17 мин.

АПЛ после Брексита проиграет битву за юниоров. А с иностранцами все не так страшно (хотя Канте и Сульшера-тренера бы не впустили)

Могут быть проблемы с заявкой на еврокубки.

3 июня 2016 года 51,9% жителей Великобритании, участвовавших в референдуме, проголосовали за выход страны из Евросоюза. Спустя 4,5 года Брексит состоялся официально: 31 декабря 2020 года в 23:00 по Лондону Соединенное королевство перестало входить в ЕС.

Как видно из цифр голосования, мнения разделились почти пополам, и это хорошо заметно даже в футболе.

Нападающий «Уотфорда» Эндри Грэй верил, что Великобритания вышла из Евросоюза из-за расистов, а Нил Уорнок плодил империалистские взгляды:

«Я жду не дождусь, когда мы выйдем из Евросоюза. Нам будет лучше вне всей этой хрени. Как ни посмотри. Даже с точки зрения футбола. К черту остальной мир!» – заявил тренер «Кардиффа» в 2019-м.

Ему в пример поставили Юргена Клоппа.

«История показала, что вместе мы можем решить любые проблемы. Как только мы разделены – мы начинаем ссориться. Нет ни одного примера в истории, когда разделение приводило к успеху», – говорил тренер «Ливерпуля».

С лета 2016-го страна жила новостями о будущем выходе – Брексит так всех задолбал, что премьер Борис Джонсон на законодательном уровне запретил использование термина brexit. А вот Партия Брексита осталась – и даже учит Льюиса Хэмилтона жизни.

Великобритания вышла еще год назад, но ЕС и ФИФА дали время государству подготовиться. И если для торговли продумали новые правила (документ на 1246 страницах!), то в футболе ограничились парочкой заплаток: страны Евросоюза приравняли к любым другим, но точнее описали, как получить разрешение на работу. И не придумали, что делать с Ирландией.

Сейчас все объясним.

Изменение, которого боялись все: теперь всем европейцам тоже надо получать разрешение на работу. Условия мягкие, но Канте не прошел бы

Премьер-лига, EFL (Чемпионшип, Лиги 1 и 2) и Футбольная ассоциация (FA) выпустили совместное заявление, которое регламентирует новые реалии английского футбола.

Выход из ЕС отменил привилегии для европейцев – теперь любому футболисту необходимо разрешение на работу. Раньше его можно было получить автоматически за определенный процент матчей в сборной: игроку из топ-10 рейтинга ФИФА хватало 30% игр за последние 24 месяца. Чем ниже рейтинг сборной, тем больше нужно сыграть – россиянам нужно было сыграть не менее 75%. Апелляция возможна, но очень субъективна (ниже объясню, почему). 

Теперь разрешение выдают по новой балльной системе GBE (Governing Body Endorsement – «подтверждение руководящего совета»).

Любому игроку (вне зависимости от возраста) нужно набрать 15 очков – учитывают достижения за последние 12 месяцев (24 для матчей сборных).

Очки дают за:

•‎ международные выступления на взрослом и молодежном уровнях;

• статус клуба-продавца и лиги, в которой он находится, позиции в лиге и прогресс в континентальных соревнованиях;

• сыгранное время в лиге и континентальных соревнованиях.

Футболистам U21 еще проще: баллы дают не за минуты и игры, а за факт дебюта и статус клуба.

Или можно автоматически легализоваться через сборную – чем выше место в рейтинге ФИФА, тем меньше матчей нужно сыграть для автопропуска.

Игроков, набравших 10-14 баллов, отдельно рассматривает комиссия из трех независимых экспертов. Клубу придется доказывать, что только форс-мажор не позволил игроку набрать нужные 15 баллов – наверняка апелляцией будут пользоваться при покупке футболистов, пропустивших много из-за травм.

В начале 2020-го FA под прикрытием Брексита хотела ужесточить лимит: 12 иностранцев в заявке вместо 17 разрешенных сейчас (из 25), но отменить разрешение на работу. АПЛ предлагала ничего не менять в заявке, но поддержала отмену разрешений. В итоге идея не прошла парламент – правительство отвергло идею сделать касту элитных работников.

