«Ему надо было родиться русским». Лекхето – загадочный герой «Локомотива», тайком от всех забравшийся на крышу в Баковке
Этот – и другие чемпионские сюжеты – теперь носят на себе футболисты и болельщики «Локо».
Всем привет, и давайте поиграем в ассоциации. Я начинаю.
Джейкоб Лекхето для меня – это, конечно же, одни из первых в российском чемпионате косичек. Слишком узнаваемый прической футболист для консервативного первенства, где обычно играли в тучных бутсах, а руки утепляли строительными перчатками, – это что-то новенькое, колоритное и точно удивляющее.
Для моего самого близкого и родного болельщика «Локо» Джейкоб – это именно Джейкоб из видеопародии ОСП-студии на Семина и Газзаева, где персонаж Юрия Палыча, споря с оппонентом, постоянно оглядывался на поле и вопил: «Джейкоб, камбак». Да, именно «камбак».
Для друга, который с детства за «Локомотив» и до сих пор смакует гол Олега Пашинина в ворота ЦСКА, Лекхето равно Лига чемпионов. В начале нулевых в один из дней на канале НТВ на пять секунд можно было услышать гимн заветного европейского турнира – тогда же называли матч, который покажут в условную среду в неусловные 22:45. И однажды – в такую рекламную паузу – на экране появился Лекхето, который дословно произнёс: «Локомотив в Лига чемпионов».
Есть с Лекхето и другая – важная и максимально фотографичная ассоциация. Которая теперь отражена в новой коллекции от Фонбета и «Локомотива» – одежде в ретро стилистике двухтысячных с изображениями, сгенерированными искусственным интеллектом. Вы точно видели эти образы на игроках основного состава «Локо» – Тикнизяне, Лантратове, Миранчуке.
Один из сюжетов – как раз Лекхето с чемпионским Кубком на базе железнодорожников в Баковке. Так это выглядело осенью 2002 года.
Описанные выше моменты, конечно же, переносят нас в 2002 год. Первый золотой в истории «Локомотива». С чемпионским голом Лоськова в ворота бывшего одноклубника Нигматуллина. Впечатляюще надежной обороной (всего 14 пропущенных мячей). И большим влиянием на чемпионский результат со стороны левого защитника Джейкоба Лекхето.
Перед вами – текст-воспоминание о неуступчивом футболисте и светлом человеке, которого в «Локо» называли Бобо. И который тайком от всех забрался на крышу и там позировал с чемпионским кубком старого образца (когда его натурально можно было разбить).
Лекхето = новогодний подарок для болельщиков «Локомотива». Любил дискотеки и был киборгом на поле
Да-да, Лекхето – тот еще подарок. Официально появился в «Локомотиве» 1 января 2001 года. Как это было: Семин доверился рекомендации работавшего в Африке тренера Виктора Бондаренко – после чего оценил футболиста сам – и согласовал трансфер с президентом клуба Валерием Филатовым.
«В первую очередь понравилась его большая работоспособность как крайнего защитника, – вспоминал Семин раннего Лекхето в Москве. – Он выполнял громадный объем работы на фланге: как в обороне, так и в атаке. Больше, чем остальные наши защитники». А уже после – оценивая его игру и вклад в чемпионскую копилку – тренер назвал африканца одним из самых удачных трансферов в истории клуба.
Лекхето в менее тренерских и в более эмоциональных воспоминаниях фанатов «Локомотива» – это реактивные и очень целостные (то есть не холостые и бесцельные) прорывы по флангу. Защитник же Дмитрий Сенников отмечал, что Джейкоб чуть ли не первым в России стал играть от флажка до флажка. То есть успевал и в обороне, и в атаке: «Редкого трудолюбия был человек. К природной выносливости добавлял редкое умение выжимать из себя семь потов на тренировке».
Другие, также памятные для «Локомотива» моменты Джейкоба давайте прямо сейчас посмотрим в формате диафильма. Читая следующие строки, обязательно представляйте его широкую улыбку и вспоминайте (или представляйте), как защитник ставил корпус, оттирал соперника и спешил к воротам.
• Начнем с того, что за 116 матчей во всех турнирах за «Локомотив» он забил пять голов, два из которых – в важнейших отборочных матчах Лиги чемпионов («Тиролю» и ГАКу).
• А вот забив свой первый гол, Лекхето, встал на корточки, прополз несколько метров и задрал ногу, чтобы изобразить собаку, которая сами понимаете что делает. «Тогда я подумал: «Сумасшедший Бобо!», – вспоминал Сергей Игнашевич. – Но несколько лет спустя, когда я выступал за ЦСКА, Чиди Одиа забил «Осеру» и сделал то же самое. Видимо, это разновидность африканского футбольного фольклора».
• С Лекхето в составе «Локомотив» дебютировал в Лиге чемпионов. Дважды стал чемпионом России, по разу брал Кубок и Суперкубок.
• Два года подряд Лекхето признавали лучшим левым защитником чемпионата.
• В 2001-м он также стал вторым после Тчуйсе африканцем, попавшим в список 33-х лучших игроков чемпионата России.
• Именно из «Локомотива» Лекхето впервые получил вызов в сборную ЮАР. И признался в интервью, что его мечта – игра на домашнем чемпионате мира.
• Все это – параллельно с активной ночной жизнью. Джейкоб полюбил московские вечеринки, обижался на штрафы за опоздания на тренировки, но при этом весь московский этап карьеры провел практически без травм.
