15 мин.

100 Великих сейвов. Разговоры о вратарях

Пускай заголовок не вводит в заблуждение. Конечно же в тексте не стоит ждать обсуждение компиляции спасений ворот последних сезонов. Также как не стоит ожидать и составление местечкового топа с лучшими сейвами за всю историю РПЛ. Ведь составление рейтингов вещь крайне субъективная, в то время как хотелось бы поговорить о чем-то более существенном и осязаемом. Но подождите закрывать вкладку, заголовок все же не кликбейт. В дальнейшем постараюсь раскрыть подробнее, почему.

На размышления о вратарях меня сподвигла статья, которую вы точно видели — «Исследование по вратарям за всю эпоху АПЛ». Вернее, если говорить честно, реакция и отклик, которые она имела у аудитории. Нет, ни в коем случае никаких претензий к Вадиму Лукомскому, со своей стороны он как раз отметил, что метрика, взятая за основу, как минимум специфична. Свою роль, как это часто бывает, сыграли яркая графика и громкие заголовки, в одночасье сделавшие из материала развлекательного - аналитический. Все это приправили тонкие нотки ностальгии и чувство, что раньше-то точно было лучше. 

Ни в коем случае не умаляя заслуг Петра Чеха, Давида Де Хеа, Петера Шмейхеля ( или все-таки Шмайхеля),  не могу не указать на целый спектр нюансов, сводящий на нет все доводы: (1) Портал Football Reference в сноске к показателю save% ( именно о нем идет речь) отмечает, что засчитываются сейвы не только вратаря, но и полевых игроков. Что это значит? Удар, прошедший мимо вратаря, но отраженный защитником будет котироваться ровно также, как и кошачий прыжок под самую перекладину, спасший ворота от сложнейшего мяча. Сильно утрируя, поставив за вратарем всех его одноклубников , которые каким-то невообразимым образом не дадут мячу пересечь линию ворот, мы получим 100% сейвов у этого самого вратаря. Будет ли он при этом настолько хорош? (2) В список лучших ожидаемо вошли вратари топ-клубов или же команд, наиболее близких к топу на конкретном промежутке времени. Как, к примеру, Тим Ховард образца сезона 06/07. Нынешний "Эвертон" , под руководством Анчелотти, стремится к местам в еврокубках. "Ириски" из 2006, ведомые Филом Невиллом, Микелем Артетой, да еще и с помощью.... Ману Фернандеша,  закончили чемпионат в шестерке, пропустив на уровне "Арсенала", ставшего, да-да, четвертым. При этом встречу с "МЮ", проигранную 2:4, американец пропустил, что в положительную сторону отразилось на его личной статистике.

 

Таким образом мне стало интересно, как именно можно оценить уровень игры вратарей иначе? Количество сухих матчей? Но что если стена из защитников перед голкипером ложится под каждый удар, как последний и не допускает никакой опасности у своих владений? Соотношение количества ударов к количеству пропущенных мячей? Окей, но что если отдельно взятому вратарю, побившему рекорд по пропущенным мячам в отдельно взятом турнире, били из убойных позиций? И наоборот, что если проводящий поистине крутой сезон человек, парирующий неберущиеся мячи, пропускающий только совсем уж убойные, не может попасть в топ? Дин Хендерсон, Висенте Гуаита, список стражей ворот, регулярно вступающих в игру, можно продолжать долго, суть останется прежней. Необходимо смотреть не столько на сейвы и сухие матчи, сколько на сложность конкретных ударов. Но и это не будет той самой истинной, которую мы уже начали искать.

Теперь, сформулировав вопрос, наступает время переходить к ответу, но прежде обозначим ряд моментов, которые не будем поднимать позднее, чтобы не перегружать текст и не отвлекаться от сути. Во-первых, одной единой метрики, по которой можно было бы оценить, who is who и назвать лучшего банально нет. Один вратарь может быть бесспорно лучшим по отражению мячей, но абсолютно худшим в игре на выходах. Второй - быть королем длинных передач, но вступать в игру как Саша Бурхерт   ( по ссылке внутри можно ознакомиться с исполнением Саши). Во-вторых, при сравнении любых игроков, вне зависимости от их позиции, имеет место быть субъективность в той или иной степени. Поскольку полное совпадение по количеству ударов, сейвов, передач исключено, да даже игровое время у подавляющего большинства из списка совпадать не будет, мы вынуждены сконцентрироваться на анализе того, что имеем, допуская некоторую ( но незначительную) вольность в трактовке некоторых эпизодов или отсутствие оной. В-третьих, этот текст является общей картиной, направленной на выявление трендов по текущему сезону и/или по нескольким последним сезонам ( но не далее чем чемпионат 15/16). В последующих материалах-новеллах мы остановимся подробнее на отдельно взятых кейсах.