По версии спортивного юриста Дэниэла Ги, это даже хорошо – топ-клубы испугались еще большего скачка цен на британцев:

«Если в команде из 25 человек в день матча должно быть ограниченное количество доморощенных игроков, это сильно взвинтит цену на этих футболистов».

GBE гораздо понятнее, чем предыдущая система. Здесь четко прописаны пункты и количество баллов за них. Сравните с расплывчатыми характеристиками из 2019-го – на Sports.ru подробно разбирали их, когда «Пэлас» цеплялся за Чалова. Понятный пункт с автоматическим разрешением при нужном количестве матчей за сборную мы опустим. Критерии были разделены на этапы: если на этапе А футболист набрал 4 балла, то может рассчитывать (именно может рассчитывать, а не получит автоматически) на разрешение на работу. Вот несколько из них: 

• Если сумма трансфера составляет более 75% от суммы квалификационного трансфера (эта сумма устанавливалась FA на основе трансферов прошлого сезона, ни четкий алгоритм, ни точные данные нигде не опубликованы), игрок получал 3 балла. Если между 50% и 75%, то 2.

•  Если зарплата игрока более 75% от суммы квалификационной зарплаты (размер устанавливался FA на основе 30 самых высоких зарплат в отдельном клубе, больше об алгоритме ничего не известно, точные суммы не опубликованы), игрок получал 3 балла. Если между 50% и 75%, 2 балла.

• Если игрок выступал в топ-лиге (перечень топ-лиг не публиковали) и провел за клуб 30% и более от общего игрового времени, то получал 1 балл.

И это только часть характеристик – финально все вообще решалось на этапе субъективного анализа: комиссия могла зарубить разрешение даже тем, кто набрал баллы.

Теперь все четче – но период сокращен вдвое: вместо двух лет у игрока всего 12 месяцев, чтобы набить баллы. Если условный Дзаньоло, порвавший вторые кресты за год, соберется в «Тоттенхэм», придется подождать.

«Новая система направлена на оценку игровых критериев – и клуб может доказать, что футболист играет на высоком уровне. Она больше оценивает вашу игровую историю и качество матчей, в которых вы участвуете», – объясняет для The Athletic спортивный юрист Эндрю Осборн.

Давайте рассмотрим на понятных примерах

Игрокам сборной России (в рейтинге ФИФА между 31-м и 50-м местом) для автоматического разрешения достаточно сыграть в 70% игр национальной команды за последние два года. Дзюбе и Джикии не придется считать GBE, Гилерме и Зобнин получат по 10 баллов.

Оставшиеся баллы легко добрать через внутренний чемпионат. РПЛ определили в третью категорию. 

Из странностей: есть Словения, но нет Словакии – хотя она выше в таблице коэффициентов УЕФА. А еще есть Чемпионшип, Вторая бундеслига, Сегунда и французская Лига 2 – но нет Серии Б.

За 90% сыгранных минут в чемпионате России футболисты получат 8 баллов.

Еще 8 баллов (в любой из топ-5 лиг вообще 12!) получит любой игрок, хоть раз попавший в заявку на игру лиги или еврокубков или сыгравший минимум 1% времени в национальном кубке. Плюс до 10 баллов можно набрать за сыгранные минуты в ЛЧ (за 90% времени в Лиге Европы дают всего 5), 4 очка получат игроки «Зенита» за статус чемпиона и т.д.

Итог: игрок из основы клуба в топ-5 РПЛ легко получит разрешение на работу в АПЛ.

А вот Канте не прошел бы – перед переходом в «Лестер» 23-летний Нголо играл во французской Лиге 2 и ни разу не вызывался в сборные (даже молодежку).

А как быть с продлением контрактов?

Брексит повлияет не только на новые подписания, но и продление действующих футболистов. Год назад медиа пугали подборкой футболистов, которые не смогут продлить контракт с английскими клубами.

Но FA и АПЛ максимально упростили критерии: 12 баллов GBE гарантированы почти любому игроку – нужно просто хотя бы раз попасть в заявку. Добить еще 3 пункта успехами клубов тоже не сложно.

А главным тренерам тоже нужно получать GBE?

Да, но условия очень лояльные: за последние 5 лет нужно набрать два года непрерывной работы или 3 года суммарно в топ-лиге или сборной из топ-50 рейтинга ФИФА.

В список топ-лиг входят 33 лиги – они совпадают со списком категорий 1-5 для GBE игроков. 

