10 мин.

Тен Хаг повторил Рангника: «Юнайтед» нужна операция на открытом сердце. К чему?

Как лечить топ-клуб.

Апрель-2022. И.о. тренера «Ман Юнайтед» Ральф Рангник на пресс-конференции передает послание преемнику Эрику тен Хагу: «Дело не в уровне нового менеджера − а в изменении всех остальных процессов, которые привели клуб в нынешнее положение. 

Недостаточно внести какие-то незначительные косметические правки. В медицине сказали бы, что «МЮ» нуждается в операции на открытом сердце».

Июль-2024. Эрик тен Хаг, только что продливший контракт до 2026 года, в разговоре с нидерландской газетой AD Sportwereld вспоминает эти слова: «Рангник был абсолютно прав: клубу нужна операция на открытом сердце. Мы очень усердно работали над изменениями два года, но это тщательная, очень сложная операция. И я знал, когда начинал, что будет трудно.

Мы хотим, чтобы клуб вернулся туда, где он был более десяти лет назад: победитель АПЛ и претендент на Лигу чемпионов. Я думаю, что мы очень далеки от этого».

Что скрывается за этим? Оправдания перед новыми неудачами? Намек, что ему нужно еще пять лет? Или сигнал руководству? Кажется, смотреть нужно глубже: Тен Хаг показывает результаты обследования пациенту, который 10 лет игнорировал боль в груди. 

Разбираемся с историей болезни: очень много очагов инфекции

Рангник смело пинал руководство – и поплатился. 

«Ральф после работы и.о. должен был перейти на позицию спортивного директора, – рассказывает Гари Невилл. – Но Глейзеры избавились от него, потому что слова про операцию напугали их до смерти».

Тен Хаг смело пинает руководство, потому что оно сменилось. Его слова повторяют позицию Ineos, выкупившей 25% акций и перехватившей управление клубом. 

Новый миноритарный акционер сэр Джим Рэтклифф повторяет основные пункты Тен Хага: «Клуб явно сбился с пути – результаты говорят сами за себя. За последние десять или одиннадцать лет «МЮ» должен был претендовать на победу в АПЛ и ЛЧ каждый год, но этого не произошло. Нам нужно начинать с нуля».

И уточняет причину: «Клуб подкосил одновременный уход Алекса Фергюсона и [исполнительного директора] Дэвида Гилла 11 лет назад. Эти двое управляли спортивной стороной, а семья Глейзеров очень хорошо – коммерческой. И вдруг возник вакуум», – объясняет Рэтклифф. 

Сэр Джим слишком добр к предыдущему руководству: не может критиковать публично согласно пункту в сделке о продаже. «МЮ» с 2013-го и до прихода Ineos – районная больница, пропитанная кумовством и непрофессионализмом. 

Там при всех неудачах винили главных тренеров, хотя иногда дело не только в них. «Эрик хороший парень, он старался изо всех сил, но делал слишком много. Он пытался одновременно разобраться с командой и устранить течь в крыше», – вердикт Рэтклиффа очень красноречив. 

Там за клуб – не только финансы, но и трансферы – отвечал Эд Вудворд, «человек с нулевым пониманием футбола» по версии Луи ван Гала. Как он тогда стал исполнительным директором? Потому что когда-то помогал Глейзерам с покупкой клуба.

Источник The Athletic рассказывал, что Эд вел себя высокомерно, если кто-то указывал ему на ошибки: «Если вы в разговоре скажете что-то, что заденет его, он ответит в духе: «Да ты знаешь, кто я такой?»

В 2019-м медиа писали о конфликте Вудворда и Фергюсона: сэр Алекс настойчиво предлагал взять Стива Уолша (отрыл Канте и Мареза во Франции) консультантом в структуру клуба, но Эд не любит, когда ему указывают.

Вудворд устраивал Глейзеров почти на 100%, но им пожертвовали, когда весной 2021-го фаны взбунтовались из-за Суперлиги.