Save% - процент заблокированных ударов в створ ( вратарем или защитником), SWR% - процент сейвов на реакцию от общего числа, XCG ( expected conceded goal) - ожидаемо пропущенный мяч), ECG - "простой" пропущенный мяч, Diff - разница между XCG и пропущенными мячами.

На графике приведены данные по текущему сезону. В сущности таблица включает в себя 5 сезонов и 51 вратаря. Данные вратарей, сыгравших менее чем в 6 встречах не учитывались. К сожалению, внутренний инструментарий Sports.ru не позволил мне вставить всю таблицу с возможностью раскрыть ее, а вставлять ее в стандартное форматирование равносильно вредительству, таблица будет нечитаемой и нечленораздельной, поэтому, при желании готов поделиться информацией по тому или иному вратарю за последние 5 сезонов РПЛ.

Острота ударов напрямую влияет на количество сейвов.

Довольно простая зависимость, чем сложнее удар, тем выше вероятность, что вратарь его пропустит. Не отходя от кассы пример: за весь прошлый чемпионат Акинфеев пропустил 23 гола. За 22 тура сезона 19/20 в воротах Игоря побывало уже 22 мяча.  При этом неправильно будет оперировать этим в пользу того, что капитан москвичей стал сдавать. Напротив, по ожидаемо пропущенным мячам "ЦСКА" идет с положительной для себя разницей в 5,55 гола. Иными словами, за 22 тура могло быть не 22 мяча, а 27. Нагрузка на ворота "армейцев" возросла, вместо 0,259 xCG за удар цифра подскочила до 0,308 xCG и это очень много ( только у 4х вратарей в РПЛ средний вес удара выше).

Не стоит путать xG и xCG. Первая модель измеряет все удары, летевшие в сторону ворот соперника. Ее не интересует ни то, попал ли мяч в цель, или нет, ни то, где находился вратарь в момент встречи с мячом и.т.д. Только позиция из которой удар наносился, тип атаки ( стандарт, контратака), часть тела, которой наносился удар, откуда шел пас, т.е. характеристики до удара. Вторая смотрит исключительно на удары в створ и измеряет их по финальной части эпизода, а не по фазе удара. Для примера возьмем матч "Крылья Советов" - "Зенит" и удар Антона Зиньковского. Это было единственный удар в створ от самарцев, перепутать невозможно.

Не самый очевидный момент для взятия ворот по xG обрел "второе дыхание" в xCG. Кержаков не смог сразу зафиксировать подкрученный мяч.

Вратарям в РПЛ живется легче

Один из главных вопросов, на который хотел бы знать конкретный ответ любой скаут любого клуба мира - сможет ли рассматриваемый им игрок перенести уровень своей игры с одного чемпионата на другой без потерь, а в идеале еще и с дальнейшим прогрессом. Точного решения у этой задачи нет, и быть не может. Первый, кто опровергнет эти слова и сможет построит алгоритм, который будет в силе безошибочно определять действительно подходящих игроков для своей команды, непременно сорвет куш, сохранив миллионы для клуба.

Сейчас же мы можем ориентироваться на смежные показатели, которые, в самой идеальной картине футбольного мира, не завязаны на игре команд и отражают только действия отдельно взятого игрока. В нашем случае может помочь "вес удара", он же xCG. Здесь все просто, есть вратарь, есть ворота и ситуации в которых он эти ворота защищает. Даже несмотря на то, что за время чемпионата, а уж тем более незавершенного чемпионата, данные могут варьироваться и кто-то из стражей ворот будет "недобирать" опасных ударов по своим воротам, а кто-то наоборот ( в дело вступает принцип игры каждый с каждым, до матча "Боруссия" - "Бавария" Роман Бюрки играл против атаки Мюнхена один раз в рамках Бундеслиги этого года, в то же время Гулаши из "РБ" уже дважды встречался с Левандовский и ко), общая ситуация по всему чемпионату будет усреднённой.

Таким образом можно приблизительно сопоставить разные чемпионаты по процентному показателю сейвов в нем, а также по среднему весу одного удара, который приходился бы в створ. Если мы продолжаем ориентироваться на Топ-Чемпионаты, хотя и в обратном можно найти свой смысл, то будем сравнивать показатели с АПЛ, Бундеслигой, Ла Лигой, Серией А и Лигой 1. Первые 4 лиги максимально близки друг к другу по средней опасности удара, что, в целом, не удивительно. Разве что в Бундеслиге процент сейвов ниже, но спишем это на погрешность. Для точного утверждения необходима большая выборка. Что же до Российской Премьер Лиги, то здесь отличия более существенные и остаются таковыми на дистанции, судите сами: сезон 19/20: 75% сейвов у всех вратарей при 0,273xCG, сезон 18/19 - 73% при 0,288xCg, 17/18 - 70% при 0,280, 16/17 - 73% при 0,263, и, наконец 15/16 - 70% при 0,289. За последние 5 лет Лига ни разу не подходила вплотную к показателям топ-чемпионатов и это палка о двух концах. С одной стороны может говорить о стройности оборонительных порядков отечественных команд, с другой - о меньшем акценте на атакующих действиях. Как говорится, у нас футбол в чем заключается, в забивании голов, что ли?