В списке нет, например, Норвегии: несмотря на два чемпионства с «Мольде», Сульшер не получил бы пост в «МЮ» – в топ-лиге он тренировал только «Кардифф» (всего 8 месяцев). Пролетели бы и Даниэль Фарке с Дэвидом Вагнером – немцы тренировали только вторую команду «Боруссии» (региональная лига), как и любые молодые тренеры без опыта работы. История Гвардиолы и Зидана почти невозможна в Англии.

Почему почти? Клуб может подать запрос в независимую комиссию, где должен доказать выдающиеся навыки тренера. Правда, наверняка придется доказывать, что условный Хави лучше Стива Брюса.

Что еще изменится?

• Как бы ни боялись разрешений и GBE, вот настоящая угроза для английских клубов: клубы больше не смогут подписывать иностранных игроков до 18 лет. Статья 19 правил ФИФА не разрешает клубам подписывать юных игроков из других стран, но Евросоюз давал лазейку: все граждане ЕС обладают свободой передвижения, работы, учебы и так далее.

В академиях команд АПЛ сейчас 79 футболистов младше 18 лет с паспортом ЕС, но Брексит закрыл варианты для покупки новых. Пике и Погба в «МЮ», Сеск и Бельерин в «Арсенале», Эрик Гарсия в «Сити» – с 2021-го такие трансферы невозможны.

АПЛ оказывается в проигрышной позиции по отношению к европейским топ-лигам. Клубы следят за молодыми игроками по несколько лет и пытаются перехватить проспектов как можно раньше. Для Европы «как можно раньше» – это с 16 лет, для Британии теперь с 18.

«Каждый год появляется 20-25 талантливых юных европейцев, за которыми гоняются все топ-клубы. Без английских команд будет чуть легче», – говорит директор кампуса «Баварии» Йохен Зауэр The Athletic.

Может пострадать не только селекция, но и будущая регистрация на еврокубки. УЕФА требует в заявке А 8 воспитанников ассоциации (то есть любой команды из этой страны), из которых минимум 4 – воспитанники клуба. Если подходящих футболистов не хватает, место остается свободным (может быть 17 игроков). 

В Статье 44 регламента ЛЧ объясняется: воспитанник должен провести в клубе (или ассоциации) не меньше 3 лет (подряд или суммарно) с 15 до 21. Иностранцы приезжают только в 18 – набрать нужные три года в Англии почти невозможно. 

Проблема кажется преувеличенной? Вот пример: заявку «Челси» на ЛЕ-2018/19 спасал воспитанник Андреас Кристенсен (перешел в 15 лет из «Брондбю»), а «Сити» зарегистрировал по основной заявке всего 21 футболиста – минус 4 слота под воспитанников клуба, которые пошли по молодежной заявке. 

Активнее других к запрету трансферов U18 подготовился «Юнайтед»: летом в команду пришли 3 испанца, чех, норвежец (Норвегия не входит в ЕС, но входит в свободную экономическую зону) и француз.

С сезона-2021/22 клубы АПЛ могут покупать только 6 игроков до 21 года. Правда, закупиться молодежью этой зимой не получится: в январе-2021 подписать можно будет только трех игроков U21.

«Система отвечает общим целям Премьер-лиги, EFL и FA, предоставляя клубам доступ к лучшим игрокам и будущим талантам, а также защищая сборные Англии, обеспечивая возможности для местных игроков», – говорится в заявлении.

Клубы EFL не попадают под ограничения по покупкам U21 – видимо, чтобы хоть как-то привлекать талантов из Европы.

«Целью EFL на протяжении всего этого процесса было обеспечить условия, в которых клубы EFL продолжали иметь возможность подписывать игроков из-за рубежа для повышения качества своих команд, признавая при этом необходимость ограничений. Мы рассмотрим долгосрочные последствия в начале 2021 года», – говорит в заявлении гендиректор EFL Дэвид Болдуин.

В АПЛ уже нашли лазейку: заводят партнеров или вообще покупают клубы в странах Евросоюза. У «Сити» есть «Жирона» (входят в общий концерн City Football Group), но самое популярное направление – Бельгия: владельцы «Лестера» контролируют бельгийский «Левен», владелец «Брайтона» Тони Блум купил «Унион Сен-Жиль», а «Шеффилд Юнайтед» партнерится с «Берсхотом».