Там не извлекали уроки из ошибок, а клонировали Вудворда: привели в топ-менеджмент Ричарда Арнольда, нефутбольного человека, который проделал путь от финансиста до исполнительного директора. Рекомендацию давал Вудворд – они давно дружат.

К чести Арнольда, он хотя бы признал дилетантство и не лез в трансферы. «Мы, черт возьми, просто сожгли кучу денег. Мы потратили миллиард фунтов на футболистов, больше всех в Европе. Я не в восторге от того, в каком мы положении, мне это не очень приятно, мы должны разобраться. Нельзя просто прийти на тренировочную базу и сказать: «Покажите, где тут наш миллиард», – осознание Ричарда в 2022-м.

Там ввели должность спортивного директора только в 2021-м (в «Сити», если что, она существует с 2012-го) и поставили на нее Джона Мерто. Потому что свой!

Три великих истории про него, хотя вы не просили.

1. Изначально Мерто пришел на административную работу: лучше всех разбирался в нюансах футбольного регламента АПЛ. Нравился Вудворду тем, что делал понятные презентации. 

2. В 2018-м (за три года до назначения спортивным директором) не купил Холанда из-за часовых поясов: забыл уточнить время и опоздал со звонком – Эрлинг тогда стоил 2 млн фунтов. 

3. Вместе со скаутом Стивом Брауном, которого ради этого выдернули из «Эвертона», Мерто создал специальную базу данных игроков TrackerMan. Благодаря TrackerMan клуб просмотрел 804 правых защитника – и подписал Аарона Уан-Биссаку за 55 млн евро. 

В начале 2022-го парочка избежала увольнения, хотя после чистки Ричарда Арнольда клуб расстался с рядом скаутов. Мерто доработал до Ineos, Браун до сих пор в клубе.

Там начали работу над трансферами только в мае 2022-го, а не после закрытия предыдущего летнего ТО. В клубе объяснили, что постоянный тренер (Тен Хаг) сменил временного (Рангник) только в конце сезона, а это означало смену трансферных планов – то есть буквально признали, что понятия не имели, чем заниматься. А эта стратегия с нами в одной комнате?

Ситуацию очень точно описал Оуэн Харгривз еще в 2019-м:

«Если оценивать работу за пределами поля, клуб один из лучших в мире. Но в футболе «МЮ» отстает. Им нужно подтянуть структуру к уровню «Сити» и «Ливерпуля».

Вам нужен план и стратегия развития. Сейчас «Юнайтед» только реагирует». 

Есть еще незараженные органы?

Почему тогда Ineos не сжигает все дотла, не увольняет вообще всех? Потому что в «Юнайтед» есть качественные специалисты, которым раньше мешали. 

Источники The Athletic считают, что у «Манчестер Юнайтед» сильнейшая сеть скаутов в мире – особенно в поиске молодых талантов. Если где-то есть талантливый пацан, то наверняка скауты «МЮ» уже знают о нем.

«Проблема всегда заключалась в том, чтобы решительно доводить дело до конца, – говорит Линдон Томлинсон, который с 2017 по 2021 год был помощником руководителя «Юнайтед» по набору игроков в академию. – Отчеты были, процесс был. Просто в конце нас подводили». 

Люди, ответственные за трансферы, тормозили процесс, Мерто вместо видеонарезок требовал писать огромные отчеты, которые владелец Джоэл Глейзер читал раз в неделю. 

В 2017-м «Юнайтед» пригласил Педру Нету (одного из 40 новичков «Челси», если забыли) на просмотр в молодежку. «МЮ» мог заплатить «Браге» минимальную компенсацию за воспитание, скауты настаивали на переходе. 

Но переговорщики «МЮ» затянули процесс на несколько недель. В итоге Нету продлил контракт с «Брагой», а затем перешел в «Лацио». 

В 2018 году «Ман Юнайтед» узнал о желании «Ред Булл Зальцбурга» выкупить за 2 млн евро форварда Беньямина Шешко, который в то время выступал за словенский «Домжале». Но «Юнайтед» был готов только на 1 млн евро. 