 

 Для примера посмотрим на тех, по чьим воротам чаще остальных ( от всех ударов в створ) наносились опасные удары. Сразу стоит оговориться, Егор Бабурин за 12 матчей пропустил уже 6 мячей с 11-метровой отметки. Сергей Песьяков добавил в копилку еще 2. Каждый из таких ударов учтен в общей выборке. С сохранением того же темпа "Ростов" наверняка посягнул бы на рекорд чемпионата. В остальном картина предельно ясна: вратари, играющие чаще по ударам из пределов штрафной, а уж тем более из пределов вратарской, априори имеют более высокий вес таких ударов. Соответственно можно говорить росте сложности  этих попыток.

Теперь же обратите внимание на тех, кто имеет самый минимальный средний вес ударов по своим воротам. Особенное ярко смотрятся карты Кержакова и Лунева. Ни в одном из чемпионатов Топ-5 нет ни одного вратаря, который бы сталкивался с меньшей ударной нагрузкой на свои ворота, Но тем не менее это отражает то, с чего начинался текст: вратарь, имеющий лучший процент сейвов далеко не обязательно лучший. 

Уместен вопрос с философским наклоном: есть два вратаря, один из них имеет 2 удара за матч с общим весом в 0,6 ( и может допустить ошибку), второй - 6 ударов за матч с весом в 0,1 ( и тоже может пропустить один из них), какого из них вы хотели бы видеть в своей команде, допускающей минимальную опасность у своих ворот? Применительно к нашим реалиям, что если бы Сергей Рыжиков (6,02 удара за матч) оказался бы на месте Андрея Лунева ( 2,7 удара за матч) ? 

Конечно, игра вратаря это не только шотстоппинг , хотя это и первое, что приходит на ум. К функциям относится руководство обороной ( оценить без наличия широкоформатных видеозаписей, к сожалению, невозможно. По тем кратким включениям с официальных записей с телевидения остается только гадать, как себя ведет голкипер, когда его команда продвигалась в среднюю треть), игра на выходах ( одна из ближайших отдельных тем), прыжки, которые очень отдаленно мы затронули, но можно прочитать подробнее в крутом тексте здесь, а кроме того передачи. На последнем мы и остановимся подробнее.

Клубы РПЛ упустили тренд на трансформацию вратарей и сильно уступает Топ 5 лигам по вовлеченности стражей ворот в игру.

Казалось бы, с момента появления Нойера на футбольном Олимпе прошла целая вечность. Его стиль игры не только не удивляет более, но и стал чем-то обыденным, чем-то естественным. Имя нарицательное превратилось в необходимость. Все топ клубы либо обзавелись голкиперами, владеющими ногами на топ-уровне, либо хотя бы попытались это сделать. В некоторых случаях в ущерб надежности, Клаудио Браво не даст соврать. Не поймите неверно, РПЛ не стояла на месте. Определенный изменения были и есть, но по-настоящему приблизились к новому формату взаимодействия полевых игроков и вратарей не многие. Например, резко стартовавший в высшей лиге Дюпин заставил говорить о себе, как о вратаре-кандидате в национальную сборную. Многие отмечали его игру в поле, его передачи. Но по степени вовлеченности он на среднем по европейским меркам уровне. 

Конечно, в первую очередь это опция использование дополнительного, не лишнего, игрока для построения билд-апа и выхода из под прессинга. Большое количество передач от вратаря и на вратаря в игре против "автобуса", закрывшегося в своей штрафной, не прикроет безыдейность тренерского штаба и не возведет стража ворот в ранг новой надежды. А вот активная помощь в преодолении линии прессинга - сможет.

Как вообще увидеть формат использования вратаря в рамках лиги и команды? Возьмем для этого такой показатель, как  среднее соотношение коротких передач к длинным.

Он говорит о том, как именно распоряжаются вратари мячом, после его получения, при котором 0% это абсолютное равенство длинных и коротких передач, а все, что выше - преобладание коротких передач. Сейчас мы не затрагиваем общее количестве полученных вратарем передач и сделанных им касаний, спойлер, вратари РПЛ будут проигрывать своим европейским коллегам. Речь исключительно о способе продвижения мяча.