По информации The Athletic, «МЮ» занимается поиском европейского клуба-партнера – наверняка ищут и другие.

В Великобританию теперь могут не пустить игроков с судимостью (да, Роналду и Месси). Раньше их спасала свобода передвижения

Роналду, Месси, Марсело – что сейчас связывает этих игроков? Теперь всех троих могут не впустить в Великобританию из-за судимости: у футболистов есть срок за неуплату налогов. Из-за свободы передвижения до 1 января границы были открыты для ранее судимых граждан ЕС (у Месси и Марсело есть испанский паспорт), теперь их уравняли с жителями других стран.

По информации BBC, правила теперь такие:

•‎ любой гражданин, приговоренный как минимум к году тюрьмы, получит отказ в визе. Если срок меньше года, официальные лица проверят полную уголовную историю и связи с Великобританией;

•‎ граждане, совершившие уголовное преступление в прошлом году (вне зависимости от срока), также могут быть лишены права доступа;

•‎ правонарушители, которые не отбывали наказание в тюрьме, все равно могут быть лишены визы, если есть доказательства того, что они рецидивисты и их присутствие в Великобритании «нарушает общественное спокойствие».

Футболисты попадают в последнюю категорию: например, Месси получил 21 месяц тюрьмы, но не отбывал наказание – в Испании срок до двух лет не наказывается реальным заключением. Поэтому разрешение на въезд будут рассматривать отдельно. Вряд ли футболистов, уклоняющихся от налогов, можно назвать рецидивистами – но голы в ворота английских команд точно нарушают общественное спокойствие.

А какие страны еще пострадают?

Ограничения работают и в другую сторону. Европейские клубы теперь тоже не смогут подписывать британцев до 18 лет – прощайте, Санчо и Беллингем в «Боруссии»: ребят подписали за год до совершеннолетия.

В Серии А и Ла Лиге все еще сложнее – в обоих чемпионатах действует система слотов на игроков не из ЕС.

В Испании можно держать пятерых игроков не из ЕС, но только трех одновременно в заявке на игру. Смотрим матч «Атлетико» с «Вальядолидом»: Триппьер, Фелипе, Савич, Сапоньич – уже четверо, а ведь есть Лоди, которому в апреле исполнится 23, и он тоже будет попадать в квоту. Не удивительно, что «Атлетико» не против слить англичанина.

В такой же ситуации и Бэйл. Ла Лига, федерация футбола Испании и профсоюз футболистов придумали временное решение для Гарета и Кирана: до окончания контрактов (у обоих это 30 июня 2022-го) их будут считать гражданами Евросоюза. При продлении или переходе в новый клуб внутри Испании Триппьер и Бэйл попадут в квоту не-ЕС.

Да, обходных путей много (вот тут об этом подробнее): можно получить европейский паспорт или доказать существование испанских бабушек. Но даже английские медиа признают: футболистам будет лень это делать – особенно когда на родине платят больше. 

В Серии А не ограничивают количество игроков без паспорта Евросоюза в заявке на матч, но считают их при регистрации на сезон.

Если в клубе три или больше игрока не из ЕС, команда за сезон имеет право подписать еще двух таких легионеров. Одного – без необходимости замены при условии не менее пяти матчей за национальную сборную, второго – если освободится место: клуб должен продать или отдать в аренду футболиста, у которого нет паспорта ЕС.

На британцев в Италии (их пятеро – Смоллинг, Янг, Рэмзи, Вийера и Хики) изменения не повлияют, но новичков из Соединенного королевства будут расценивать иначе.

Вот пример: «Интер» хотел арендовать Джесси Лингарда, если Кристиан Эриксен покинет клуб. Придется заморочиться, чтобы это сделать: первый слот занял Санчес, для освобождения второго придется избавиться от кого-то из четверки: Коларов – Мартинес – Видаль – или тот же Санчес.

Правда, лимит легко обойти: новички, купленные из итальянских клубов, не попадают под ограничения. Так «Интер» купил у «Ромы» Коларова, который не занимает слот, а в 2005-м «Ливорно» покупал Адриана Муту для «Ювентуса», у которого не было свободных мест для легионеров.

