12 мин.

Трус изучает хоккей

В конце статьи вы узнаете, почему российские легионеры в НХЛ по сути воюют своими клюшками против своей российской родины...

Среди любителей поглядеть «в плазму» на высокопрофессиональный хоккей с шайбой почти половина людей не только никогда не играла в этот самый хоккей, но и никогда не видала его «живьём», прямо на ледовом стадионе. Конечно, дело непростое и затратное: нужно иметь, как минимум, доступ к подходящей ледовой площадке и хотя бы самые основы хоккейной экипировки (коньки, клюшку, саму шайбу, наконец). Не везде есть и профессиональные команды хоккеистов, на игры которых можно было бы поглазеть с трибун, скажем, ближайшего ледового дворца… И я почти оправдал себя перед читателями, так как я есть почти такой точно «искренний» любитель хоккея с шайбой. Впрочем, однажды мне всё же посчастливилось видеть его «живьём» в социалистическом ещё Ленинграде на зимних студенческих каникулах.

В 1989-ом, где-то в конце января, вдвоём с местным болельщиком-ветераном, путём применения на пути к кассе нескольких силовых приёмов нам удалось купить два входных («стоячих»!) билета на матч чемпионата СССР между местным СКА и киевским «Соколом» (итог 2:1). Матч оставил у восемнадцатилетнего юноши просто фантастические впечатления, даром что любимый «Сокол» таки продулся… По ТВ к тому времени я перевидал жуткую уйму хоккея, как отечественного, так и международного. Но оказалось, что в реале я толком не представлял вплоть до самого своего совершеннолетия, что это за игра. Каких-то два часа в ледовом дворце просто перевернули мои юношеские представления о хоккее с шайбой. Профессиональные хоккеисты, в действительности, подвергаются нешуточному спортивному отбору. «Миниатюрных» полуиспанцев Мальцевых в мировом хоккее совсем немного – причём со всех точек зрения, как ни крути…

Среднестатистический профессиональный хоккеист – это атлетически сложённый мужик с ростом под метр девяносто. Ещё сантиметров десять добавляют ему коньки. Плюс нехилый хоккейный шлем. Плюс многочисленные защитные щитки и накладки, располагающиеся под формой. В итоге из немаленького «базового игрока» образуется довольно широкая и жёсткая башня высотой 205-210 см, причём она во время матча не идёт или даже не бежит  по направлению к сопернику, а буквально подлетает навстречу на коньках, словно на крыльях… Напомню вам, что в хоккее с шайбой правилами разрешены силовые приёмы по отношению к сопернику, владеющему шайбой; а ко всему несколько раз в течение матча эти правила ещё и довольно бесцеремонно нарушают… В итоге вас даже вполне законно, в пределах действующих правил игры, могут так припечатать к борту или уронить на лёд таким неудачным образом, что вы получаете перелом, минимум, двух-трёх рёбер или во мгновение ока лишаетесь, минимум, двух-трёх зубов. Многие активные профессионалы до самого конца своей игроцкой спортивной карьеры даже не пытаются вставлять себе давно выбитые передние зубы. А зачем?! Ну, вставишь, помучаешься, потратишься, а через каких-то два-три месяца их всё равно опять повыбивают самым основательным образом…

Есть, впрочем, в хоккее с шайбой и многие другие опасности. Например, в хоккее как-то не принято отворачиваться от шайбы, ускользать с её траектории, особенно если она следует по направлению твоих неприступных ворот. Но соперник, бросающий шайбу по воротам, вполне способен придать ей скорость около 200 км/час. И вот этот жуткий резиновый гумай, шваркнутый со всей дури, попадает обороняющемуся игроку прямо в незащищённый участок шеи. Просто несчастный случай, никакого злого умысла! Повезёт пострадавшему, если его всего только унесут на носилках «в подтрибунку», где не без помощи врачей он потихоньку оклемается ближе к концу матча. А если не повезёт, – потребуется «Скорая помощь», немедленное оперативное вмешательство и длительная последующая реабилитация (месяца полтора-два).  На долгую память в ближайшем спортивном магазине купил я тогда этот тёмный тяжёлый резиновый гумай, а также раз и навсегда решил для себя: трус я или не трус, но в хоккей с шайбой я в своей жизни играть не буду, сколь бы ни приглашали!      

