16 мин.

Выбор в пользу Караваева

Трансферы «на флажке» происходят , как правило, по ряду причин. Со стороны покупающего это и желание сбить цену на футболиста: большинство конкурентов уже вышли из переговоров, подписав кого-то другого, агенты и продавец становятся сговорчивее, понимая, что игрок может остаться до следующего трансферного окна, а получит ли клуб схожее предложение — вопрос. Это и сложные затянутые переговоры со стороны продающего, который не хочет отпускать нужного ему игрока по рыночной стоимости. Это и потеря футболистов из-за травм или продаж, на которых рассчитывал тренерский штаб. Это, наконец, желание и острая необходимость закрыть проблемную позицию кем-то, после срыва основных вариантов.

Переход Караваева, пожалуй, относится к последнему типу. Расхожее мнение о необходимости обновления правого фланга защиты Зенита среди болельщиков муссирует уже давно, а этим летом было подкреплено слухами об интересе к Марио Фернандосу аккурат после окончания сезона 18/19, которые , в последствии, были подтверждены клубом, но так и остались на уровне переговоров. 

В случае с экс-защитником «Витесса» , со слов технического директора голландцев , «Зенит» сделал серьезное предложение, которое невозможно было отклонить. Речь о 7-8 миллионах евро. И действительно, по версии Трансфермаркет продажа Вячеслава вошла в топ-4 продаж клуба из Арнема. Опираясь на это, а также на факт о первоначальном включении в состав на сезон в качестве подмены Игорю Смольникову Дениса Терентьева, который позднее , с приходом Караваева, был не продан, а отдан в аренду без опции выкупа, паузу до самого дедлайна трансферного окна, сумму за которую год назад «Витесс» , по мнению все того же немецкого портала, приобрел Вячеслава, можно предположить, что решение о возвращении воспитанника «ЦСКА» в РФПЛ не было бесспорным.

С этими вводными подходим к конкуренции за место в составе Смольникова, старожила клуба, и Караваева, новобранца. Впрочем, на данном этапе невозможно прямо сравнить игроков из-за разного контекста выступлений. Чемпионаты, уровень клубов и стили игры сильно отличаются.

Тем не менее, футболистов, в особенности игроков линии обороны, принято оценивать через призму выстроенной системы тренерским штабом. Караваев не станет исключением, поэтому для начала стоит обратиться к данным об игре «Витесса» в сезоне 18/19 и начала сезона 19/20.

За основу взят чемпионат Голландии 18/19. Столбцы позиционных и контр-атак с % отражают среднее допущенное количество, а не созданное. Столбец Concd— пропущенные мячи. Столбец xCG — ожидаемые пропущенные мячи.

При итоговом пятом месте в розыгрыше чемпионата Голландии 18/19 количество позиционных атак «Витесса» с процентом доведенных до удара, а также контратак с аналогичным процентом успешности составляют относительный минимум по лиге. Лишь 4 клуба пропустили меньше, чем дружина из Арнема. Все это положительно характеризует линию обороны команды Слуцкого.

Конечно, даже столь низкое количество атак может приводить к большому количеству голов, ввиду слабой индивидуальной игры отдельных футболистов, поэтому стоит смотреть именно на соотношение количества созданных атак соперником vs количество доведенных до удара. Например, при меньшем количестве допущенных позиционных атак «Аякс» имеет больший процент допущенных ударов. В сущности это по-прежнему меньшее значение, но вес каждой из атак может быть выше. Поэтому важно, с каких позиций наносились удары, не так ли? И здесь помогает модель xCG, определяющая ожидаемый возможный гол после нанесенного удара. Поскольку «Витесс» и здесь находится в топе, можно переходить к расшифровке атак, допущенных желто-черными по ходу всего чемпионата имея ввиду, что как система оборона работала на высоком уровне.

Главный интерес представляет именно игра Караваева, ввиду этого выборка базируется на нескольких положениях:

— Только матчи, в которых Вячеслав принимал участие.

— В перечень могут входить игры старта сезона 19/20 в Голландии, за исключением тех, где Караваев выходил слева в обороне, по понятным причинам.

Поскольку за основу берутся атаки соперников, а не защиты «Витесса» , для анализа взят левый фланг, (он же будет правым при защите «Витесса)

За исключением нескольких встреч общий тренд таков: при большем давлении на фланг Караваева соперники выжимали меньше, чем при атаках через противоположный фланг или даже центр. Меньше как по xG, так и по количеству атак, завершенных ударом. Это важный момент.