У Ирландии особая роль: молодежь теперь не уедет в английские академии, зато ирландское гражданство поможет Кейну и Грилишу

Больше всех от Брексита пострадает Ирландия – она не входит в Соединенное королевство, но географически и исторически тесно связана с Великобританией. В профессиональных лигах Англии играют 138 ирландцев – многие пришли в команду до 18 лет.

Робби Кин не смог бы в 15 лет перебраться в «Вулверхэмптон», а в 17 дебютировать в Первом дивизионе. Помните Куивина Келлехера – молодого кипера «Ливерпуля», который так ярко засветился в матче против «Аякса»? Его тоже можно вычеркивать – вратарское образование он получил в Мерсисайде: перебрался в 16 лет, до этого всего два года играл в воротах. В академиях клубов АПЛ еще 11 несовершеннолетних ирландцев – больше всего в «Брайтоне» (4).

Местные специалисты отмечают: да, в чемпионате Ирландии больше шансов дебютировать в 17 лет – но для достойного образования нужны академии английских клубов. Футбол в Ирландии на другом уровне: страна занимает 42-е место в таблице коэффициентов УЕФА; чемпион-2019 (играют весна-осень) «Дандолк» отлетел в первом же раунде квалификации ЛЧ от словацкого «Целе» (0:3), потом с трудом пробрался в группу Лиги Европы, где набрал 0 очков в боях с «Арсеналом», «Рапидом» и «Мольде».

«У нас нет школ, которые работают с детьми каждый день. Типичная неделя на уровне U15, U17 и U19 – тренировка три или четыре вечера в неделю, а затем игра на выходных. Тренеры работают с молодыми игроками в лучшем случае шесть часов в неделю – в Великобритании вы получите не меньше 15 часов. У них гораздо больше времени, чтобы проработать основы», – объясняет Уилл Кларк, директор академии «Брэй Уондерерс» из второго дивизиона.

Правда, у Ирландии еще есть шанс: представитель ирландской федерации сообщил The42, что британские клубы не изменили политику в отношении молодых ирландцев, а ФИФА сообщила чиновникам, что обсуждение «ни в коем случае не завершено».

Роль Ирландии гораздо больше, чем кажется. Как только ФИФА даст послабление юным ирландцам, АПЛ сожрет федерацию – появится правовой прецедент. 

«Они пытаются пластырем вылечить сложный перелом. FA и ФИФА знают, что им необходимо решить конкретную проблему молодых игроков Ирландии. Но это открывает ящик Пандоры для Премьер-лиги и остальной Европы», – рассказывает источник The Athletic.

Правда, Ирландия открывает не только ящик Пандоры, но и шанс для британцев уехать в Европу без проблем. По данным исследований Daily Mail и BBC, у каждого четвертого британца есть ирландские корни. Дед и отец Харри Кейна родом из Голуэя, а Патрик Бэмфорд и Джек Грилиш даже играли за молодежные сборные Ирландии.

Если вдруг «Реал» захочет одновременно купить сразу троих, со слотами на европейцев не будет проблем.

***

О выходе из Евросоюза Великобритания знала пять лет, но так и не подготовилась нормально. По крайней мере, об этом можно судить из слов исполнительного директора АПЛ Ричарда Мастерса – он уже говорит о возможном пересмотре правил:

«Премьер-лига работала с FA, чтобы прийти к соглашению, которое гарантирует, что никакая часть Брексита не повредит успеху Премьер-лиги или перспективам сборных Англии. Продолжая набирать лучших игроков, Премьер-лига будет оставаться конкурентоспособной и привлекательной.

После январского трансферного окна мы с нетерпением ждем возможности пересмотреть соглашение с FA».

Надеемся, на продумывание и одобрение поправок не уйдет еще пять лет.

Телеграм-канал автора

Лимит изобрела не РПЛ. Его придумали еще в 30-х, он есть во всех топ-лигах, а в Бундеслиге очень похож на наш

Время Погба в «МЮ» снова заканчивается. Клуб покупал не топ-игрока, а красивую историю, Поль проиграл Бруну битву за влияние

Фото: globallookpress.com/Han Yan/XinHua, Joaquin Corchero/Keystone Press Agency, Noah Wedel via www.imago-images./www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Laurence Griffiths, Alex Livesey, Christopher Furlong