» болельщики «Спартака» старались не вспоминать, а вместо этого сдержанно радовались успешному старту в РФПЛ.

«Мы победим, потому что привыкли сражаться», — рассказал мне болельщик «АЕКа» по имени Ксенас. Он в темно-зеленом поло своего клуба расхаживал напротив главного входа и сквозь солнечные очки искал своих соотечественников. «Очень красивый и современный стадион», — киприот был в восторге и на отличном английском рассказывал мне про греческого героя, изображенного на эмблеме его команды. «Это адмирал Кимон, он воевал с персами в V веке до нашей эры», — исторический экскурс от Ксенаса был кратким.

АЕК

С Кимоном гладиатор Спартак встретиться никак не мог, а вот против кипрского «АЕКа» у футбольного «Спартака» вышли пять номинальных защитников: Комбаров, Кутепов, Бокетти, Макеев и Ещенко. Аленичев не отказался от итальянской модели Массимо Карреры и вновь смоделировал красно-белый «Ювентус», играющий по схеме 5-3-2.

Пока Зе Луиш и Промес неудачно пробовали себя в роли Дибалы и Манджукича, Джано не стеснялся своего нового статуса супербомбардира. Он много работал с мячом, сделал несколько эффектных закидушек на Промеса, неплохо пробил по воротам с дальней дистанции и заработал опасный штрафной. Постоянные удары по ногам — лучшая оценка игры Ананидзе, который не забывал оттягиваться назад и добавлять атакам «Спартака» глубины.

Фанаты москвичей решили взять пример с исландских болельщиков и всей трибуной заухали. У футболистов, в отличие от болельщиков, северного спокойствия не было, и даже против скромного нападения «АЕКа» оборона «Спартака» была очень далека от туринского идеала: нападающие гостей несколько раз свободно уходили от Кутепова и получали мяч около штрафной Реброва.

Солнце Ларнаки больше не сжигало игроков «красно-белых», а скорость и компактность все никак не появлялись. Они были только в центре, где в роли степлера выступал Роман Зобнин. Он скреплял линии нападения и полузащиты, совершал много отборов, вовремя делился мячом и бил в створ ворот.

alt

Во втором тайме к нему вышел Денис Глушаков, и опорных полузащитников (вместе с Фернандо) стало слишком много. Активного Джано заменили из-за того, что он играл с «легким повреждением», но если бы у Дмитрия Аленичева была возможность поменять состав на игру, он бы не поставил в основу именно Ананидзе.

Несмотря на то, что на поле одновременно находились Глушаков, Фернандо и Ромулу (он заменил Зобнина), у «Спартака» несколько раз провалился центр. Гол в ворота Реброва назревал, и главный тренер «АЕКа» Иманоль Идьякес уже готовил эмоции для празднования. Когда его игроки упускали моменты, по губам тренера читались всевозможные конструкции с универсальным испанским словом «пута».

Во время эмоциональных прыжков на бровке кучерявый баск напоминал мексиканского вратаря Гильермо Очоа, летящего за мячом в девятку. Он много жестикулировал и выбегал к бровке после каждого спорного эпизода. Когда нападающий его команды попал в офсайд и не смог завершить свой выход на ворота, Идьякес начал кричать прямо в лицо резервному арбитру.

«Главное не пропустить», — уже шептали на трибунах. Зе Луиш продолжал чудить, Промес жадничал, а «АЕК» давил и за пять минут до конца матча устроил что-то похожее на эллинскую осаду. Дело дошло до того, что Артем Ребров получил желтую карточку за задержку времени, а Евгений Макеев (тоже ценой желтой карточки) срубил соперника на чужой половине поле и сорвал опаснейшую атаку два в два.

alt

Идьякес явно погорячился, назвав «Спартак» одним из лучших клубов Европы. На послематчевой пресс-конференции он от своих слов не откажется, но за несколько минут до этого со всей своей баскской эмоциональностью будет праздновать гол Ивана Тричковски. На одного из тренеров «АЕКа» кто-то гостеприимно выльет стакан пива, а самый тяжелый игрок «Спартака» Фернандо первым побежит ставить мяч на центр поля. «Если он делает рывок на 50 метров в самом конце игры — значит он в порядке», — скажет о бразильце Аленичев.

Для «Спартака», как и для его домашнего стадиона, этот матч Лиги Европы стал последним на ближайший год. «Открытие Арена» была инвестицией Леонида Федуна в том числе и в еврокубковое будущее его клуба. Теперь на нем, как и раньше, будут проводить матчи чемпионата и Кубка России, футболисты будут использовать черную лестницу, лишь бы не общаться с прессой, Дмитрий Аленичев — извиняться за бесхарактерность своих игроков, а болельщики — верить в чемпионство, которому теперь не помешает никто. Даже Лига Европы. 

Фото: Евгений Марков; РИА Новости/Антон Денисов (4,5)