Таблица допущенных подач

Многие фланговые атаки на ворота желто-черных заканчивались кроссами в штрафную, что подтверждает таблица. Если ранее «Витесс» по защитным показателям был в первой пятерке, то по количество допущенных навесов в свою штрафную расположился аккурат по середине.

И здесь есть свои причины.

При обороне команда из Арнема принимает очень компактное расположение, расстояние между защитниками в четверке сильно сужается, центральные полузащитники опускаются ниже, и это делает проблематичным продолжение атаки через центр. Фланги при этом закрываются либо крайними полузащитниками с подстраховкой в лице крайних защитников, либо наоборот, но уже по факту перевода мяча в зону. Из-за этого соперник располагает дополнительным временем для подготовки кросса.

В динамике схематично это выглядит так:

Разумеется, такая модель при позиционных атаках соперника предполагает большее количество возможных подач в штрафную, и здесь же проявляется и один из нюансов игры 15ого номера «Зенита». 

Оставляя за скобками моменты, в которых Караваев не мог помешать готовящейся подаче из-за позиции в блоке команды, не редко случались ситуации, где недостаточное качество действий Вячеслава приводило к дополнительным прострелам и кроссам во владения Пасвера, а ранее Эдуарду.

Речь об игре 1 в 1. Ни для кого не секрет, Караваев имеет высокую дистанционную скорость и отличную выносливость. Вот только со стартовой скоростью и с резкостью движений испытывает проблемы, что и играет с ним злую шутку при сближении с левым вингером , если последний решает пойти в обыгрыш из статичного положения. 

В сущности этот изъян нивелируется подстраховкой со стороны крайнего полузащитника или центрального защитника, как это уже происходило в матчах в футболке «Зенита», в роли страхующего выступал Осорио.

Но если партнер не успел или занял неудачную позицию велика вероятность продолжения атаки.

По ходу сезона множество моментов у ворот «Витесса» возникало именно после подобных проходов. Ситуация не критична. Уходя в лицевую нападающий может совершить прострел или подачу, к которой уже будут готовы защищающиеся, но даже если нет, будут иметь запас времени на перестраивание. Вот только есть два «но»:

— Во-первых, из-за узкого расположения крайних защитников обыгрыш и последующие подачи и прострелы происходят уже из штрафной площади, поэтому времени на подстраивание под передачу у центральных защитников меньше.

— Во-вторых, Вячеслав испытывает проблемы и с обыгрышем под «слабую» ногу. На дистанции этот кейс происходит значительно реже, далеко не все вингеры обыгрывают «во внутрь» , но при инвертированном сопернике нельзя исключать опасность ухода в центр.

На примере карты навесов из очной встречи с «Фейенордом» отчетливо видны зоны, из которых происходили попытки кроссов, с явной асимметрией на правом фланге обороны желто-черных. Здесь, безусловно, нельзя закрывать глаза на различные роли игроков, использованных на флангах полузащиты: если слева вместе с Кларком выходил Бюттнер, знакомый российским болельщикам по выступлениям за «Динамо», то справа связку с Караваевым образовывал Эдегор, не самый дисциплинированный игрок в составе ( по итогам чемпионата вошел в топ-20 игроков по допущенным передачам с продвижением). Тем не менее, на дистанции в весь голландский сезон Караваева картина по навесам не сильно менялась.

Что до пост-голландского этапа карьеры , объективная оценка, из-за отсутствия сколь угодно достаточной выборки, пока невозможна. На привычной позиции справа Вячеслав успел отыграть лишь 3 встречи , причем по ходу одной из которых был заменен на 80ой минуте. Более того, изначально Караваев использовался как крайний защитник в формации с 5ю игроками в первой линии, что позволяло нивелировать проблемы в дуэлях и увеличивало атакующий потенциал.

Поэтому, несмотря на номинальную игру 15ого номера против Депая в очном поединке с «Лионом» во Франции, Йордан Осорио встречался с голландцем не реже россиянина ( на выходе те же самые 7 единоборств).

Интересно, что при абсолютно новом сочетании в подобном блоке, оборона, в целом, сыграла надежно. За исключением пенальти, который был назначен в визуально схожей ситуации с разбираемыми, но фактически отличающейся, опасных моментов через правый фланг «Зенита» не возникало.

Вот только пробелы в игре 1 в 1 из статики никуда не исчезли.