Скауты попытались убедить главного переговорщика Мэтта Джаджа поднять предложение. Тот добавил к миллиону лишних сто тысяч евро – «Домжале» почему-то отказался. В списке провалов – отказ от молодых Де Йонга и Де Лигта (еще до дебюта в «Аяксе»), Мусиалы и других. 

Скаутов «Юнайтед» можно сравнить с венгерским врачом-акушером Игнацом Филиппом Земмельвейсом, который доказал необходимость стерилизации в больницах. В мае 1847 года Земмельвейс обязал персонал Венской родильной больницы перед манипуляциями с беременными и роженицами мыть руки в растворе хлорной извести – смертность упала в десятки раз. 

Коллеги писали, что «открытие Земмельвейса словно свежим ветром овеяло госпиталь и подарило надежду на светлое будущее». 

А директор клиники запретил Земмельвейсу публиковать статистику смертности до и после внедрения стерилизации рук, предупредив, что «посчитает такую публикацию доносом», и уволил врача.

Больного еще можно спасти? «МЮ» старается

«Если люди сплотятся и захотят работать вместе, то на изменения не потребуется два или три года. Все может произойти за год», – продолжение цитаты Рангника. 

«Мне не нужен новый долгосрочный контракт, чтобы чувствовать себя в безопасности. Для меня важно, чтобы мы работали вместе», – кажется, Тен Хаг выучил ту пресс-конференцию Рангника наизусть. 

Новое руководство «Ман Юнайтед» очень старается уложиться в график Рангника. Что Ineos уже сделал за полгода? 

● Переманил из «Сити» генерального директора Омара Берраду. 

● Забрал у «Ньюкасла» спортивного директора Дэна Эшуорта, добавив к нему в команду двух технических директоров – Джейсона Уилкокса (прошел структуру «Ман Сити») и Кристофера Вивелла (привел в систему «Ред Булл» Холанда, Гвардиола и еще пачку талантов). Все трое – реальные профи (именно поэтому за Эшуорта полгода грызлись с «Ньюкаслом»). 

● Продлили контракт с Тен Хагом, сняв с него часть обязанностей – как минимум теперь он избавлен от забот спортивного директора.

● Полностью обновили тренерский штаб Тен Хага – теперь здесь Руд ван Нистелрой и еще трое спецов с опытом работы главным. Не факт, что будет сильно лучше − влияние помощников всегда трудно оценить. Но Тен Хаг потерял людей, с которыми давно работал − и вероятно слишком синхронизировался. 

● Запустили реновацию тренировочной базы – Криштиану будет доволен. 

Черт, да они даже туннель на «Олд Траффорд» починили! 

С новым руководством «Юнайтед» разогнался всего за одно лето – и это при том, что Эшуорт и Беррада пришли только в июле. Бодрый старт, но с учетом количества накопившихся проблем это даже не начало операции – пока только побрили грудь.

Новый спортивный директор говорит прямо: быстро на вершину клуб не вернется. «Полная перестройка не произойдет в одночасье, но вместе с Омаром и новой командой руководителей мы не успокоимся, пока не добьемся ее».

Вероятно, пациента пока только стабилизировали. Возможно, скоро вскроются другие нюансы. Но меньше чем за год сделано уже больше, чем при Глейзерах. 

Рангник был прав: и с диагнозом, и со сроками лечения.

Еще больше «Юнайтед» − в телеграм-канале автора

Ван Нистелрой в «МЮ» – что это такое? Он пришел на место Тен Хага?

Фото: Gettyimages/Catherine Ivill – AMA / Contributor, Mike Hewitt / Staff, Alex Livesey / Stringer, Jacob King – PA Images / Contributor, Richard Heathcote / Staff; www.imagephotoagency.it/imago sportfotodienst, www.imagephotoagency.it/imago sportfotodienst/Global Look Press; East News/AP Photo/Jon Super, VI Images / Pieter Stam de Jonge