8 мин.

Кто в Суперлиге мышей не ловит? Анализ статистических данных по лиге: часть 2

Почему «Грассхоппер»  самая медленная команда лиги и что общего у «Санкт-Галлена» и австрийских горнолыжников. 

Спортивно-аналитическая фирма Opta проанализировала для Tamedia каждый голевой момент каждого игрока Суперлиги и оценила качество этих моментов. Инфографика: Вивиане Футтеркнехт.

Это цифры, которые удивили даже тренеров, так как подобные данные в Швейцарии ещё не публиковались. Прошло то время, когда футбольная статистика крутилась вокруг количества километров, которые пробежал игрок за матч, или процента владения мячом. Сегодня есть данные, позволяющие сделать выводы о качестве игроков, и показывающие, какой тактики придерживается команда. Opta измеряла каждое игровое движение и дуэль с начала сезона Суперлиги. Основываясь на этих данных, было задано девять вопросов тренерам и экспертам (перевод первой части можно прочитать здесь).

 

Оборонительные ряды: дырявые, как сыр

Швейцарские клубы забивают на 24 гола больше, чем должны по xG, по данным Opta. Средний показатель по забитым голам в лиге составляет 3,44 гола за игру. Это выше, чем в чемпионатах топ-5, среди которых наивысший показатель у Бундеслиги (3,04 гола за игру).

Почему в Суперлиге так просто забивать голы?

Никто не ответит на этот вопрос лучше, чем 35-летний Рафаэль Нуццоло, который поднялся в Суперлигу вместе с «Ксамаксом», и с 10 голами (на момент публикации оригинального материала) неожиданно занимает третье место в гонке бомбардиров. Он говорит, что за последние годы уровень лиги не упал, а вовсе даже наоборот. «Сегодня у нас намного больше молодых игроков в командах, и это чувствуется», – говорит Нуццоло. Футбол стал действительно техничнее и быстрее, и при этом менее зависящим от физических показателей. К тому же, количество ошибок защитников возросло. Короче говоря, нападающим стало проще забивать голы.

Вратари: хуже, чем дозволительно

Только два вратаря Суперлиги парировали больше голов, чем должны были статистически: Йонас Омлин и Мирко Сальви. Баланс остальных вратарей лиги минусовой. Это показывает статистика xG с точки зрения вратарей – то есть, сколько вратарь должен был пропустить по данным Opta, и в скольких случаях эти шансы были реализованы. Разница между этими двумя показателями показывает эффективность вратаря. Таким образом, Омлин пропустил на четыре гола меньше, чем в среднем ожидалось, исходя из xG.

ч

Действительно ли вратари в Суперлиге такие плохие?

Разговаривать с вратарями о вратарских ошибках – это как обсуждать с Папой Римским отмену Святого Причастия. Сложно. Они становятся на защиту своих коллег. Особенно после первой фазы, в которой едва ли был вратарь, который обошёлся бы без ошибок. С бывшими вратарями сборной Штефаном Леманном и Мартином Бруннером всё точно так же. Говоря об общей статистике, Леманн в первую очередь хвалит прекрасную работу академий и сильных игроков, играющих за рубежом.

c

Леманн знаком с лучшим с точки зрения статистики Омлином, он тренировал нынешнего голкипера «Базеля» в юниорских командах «Люцерна». «У него есть вратарский ген», – говорит Леманн. И всё же Леманну пришлось в своё время встать на его защиту, потому что слишком худой Омлин не проходил в команду по габаритам. В этом заключается одна из основных проблем вратарей в швейцарском футболе. Молодёжи доверяют с трудом и неохотно прощают ошибки, не всегда заботятся в достаточной степени. Именно это произошло с Ноамом Бауманном, который перешёл из «Виля» в «Лугано», провёл несколько неудачных игр, после чего был заменён на возрастного Давида Да Косту. «Приличный вратарь», – говорит Леманн. Он знает из своей работы в «Сьоне» и Фикенчера, статистически худшего вратаря лиги, и тоже говорит: «Хороший вратарь». Леманн – мастер дипломатии. Фикенчер всю жизнь был вторым номером и стал играть только потому, что основной вратарь Митрюшкин надолго выбыл из-за травмы.

«Тун», «Ксамакс» и «Люцерн» также делают ставку на опыт во вратарском вопросе. Вполне оправданно, говорит Мартин Бруннер, уверенность важна так же, как и класс. Именно когда команды такие молодые, как в Швейцарии. Он сам не видит сейчас в Швейцарии ни одного «большого» вратаря и говорит про Хайнца Линднера, второго с конца по статистике, который хорошо действует на линии, но не выглядит достаточно уверенным и плохо контролирует штрафную. «Это чувствуют и партнёры по команде, и противник». Он продолжает: «В Швейцарии нет никого, кто бы блистал». Но это можно объяснить: в то время, как на такой важной позиции шесть лучших швейцарских вратарей (Зоммер, Бюрки, Хитц, Мвого, Кобель, Бенальо) играют за рубежом, дома их не хватает. Как следствие: больше ошибок – больше голов.