Во многом поэтому теневая дуэль Эль Кабира и Караваева в матче 12ого тура РФПЛ , в особенности после вынужденной замены Мамманы из-за травмы, могла дать определенные ответы. Частично тренерски штаб перестраховался, выпустив вместо аргентинца Шатова, дисциплинированно возвращающегося назад для подстраховки партнера.

И, если дуэль, условно, осталась за футболистом «Зенита» — Эль Кабир на своем фланге совершил 6 попыток обводки, из которых лишь 2 были против Вячеслава и ни одна из них не закончилась успешно ( 1 отбор и 1 отбор за счет подстраховки), то общее количество подборов и отборов защитником «Зенита» подчеркнуло другую стилевую особенности: достаточно хорошее чтение игры и игра на перехвате.

Нельзя назвать это откровением, в рамках голландского первенства Караваев демонстрировал схожие показатели в отборах с перехватами ( 7,88 при 22,9% на половине поля соперника vs 6,28 при 9,5% на половине поля соперника сейчас, что на дистанции, учитывая малое количество встреч, выровняется к показателю прошлого сезона) и да, на проверку большую часть из них составляли перехваты забросов или игра на опережение с отбором мяча на приеме.

Последнее косвенно решает вопрос с отборами в статике при условии грамотного чтения игры и выбрасывания только при наличии полной уверенности в отборе мяча.

PAT — подкаты за 30 мин.вл.соп. ; PAI — перехваты за 30 мин.вл.соп. ; P% — точность передач ; KP/90 — ключевые передачи в пересчете на 90 мин. ; C/90 — навесы за 90 мин. ; С% — навесов % ; D/90 — обводки за 90 мин. ; DR% — Обводки % ; L/SAA — индекс потерь ; AD — верховые единоборства за 90 мин. ; AD% — верховые единоборства % ; F/90 — фолы за 90 мин.

Все данные с диаграммы взяты за чемпионаты 2018/2019, Караваев и Кларк как крайние защитники Витесса, Думфрис как один из лучших крайних правых защитников чемпионата, Смольников — как мерило уровня правого защитника «Зенита» в формате игры в РФПЛ.

В действительности графики подтверждают тезис о хорошей игре Вячеслава на перехватах в Эредивизи, несмотря на более низкие цифры относительно одноклубника ( Кларк статистически превосходит Караваева во всех доступных показателях, кроме общего количества единоборств) , здесь, к слову, на количество влияет и система обороны, и Думфриса.

Индекс потерь также напрямую связан с владениями команды и тем, как распоряжается игрок мячом во время своего владения. При большей заточенности под атакующие действия и продвижение мяча вперед коэффициент возрастает. В случае сравнения Кларк — Караваев это отчетливо видно. Англичанин значительно чаще пытался отдавать рискованные передачи, что сказалось как на индексе потерь, так и на точности передач, упавшей до 71% ! 

На основе разделения поля на зоны с конкретным коэффициентом потери/отбора в той или иной части поля, помноженное на статус ситуации в последующей стадии после совершенного действия, можно увидеть, насколько успешно игрок продвигает мяч, сохраняя владение.

В потерянных владениях отражен коэффициент момента помноженный на зону, в которой был потерян мяч. Приобретенные владения включают в себя отборы, перехваты и прогрессив раны.

Выборка по РФПЛ крайне мала и , на данный момент, не может отражать реального состояние, в том числе из-за вводных, связанных с периодом адаптации к новому клубу, партнерам и чемпионату. При этом , как плацдарм к дальнейшему прогрессу по сезону, интересно отметить, общее количество приобретенных владений посредством отборов, перехватов и прогрессив ранов больше потерянных. На данном этапе Караваев еще не был отмечен в потере владения в опасной близости от ворот «Зенита». 

И все же, вкупе с данными по передачам за полноценный сезон в Эредивизи, нельзя сказать, что Караваев славится хорошим умением продвигать мяч за счет передач. В «Витессе» этим значительно чаще занимались партнеры.

Что же до экс-защитника голландского клуба, Караваев неплохо действует на открытых пространствах, принимая мяч на ход и совершая ускорения с ним.

Это уже сейчас взято в работу в «Зените». Так одним из решений в очной противостоянии с «Локомотивом» со стороны тренерского штаба Семака было определение роли Караваева как футболиста, создающего ширину и открывающегося под диагонали на случай заброса мяча в зону.

