10 мин.

Позиционная и функциональная игра: интервью с Кайо Мигелем Понтесом

Одной из главных тем последних 6 месяцев среди специалистов было сравнение позиционной и функциональной игры. Все началось с "плача Ярославны" в исполнении Хуанмы Лильо, во время ЧМ признавшегося,что они с Гвардиолоой породили монстра, которого теперь сами не знают как запихнуть обратно. Я основные выжимки давал по горячим следам, более подробно вы можете найти 2 материала в Athletic да и не перепечатал эти интервью только ленивый в западной прессе. 

Помимо этого я давал в блоге большой материал Джейми Гамильтона о "человеко-машине".

Фернандо Диниз против Человеко-Машины

Месяц назад в другом блоге тезисно выходил перевод интервью Антонио Гальярди

Экс-аналитик сборной Италии: «Эпоха позиционного футбола подходит к концу?»

Попробуем и дальше разобраться в этом новом (?) подходе в игре под названием футбол?

Итак, чтобы обсудить их и углубиться в эту тему, я познакомлю вас с интервью Кайо Мигеля Понтеса , одного из лучших знатоков и аналитиков игры. Надеюсь, вам понравится!

Как давний исследователь истории футбола ты в настоящее время изучаешь функциональную игру: можешь ли ты объяснить, что это за игра?

Функциональная игра — это новая философия футбола, противоречащая позиционной игре. Последнее доминирует не только в тактике, но и в том, как смотрят на футбол, и, хотя это увлекательная философия, это всего лишь одна философия. Функциональная игра предлагает совершенно альтернативный способ взгляда на футбол и тактику, и эта разница имеет несколько аспектов. Прежде всего, концептуализация пространства. В то время как пространство является фиксированным и статичным объектом в позиционной игре, рассматриваемым с тем же референтным статусом, что и мяч, противник и партнер по команде, пространство рассматривается как динамичный и постоянно меняющийся объект в функциональной игре. Это не наравне с мячом, противником и товарищем по команде, а скорее рассматривается как результат взаимодействия трех. Это взаимодействие не просто физическое (где каждый находится), а скорее сложное взаимодействие, учитывающее все аспекты личности, от технических до эмоциональных. Этот акцент на отношениях между человеком и пространством согласуется с общей идеей функциональной игры, одной из реляционистских. Тактика меньше зависит от того, где вы находитесь, а от того, что вы делаете, как вы двигаетесь и какие отношения вы устанавливаете. Проще говоря, позиционирование игроков становится более свободным и динамичным, без особого внимания к навязанной коллективной организации. Эта футбольная философия уходит своими корнями в Южную Америку, и прямо сейчас Лионель Скалони, Фернандо Диниз и Ренато Гаущо являются одними из самых заметных ее героев. В Европе аналогичные подходы используют Лучано Спаллетти, Карло Анчелотти и Рогер Шмидт. Это акцент на отношениях между человеком и пространством согласуется с общей идеей функциональной игры, одной из реляционистских. Тактика меньше зависит от того, где вы находитесь, а от того, что вы делаете, как вы двигаетесь и какие отношения вы устанавливаете. Проще говоря, расположение игроков становится более свободным и динамичным, без особого внимания к навязанной коллективной организации. 

Считаешь ли ты, что слово «функциональный» является более правильным способом описать этот подход? Или ты предпочитаешь термины как апозиционный или ролевой?

Описать этот подход одним словом — невероятно сложная задача; даже у позиционной игры есть свои недостатки в описании философии, как заметил Пеп Гвардиола. «Апозиционный» имеет некоторые последствия, которые могут создать неправильную картину. Какими бы незначительными ни были позиции в этом подходе (Диниз, например), все же есть отправная точка, точка отсчета. «Игра на приближение» работает лучше, так как это важная особенность южноамериканских команд. Однако это не обязательная функция, например, «Наполи» или «Бенфика». Ни одна из этих команд не имеет подавляющего приближения и не становится такой же апозиционной, как структура Диниза. «Функциональный» относится к функциям, а функцию можно определить как «активность, которая является естественной или целью человека или вещи. Это более подходящий способ описания этого подхода, поскольку другие склонны ограничивать его конкретной функцией. Основная идея функциональной игры заключается в создании структур (а не форм) на основе отдельных людей. В этом случае, в зависимости от игроков, функциональная игра может иметь несколько лиц.