Интуитивно не совсем понятно, какая разница, как вратарь будет отдавать, дальними или короткими, главное чтобы точно, остальное не важно. Окей, верно, но только в лабораторных, искусственных условиях. Смоделируем кейс: два вратаря, один из них любит выносить, второй - играть накоротке. Кто из них будет продвигать мяч лучше? Очевидно, тот, кто чаще выносит. Добавляем в это уравнение футболистов соперника, при верховых передачах появляется борьба, снижается уровень точность, но пока не критично, допустимо для метров вперед на игрока. К слову о точности, при коротких передачах все предельно ясно, мяч получил партнер, передача точна, но при лонгболлах ситуация отличается. Партнеру достаточно коснуться мяча головой, оператор, обсчитывающий встречу, поставит галочку напротив успешности приема и пойдет дальше. Ведь все факторы совпали, мяч в зону пришел, партнер сыграл. Не важно, что после этого было утрачено владение или мяч покинул пределы поля. Кажется, уже здесь есть определенные сомнения на счет эффективности длинных передач как основного инструмента по доставке снаряда вперед, но мы продолжим.

В среднем вратари РПЛ  в сезоне 19/20 выносят мяч на 35 метров вперед. Условимся, что как правило передача идет из штрафной или из ее подступов, т.е. с 16-20 метров. Добавив 35 получаем аккурат центр поля, где по умолчанию выше плотность. Возьмем максимальный показатель в средней длине передачи, в этом поможет "Тамбов" и Георгий Шелия с его 47 метрами. Ориентировочная зона уже ближе к чужой штрафной. Но вопрос об эффективности остается. Дело в том, что при дальних выносах оппонент имеет возможность перестроиться ( мяч летит достаточно долго), перевести дух, особенно если это навал, и распределить силы таким образом, чтобы перекрыть как принимающего, так и зону подбора. Понятное дело, далеко не гарантированно, но упрощенно - одной команде нужно побороться, зацепиться и скинуть, второй - не дать этому произойти. В случае с короткими передачами картина отличается.

Для ориентира возьмем зенитовский билд-ап : в команде есть глубинный плеймейкер Ярослав Ракицкий, есть Бранислав Иванович и Дуглас Сантос, которые в том числе продвинут мяч вперед при необходимости. Находясь с мячом Лунев или Кержаков в позиционной атаке, как правило, автоматически "опускают" линию обороны соперника таким образом, что все зоны впереди перекрываются, а на вратаря сине-бело-голубых не оказывается никакого давления. В таком случае короткая передача не принесет особенных дивидендов. Фактически она никак не изменит расстановку сил и да, ее сделать очень легко. Но если на вратаря петербуржцев оказывается давление и он отдает передачу на одного из защитников, а под передачей подразумевается не тычек мяча куда угодно, лишь бы не в ворота, а одноклубнику, да еще и удобно настолько, что не требует на приеме задействовать все мыслимые и немыслимые силы, игра разворачивается в другую сторону и "Зенит" получает преимущество. 

Форсберг оказывает давление на Кержакова. Михаил отдает передачу на Караваева, Форсберг, а также Вернер, поддержавший прессинг остаются за линией мяча. "Зенит" проводит контратаку.

Еще раз, сам факт передач накоротке не имеет ценности, если осуществляется в комфортных условиях без помех со стороны команды соперника. Но как только передача "отрезает" футболистов от линии мяча и разрушает прессинг она становится куда более важной для построения атак. "Набить" цифры по xGBuildup ( выход со своей половины поля), xGChain ( участие в цепочке, закончившейся ударом) можно легко при помощи лонгболов. Но едва ли эти цифры так ценны в разрезе оценки вратаря как мобильной единицы.

 Что же до длинных передач, можно ознакомиться на картах ниже.

Черным цветом отмечен процент передач от всех. Белым цветом точность в конкретную зону.

При оценке длинных передач нужно понимать, что зоны 7, 6 и 1 обозначены скорее для приличия. Они почти не задействуются и не имеют смысла подробно на них останавливаться. В остальном интересный тренд прослеживается у "ЦСКА", "Уфы", "Тамбова". Именно в этих клубах вратарь акцентировано выносит мяч в зону 3 ( объем передач едва не достигает половины). Лунев, Максименко, Сафонов, Гильерме, Джанаев - напротив, в зоны 4 и 5. 

К сожалению, сравнения с другими лигами в этом компоненте, на данный момент нет. Возможны только предположения и попытки рассмотреть на конкретных примерах. К чему мы вернемся уже в следующий раз.

А пока присоединяйтесь к обсуждению. 

Источник: Wyscout

Фото: Eurosport

The Telegraph