Впрочем, в ранние детские годы (с 5-6 до 11 лет) я предпочитал смотреть именно хоккей с шайбой. Большой футбол казался мне тогда более пресным и малособытийным. Игроки бегают по большому полю более полутора часов, а в итоге наносят по воротам десять-пятнадцать ударов на обе команды, забивая при этом всего один или два гола… В хоккее дело всегда продвигалось куда динамичнее и веселее. От броска по одним воротам до шайбы в противоположные могло проходить всего каких-то 7-8 секунд. Ситуация на площадке менялась с калейдоскопической быстротой, а итоговый счёт 6:3 или 7:5 бывал в порядке вещей… Только годам к шестнадцати я осознал вполне и окончательно, что большой футбол богаче и тактически, и с точки зрения возможных текущих игроцких ситуаций. История мирового спорта на протяжении последних лет сорока в целом подтвердила это моё устойчивое юношеское впечатление.

В самом деле, ну что принципиально изменилось в хоккее с шайбой по сравнению со временами конца семидесятых – восьмидесятых годов двадцатого века? Так, по мелочам. Игроки стали иначе располагаться в обороне при вбрасывании у своих ворот, если до сирены осталось менее 4-5 секунд. Несколько более интенсивной стала борьба хоккеистов на пятачке у ворот и несколько более изощрённой стала система подправления шайбы. В овертаймах команды стали играть в формате «три на три» или «четыре на четыре», что в 2-3 раза увеличивает вероятность рождения «золотой» шайбы и, соответственно, уменьшает вероятность буллитной тягомотины. На мой «глупый», непрофессиональный взгляд это, пожалуй, всё…

Хотя не только. Накопились и некоторые количественные изменения. Во-первых, в добротный профессиональный хоккей научились играть многие. В семидесятых годах на чемпионатах мира было всего шесть «играющих» сборных: СССР, Канада, США, Швеция, Чехословакия и Финляндия. ФРГэшники играли совсем нестабильно – через два раза на третий. Восьмой сборной обычно были японцы, но их игру трудно было назвать полноценным профессиональным хоккеем даже с немалым допуском.

Теперь же в настоящий профессиональный хоккей умеют играть не менее шестнадцати сборных команд, из которых восемь вполне реально могут претендовать на медали мирового первенства. Правда, японцы как не умели толком играть в хоккей с шайбой полвека тому назад, так не умеют и сегодня… Как видите, иногда лучше даже не браться за те виды спорта, к которым у тебя нет ни больших способностей, ни особой тяги. Так, например, в хоккее с шайбой почти не встретишь чернокожих полевых игроков; только редкие хоккейные вратари действительно высокого класса. Так ещё, например, славянским народам принципиально не поддался бейсбол: и играли в него лет двадцать через пень колоду, и смотреть на это действо были готовы буквально единичные зрители…

Анализируя простые количественные измерения, можно также заметить, что игра стала в целом более ровной (без регулярных выходов один на один с вратарём) и несколько более оборонительной. Пятьдесят или сорок лет тому результаты 2:1, 2:2, 1:1 были в хоккее с шайбой некоторой даже редкостью; они свидетельствовали об особенно напряжённой, упорной борьбе конкретных соперников в конкретном матче, где с градом шайб что-то не заладилось. Теперь же подобный счет по окончании трёх периодов в хоккее – скорее в порядке вещей. Удивятся больше результатам вроде 8:5, 7:6 или 9:4… Не столь уж редкими в нынешнем хоккее оказываются ситуации, когда соперники не смогли забросить за три периода ни единой шайбы и только в овертайме (в режиме «три на три» или «четыре на четыре») вожделенная шайба в конце концов таки залетает в почти неприступные хоккейные ворота.

В большом футболе результативность за этот же период, напротив, возросла заметно. В семидесятых-восьмидесятых годах в чемпионате СССР забивалось в среднем 2,2-2,4 гола за матч. В других европейских первенствах или в международных турнирах результативность редко превосходила 2,5 – 2,7 голов за матч. Теперь же средняя результативность более 3,0 голов за игру считается в порядке вещей – как во внутренних, так и в международных турнирах. И это во многом связано с серьёзными тактическими преобразованиями в большом футболе. Во-первых, с появлением системы VAR профессиональные команды  окончательно перешли на игру «четыре или пять защитников в линию».