Каковы самые большие различия между функциональной и позиционной игрой? Я имею в виду порядок вещей, на которые игрок должен обращать внимание в игре…

Восприятие пространства коренным образом различает оба стиля, и это имеет серьезные последствия для построения тактики и обучения игроков. Природа позиционной игры предписывает игрокам определенные зоны (очевидно, они могут меняться и могут быть изменчивыми), и это облегчает роль игрока, поскольку существует организационное/коллективное руководство. Функциональная игра более интерпретативна и спонтанна. Речь идет не столько о поддержании какой-то пространственной организации, сколько о естественных отношениях с мячом, игроками, соперником и, следовательно, с пространством. Имея это в виду, в одном случае игрок(и) борется с естественным хаосом игры с помощью коллективной организации, в частности, своего размещения (занятия зоны). В другом стиле, игрок больше поддается этому хаотичному (непредсказуемому) развитию игры и относится к ней на основе себя и своих интерпретаций. Именно здесь начинают проявляться ключевые тактические различия.

Можешь ли ты показать нам некоторые шаблоны, которые определяют функциональный стиль игры?

Нет! Возможно, лучший способ определить функциональную игру — это отсутствие паттернов. Очевидно, что индивидуальные особенности приведут к некоторым тенденциям и повторяющимся событиям. Однако, если бы вы сменили игрока, они изменились бы. Возьмем, к примеру, «Наполи»: динамика полузащиты меняется, когда вместо Зелински выходит Ндомбеле. Движения и отношения (с мячом) очень спонтанны и интерпретативны, без предопределенной организации. Команды Диниза и Ренато имеют тенденцию играть с более короткими передачами, с большим приближением. Если хотите, это можно определить как паттерн, но даже в этом случае движения и развитие одержимости остаются спонтанными и интерпретируемыми.

Арриго Сакки по-прежнему является одним из главных приверженцев позиционной игры (вместе с Ринусом Михелсом и Пепом Гвардиолой). Сакки говорил, что "футбол рождается в мозгу". Что ты думаешь о футболе Сакки?

Сакки произвел революцию в итальянском футболе к концу века и, в более широком смысле, в футболе в целом. Он, несомненно, является одним из главных ориентиров в развитии позиционной игры со своими идеями и взглядами на футбол. Этот подход к футболу крайне позиционный и основан на коллективе, возможно, очень европоцентричном. Я лично очень восхищаюсь Сакки и его работой, особенно за предоставление нового взгляда на футбол, за то, что он бросает вызов нормам и продвигает наши идеи о футболе. Лично у меня нет подобного взгляда, особенно с таким упором на коллектив. Тем не менее, я ценю его идеи и его революционное мышление.

Как недавно заметил Джейми Гамильтон , "футбол в Европе всегда казался таким бессмысловым". Тем не менее, позиционная игра все больше и больше выглядела как способ зафиксировать игроков в заранее определенных местах… В чем отличие подхода функциональной игры к пространствам?

Позиционная игра борется с этой бессценарной природой футбола, обеспечивая идеальную (пространственную) организацию, в которой порядок усиливается, а команда берет на себя больший контроль над игрой (хаос). Этот контроль приходит в форме завоевания пространства, и эта цель возможна только тогда, когда пространство рассматривается как фиксированная и статическая сущность. Функциональная игра рассматривает пространство в ином свете, как было рассмотрено ранее, и, следовательно, не фокусируется на завоевании пространства с помощью коллективного порядка.

Европейский футбол страдает от избытка позиционизма?

Подавляющее преобладание позиционизма или любой другой философии естественным образом приводит к подавлению других методов мышления. В последние годы позиционная игра стала настолько сильной, что большинство футбольных матчей превратились в шахматные. Чемпионат мира продемонстрировал это в некоторых матчах, особенно, например, с Бельгией. На некоторые матчи было действительно больно смотреть и невозможно было получить удовольствие. При таком сильном доминировании без наличия альтернатив неизбежно достигается плато. Крайне важно, чтобы появились альтернативы и чтобы (европейский) футбольный ландшафт был диверсифицирован с точки зрения философии.

На самом деле большим сторонником функциональной игры является Фернандо Диниз из «Флуминенсе». Как ты объяснишь его стиль игры?

Диниз — ключевая фигура в развитии функциональной игры. Его команды выглядят абсолютно хаотично, если смотреть на них через позиционную призму. Его стиль характеризуется крайней приближенностью и полным отказом от позиций. Вы можете одновременно собрать семь или восемь игроков на определенном участке поля, что почти немыслимо в позиционной игре. Он принимает основные идеи функциональной игры, но благодаря предельному приближению и очень короткому стилю передачи они значительно улучшены. Помимо поля, стиль Диниза характеризуется акцентом на личности, не только на игроке, но и на личности. В многочисленных интервью Диниз говорит о человеке за пределами игрока; заботиться, сохранять и развивать личность.