 

«Санкт-Галлен»: спасти вымирающий вид

Тот, кто подписывает в качестве тренера Петера Цайдлера, надеется получить высокий прессинг и быстрые контратаки. На деле «Санкт-Галлен», следом за «Янг Бойз», второй, когда речь идёт о том, чтобы как можно чаще успевать в течение восьми секунд после получения мяча довести дело до удара. Атаки на их ворота длятся в среднем 5,5 секунд. К тому же, никто в лиге не прерывает атаки соперника так рано, как восточношвейцарский клуб: в среднем сопернику удаётся провести только 8,7 передач, прежде чем их атакуют санкт-галленцы.

а

Но есть и оборотная сторона: сразу четыре представителя «Санкт-Галлена» среди игроков, которые чаще всего бьют по воротам, не забивая при этом голы. Это говорит о том, что восточношвейцарцы слишком поспешно ищут завершения.

ч

 

«Санкт-Галлен» играет слишком быстро для тех игроков, которые у него есть?

Петер Цайдлер, тренер «Санкт-Галлена»: «Это действительно интересная статистика. Под тем, что наши нападающие слишком часто бьют из не очень перспективных позиций, я готов подписаться. Таблица с наибольшим количеством ударов, не приведших к голу, выглядит для нас как для австрийских лыжников: четверо в первой десятке. Это сурово. Я не думаю, однако, что мы играем слишком быстро или слишком суетливо. Скорее, дело в психологическом давлении, которое чувствуют игроки. После того, как Седрик Иттен выбыл до конца сезона, получилось, что Бен-Халифа, Тафер и Манне должны были закрыть эту дыру. И поскольку они, как нападающие, считают, что обязательно должны забивать голы, они все непременно хотят забивать сами – и в том числе поэтому пытались бить даже из неудобных позиций, вместо того, чтобы сыграть в пас.

То, что соперник в среднем делает меньше девяти передач до того, как мы их атакуем, показывает, что мы используем в игре то, что тренируем. Мне также нравится, что мы проводим много быстрых атак. Статистически доказано, что вероятность забить гол самая большая тогда, когда дело доходит до удара в течение десяти секунд после того, как мяч был отобран. Кто контратакует – тот побеждает (смеётся). Но всё же: в конечном итоге всё решают голы – и я надеюсь, что наши нападающие наконец-то сломают систему».

 

«Грассхоппер»: выжить через владение мячом

«Грассхоппер» борется за выживание, но играет не так, как положено вылетающим. Вместо того, чтобы полагаться на контратаки, у них наоборот меньше всего в лиге ударов в результате контратак, и в среднем владение мячом перед голом самое долгое (11,6 секунд).

 

ч

«Грассхоппер» играет в неправильный футбол для борьбы за выживание?

Торстен Финк, тренер «Грассхоппера»: «Кто сказал, что владение мячом – неверный путь в борьбе за выживание? В «Гамбурге» мы именно этим и занимались, и всё закончилось хорошо. Причина, по которой мы сейчас не входим в список команд, которые быстро переходят из обороны в атаку, в первую очередь в том, что нас преследовало слишком много травм. Нам приходилось часто прибегать к ротации, и из-за чего не удавалось достичь автоматизма. Однако, в этом есть и плюс – мы можем дать шанс молодым игрокам получить практику. Мы были совсем молодой командой, и критикующим нас журналистам стоило бы обращать на это больше внимания. На второй круг я настроен оптимистично. Многие травмированные игроки вернутся, у команды есть класс, и она покажет его. Само собой, и в контратаках в том числе».

 

x

 

«Люцерн»: реактивная атака

У «Люцерна» средняя продолжительность атак, которые приводят к голу, 5 секунд – это лучший показатель лиги. А также «Люцерн» – единственная команда Суперлиги, которая ещё не забила ни одного гола, владея мячом дольше 20 секунд.

Обладает ли «Люцерн» реактивным нападением, или же ему просто не нравится, слишком долго катать мяч при атаке?

Рене Вайлер, тренер «Люцерна» (на момент публикации оригинального материала): «В современном футболе, с моей точки зрения, элементарно научиться играть в подвижную игру, чтобы таким образом искать успеха. То, что мы по статистике с 5 секундами от момента получения мяча до забитого гола находимся на первом месте, является для меня позитивным знаком, который показывает наше развитие. С другой стороны, это не так уж удивительно, что мы меньше владеем мячом перед голом. Одно фактически исключает другое».

 

Источник: Tages Anzeiger Das sind die Fliegenfänger der Super League

За швейцарским футболом можно следить ещё в твиттере и вконтакте.