Тем интереснее, что одной из сильных сторон Смольникова, конкурента по позиции, является как раз бег в свободные зоны с мячом. За счет поставленной техники бега и достаточной технической оснащенности Игорь второй сезон к ряду является одним из лучших в составе по прогрессив ранам, нередко начиная забегание со своей половины поля.

Данные по сезону 18/19

Данные по сезону 18/19

Вот только это разное движение. В случае со Смольниковым , приближаясь к штрафной соперника, оптимальным развитием событий является игра на коротке с партнером теми самыми известными вертикальными передачами с последующим входом в штрафную на скорости. Вы точно видели эти многочисленные попытки отдать мяч ближнему и забежать за спины соперникам. Иногда это срабатывает. Но чаще нет. И если зоны перекрыты, Игорь подает.

«Да, Караваев лучше на мяче, Смольников — лучше в оборонительных действиях. То, что играли в три центральных защитника, позволяло выбрать более атакующего игрока на фланг» — Сергей Семак, оценивая игру Караваева по итогам матча во Франции.

В этой фразе кроется значительно больше, чем просто ответ для проформы. 

Да, визуально архетипы игроков схожи: что Смольников, что Караваев — бровочники от лицевой до лицевой. Формально так и есть, но действия в финальной трети различаются. И если для достижения максимальной пользы от действий Смольникова на подступах к штрафной соперника необходимо создать условия, в которых его атакующий потенциал удастся реализовывать, то Караваев способен действовать несколько более разносторонне на мяче. 

И прежде всего это кроссы.

Здесь на лицо явный андерперфоманс в «Зените», позволяющий ожидать роста к показателям прошлых сезонов. В арсенале правого защитника есть как прострел, так и нацеленный кросс и мягкая подача, уже едва не ставшая голевой на Дзюба все в том же матче с Локомотивом.

А вот короткие и средние передачи вперед едва ли станут большим подспорьем к расширению функционала атак. В отличии от Дугласа Сантоса и Жиркова Караваев предпочитает отдавать во фланг. В этом нет ничего плохого, но учитывая большую задействованность Смольникова в игре «Зенита» ( по среднему показателю полученных передач один из лучших в составе), которая, со временем, при выигранной конкуренции перейдет к Караваеву, здесь есть большая зона роста.

Притом за счет движения, тактической дисциплинированности, наличия поставленного кросса, а также опции с возможным смещением в центр под удар, что уже было продемонстрировано в матче с «Лионом», Караваев сильно больше подходит под роль крайнего в пятерке защитников, нежели Смольников. Игра команды получает большую вариативность на фланге, а тренерский штаб располагает дополнительным вариантом состава. И, если рассматривать роль Барриоса не только как страхующего , которую он выполняет для построения билд-апа через Ракицкого с Ивановичем, но и при защитных построениях ( к примеру в матче с Бенфикой после перехода на пятерку защитников колумбиец не всегда чувствовал позицию и приходил ниже Оздоева к партнерам без явной на то необходимости) при которых он опускается на линию с центральными защитниками , а иногда ниже, в зависимости от соперника, «Зенит» может действовать с номинальной четверкой защитников, открепляя Бранислава / Йордана для подстраховки на фланге.

В РФПЛ и за ее пределами вне зависимости от позиции, на которой выступает футболист, не так много качественных игроков с российским паспортом, способных с ходу усилить игру команды, участвующей в Лиге Чемпионов. Помимо игроков со средним уровнем по чемпионату есть либо перспективные , потенциально способные прорасти — Набиуллин на момент ухода из «Рубина»; либо уже проявившие себя, находящиеся здесь и сейчас в расцвете сил, но с соответствующей ценой — Марио Фернандес; либо проводящие сильный сезон, но переступившие за определенную возрастную планку/ оверперформящие без объективных причин на продолжение тренда — Игнатьев.

Именно поэтому в контексте неудачи с переходом Фернандеса, выбор в пользу Караваева, а не, к примеру, Петрова, объясняется расширением вариативности команды. Имея в наличии Азмуна, прекрасно играющего на втором этаже, а также Дзюбы, мастера игры под давлением, необходимость игрока, способного подать возросла. Пробелы в защитных навыках, узконаправленность при атакующих действия не позволяют прогнозировать стремительный рост к европейским топ-клубам, но в РФПЛ Караваев может играть на уровне клуба-чемпиона. Другое дело, для этого необходимо внедрение в систему.

Ресурсы: Wyscout

Фото — Вячеслав Евдокимов «ФК Зенит»

СБГ Aналитика (Зенит, тактика, статистика)