Как ты думаешь, кто из тренеров, кроме Диниза, проповедует функциональную игру?

В Бразилии Доривал Жуниор и Ренато Гаушо - одни из самых известных тренеров. Лионель Скалони из Аргентины продемонстрировал аналогичный стиль, особенно с упором на усиление способностей Месси за счет улучшения отношений с товарищами по команде. В Европе такие стили есть у Рогера Шмидта, Лучано Спаллетти и Карло Анчелотти, и до сих пор они были чрезвычайно успешны в ЛЧ. Хуанма Лильо — еще один интересный специалист, ранее активно выступавший за позиционную игру, но теперь демонстрирующий функциональные признаки с "Аль-Саддом". Я уверен, что есть много других тренеров, но это те, которые приходят на ум.

Одной из основных характеристик игровой модели Диниза является использование диагональных атак. Можешь ли ты объяснить нам, что они собой представляют?

Как упоминал Джейми Гамильтон в статьях, их можно назвать escadinhas или лестницами. Лучший способ описать это, когда три или более игроков выстраиваются в линию по диагонали и используют манекены (или corta luz), чтобы продвигать мяч. Их можно найти на протяжении всей футбольной истории Бразилии, особенно в различных славных командах 1980-х и 1990-х годов. Это невероятно типично для бразильского футбола, и это очень спонтанная тактика. Для этого игроки должны естественным образом взаимодействовать на поле, поскольку не существует систематического метода создания таких сценариев. Очевидно, что такая близость и спонтанные движения являются прямым результатом отсутствия позиционных ориентиров в функциональной игре. В целом, это прекрасный способ связать профессиональный футбол с уличным футболом, что невероятно важно для бразильской культуры. 

Можно ли прямо сейчас классифицировать стиль игры любого тренера? Можно ли каждого тренера вставить в конкретную нишу, а-ля Кант?

Благодаря позиционной игре и растущей тактической гомогенизации в результате глобализации идей и принципов тренеров можно гораздо легче усвоить и разложить по полочкам. Однако даже в этом случае каждый тренер — другой человек, из другого места, с разным прошлым, с разным влиянием и т. д. С учетом этого невозможно сказать, что два тренера играют одинаково. Разделение тренеров на категории (позиционная игра, функциональная игра, вертикальный футбол, основанный на владении мячом) возможно, поскольку можно найти сходство. Хотя это возможно и делается, важно помнить, что два тренера/системы никогда не бывают одинаковыми.

Как и позиционная игра, реляционный футбол имеет другую структуру. Не мог бы ты объяснить различия между структурой и формой команды?

Мы часто склонны думать о структуре как о линейной, с правильными местами, где быть и как быть организованными, с логикой, геометрией и рациональностью. Например, «Манчестер Сити» играет по схеме 2–3–5. Однако такой подход к структуре ограничен, и когда появляются такие команды, как «Флуминенсе», что мы должны делать? Структуры также могут «существовать в эмерджентных (не навязанных) нелинейных формах», как выразился Джейми Гамильтон. Конечно, когда речь идет о командах с навязанной организацией, которые пытаются создать линейные структуры, справедливо использовать этот термин. Однако важно понимать, что это не единственный подход к структуре, и структуру таких команд, как «Флуминенсе» и «Наполи», также можно разобрать и проанализировать. Различие между формой и структурой, по крайней мере для меня, вносит ясность, когда речь идет конкретно о линейных организациях.

По словам Лучано Спаллетти, «в футболе больше не существует систем, все дело в пространстве, оставленном соперником. Вы должны быстро замечать их и знать правильный момент для удара, иметь мужество, чтобы начать движение, даже если вас принуждают». Что ты можешь сказать об игровой модели «Наполи»?

«Наполи» играет с функциональным подходом, и цитата Спаллетти ясно показывает это. Говоря о системах, Спаллетти имеет в виду линейные и позиционные организации. Как он утверждает, речь идет уже не о них, а о пространствах, взаимодействующих и связанных с ними. Когда атаковать их, как атаковать их. Функциональная игра «Наполи» естественно отличается от других функциональных команд. Это более расширенная версия, с другими прогрессиями и структурами, чем, например, "Флуминенсе". Разница является результатом контекста (тренер, игроки, страна, лига). Тем не менее, акцент на динамических пространствах, интерпретационных и реляционных движениях по-прежнему присутствует. Для меня в этом прелесть функциональной игры. Сохранение контекста, а не однородный подход к футболу.