«У других легионеров как бывает? – вспоминал партнер по «Локомотиву» Юрий Дроздов. – Заболело что-то – он не тренируется, один у нас вечно больной был вообще… А Лекхето в единоборства вступал отчаянно, не берег себя – как на тренировках, так и в играх».
Яша, Бобо и Бобик. Сейчас вы полюбите Лекхето еще сильнее
В России африканец получил милое прозвище Яша – в честь героя одноименной повести Владимира Короленко. Бондаренко сравнивал Яшу с Чапаевым – защитник был таким же смелым, решительным и надежным. Но чаще всего в свой адрес Лекхето слышал «Бобо».
По словам самого Бобо, это его домашнее имя, к тому же так звали его дедушку. Игорь Чугайнов называл партнера вовсе Бобиком и радовался, что тот в первый же день в команде выхватил у администратора сетку с мячами со словами «Сэр! Дайте, я понесу».
Автор цитаты из заголовка – Сергей Овчинников. Если быть точным, то сказал он, что Лекхето «надо было родиться белым и русским». Еще бы – после домашней победы над «Брюгге», позволившей «Локо» выйти из группы Лиги чемпионов в сезоне-2002/2003, Лекхето подбежал к фанатской трибуне и швырнул туда свою футболку – и это при температуре в минус 15.
Еще примеры русскости Бобо? Пожалуйста!
• Дроздов считал, что Бобо адаптировался настолько хорошо, что мог с местными футболистами «выпить пивка». А еще смешно говорил по-русски «своим грудным голосом», получалось не очень складно – но «хотя бы пытался».
«Помню, в Мадриде неудачно сыграли, 0:4 получили, – также из воспоминаний Дроздова. – Легионеры решили после матча развеяться. Вызвали такси и сорвались в ночной клуб. А Палыч их увидел из окна, по клубным костюмам вычислил. В Москве выходим на тренировку, Семин обращается к Лекхето: «Бобо, в 2 часа ночи рестораны и музеи закрыты. Куда ездили?». Бобо глазами хлопает: «Coach, I don’t understand». Палыч к Вучичевичу: «Неман, куда ездили?». Тот: «Палыч, по-русски плохо понимать». Палыч плюнул и пошел».
• Партнеры действительно отмечали, что Лекхето выучил русский всего за несколько месяцев. И даже пронес с собой. После завершения карьеры футболист не только сдавал дом, но и открыл закусочную, где торговал жареной курицей. Название – «Сумашеши цыпленок». «Сумашеши» на распространенном в ЮАР языке зулу означает «быстро сделанный». Но курица-то была не простая, а подавалась с острым соусом. Так что… Все может быть.
• Лекхето страшно боялся кошек. Как-то на сборе в Тунисе к обеденному столу подошла кошка, выпрашивала еду. И как только добралась до части стола, где сидел Лекхето, вся команда услышала русский мат. Партнеры подсчитали, что это был первый раз, когда Бобо ругался по-русски. Оказалось, что в Южной Африке кошка – свирепое животное, и Джейкоб его страшно боялся.
• И на десерт. Вместе с другими легионерами Бобо ходил на лыжах. Наш любимый рассказчик Дроздов вспоминал: «Только лыжи напялили – попадали в заградительные сетки, запутались. Семин предупредил: пока все не проедут 8 километров – никто никуда не уйдет. Мы за часок этот кружок прошли – сидим в кафешке, чай-кофе пьем. Три часа их ждали! Наконец, смотрим – бредут с горы. Лыжи, палки в руках, злые, как черти».
Отъезд
22 мая 2004 года – последний матч Джейкоба не только за «Локомотив», но и во всей его клубной карьере. Он сыграл все 90 минут в Самаре против «Крыльев». Через два месяца провел игру за сборную против Ганы в отборе к ЧМ-2006, а дальше – бездна..
«Мы не имеем права удерживать Лекхето, – говорил Семин. – Мы благодарны ему за все, что он сделал для команды. Он стал родным для нас, расставаться очень жаль, но благополучие семьи превыше контрактных обязательств».
Ему было 34 года.
Но в конце текста мы вернемся к другому, позитивному и чемпионскому моменту. И ответим на тот самый вопрос.
Что же Лекхето делал на крыше в Баковке?
Все просто. На старте сезона-2002 Джейкоб пообещал кому-то из тренеров, что в случае чемпионства залезет на крышу базы. Как раз в Баковку весь тот сезон ездили после победных игр – была такая заложенная Семиным традиция, что игроки после удачных матчей ехали не домой, а все вместе собирались в Подмосковье, где их ждали повара и создавали условия для приятных командных посиделок.
Традиции не изменили и после обретения чемпионского статуса. 25 ноября – когда в Москве было и зябко, и пасмурно – он бодро поднялся по пожарной лестнице на самый верх здания, где жили футболисты, и оттуда закричал Семину: «Коуч, ноу телефон». Чтобы Юрий Палыч отвлекся от разговора по мобильному.
Это не единственная цитата Джейкоба с той крыши. Уже на русском он проорал «аккуратно» фотографу, который полез за ним и в одном моменте мог поскользнуться. Только убедившись, что Семин убрал телефон, а фотограф пребывает в безопасности, игрок в очередной раз поднял над головой чемпионский кубок.
На крышу игрок залез втихую, никого не предупредив. «В курсе были только журналисты, – вспоминал нападающий того «Локомотива» Руслан Пименов. – Мы потом в газетах фотографии увидели: «Ого!»
«Ого», – похожая реакция была и у Семина, который «понятия не имел», как Лекхето так высоко забрался.
***
В тексте использованы цитаты изданиям «Чемпионат», Eurosport, «СЭ» и «МК»
Жить да жить ещё.