В конце семидесятых – начале восьмидесятых годов такую систему игры в обороне  исповедовали только «сумасшедшие» бельгийцы, которые, собственно, её и придумали. И правда, смешно и грустно играть в защите в одну линию, если судьи могут «пропустить» метровый или даже полутора- двух метровый офсайд. Нынче же даже без VAR судьи ловят почти любые офсайды вполне уверенно, а с VAR ошибки при фиксации офсайда в голевой ситуации превращаются в чистейшую казуистику. Но такая система обороны при должном атакующем потенциале соперника всё равно заметно увеличивает вероятность фатальных ошибок со стороны обороняющихся. Ведь роль «чистильщика» в обороне отныне возлагается на вратаря, но даже такие асы игры на выходе, как Мануэль Нойер, время от времени совершают на выходе результативные ошибки. Что уж говорить о прочих?! К тому же такая система обороны часто сопровождается слишком «высоким» расположением игроков обороны. Тогда между линией  обороны и вратарём оказывается свободная зона в 30-40 метров, куда могут эффективно врываться игроки нападения соперника. Если в такой ситуации обороняющимся не удаётся поймать соперников в офсайдную ловушку, то «спасительная» линия обороны разваливается, игроки обороны бегут назад, располагаясь лицом к своим воротам, в результате чего эффективность оборонительных действий резко падает, а возможность результативных ошибок игроков обороны резко возрастает.

Кроме того, среди ведущих клубных команд и ведущих сборных стала популярной игра «Барселоны» образца 2007-2017 годов, связанная с системой тотального владения мячом. При этом доминирующая команда, подобно модельной «Барселоне», при потере мяча у штрафной соперника не бежит стремглав в защиту к своим воротам, а напротив, с помощью агрессивного прессинга пытается тут же вернуть себе владение мячом. Это, в целом, довольно эффективная система, особенно если условная «Барселона» заметно превосходит по классу  команду соперника. Но вот незадача: обороняющаяся команда зачастую успешно «вываливает» двух своих форвардов вместе с мячом на двух центральных защитников и вратаря, страхующих увязшую в атаке условную «Барселону». Таких фехтующих выпадов за матч может быть и шесть, и семь. И тут уж всё зависит от борьбы два в два, причем арена этой борьбы огромна – чуть ли не целая половина поля! То есть убегай – не хочу! Понятное дело, что матчи с подобным сценарием редко заканчиваются со счётом 1:0 или 1:1. Чаще «барселоновские» счета выглядят как 2:2, 5:2 или 4:3.

Есть и ещё одно, что заметно повышает результативность ведущих европейских команд. За многих современных футболистов и тренеров владельцы футбольных клубов вываливают просто огромные, фантастические суммы по сравнению с эпохой Блохина и Платини. И потом при частых результатах 0:0, 1:0, 1:1 возникает естественный вопрос: так а за что же были заплачены такие большие деньги?! Получается, что очень большие деньги автоматически требуют большого зрелища, а большое зрелище без трёх-четырёх голов (как минимум!) выглядит крайне неубедительно…

Но я же забыл! Я же о хоккее с шайбой статейку пишу! А фактически уже чуть не треть статьи выходит о большом футболе! Но это, пожалуй, правильно, поскольку при серьёзном анализе всё познаётся почти исключительно в детальном сравнении. Что же ещё изменилось в нашем хоккее за последние 40-45 лет?! Ранее наши тренеры были как-то поумнее, поинтеллектуальнее канадских. В семидесятые годы канадский хоккей был более индивидуалистичным и более прямолинейным, скоростно-силовым; был довольно жёстким, рассчитанным чуть ли не на механическое «продавливание» соперников. Советский хоккей в его лучших проявлениях был хоккеем умным, быстрым и комбинационным, когда индивидуальные качества и ноу-хау игроков идеально вписывались в единый, как часы работающий ансамбль. Нынче же иногда кажется, что тренеры словно поменялись местами. Нынешнее поколение канадских тренеров давным-давно усвоило старые советские уроки, учло все новые хоккейные мелочи, развило методики скоростно-силовой подготовки хоккеистов, а также методы их эффективной физреабилитации. Наши же отечественные тренеры в большинстве, похоже, остановились на понимании хоккея конца далёких восьмидесятых, когда стало модным слегка походить на «древних» канадцев и когда наши первые заокеанские легионеры не без приключений оседали в «Ванкувер Кэнакс» и «Калгари Флеймз»… Печально слышать, когда какой-нибудь Знарок говорит своим требующим немедленной тренерской поддержки подопечным что-нибудь в том духе, что, мол, ничего не могу поделать с этой нашей командой, ежели у неё нет «своей» игры… Отчётливо понимаешь в такие моменты, что у этой нашей команды, в первую очередь, нет своего адекватного тренера.

Жаль к тому же, что КХЛ, заметно пострадавшая в последнее время от разнообразных санкций и бойкотов, добровольно смирилась со своей позицией в виде жалкой тени северо-американской НХЛ (не путать с ночной путинской лигой!). В действительности, если вернуть из-за океана полсотни  наших, российских игроков и переманить из НХЛ ещё три-четыре десятка способных европейцев, эта же самая КХЛ выглядела бы совершенно по-другому. Представьте себе советскую лигу хоккея полувековой давности, в которой бы не существовало ЦСКА, «Спартака» и московского «Динамо», а ещё пять-шесть ведущих клубов, вроде «Химика», «Трактора» и рижского «Динамо» лишились бы своих первых пятёрок. Так вот нынешняя КХЛ – как раз точно такая лига и есть! Не менее сотни лучших игроков из её состава искусственно вынута и задёшево передана в клубы НХЛ или заметных европейских чемпионатов!

Но помилуйте, ведь на сегодняшний день мы уже почти воюем со странами ЕС, США и Канадой!!! Причём совсем не в хоккее с шайбой!!! Так не пора ли слегка изменить характер взаимодействия КХЛ и хоккейной России в целом с основными зарубежными хоккейными лигами абсолютно не дружественных нам стран?!  Для начала, скажем, можно ввести для молодых российских хоккеистов (с 2010 года рождения) незыблемое правило: если ты воспитан хоккеистом в России, а в какой-то момент собрался играть куда-то в Европу или за океан, обязательно нужно отстегнуть в Российский госфонд развития хоккея с шайбой десять миллионов евро (ну, или эквивалент в рублях). Хочешь – делай это сам, хочешь – пусть это сделает твой новый клуб. Но если в означенный период эти деньги не поступят на правильный счёт, ты мгновенно лишаешься российского гражданства, въезд в страну тебе будет пожизненно запрещён, а вся твоя собственность на территории РФ и дружественных ей государств будет конфискована в пользу покрытия долга перед Российским госфондом развития хоккея с шайбой. Так как-то!

У нас же пока всё по-другому. До 20% российских хоккеистов, причём сплошь самых лучших хоккеистов, у нас не здесь! И ещё 8-10% не самых лучших, но которые всё же могли бы добавить огоньку лиге… Способным иностранцам тоже скоро ловить в нынешней КХЛ станет совсем нечего… Но мы так искренне рады личным успехам наших российских хоккеистов далеко за рубежом, что скоро, того гляди, объявим КХЛ почётной фарм-лигой для НХЛ и ведущих европейских хоккейных лиг. По христианской доброте душевной и вящей слабости ума погрешимой братии к этому явно идёт дело в российском хоккейном хозяйстве…                                                                                                        

ОБЕЩАННОЕ: как я и обещал, расскажу о недобром в положении российских хоккейных легионеров из клубов НХЛ. Ведущие наши легионеры процентов на 15-20 создают зрелище под названием НХЛ. Без них это зрелище вовсе не развалится, но заметно потускнеет. Размеры доходов от предприятия заметно пойдут на убыль... А вы не задавались вопросом: кому идут эти доходы?! Естественно, западным мультимиллионерам: Барухам, Рокфеллерам, Ротшильдам, Морганам, Голдман-Саксам и проч. Так не стоит ли нашим российским хоккеистам всё же определиться: в начинающейся Третьей Мировой они на стороне Путина и Си, или им милее сторона западных богатейших семейств ( Барухов, Рокфеллеров, Ротшильдов, Морганов, Голдман-Саксов)?!